Знакомство со схемой (графической моделью) предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знакомство со схемой (графической моделью) предложения



Беженова М.А.

Веселая грамматика. — Д.: Сталкер, 1998. 336 с: ил. (Серия "Скоро в школу")

Вместо предисловия

Данное пособие содержит конкретный, практический игровой материал по под­готовке ребенка 5-6 лет к школе по предмету "Обуче­ние грамоте"(овладение первоначальными навыками чтения и письма). Материал пособия соответствует про­грамме первого класса четырехлетней начальной шко­лы и направлен на формирование необходимых знаний и умений будущих первоклассников, являющихся базой для успешного обучения в начальных классах.

Идущий в современную школу малыш должен уметь самостоятельно мыслить, работать, творчески размыш­лять, строить высказывания. Ему необходимы не только прочные навыки чтения и письма, но и четкие знания о структуре речи и о звуковом строении слова. Книга включает в себя три основных раздела:

1. Знакомство со словом и предложением.

2. Ознакомление со звуковой стороной слова.

3. Обучение чтению.

Целями занятий первого раздела "Знакомство со словом и предложением" являются:

- вызвать интерес к слову;

- познакомить с термином "слово":

- научить самостоятельно называть разные слова;

- познакомить с тем, что слова в речи произносят­ся в определенной последовательности;

- познакомить с термином "предложение";

- научить выделять предложения из общего речево­го потока, членить предложения на слова, составлять предложения из одного-трех слов по сюжетным и пред­метным рисункам;

- познакомить с графической моделью предло­жения;

- научить составлять предложения по предложенным графическим моделям.

Второй раздел. "Усвоение ребенком звуковой сто­роны слова" — сложный процесс, который можно раз­делить на такие этапы:

• вслушивание в звучание слова, различение звуков.

• самостоятельное вычленение звуков из слова, ана­лиз его звуковой структуры.

Цели и задачи на этих этапах:

- дать понятие о звуках речи в сопоставлении с не­языковыми звуками;

- научить вслушиваться в звучание слов;

- самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове;

- осознавать звук как отдельный элемент в слове;

- дать понятие о звуках гласных и согласных, об от­личии их друг от друга по произношению;

- научить различать твердые и мягкие согласные на слух и по артикуляции;

- привить навык обозначения звуков условными значками, записывать звуковые модели слова;

- научить членить слово на части, т.е. слоги;

- научить различать одно-, дву-, трислоговые слова;

- выработать умение выделять ударение в словах.

И, наконец, цели и задачи третьего раздела "Обу­чение чтению":

- познакомить с буквами;

- научить основному приему чтения с ориентиров­кой на гласные звуки открытых и закрытых слогов, чи­тать слова постепенно усложняющейся звуко-слоговой структуры, правильно интонировать предложения, пра­вильно, четко, громко произносить слова, писать буквы, слоги, слова под диктовку, списывать с печатного тек­ста, проверять написанное;

- познакомить с переносом слов по слогам;

- познакомить с правилом написания слов с соче­таниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Книга рассчитана на занятия с детьми небольшой группой до 5-6 человек или индивидуально в "домаш­ней школе". Занятия в группе можно проводить в виде игры-соревнования. Ребенок, который правильно и бы­стро выполняет задания, отвечает на вопросы — наби­рает наибольшее количество фишек, — становится по­бедителем. В каждом разделе предложены разнооб­разные задания, игры, упражнения на различные виды деятельности, что дает взрослым возможность выбора. Старайтесь, чтобы занятия были непродолжительными и веселыми, тогда завтра ваш малыш снова захочет их возобновить. Чтобы занятия про­ходили в увлекательной атмосфере игры, были разно­образными, необходимо тому, кто будет выступать в роли учителя, подготовить некоторый дидактический материал:

- карточки из плотной бумаги для построения зву­ковых моделей слов;

- наборы карточек с предметными картинками, ма­ленькие и большие;

- набор сюжетных картинок;

- кассу букв;

- фишки для игр;

- некоторые игры, описанные ниже, такие, как "Сло­говое лото", "Путешествие по океану";

- схемы-модели предложений.

ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Знакомство со словом и предложением

1. Ознакомление со словом

Игра "Подскажи слово"

Шустрик когда-то знал очень много стихотворе­ний. Однажды он начал вспоминать их, но... за­был слова:

Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался… (зайка)

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку.. (мячик)

Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке...(лапу)

Все равно его не брошу, Потому что он...(хороший)

Целый день поет щегол В клетке на окошке. Третий год ему пошел, А он боится...(кошки)

Вот сколько слов вы подсказали и все слова в стихах теперь нашлись. Вы хорошо знаете стихотворе­ния А.Барто.

А сумеете подсказать слова из стихотворений Корнея Ивановича Чуковского?

Если не догадаетесь, будем думать вместе.

Жил на свете человекСкрюченные ножки, И гулял он целый век По скрюченной...(дорожке)

А за скрюченной рекой В скрюченном домишке Жили летом и зимой Скрюченные...(мышки)

И стояли у ворот Скрюченные елки, Там гуляли без забот Скрюченные…(волки)

И была у них одна Скрюченная кошка, И мяукала она, Сидя у…(окошка)

Задание. Вокруг нас существует великое мно­жество предметов. Назовите предметы, которые вас окружают в комнате, на улице. Говоря каж­дое слово, кладите фишку в коробку. Первым начинает Шустрик.

Тетрадь, стол….

Дети по очереди называют слова... С каждым сло­вом кладут фишку в коробочку. Посмотрите! Сколько много слов сказали ребята!

Игра "Пары слов"

Обращаясь к детям: - Я назову несколько пар слов. Вы должны запомнить слова в парах. По­том я назову любое из первых слов, а вы вспом­ните его "пару".

кошка – молоко мальчик - машина стол - пирог

тетрадь - карандаш школа - ученик музыка - радио

Если получается, игру можно усложнить:

• Попробуйте назвать любое слово из пары.

• Предложите запомнить большее количество пар слов (4—6).

Улица – метро колбаса – собака ночь - звезды

Вода – бассейн дорога – светофор магазин – продавец

клумба - цветок книга - портфель витрина - игрушки

лодка - рыбак поезд - вокзал чай - бутерброд

телевизор – мультфильм мед - пчелы дождь - грязь

зима - снег вода – сапоги пассажир - трамвай

аптека - лекарство книга - сказка учитель - оценка

молоко – кастрюля подарок – день рождения

Игра "Бывает — не бывает!"

(Физкультминутка)

— Дети, становитесь в ряд. Я буду говорить, а вы слушайте внимательно. Если такое бывает — стойте на месте. Если такого не бывает — при­седайте.


Волк бродит по лесу.

Волк на дереве сидит.

В кастрюле чашка варится.

Кошка по крыше гуляет.

Собака по крыше гуляет.

Лодка по небу плывет.

Девочка рисует домик.

Домик рисует девочку.

Мышка любит сыр.

Мама поехала на базар.

Кот купил колбасу.

Рыбка лежит на сковородке.

У курицы две ноги.

У слона четыре ноги.

Курица меньше индюка.

Хлеб дороже торта.

Ночью бывает радуга.

Внук младше дедушки.

Дедушка учится в школе.

На лугу пасется крокодил.

Козел дает молоко.

Девочка стирает платье.

Собака ест траву.

Кролик ест траву.

Ночью идет дождь.

 


Знакомство с предложением

Что делает кошка?

(Кошка пьет молоко)

— Этот ответ называется предложением. Я вы­ложу его с помощью слов-фишек.

Шустрик на каждое слово выставляет фишку.

Задание. Попробуйте сами составить предло­жение. Вначале назовите ктоизображен на ри­сунке, а потом скажите, что он делает.

 

Сколько слов в каждом предложении? (Сколько фишек — столько и слов.)

 

— С чем мы познакомились?

(С предложением)

Что мы учились делать?

(Составлять предложения.)

Из чего состоит предложение?

(Предложение состоит из слов.)

 

ЗАНЯТИЕ 2 1. Продолжение знакомства со словами

Игра "Собираем слова"

На прошлом занятии мы собирали с вами слова. Какие это были слова?

(Слова, которые называли предмет) Вспомним эти слова... (Дети по очереди называ­ют слова, кладут фишки в коробку. Каждому предостав­ляется возможность назвать слова, еще никем не назван­ные).

— А есть слова, которые являются п ризнаками предмета.

Игра "Узнай слово"

— Я буду называть признаки какого-нибудь предмета, а вы догадайтесь, о чем я говорю.

• Круглый, большой, резиновый, легкий... (Мяч)

• Темная, большая, низкая, дождевая... (Туча)

• Холодная, чистая, прозрачная, быстрая... (Вода, река)

• Белый, пушистый, холодный, скрипучий... (Снег)

• Голубое, чистое, безоблачное, прозрачное... (Небо)

• Добрая, хорошая, родная, ласковая, дорогая... (Мама)

• — Теперь давайте наоборот: я показываю предмет, а вы называете его признаки.

яблоко какое? (Вкусное, сладкое,спелое, сочное, красное и пр.)

Цветы какие? (Яркие, полевые, пестрые, красные, большие...)

— Какая бывает погода? (Солнечная, теплая, безветренная, морозная и т.д.)

 

Игра "Скажи наоборот"

— Я буду говорить слово-"признак", а вы тоже на­зывайте, но наоборот, например:


большой - маленький

толстый - тонкий

черный - белый

горячий - холодный

пустой - полный

легкий - тяжелый

чистый - грязный

больной - здоровый

ленивый - трудолюбивый

храбрый - трусливый

послушный - балованный

богатый - бедный

сильный - слабый

веселый - грустный

красивый - безобразный

широкий - узкий

высокий - низкий

твердый - мягкий

гладкий - шершавый

кислый - сладкий

детский - взрослый

добрый - злой


2. Работа над предложением

Задание. Придумайте предложение по картин­ке, состоящее:

• из двух слов;

• из трех слов;

• из четырех слов. Выставляем слова-фишки.

Что делают дети? (Дети играют) "Дети" — выставляют одну фишку "играют" — кладут рядом другую фишку.

— Прочитайте это предложение. Учитель указывает на фишки по отдельности.

— Что делает мальчик? Из чего состоит предложение? (из слов)

Прочитать весь текст.

Работа над предложением

Скажите: — Ребята занимаются. Потом спросите у детей:

Что я сейчас произнес? (Предложение)

Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

Как мы можем записать предложение? (При помощи схемы)

Что обозначают черточки?

Как обозначается начало?

Задание № 1. Составьте предложение по кар­тинке, сосчитайте в нем количество слов и за­пишите его схему. (Предлоги обозначайте более короткой черточкой, как маленькое слово).

Подготовьте набор сюжетных картинок для инди­видуальной работы в группе. Используя их, можно про­вести игру "Кто составит больше предложений?"

Упражнение в определении количества слов в предложении. (Для 6-летних)

Составить схему предложения на слух (Не более 4-5 за занятие)


Рома пил молоко.

Юре купили машину.

Мама кормила малыша.

Папа удил рыбу.

Сестра получила открытку.

Ира читала книгу.

Кукла упала на пол.

Собака лежала на коврике

Саша ушел в школу.

Ребята играли в прятки.

Мама приехала к бабушке.

У Шуры кукла.

У кошки появились котята.

На крючок попался башмак

В норе жил большой жук.

В марте появились подснежники.

• Мы поздно возвращались из театра.

• Юля завернула в кулек свой завтрак.

• Оля и Юля гуляли на улице.

• Вова рос крепким и сильным мальчиком.


Задание № 2. Составьте предложение с за­данным словом и сосчитайте количество слов в нем.

Например, со словом "берег". С любым другим словом.

Задание № 3. Составьте предложения с не­сколькими словами:

..."Птица свила"... или ..."Старушка жила"

Задание № 4. Запишите схемы предложений под диктовку.

Дети вышли гулять,

Саша взял санки.

Прибежал пес.

Ребята вместе лепили снеговика.

 

Тема: Ознакомление со звуковой стороной слова

(Формирование начальных фонетических представлений)

 

ЗАНЯТИЕ 5 1. Понятие о речевых органах, гласных и согласных звуках

Тысячи разных звуков окружают человека в квар­тире (тиканье часов, урчание холодильника, звонок теле­фона...) и на улице (шелест листвы, журчание ручейка, шуршание шин по асфальту). Но среди всего этого мно­гообразия мы легко различаем звуки человеческой речи. Чем же отличаются они (звуки речи) от других звуков? Они несут особую информацию. В языке все имеет зву­ковое выражение. Например, о чем вам говорят звуки [о], [т], [к]? Но стоит тем же звукам стать в определенном порядке, как сразу станет ясно, о чем идет речь [кот] или [ток]. Каждый звук в слове занимает свое место. Если его заменить — слово разрушится или превратится в другое.

Звуковую сторону речи изучает наука фонетика. Название ее образовано от греческого слова phone, что означает "звук". Обучение грамоте начинается именно с изучения звуков.

Ребята, скажи­те, при помощи чего человек раз­говаривает?

(При помощи языка, губ, зубов, твердого нёба)

• Эти органы так и называются — органы речи.

— При помощи чего я произношу такой звук:

[б] — (при помощи губ, смыкая их)

[т] — (языка, зубов)

[ф] — (губ, зубов)

[л'] — (языка, твердого нёба)

[у] — (сложенных в трубочку губ)

— Во время произношения какого звука кончик язы­ка дрожит?

(Когда произносишь [р])

Звуки речи бывают разные. Одни легко и свобод­но вырываются наружу, не встречая на своем пути ни­каких преград.

— Что это за звуки, при произнесении которых струя воздуха выходит изо рта свободно?

([а], [о], [у], [ы], [э], [и]).

Они называются гласные от слова "глас", т.е. го­лос. Потому что они голосные, их можно петь. Распе­вать их можно громко и долго, переходя от одного к другому. Вот послушайте:

Аааааааа! или Ooooooo! Aaaayyyyy! Эээээииии!

Другим звукам живется хуже. Чтобы вам их произ­нести, воздуху приходится прорываться через преграды, которые ставят ему губы, зубы, язык. Такие звуки назы­ваются согласные. Их никак нельзя пропеть, получится только шум. Называются они так, наверное, потому, что согласный можно произнести или пропеть только вме­сте с гласным, поэтому и называют их согласные.


Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается... (Гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные... согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

В.Берестов


Гласный звук будем рисовать значком "О" (это наш открытый ро­тик, когда воздух выходит из него свободно).

Согласный звук — вот таким знач­ком — (это прегра­да на пути прохо­дящего воздуха, которую создают губы, зубы или язык).

 

Упражнение в распознавании гласных и соглас­ных звуков.

У каждого ребенка по 2 карточки: О и

— Я буду называть звуки гласные или согласные (твердые), а вы поднимайте соответствующую карточку.

Игра "Кто больше?" (На вычленение первого звука в словах).

Приготовьте набор карточек с предметными картинками. Каждый ребенок по очереди тянет карточ­ку и называет первый звук данного слова. Если назвал правильно — карточку оставляет себе, если неправиль­но — отдает обратно. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек.

Задание. Рассмотрите рисунки и назовите пер­вый звук в словах.

Игра "Назови первый звук в слове"

Показывая детям Буратино, разыгрываете инсце­нировку:

"Буратино скоро пойдет в школу, а сегодня при­шел к нам на занятие, чтобы научиться узнавать в сло­вах первый звук."

Спрашиваете куклу: — С какого звука начинается твое имя?

Буратино качает головой.

— Дети, помогите ему, скажите, с какого звука начинается имя Буратино?

Определите с какого звука начинаются ваши имена?

А теперь можем поиграть в магазин. Игра "Магазин игрушек".

Выставьте на "прилавок" несколько игрушек, мелких предметов. И предложите:

Ребята, вы можете купить любую понравившу­юся игрушку, правильно назвав первый звук в слове, ко­торым она называется. Например: кукла[к] медвежонок[м] и т.д.

Задание Внимательно рассмотрите картинки и назовите слова, которые начинаются со звука [д]:

Затем слова, начинающиеся на звук [ш]; [л]; [к] и т.д.

Вариант II

— Я буду называть слово по этим картинкам без первого звука. А вы отгадайте, что это за слово:

… уба _ [ш] (шуба) …атон - [б] и т.д.

Игра "Не ошибись".

Ведущий говорит: — Я читаю слова, а вы выделяйте начальный звук слова и поднимайте соответствующую карточку: Если согласный – синий квадрат, если гласный – красный.

клен; ива; аист; молоко; картофель; жук; арбуз; иголка; имя; хвост; чай; ужин; экскаватор; овод; шмель...

2.Продолжение работы над предло жением

Задания: • Составить предложения по картинке:

а) с данным словом

б) с данным сочетанием слов

* Составьте предложение, все слова в котором начинаются на один и тот же звук — [м]

Мама мылит мылом Машу.

• Все слова должны начинаться на [к] (Костя красит калитку). Или на звук [п].

ЗАНЯТИЕ 6 1. Развитие фонематического слуха, закрепление умения выделять первый звук в словах, различать гласный и согласный звуки, обозначать звук условными значками

— Послушайте рифмовки. Какой звук в них повто­ряется чаще других?

Спит спокойно сытый сом, Смотрит сладко сотый сон. [с]

Шапкой Мишка шишки сшиб. [ш]

Жужжит над жимолостью жук, Тяжелый на жуке кожух. [ж]

На горе, на горке наш герой Егорка. [г]

Рыла свинья - тупорыла, полдвора рылом изрыла. [р]

Какие это все были звуки? (Согласные)

— Назовите согласные звуки.

— Вспомните звуки, при произне­сении которых струя воздуха про­ходит свободно. Как они называ­ются? (Гласные)

Назовите гласные звуки. Их всего 6. ([а; о; у; и; ы; э])

Игра "Подними карточку"

Я буду читать слова — говорит ведущий, — а вы поднимайте карточку начального звука: [J или [о]


Груша,

апельсин,

виноград,

орех,

ананас,

конфета,

мандарин

ирис,

изюм,

банан,

мороженое и др.


Игра "Узнай слово"

Я произнесу слово медленно, растянуто — го­ворит с таинственным видом Шустрик. — А вы попытай­тесь угадать, какое я сказал слово. И начинает говорить. не отрывая звуки друг от друга.

Ммммммаааааммммммааааа! (мамакричат дети)

• Теперь узнайте другое слово: ссссттттоооолллл! (стол) ххххллллееееббббб! (хлеб)

• Если дети легко справляются с заданием, усложни­те его, называя звуки в слове как отдельные самостоя­тельные единицы. Это упражнение поможет малышам как бы заглянуть в звуковой строй слова, уловить после­довательность звуков. Игра развивает слуховое воспри­ятие, дает возможность осознать звук как отдельный элемент в слове.

[с], [о], [н], [ц], [э] — солнце [ч], [а], [с], [ы] — часы

Упражнение № 1. Выкладывание схем неболь­ших слов. Назовите звук и сделайте паузу, дай­те ребенку время выложить нужную карточку, за­тем называйте следующий звук и т.д. Ребенок должен сосчитать количество выложенных карточек — количе­ство звуков в слове и узнать слово.


[Д]. [о], [м],

Син, красн, син

В слове "дом" 3 звука.

[н], [о], [с]

В слове "нос" 3 звука.

Син, красн, син

• [к], [р], [а], [н]

4 звука

 

Син, син,красн, син

• [р], [а], [Д], [у], [г], [а]

Син, кр, син, кр, син, кр


Игра "Подскажи Петрушке звук"

Ведущий объявляет:

В гости к нам пришел Петрушка, он сейчас бу­дет говорить слова, но в некоторых будет нарочно недо­говаривать последний звук. Его вы и должны подсказать.


• На солнышке грелся черноухий котено... [к]

• Охотники развели в лесу косте...[р]

• Ученик держал в руке каранда... [iu]

• На лесную поляну выбежал зая... [ц]

• По стволу стучал пестрый дяте... [л]

• Белочка спрятала орешки в дупл... [о]

• По двору бродили утк... [и]…..


Игра "Подбери слово"

Играют дети по очереди.

Первое слово говорит Шустрик. Например, "щенок".

На какой звук заканчивается слово?

(на [к]) Значит следующий ребенок должен подобрать сло­во на звук [к]: кот, потом на [т]топор и т.д.

• Если слово заканчивается на мягкий согласный как в слове соль - [л'], то дети должны подобрать следую­щее слово на этот же звук, а не на твердый [л] Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей ока­жется не в состоянии назвать нужное слово.

Игра "Отбери нужный рисунок"

Играть могут 2 человека или 2 команды, можно всем поочередно. Задание:

1) Выберите тот предмет на картинке, название которо­го оканчивается на гласный.

2) Выберите тот предмет на картинке, название которо­го оканчивается на согласный.

• Тот, кто правильно называет слово, забирает кар­точку себе. Победителем становится набравший боль­шее количество карточек.

Задание №1 (индивидуальное)

У каждого ребенка карточка, наподобие той, что изображена на рисунке. Количество кружков — это ко­личество звуков в слове.

Нужно соединить слова с картинками при помо­щи линий. Кто выполнит задание правильно и быстро, тот победил. Так выглядит карточка до и после работы.

• Задание можно усложнить, выполнив на карточке 5-6 рисунков и, соответственно, схем. Варианты карточек:

Задание №2 Послушайте стихотворения и назовите звук, который заблудился.

Неизвестно, как случилось,

Только звук-то заблудился:

Заскочил он в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Закричал охотник: "Ой!"

Двери (звери) гонятся за мной! [з]

На виду у детворы крысу (крышу) красят маляры. [ш]

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: "Там ползет зеленый

лук (жук) С длинными усами!" [ж]

Синеет море перед нами, летают майки (чайки) над волнами. [ч]

Задание № 1

Напишите в тетради такой значок. Печатание буквы "А".

Задание № 2

• Назовите слова, которые начинаются на звук [а] (автобус; август; армия; аист; адрес...).

• Назовите слова, где звук [а] находится в середине слова: (каша; мак; макароны; пряники; тапки...)

• Назовите слова, в которых звук [а] находится в конце слова (кошка; слониха; птица; бумага; змея...)

Упражнение в узнавании звука [а] в словах.

— Я буду называть слова, — говорит Шустрик. — Если в слове есть звук [а], хлопните в ладоши и поста­райтесь назвать его место в слове (в начале, середине или конце). Если в слове звука [а] нет — не хлопайте.

Тюльпан; василек; флоксы; кактус; розы; гладиолусы; лилии; астры; хризантемы; кувшины; одуванчик; ромашка; мимоза; цветы.

Игра "Кто больше?"

Каждый ребенок по очереди, взяв карточку с предметным рисунком, определяет наличие звука [а] в слове и его месторасположение. Если ответ верный — карточка с рисунком ос­тается у него. Если отве­тил неверно — кладет карточку обратно в короб­ку. Победителем стано­вится набравший наи­большее количество кар­точек-слов.

Упражнение в сливании звуков. Ведущий говорит: — Я буду называть согласный звук, а вы причи­тывайте к нему звук [а] по схеме:


М – ма Н – на П – па Ж – жа С – са …


• Буква "А" может обозначать не только один звук, но и целое слово, только маленькое.

ПОСЛУШАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: "Кот мяукает, а петух кукарекает."

Сколько здесь слов?

— Составьте схему этого предложения.

Задание Придумайте самостоятельно предложения на противопоставления с маленьким словом "а". Запишите его схему.

Задание. Просмотрите весь текст. Подчеркните все буквы "а" в тексте.

П У Т А Н И Ц А


Пингвиныжители пустыни,

Ужата очень любят дыни,

Шоферы знают толк в малине,

Ребята ползают в трясине,

Верблюды плавают на льдине,

Медведи возят груз в машине.

Неспешно ходит черепаха,

Колючий лев в траве таится,

Могучий еж не знает страха,

За ним охотится лисица.

Нет ни склада тут, ни лада...


• Переставьте все, как надо!

Какой звук она обозначает?

Что такое буква? (Значок для обозначения звука)

ЗАГАДКИ

Был ребенок, не знал пеленок,

Стал стариком — сто пеленок на нем.(капуста)

Задание № 1. Выложите звуковую модель это­го слова и других отгадок.

Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)

В огороде вырастаю. А когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят.(помидор)

Игровое упражнение

У Саши был друг Снеговик. Пришел Саша од­нажды к другу и говорит:

— Давай играть, будем делить слова на части.

— Согласен, — отвечает Снеговик. Посмотри повнимательнее на мою одежду и ска­жи, что из нее называется словами из двух частей.

А Снеговик даже не понимает, о чем это его спра­шивают. Ребята, помогите Снеговику назвать такие слова. (Шапка, шуба, шарфик и т.д.)

Поблагодарил Снеговик ребят за помощь.

— А теперь вы скажите, названия каких предме­тов в моем рюкзаке состоят из трех слогов?

(Удочка, шахматы, бублики, одежда, консервы, ка­рандаш, ракетки, панама...)

Игра: «Купи игрушку»

— Название этой игрушки состоит из одного слога. Тот, кто называет правильно, берет игрушку себе.

После того, как все игрушки с односложными словами будут раскуплены, Шустрик предложит купить игрушки, в названии которых 2 слога, затем 3 слога.

— Почему никто не стал покупать Буратино и Чебу­рашку?

(В названии этих игрушек 4 слога)

2. Звук [о] и буква "О'

— С какими буквами вы уже познакомились?

— Догадайтесь, какую букву вы будете изучать сейчас?

Обруч катится легко, Он похож на букву...

Задание № 1

Напишите букву "О" в тетрадях. Печатание буквы "О".

Упражнение № 1 (на развитие фонематичного слуха).

Определите звук [о] в словах на слух и назовите его местоположение (в начале, середине, конце слова).


бинокль;

ведро;

вода;

картон;

лимон;

посуда;

метро;

окунь;

рисунок;

окно;

коробка;

очки;

молодец.


Задание № 2. Назовите слова со звуком [о]. В начале слова: (обруч; осы; осень...)

В середине слова: (стол; моль; рот; телефон...)

В конце слова: (метро, пальто, молоко, окно...)

Упражнение в сливании звуков.

— Причитывайте к согласному, который я назову, звук [о].

[м] - [мо] [к] - [ко] [д] - [до] [Ц] - [ЦО] [п] - [по] и т.д.

Игра "Поле чудес"

— Отгадай названия предметов, "записанных" на карточках. Все эти предметы находятся в твоей ком­нате:

-у- --о- -у-а-а

4 звука, 3-й звук [о] (стол) 6 звуков, половина из

3-й звук [у] (стул) них тебе известны. (бумага)

Загадки

Не моторы, а шумят, Не пилоты, а летят, Не змеи, а жалят. (Осы)

Прошла по лугам, По лесам и полям, Припасы она заготовила нам. Упрятала их в погреба, в закрома. Сказала: "За мною нагрянет зима".(Осень)

Что за дерево стоит — Ветра нет, а лист дрожит? Осина)

Как можно узнать сколько слогов в каждом слове? (По количеству гласных).

(А сколько гласных в слове, столько и слогов).

Задание

Назовите слова со звуком [и]

• В начале слова: (индюк, имя, ирис.)

• В середине слова: (лиса, книга, число)

• В конце слова: (руки, очки, сапоги...)

Упражнение в сливании звуков.

— Причитывайте к согласному, который я назову звук [и], — предлагает Шустрик.


[в] - [ви]

[г] - [ги]

[д - [ди]

[с] - [си]

[р] - [ри]

[ф] - [фи]


Как изменяются согласные, если после них стоит гласный [и]?

(Они смягчаются)

Все ли согласные смягчаются перед [и]?

(Нет, твердые согласные [ж]; [ш]; [ц] не смягчаются)

• Буква "И", как и другие буквы (А; У), может обозна­чать отдельное слово. Например:

Мальчики и девочки читают.

Ребята посадили дуб и березку.

Теперь вы придумайте предложения с малень­ким словом "и", составьте его схему.

Задание Напишите в тетрадях под диктовку буквы

О У А И

Запишите "песенки", которые поют буквы:

АИ; ОУ; АУ; И А.

ЗАНЯТИЕ 13 1. ЗВУК [ы]. буква "Ы"

Задание № 1 Составьте звуковые схемы слов: ШАР ШАРЫ - О - О

Чем отличаются эти слова? (Количеством звуков)

Какой звук появился в слове "шары"?

Что это за звук? (Гласный)

Звук [ы] обозначается специальным значком-буквой "Ы". Посмотрите, какая она

Смешно мальчишкам и девчонкам:

Проходят рядом толстый с тонким.

Они идут, не понимают,

Что букву Ы напоминают.

Задание № 2 Напишите в тетради букву «Ы».

Печатание буквы "Ы". Внимание! Она состоит из двух отдельных элементов.

Упражнение в слиянии звуков,

[Д] + [ы] = [Ды] [к] + [ы] = [кы] [м] + [ы] = [мы] [с] + [ы]= [сы]

Какой согласный слышится в этом слиянии звуков? (Твердый)

Звук [ы] произносится только после твердых согласных.

Нужно различать: при слиянии со звуком [и] - со­гласный смягчается; при слиянии со звуком [ы] — со­гласный остается твердым.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

— Если услышите в слове звук [ы], хлопните в ладоши.

Я нырну на глубину,

В гости к рыбам загляну!

Только жаль, на глубине

Ничего не слышно мне!

Задание № 3 Назовите слова со звуком [ы]. Укажите, где он находится в слове:

Столы, рыба, дыня, сыр, зубы, лыжи, тысяча, тыква…

Запомните! В русском языке звук [ы] никогда не употребляется в начале слова.

Задание Измените слово так, чтобы появился звук [ы]


Кран – краны

Лиса – лисы

Звезда – звезды

Гриб – грибы

Огурец - огурцы

Продолжите ряд таких слов.


2. Закрепление деления слов на слоги

Игра "Телеграф"

— Я буду называть слова, а вы их по "телеграфу" передавайте в другой город.

Например: — В слове "папа" — 2 слога. Сколь­ко раз нужно простучать?

(2 раза) Шустрик называет любое слово — ребенок дол­жен суметь отстучать его по слогам:

Лы – жи; спорт; по – езд; снег; мед; са – мо – лет; ….

II вариант игры —Теперь я отстучу слово, но произносить буду только первый слог, остальные — стучать. А вы угадайте, что это за слово.

Сумм – (ка); мя – (чик); цве – (ток); те – (ле – фон); во – (ро – бей); гра – (ни – ца).

Игра "Говори — не задерживай"

Дети должны стать, образовав круг. Один из них первым говорит какое-нибудь слово (громко и по сло­гам). Рядом стоящий должен сказать слово, начинаю­щееся с последнего слога только что произнесенно­го слова. Он так же проговаривает свое слово громко по слогам, чтобы следующий мог легко выделить са­мый последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Например, первый ребенок произнес слово "ваза", следующий по кругу говорит слово "задача", следующий "часы" и т.д. Если кто-либо из де­тей не может быстро назвать слово, слишком долго думает, по­вторяет уже названное или оши­бается, он должен выйти из кру­га (или отдать фант). Постепен­но круг играющих сужается.

Игра "Угадай слово" по его схеме.

• Дикое животное с ценным мехом, (лиса)

= о - о

• Домашнее животное. (собака, корова)

• Кондитерское изделие, (торт) - о - -

• Овощ. (помидор) - 0= 0 – 0 -

• Предмет из школьных принадлежностей, (пенал) = о – о –

ЗАНЯТИЕ 14 1. Звук [э]. буква "Э"

— Какой звук слышится во всех этих словах:

эхо; экспресс; аэродром; поэт; электричество; этаж (Звук[э])

• Обозначается звук [э] вот таким значком: Это -Э

С открытым ртом И большущим языком. Г. Юдин

• Далее знакомство с буквой проходит по той же ме­тодике, что и раньше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.35 с.)