Понятие емкости и насыщенности рынка. Методические подходы к расчету емкости рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие емкости и насыщенности рынка. Методические подходы к расчету емкости рынка.



Емкость R – это количество (стоимость) товара, который может поглотить R, при определенных условиях за какой-то промежуток времени. Иногда этот показатель определяется подобно спросу с помощью многофакторной прогнозной модели спроса. Этот прогноз носит вероятностный характер.

Емкость R может быть выражена формулой, построенной по схеме:

Е - емкость R (количество или стоимость продуктовтов и услуг, которые могут быть куплены в определенном периоде);

Si – численность i-й группы потребителей;

κ – уровень (коэффициент) потребления в базисном периоде или норматив потребления i-й группы потребителей (нормативы: технологические для средств производства, физиологические для продуктов питания и рациональные для непродовольственных товаров и услуг);

Эх - коэффициент эластичности спроса от цен и доходов;

Р -V нормального страхового резерва товаров;

Н - насыщенность R-V товаров, имеющихся в домашнем хозяйстве населения или средств производства на предприятиях на данный момент времени или за его отрезок;

Иф - физический износ товаров;

Им - моральный износ товаров;

А - альтернативные рынку формы удовлетворения потребителей (в частности, натуральные источники потребления и др.), а также потребление товаров-заменителей;

С - доля конкурентов на R.

Показатель насыщенности R оказывает сильное влияние на цикличность, ограничивая спрос.

Насыщенность R - это степень обеспеченности потребителей товарами, определяется экспертным путем или на основе выборочного обследования домашних хозяйств.

Для товаров длительного пользования используется балансовый метод расчета:

Нк = Нн + П - В

П - посутпления;

В - выбытие;

Нк - насыщенность на конец;

Нн - насыщенность на начало;

Под насыщенностью R понимают также наличие товаров в торговой сети в свободной продаже.

Обычно для расчета потенциальной емкости R достаточно выбрать два-три метода из следующих трех групп методов:

1. Определение круга потенциальных потребителей и обработки вероятного числа заказов, которое от них можно получить:

а) анализ статистических данных по региону и выявление потребностей в продукте на базе средних норм потребления (как правило, для потребительских товаров);

б) определение потребности в данном продукте наиболее важных оптовых потребителей или на базе портфеля заказов;

в) пробный маркетинг- моделирование первоначального сбыта продукта наиболее типичном (для данного R в целом) небольшом регионе в течение непродолжительного периода времени (от одной недели до трех месяцев) и экстраполирование результатов на весь R.

2. Анализ трендов:

Изучение динамики и структура реализации продукта или аналогов в отрасли, регионе, других регионах, стране, в мире включает:

а) определение годового (квартального, месячного) темпа и объема прироста числа заказов (обычно за 3 - 5 лет) и на этой основе - определение общего числа заказов на следующий период;

б) построение тренда (линейного или экспоненциального) и экстраполирование тенденций прошлых периодов на будущие периоды времени.

3. Выявление и анализ факторов влияния на динамику емкости R. При этом определяется степень изменения темпов роста (или снижения) спроса или процент сокращения (увеличения) потенциальной емкости R. Расчет емкости рынка i- гo товара производственного потреб­ления базируется на нормативах производственного потребления (использования сырья, материалов, оборудования на единицу i- гo изготавливаемого изделия).

 

Епр = ,

где:

Епр. – емкость рынка i- гo товара производственного назначения;

Ni– число производственных или иных предприятий, потребляю­щих (использующих) i -й товар производственного назначения;

Qi – количество изготавливаемых i-х изделий (объем деятельности), для которого необходим j–й товар;

Wi – -норматив удельного расхода j-го товара на изготовление i- й единицы изделия;

Kнтп – коэффициент поправки на технологические изменения;

êЗJ - средний размер изменения товарных запасов j-го товара;

Пi – потери j-го товара в пределах норматива;

C – часть рынка, приходящаяся на долю конкурента, в том числе импортера.

 

Расчет емкости потребительского рынка следует дифферен­цировать по каждой социальной или возрастной группе населе­ния (или в их сочетании), имеет вид:

где:

Епотреб. – емкость потребительского рынка;

si – численность потребителей i -й социальной или возрастной группы;

Пj – потребление на душу в i -й группе потребителей в базисном периоде;

Tпр.цен. и Tпр.дохода – темпы прироста, соответственно цен и дохода;

Эip – эластичность спроса i -й группы населения от изменения цен;

Эiд – эластичность спроса i -й группы населения от изменения дохода;

Dстим. – искусственно стимулированный прирост спроса, в частно­сти за счет продажи товаров в рассрочку;

H – насыщенность рынка (наличие товаров у потребителей);

ИФ и Им – износ товара, соответственно физический и моральный;

А – альтернативные нерыночные формы потребления, а также потребление товаров-заменителей;

С – часть рынка, захваченная конкурентами, в том числе импортерами;

n – число i -хгрупп потребителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.006 с.)