Многомерные СУБД. Понятия «Измерение», «Мера». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многомерные СУБД. Понятия «Измерение», «Мера».



Многомерная СУБД - одна из моделей организации системы управления БД, основанная на многомерном представлении данных.

Особенности:

В СУБД, основанных на многомерном представлении данных, данные организованы не в форме реляционных таблиц, а в виде упорядоченных многомерных массивов: гиперкубов (все хранимые в базе данных ячейки должны иметь одинаковую мерность, то есть находиться в максимально полном базисе измерений) и/или витрин данных, представляющих собой предметно-ориентированные подмножества хранилища данных, спроектированные для удовлетворения нужд отдельной группы (сообщества) пользователей и удовлетворяющие требованиям защиты от несанкционированного доступа в организации; они обеспечивают более быструю реакцию на запросы сведений за счет того, что обращения поступают к относительно небольшим блокам данных, необходимых для конкретной группы пользователей. Для достижения сравнимой производительности реляционные системы требуют тщательной проработки схемы базы данных, определения способов индексации и специальной настройки. В случае многомерных баз данных, как правило, не требуется даже указание на то, по каким реквизитам (группам реквизитов) требуется индексация данных. Ограничения SQL остаются реальностью, что не позволяет реализовать в реляционных СУБД многие встроенные функции, легко обеспечиваемые в системах основанных на многомерном представлении данных. Вместе с тем, реляционные СУБД обеспечивают качественно более высокий уровень защиты данных и разграничения прав доступа, а также имеют более развитые средства администрирования и реальный опыт работы с большими и сверхбольшими базами данных. В то время, как для многомерных баз данных, в настоящее время отсутствуют единые стандарты на интерфейс, языки описания и манипулирования данными. Многомерные СУБД не поддерживают репликацию данных, наиболее часто используемую в качестве механизма загрузки.

 

Достоинства:

· В случае использования многомерных СУБД поиск и выборка данных осуществляется значительно быстрее, чем при многомерном концептуальном взгляде на реляционную базу данных, так как многомерная база данных денормализована, содержит заранее агрегированные показатели и обеспечивает оптимизированный доступ к запрашиваемым ячейкам.

· Многомерные СУБД легко справляются с задачами включения в информационную модель разнообразных встроенных функций, тогда как объективно существующие ограничения языка SQL делают выполнение этих задач на основе реляционных СУБД достаточно сложным, а иногда и невозможным.

 

Недостатки:

· Необходимость привлечения высококвалифицированных программистов для малейших изменений структуры базы данных.

· Невозможность для конечного пользователя самостоятельно анализировать данные в порядке, не предусмотренном программистами.

 

Измерение – последовательность значений одного из анализируемых параметров; для времени – последовательность дней, для параметра «регион» - список городов.

Множественность измерений предполагает представление данных в виде многомерной модели. По измерениям в многомерной модели откладывают параметры анализируемой области, точки на пересечении значений измерений – соответствующие анализируемые значения (например, объем продаж).

Измерения — ключевая концепция многомерных баз данных. Многомерное моделирование предусматривает использование измерений для предоставления максимально возможного контекста для фактов. Измерения используются для выбора и агрегирования данных на требуемом уровне детализации. Измерения организуются в иерархию, состоящую из нескольких уровней, каждый из которых представляет уровень детализации, требуемый для соответствующего анализа.

Мера, факт, показатель (measure). В срезе записывается в ячейках. Ячейка (cell) - атомарная структура куба, соответствующая полному набору конкретный значений измерений.

Мера, или факт, или показатель (Measure) — параметры предметной области, служащие предметом анализа

Технология OLAP.

 

OLAP (On-Line Analytical Processing) – это класс приложений и технологий, предназначенных для оперативной аналитической обработки многомерных данных (сбор, хранение, анализ) для анализа деятельности корпорации и прогнозирования будущего состояния с целью поддержки принятия управленческих решений. Технология OLAP применяется, чтобы упростить работу с многоцелевыми накопленными данными о деятельности корпорации в прошлом и не погрязнуть в их большом объеме, а также превратить набор количественных показателей в качественные, позволяет аналитикам, менеджерам и управляющим сформировать свое собственное видение данных, используя быстрый, единообразный, оперативный доступ к разнообразным формам представления информации. Такие формы, полученные на основании первичных данных, позволяют пользователю сформировать полноценное представление о деятельности предприятия.

Функциональность OLAP, как систем реализующих интеллектуальный анализ данных, заключается в динамическом многомерном анализе консолидированных данных предприятия, направленном на поддержание следующих аналитических и навигационных видов деятельности пользователя:

· вычисления и моделирование, примененные к измерениям и/или их конкретным элементам, использующие информацию об иерархиях

· анализ временных тенденций и взаимозависимостей показателей (анализ трендов), учет которых помогает повысить качество принимаемых оперативных и стратегических решений

· формирование срезов многомерного представления для просмотра на экране

· переход к более глубоким уровням детализации

· доступ к исходным данным

· "вращение" многомерных представлений: перемещение измерений с целью формирования различных форм представления данных на экране компьютера

OLAP-технология

OLAP-технология является альтернативой традиционным методам анализа данных, основанным на различных системах реализации SQL-запросов к реляционной БД. OLAP-системы играют важнейшую роль в анализе и планировании деятельности крупных предприятий и являются одним из направлений развития ИТ. В основу кладутся требования людей принимающих решения к предоставляемой информации, сложившейся индивидуальные особенности ведения дел и принятый механизм принятия решения. С точки зрения пользователя основное отличие OLAP-системы от ХД заключается: в предметной структурированности информации (именно предметной, а не технической). Работая с OLAP-приложением, пользователь применяет привычные категории и показатели – виды материалов и готовой продукции, регионы продаж, объем реализации, себестоимость, прибыль и т. п. А для того чтобы сформировать любой, даже довольно сложный запрос, пользователю не придется изучать SQL. При этом ответ на запрос будет получен в течение всего нескольких секунд. Кроме того, работая с OLAP-системой, экономист может пользоваться такими привычными для себя инструментами, как электронные таблицы или специальные средства построения отчетов.

Главная особенность аналитических БД (OLAP) – это возможность формирования нерегламентированных запросов к аналитической БД. Загрузка данных в систему производится из оперативной БД предприятия. Корпоративная аналитическая система может состоять из нескольких модулей, каждый из которых обрабатывает несколько информационных массивов, необходимых для проведения всестороннего анализа соответствующего аспекта деятельности предприятия. Информационная модель, на основе которой разработана информационная система, в полном объеме описывает все аспекты предметной области и обеспечивает наглядность и простоту доступа к необходимым для анализа данным.

OLAP (On-Line Analytical Processing) - это не отдельно взятый программный продукт, не язык программирования и даже не конкретная технология, это совокупность концепций, принципов и требований, лежащих в основе программных продуктов, облегчающих аналитикам доступ к данным. Термин OLAP очень популярен в настоящее время и OLAP-системой зачастую, но не совсем верно, называют любую DSS-систему, основанную на концепции ХД и обеспечивающих малое время выполнение (On-Line) аналитических запросов, не зависимо от того, используется ли многомерный анализ данных.

116. Операции манипулирования Измерениями. Формирование "Среза" (Slice). Операция "Вращение" (Rotate). Отношения между измерениями. Операция Агрегации (Drill Up). Операция Детализации (Drill Down).

 

Формирование "Среза". Пользователя редко интересуют все потенциально возможные комбинации значений Измерений. Более того, он практически никогда не работает одновременно сразу со всем гиперкубом данных. Подмножество гиперкуба, получившееся в результате фиксации значения одного или более Измерений, называется Срезом (Slice). Например, если мы ограничим значение Измерения Модель Автомобиля = "ВАЗ2108", то получим подмножество гиперкуба (в нашем случае - двухмерную таблицу), содержащее информацию об истории продаж этой модели различными менеджерами в различные годы.

Операция "Вращение". Изменение порядка представления (визуализации) Измерений (обычно применяется при двухмерном представлении данных) называется Вращением (Rotate). Эта операция обеспечивает возможность визуализации данных в форме, наиболее комфортной для их восприятия. Например, если менеджер первоначально вывел отчет, в котором Модели автомобилей были перечислены по оси X, а Менеджеры по оси Y, он может решить, что такое представление мало наглядно, и поменять местами координаты (выполнить Вращение на 90 градусов).

Отношения и Иерархические Отношения. В нашем примере значения Показателей определяются только тремя измерениями. На самом деле их может быть гораздо больше и между их значениями обычно существуют множество различных Отношений (Relation) типа "один ко многим".

Например, каждый Менеджер может работать только в одном подразделении, а каждой модели автомобиля однозначно соответствует фирма, которая ее выпускает:

Менеджер -> Подразделение;

Модель Автомобиля -> Фирма-Производитель.

Заметим, что для Измерений, имеющих тип Время (таких как День, Месяц, Квартал, Год), все Отношения устанавливаются автоматически, и их не требуется описывать.

В свою очередь, множество Отношений может иметь иерархическую структуру - Иерархические Отношения (Hierarchical Relationships). Вот только несколько примеров таких Иерархических Отношений:

День -> Месяц -> Квартал -> Год;

Менеджер -> Подразделение -> Регион -> Фирма -> Страна;

Модель Автомобиля -> Завод-Производитель -> Страна.

И часто более удобно не объявлять новые Измерения и затем устанавливать между ними множество Отношений, а использовать механизм Иерархических Отношений. В этом случае все потенциально возможные значения из различных Измерений объединяются в одно множество. Например, мы можем добавить к множеству значений Измерения Менеджер ("Петров", "Сидоров", "Иванов", "Смирнов"), значения Измерения Подразделение ("Филиал 1", "Филиал 2", "Филиал 3") и Измерения Регион ("Восток", "Запад") и затем определить между этими значениями Отношение Иерархии. Например:

"Восток" "Запад" "Филиал 1" "Филиал 2" "Филиал 3" "Петров" "Сидоров" "Иванов" "Смирнов" "NA" "NA" "Восток" "Восток" "Запад" "Филиал 1" "Филиал 1" "Филиал 2" "Филиал 3"

Операция Агрегации. С точки зрения пользователя, Подразделение, Регион, Фирма, Страна являются точно такими же Измерениями, как и Менеджер. Но каждое из них соответствует новому, более высокому уровню агрегации значений Показателя Объем продаж. В процессе анализа пользователь не только работает с различными Срезами данных и выполняет их Вращение, но и переходит от детализированных данных к агрегированным, т.е. производит операцию Агрегации (Drill Up). Например, посмотрев, насколько успешно в 1995 г. Петров продавал модели "Жигули" и "Волга", управляющий может захотеть узнать, как выглядит соотношение продаж этих моделей на уровне Подразделения, где Петров работает. А затем получить аналогичную справку по Региону или Фирме.

Операция Детализации -Переход от более агрегированных к более детализированным данным уровне Региона, пользователь может захотеть получить более точную информацию о работе конкретного Подразделения или Менеджера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.011 с.)