Здание Центросоюза в Москве. Архитектор Корбюзье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здание Центросоюза в Москве. Архитектор Корбюзье.



 

Дом Центросоюза (Наркомлегпрома) — офисное здание, возведённое в 1928—1936 годах в центре Москвы по проекту Ле Корбюзье. Здание относится к числу наиболее интересных архитектурных раритетов не только Москвы, но и мира, представляя собой созданный знаменитым архитектором образец европейского модернизма конца 20-х годов XX века. В здании Центросоюза первоначально помещался Центросоюз (для которого и проводился конкурс), затем Наркомлегпром СССР, Министерство текстильной промышленности СССР, с 1959 года — ЦСУ СССР. В настоящее время здесь располагается Федеральная служба государственной статистики — Росстат.

Дом Центросоюза — один из первых в Европе больших офисных комплексов с витражным остеклением. Построен в результате открытого конкурса 1928 года, в котором участвовали в основном русские архитекторы: братья Александр и Виктор Веснины, Б. М. Великовский, С. Е. Чернышёв, И. И. Леонидов, А. Д. Крячков и другие. Кроме того, были приглашены и иностранные архитекторы.

Дом Центросоюза — очень большое по тем временам сооружение. Первое, что бросается в глаза при подходе к нему — это гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа (под зданием можно свободно пройти), горизонтальные крыши, красновато-коричневая облицовка стен из розового артикского туфа. Всё это — характерные особенности творческой манеры Ле Корбюзье начала 30-х годов (за исключением разве что облицовки), яркая иллюстрация его же известных «Пяти отправных точек современной архитектуры». В зданиях комплекса предусмотрены рабочие места для 3500 служащих, а также большой конференц-зал (выделенный отдельным блоком), клубные помещения, читальный зал, ресторан и многое другое. В первом этаже расположен просторный входной вестибюль, с открытыми лестницами и пандусами (наклонными пешеходными рампами) для связи между этажами.

Дом Центросоюза весьма сходен по программе со зданием Министерства здравоохранения и образования в Рио-де-Жанейро (арх-ры Л. Коста, О. Нимейер, при участии Ле Корбюзье 1936), где также присутствуют открытые колонны в основании здания, большие площади витражного остекления, разделение объёмов по их функции. Близкий аналог Центросоюзу и «Швейцарский павильон» в Париже (арх. Ле Корбюзье, 1931), в котором основной блок также покоится на колоннах, а сплошное остекление фасада «вставлено» в раму из камня. Можно добавить к этому и здание Секретариата ООН, соавтором которого тоже является Ле Корбюзье (1947). Секретариат ООН — это, образно говоря, не что иное, как поставленный вертикально офисный блок Центросоюза. Как и все эти упомянутые здания, Центросоюз являет собой образец «интернационального стиля», повсеместно вошедшего в моду с начала 1950-х годов.

Строительство комплекса велось под надзором Николая Колли, эрудированного, авторитетного архитектора из группы конструктивистов. Он состоял в переписке с Ле Корбюзье, согласовывая с ним все изменения проекта. Именно благодаря авторитету и настойчивости Колли комплекс Центросоюза построен с весьма хорошим для тех времен качеством. Курировало стройку крыло Троцкого, но после того, как в конце 20-х годов в стране произошли известные перемены в политическом курсе, а затем и в архитектурном — в сторону «государственного классицизма», — проект был приостановлен на несколько лет. Завершалось строительство Центросоюза в 1933-36 годах.

По предложенным идеям проект Центросоюза Ле Корбюзье был крайне новаторским, опережающим время, — как в отношении примененных материалов и конструкций, так и по своему архитектурному облику. Причем, новаторским не только для России, где в ту пору существовал свой сильный архитектурный авангард, но и для Европы. В офисных блоках Центросоюза применена конструкция типа железобетонной этажерки-каркаса, позволяющая свободно планировать этажи, что для строительной практики России было новостью. Корбюзье предложил также навесные герметичные стеклянные стены-экраны с вакуумом вместо воздуха между двумя слоями стекла — с целью теплоизоляции внутренних помещений. Вдобавок к этому в здании предусматривалась внутренняя система аэрации — кондиционирования. Это технологическое решение, имевшее целью обеспечить комфортные условия для работников при любых погодных условиях, зимой и летом, в силу ограниченных возможностей того времени было осуществлено далеко не полностью.

В 1928 году Ле Корбюзье и Пьер Жаннере получают заказ на проектирование Дома Центросоюза в Москве. Впоследствии он будет построен с некоторыми отступлениями от первоначального замысла* (Здание ЦСУ СССР (б. дом Наркомлегпрома) на ул. Кирова в Москве было построено в 1930-1936 гг. при участии арх. Н. И. Колли. Этой работе Ле Корбюзье предшествовала его победа на конкурсе в 1928 г. (Прим. ред.)). Разрабатывая этот проект, Ле Корбюзье предлагает принцип «нейтрализующих стен». Это новшество вызвало насмешки со стороны московских и парижских специалистов. Но Гюстав Лион считает это предложение гениальной идеей, которая преобразит архитектуру. Под руководством этого физика были проведены тщательные изыскательские работы и опыты в лаборатории фирмы «Сен Гобен». В наши дни где-то в архивах этой фирмы хранятся папки с расчетами (в которые до сего времени никто не заглядывал).

1928 год. Здание Центросоюза в Москве. Красивый план!

В этом проекте, как и в Общежитии швейцарских студентов в Париже и затем в вилле Савой и «Плане-Обюс» в Алжире, Ле Корбюзье «сформулировал» идею свободного плана, связанную с периодом расцвета железобетона. Это подлинное произведение архитектуры, едва ли не безграничное по своему богатству. В этом проекте нет ничего общего со всем тем, что ему предшествовало, — с формулой классических эпох (комната = четыре стены). Правда, у него были предшественники, например, готика. Но готика являла непримиримые противоречия между планом, разрезом и техникой кладки из тесаного камня, сковывающей свободу творчества; семь веков спустя железобетон сыграл роль раскрепостителя.

Во время работы над этим проектом были созданы «нейтрализующие» навесные стены из стекла или камня. Это было подлинным новаторством в области строительной техники. До этого времени подобная конструкция стены никогда не применялась...

LC 1960

Ле Корбюзье

● Шарль Эдуард Жаннере: швейцарский период 1887—1917

● Ле Корбюзье: период 1917—1930

● Ле Корбюзье: период 1930—1940

● Ле Корбюзье: период 1940—1950

● Ле Корбюзье: период 1950—1965

● 1891

● Шарль-Эдуард Жаннере поступает в начальную школу Ла Шо-де-Фон

 

● • 1900 - 1904

● Шарль-Эдуард Жаннере поступает в Школу искусств в Шо-де-Фон, где учится декоративно-прикладному искусству у преподавателя Шарля Леплатенье (Charles l'Eplattenier). Обучение в Школе искусств базировалось на идеях «искусств и ремесел», популярного в то время движения, основанного Дж. Рёскиным, а также находившегося в расцвете стиля ар нуво. С момента поступления в Школу искусств Эдуард Жаннере начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом и гравировать крышки часов. В 1902 году его часы, отчеканенные с применением серебра, стали, меди, золота и других металлов, получают почетный диплом на Международной выставке декоративного искусства в Турине в 1902 году. Шарля-Эдуарда мастерство гравировки часов приводит в уныние, он хочет быть художником.

● Из разговора с Леплатинье:
— Ты будешь заниматься совсем другим делом — ты станешь архитектором.
— Никогда в этой жизни. Терпеть не могу эту профессию.

«Те дома, что у нас строили, были такие невыразительные, безликие. Мне повезло, что я никогда не учился архитектуре».

 

● • 1905

● Свой первый архитектурный проект Шарль-Эдуард Жаннере начал в семнадцать с половиной лет, с помощью профессионального архитектора (René Chapallaz). Это была вилла (Villa Fallet) с внутренней отделкой, построенной для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы.

 

● • 1907

● На заработанные на строительстве виллы Фалле деньги Шарль-Эдуард Жаннере совершает свою первую образовательную поездку... «чтобы увидеть»... — в Италию, Австрию и Францию.

● Проектирование и строительство: Вилл Jaquemet и Stotzer в Ла Шо-де-Фон (1907-1909).

 

● • 1908

● В Вене Шарль-Эдуард Жаннере стажируется, работая чертежником у архитектора и дизайнера Йозефа Гоффмана (Josef Hoffmann), лидера венского сецессиона. Знакомство с Густавом Климтом.

● В Париже поступает на работу чертежником в мастерскую братьев Огюста (Auguste Perret) и Густава Перре, архитекторов, которые одними из первых использовали железобетон в строительстве многоэтажных жилых домов. В то время Огюста Перре сурово критиковали за то, что он работал подрядчиком на собственных стройках, что, по мнению его коллег, было равносильно преступлению против архитектуры!

● Знакомится с Тони Гарнье.

 

● • 1910

● В Берлине поступает на работу чертежником в мастерскую Петера Беренса (Peter Behrens).
Знакомится с Вальтером Гроппиусом и Людвигом Мисом Ван-дер-Роэ
Шарль-Эдуард Жаннере уезжает в горы, где по книгам изучает расчеты железобетонных конструкций.
Участвует в национальной лыжной гонке (Гриндельвальд).

 

● • 1911

● Знакомится с Генрихом Тессеновым (Heinrich Tessenow), автором проекта города-сада Hellerau

● Вместе со своим другом Августом Клипштейном (Auguste Klipstein) совершает пуутешествие на Восток. Шарль-Эдуард Жаннере путешествует с мешком за спиной; он побывал в Праге, на Дунае, в Сербии, Румынии, Болгарии, Турции (Константинополе), Средней Азии. Двадцать один день на горе Афон посвящается изучению византийской живописи; шесть недель в Афинах и Акрополе. Колонны северного фасада и архитрав Парфенона еще разбросаны по земле, что позволяет прочувствовать пластику и модуляцию деталей, если проводить по ним пальцами. Ле Корбюзье открывает, что действительность не имеет ничего общего с тем, как это изложено в учебниках. Здесь каждая вещь — откровение; игра солнечного света... К этому времени относится его наиважнейший и непререкаемый совет: поверить можно лишь после того, как увидел, обмерил... и потрогал пальцами!

● По своим записям он напишет заметки, часть которых будет опубликована в газете, выходящей в его родном городе Ла-Шо-де-Фон. Позднее он переработает и дополнит эти материалы, намереваясь выпустить книгу, которую под названием «Путешествие на Восток» должен будет в 1914 году опубликовать Гастон Валлетт в издательстве «Меркюр де Франс». Однако эти планы нарушила война, и рукопись затерялась в архивах Ле Корбюзье. Лишь через 54 года после путешествия он решается, наконец, опубликовать эту книгу, повествующую о его юношеских сомнениях и открытиях. В июле 1965 года он правит рукопись и, не прибегая к документам, снабжает ее необходимыми примечаниями.

 

 

 

 

● • 1916

● Строительство виллы Швоб (Villa Schwob), также именуемой Турецким домом и кинотеатра " La Scala " в Ла Шо-де-Фон

 

● • 1917

● Шарль-Эдуард Жаннере покидает Ла Шо-де-Фон и переезжает в Париж

● • 1922

● В «Осеннем салоне» 1922 года выставляется большая исследовательская работа Ле Корбюзье на тему «Современный город на 3 млн. жителей».

● Знакомство с Ивонной Галле (Yvonne Gallis) в 1930 году они поженятся.

● Постройки: Вилла Besnus, Ker-Ka-Ré, Вокрессон (Vaucresson); Дом-ателье художника Amédée Ozenfant, Париж

● Проекты: Дома Ситроен и другие

● • 1924

● Выставка в мастерской на 35 rue de Sevres в Париже.

● Конференции в Женеве, Лозанне, Праге.

● Публикации: "Urbanisme" (Градостроительство)

● Знакомство с Кришнамурти (Krishnamurti)

● Постройки: Дом Planeix, Париж; Дом и винодельня, Lège, Франция



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.032 с.)