Исследование положения пожилых людей на рынке труда и в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование положения пожилых людей на рынке труда и в обществе



В ноябре 2012 года мы провели исследование проблем лиц пожилого возраста на базе УО «ТЦСОН» Октябрьского района г. Витебска. Целью данного исследования являлось выявить особенности положения пожилого человека на рынке труда и в обществе на основе проведённого нами анкетного опроса.

В анкетировании принимали участие 20 человек, из них 15 женщин и 5 мужчин (25%), которым анонимно надо было ответить на 31 вопрос со следующей возрастной градацией респондентов: от 55-60 лет составило 9 человек (45%), 60-65 лет – 4(20%), 65-70 лет – 5 (25%), старше 70лет – 2 человека (10%).

В ходе проведенного исследования нами были получены и проанализированы данные анкетного опроса (см. Приложение 2). Анализ результатов опроса показал, что изучение особенностей положения пожилых на рынке труда и в обществе после выхода на пенсию достаточно актуально в среде пожилого населения. Так, из числа опрошенных 40% респондентов относят себя к категории лиц, которые хотят, но не могут работать по состоянию здоровья, 35% продолжают трудиться, поскольку нравится своя работа, а 15% не работают, потому что устали и хотят посвятить это время семье; 10% перешли на более лёгкий труд; (см. Рис. 1.1);

 

 

Рис. 1.1

 

при достижении пенсионного возраста большая часть из них (53%) занимают активную жизненную позицию, а 26% пассивную, это можно объяснить тем, что здоровый старый человек должен развивать в соответствии со своими интересами и потребностями различные формы активности (это культурная, профессиональная, общественная, спортивная, художественная), а старость не должна быть пассивной, она должна стать дальнейшим этапом реализации

стремления быть значимым и самостоятельным.

Количество опрашиваемых, продолжающих работать на пенсии, составляет 45%, по причине получения дополнительного дохода (70%), из них 70% посвятили работе на пенсии во временном интервале от 1 – 5 лет, поскольку пожилой человек стремится избежать затруднений в удовлетворении своих житейских потребностей, а также для поддержания активной жизненной позиции; так 47% предпочли форму профессиональной активности в смежной области, а 27% из них «полуотдыха», что позволяет одновременно заниматься любимым делом и получать материальную выгоду, а сама трудовая деятельность является и средством дохода и самореализацией;

Не работают 55% из – за возрастных особенностей (56%) и наличия желания заниматься воспитанием внуков (31%), при этом выход на пенсию у большинства сопровождался как активной деятельностью (40%), так и не удовлетворением своих жизненных потребностей и интересов (30%), многие при этом решили заняться семьёй (50%) и здоровьем (20%).

Отметив, что самый высокий показатель занимает из всех причин выхода на пенсию это причина из - за плохого здоровья и возраста (56%), то это объясняется тем, что процесс старения тесно связан с увеличением числа больных пожилого возраста, страдающих различными хроническими и физическими заболеваниями, поэтому преобладающее число пожилых людей нуждается в широком спектре услуг и помощи, что влечёт за собой нагрузку на органы здравоохранения и социальные службы; немаловажное значение по сравнению со здоровьем у лиц пожилого возраста приобретает и семья, беспокойство вызвано тем, что человек в пожилом возрасте часто отделяется от своих детей, а в старости вообще остаётся в одиночестве, к этому добавляется проблема ослабления связей с обществом, близкими, потеря друзей, всё это изменяет их социальный статус, приводит к изоляции и самоизоляции, ухудшению здоровья, что ставит пожилого человека в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в их опеке и поддержке, без которой пожилой человек труднее переносит невзгоды и потери.

Что касается востребованности пенсионеров на рынке труда, то большинство из них пришли к мнению, что они не востребованы на рынке труда (60%) из – за не приспособленности к технологическим инновациям (28%), в большей мере ссылаясь на свой возраст(50%), а 22% по причине ложного представления о том, что уход пожилых сопровождается созданием новых мест для молодых кадров. Здесь приходится признать, что предприятия, работодатели зачастую неохотно оставляют в штате или принимают на работу людей пожилого возраста, что выражается их негативным и предрассудочным отношением к старшим по возрасту работникам.

Из них 40% считают себя наоборот востребованными за счёт компетентности (50%), что позволяет обучать молодые кадры, 43% себя относят к категории, подходящей для резервных профессий, где не обязательно наличие высокой квалификации, поскольку есть на рынке труда рабочие места, представленные лицами разных возрастных групп (см. Рис. 1.2, 1.3, 1.4).

 

Рис. 1.2

Рис. 1.3

Рис. 1.4

Своё положение на рынке труда оценивают как удовлетворительное 65% респондентов (см. Рис. 1.5), считая, что сегодня уровень жизни пожилого населения в Беларуси выше прожиточного минимума(30%), а равен б п м (25%).

Рис. 1.5

Из диаграммы видно, что большинство респондентов (65%) оценили своё положение на рынке труда как удовлетворительное, при чём пенсия им выплачивается заслуженная, а 35% из опрошенных посчитали наоборот.

Что касается дискриминации пожилых на рынке труда (см. Рис.1.6), то исходя из диаграммы, можно сказать, что 70% к 30% подтвердили факт её наличия, вызванный имеющими стереотипами в обществе о не способности людей старшего возраста приспосабливаться к переменам (50%), а так же не подходящими условиями труда к потребностям пожилого человека, что позволило бы сохранить хорошее здоровье и желание продуктивно работать на благо себе (см. Рис. 1.7).


Рис. 1.6

 

Рис. 1.7

Касаясь вопроса проводимой современной реформы условно - накопительной пенсионной системы в Беларуси по решению проблем жизнеобеспечения населения после трудового периода, 45% из опрошенных согласились с утверждением по поводу предполагаемого высокого уровня назначаемых пенсий в связи с этой реформой, это связано прежде всего с осознанием необходимости реформы, поскольку ведёт к устранению барьеров на пути к повышению занятости пожилых и преломляет консервативный менталитет как самих работодателей, так и самих пожилых людей; а 25% не согласились с утверждением, посчитав, что реформа ограничивает возможность «зарабатывания» более высоких пенсий, а значит и снижает мотивацию работников к уплате страховых взносов.

В результате анкетного опроса мы так же исследовали проблемное поле пожилых людей в обществе, где выявили, что люди пожилого возраста чаще сталкиваются с проблемами здоровья (70%), как следствие этого нуждаются в первую очередь в охране здоровья и медико – социальной помощи (30%), в человеческом общении и внимании(35%), а 25% респондентов отмечают для себя улучшение условий труда (см. Рис. 1.8,1.9).

По данной проблеме исследования можно так же отметить и то, что нежелательное изменение положения пожилых в обществе происходит по причине как нарушения прав данной категории в участии в жизни общества (25%), уходе и защите со стороны семьи и общества в целом, а так же в доступе к медицинским и социально – правовым услугам (50%), так и от социального статуса в обществе, который зависит в большей мере, как отмечают респонденты, от их социально – экономического состояния (55%) и от профессии (35%), всё это прежде всего вызвано у числа опрошенных прекращением их трудовой деятельности (60%).

 

 

Рис. 1.8

Рис. 1.9

 

На заданный нами вопрос насчёт уважения к старшему поколению со стороны общественности, и в чём это проявляется, то мнения респондентов разошлись в равном соотношении: одни придерживаются точки зрения на их включенность в социум, другие установления контактов между старым и молодым поколениями – 45%.

Своё положение в обществе так же оценивают в соотношении равном – 30%, что являются полноценными гражданами и нуждаются в помощи государства (см. Рис.1.10); а для решения проблем пожилого человека в обществе, в первую очередь, необходима поддержка и забота со стороны государства и общественных организаций (50%), а 40% уважение к пожилому человеку (см. Рис. 1.11).

 

 

Рис. 1.10

Рис. 1.11

 

В результате опроса мы выяснили особенности положения пожилых людей на рынке труда и в обществе, из диаграмм видно, что человек в пожилом возрасте оценивает своё положение по-разному, но большинство из опрошенных адекватно воспринимают ситуацию, складывающую в отношении себя на рынке труда; это касается, прежде всего, их востребованности и степени удовлетворённости своим положением на рынке труда, так по оценкам респондентов в большей мере как удовлетворительное и большинство посчитали себя не востребованными, воспринимая это обстоятельство как должное в силу возрастных особенностей; своё положение оценивают в обществе в качестве полноценных граждан, нуждающихся в помощи государства, ведущее место в пожилой среде занимают проблемы медицинского, и экономического характера, которые, по мнению респондентов, должны решаться государством, общественными организациями и институтом семьи.

На основании изученных литературных источников и проведенного исследования нами были разработаны рекомендации по улучшению положения пожилых на рынке труда и в обществе со стороны общественных и государственных институтов:

- расширять круг интересов (возможно овладение новыми профессиями, посещение курсов трудовой терапии, клубы пенсионеров и др.);

- поддерживать здоровый образ жизни (диета, гигиена, физическая культура);

- соблюдать рациональный режим труда и отдыха;

-придерживаться различных видов любительской активности (огородничество и садоводство, шитьё, занятие музыкой, живописью, прочтение книг и др.);

- участвовать в общественно – воспитательных мероприятиях (дома культуры, отдыха, профессиональные союзы);

- самокритично подходить ко всему, что делаешь, уметь себя контролировать и дисциплинировать, всегда считаться с мнением других;

- выработать умение надлежащим образом использовать помощь со стороны самых разных людей и во всех возможных жизненных ситуациях;

- оказание практической помощи пожилым и старым людям, семьям и группам лиц пожилого возраста с низким уровнем благосостояния и нарушенными социальными контактами;

- социальная реабилитация пожилых людей, создание условий, повышающих их социальную активность;

- формирование политики социальной защиты в отношении пожилых людей, включая разработку превентивных программ по устранению отрицательных последствий старения (Пример.: «Активное долголетие» по улучшению психологического и социального положения пожилых граждан; «От сердца к сердцу»; «Путёвка в жизнь»);

-информированность общественности по вопросам, касающимся обращения с пожилыми людьми, которым необходим уход, обучение самообслуживанию;

- максимальное развитие обществом медицинских и других сопутствующих служб;

-обеспечение необходимой инфраструктурой здравоохранения и специализированным персоналом для тщательного и всестороннего гериатрического ухода.

- преследование службами социального обеспечения цели максимального выполнения престарелыми социальных функций, предоставляя широкий диапазон услуг в области профилактики, лечения и развития стареющих людей, с тем, чтобы они могли вести максимально возможную независимую жизнь в своем собственном доме и в своем общественном коллективе, оставаясь активными и полезными гражданами.

- содействие правительственных и неправительственных организаций по созданию свободной инициативы групп и движений престарелых, а также предоставлению возможностей другим возрастным группам получать подготовку и информацию по вопросам помощи престарелым.

- гарантирование минимальными пособиями, достаточными для удовлетворения основных потребностей престарелых и их самостоятельности.

- устранение любой дискриминации на рынке рабочей силы и обеспечение равного доступа к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и трудоустройства;

- поощрение мер по облегчению и обеспечению перехода от активной жизни к прекращению трудовой деятельности и более гибкому установлению возраста, дающему право на пенсию (это курсы подготовки к выходу на пенсию и облегчение труда в последние годы профессиональной жизни путем изменения условий труда, рабочей среды или организации труда и путем поощрения постепенного сокращения рабочего времени);

- оказание содействия более широкому участию пожилых лиц в развлекательных мероприятиях и в творческом использовании их свободного времени.

Обладание хотя бы частью рассматриваемых здесь качеств и навыков дало бы людям возможность «стареть красиво», то есть видеть в жизни на склоне лет не только тёмные, но и светлые стороны, а людям молодым и среднего возраста относиться к старости с меньшей опаской и испытывать больше доброжелательности к пожилым людям.

Таким образом, государство и общество должно удовлетворять потребности пожилых людей в проявлении себя как личности, полученной в результате достижения личных целей, устремлений и осуществления потенциальных возможностей. Важно, чтобы государственная политика и программы, касающиеся стареющих, создавали возможности для самовыражения путем их участия в различных сферах жизни, создающих им личное удовлетворение и приносящих пользу семье и обществу.

Выводы по второй главе:

Опыт социальной работы отделения социальной помощи на дому территориального цента Октябрьского района г. Витебска с пожилыми людьми показывает, что их деятельность строится с учётом потребностей и возрастных особенностей данной категории лиц после выхода на пенсию, изменённого социального статуса, что негативно сказывается, прежде всего, на их моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает их сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды. Работа проводится по ряду направлений, таких как оказание социально – бытовой, медико –реабилитационной, морально – психологической, первичной медицинской помощи, санитарно – гигиенических услуг, оказании помощи в получении юридических консультаций, ритуальных услуг, а так же направлена на культурно – досуговую деятельность. И так, данное отделение центра и сам центр в целом оказывает максимальную и разностороннюю помощь путём предоставления гражданам пожилого возраста реальной возможности получать необходимую помощь на дому при сохранении социальных связей, привычного образа жизни.

Особое внимание в создании оптимальных условий для поддержания жизнедеятельности пожилых людей на рынке труда и в обществе после выхода на пенсию должно происходить при участии государственных и общественных институтов, а также ближайшего окружения, так как пожилые в силу своего возраста и плохого здоровья становятся социально уязвимой категорией населения, о которой необходимо заботиться, помнить и не забывать, что придаст им уверенность в завтрашнем дне, а выход на пенсию будет восприниматься как один с неизбежных периодов в жизни каждого человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изученных литературных источников и проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Своеобразие личности пожилого человека обусловлено смещением основных жизненных потребностей человека в определённом направлении. Личность пожилого человека по - разному реагирует на возраст, своё положение в обществе в связи с выходом на пенсию, старость из – за определённых своих социально - психологических характеристик, зависящих от уровня активности, собственного отношения к миру и к себе, степени удовлетворённости жизнью, выработки оценочной установки к изменениям социальной ситуации.

Пожилой человек сталкивается с рядом социальных проблем в связи с возрастом и выходом на пенсию. Социальные проблемы возникают из – за изменения социального положения пожилых людей в обществе. Актуальными проблемами в пожилой среде являются проблемы семьи, здоровья, положения на рынке труда после выхода на пенсию, материального положения. Основными причинами возникновения социальных проблем выступают изменения в социальном статусе, ролях, в ценностно - нормативных понятиях на образ жизни. Пожилые люди в силу своих особенностей в социальном положении не всегда могут самостоятельно справиться со сложной жизненной ситуацией, обусловленной той или иной социальной проблемой, поэтому в настоящее время основная забота о пожилых перекладывается с семьи на органы здравоохранения и социальные службы.

2. Пожилые люди, как одна их самых уязвимых в социальном плане групп общества, по определению нуждаются в особой заботе государства, а конкретнее – в особой деятельности специальных организаций и учреждений, которые бы обеспечивали социальную защиту пожилых и престарелых граждан. Лица пожилого возраста являются особой категорией социальной политики государства, нуждающихся в социальной помощи, поддержке, защите, социальном обслуживании. В основе построения политики в отношении пожилых граждан лежит дифференцированный подход.

Государственная социальная политика предпринимает ряд мер, направленных на достижение общественно приемлемого уровня жизнеобеспечения пожилых, а также предоставляет ряд преимуществ в виде социальных льгот, прав, гарантий. В сфере социального обслуживания пожилым предоставляется перечень различных социальных услуг, которые позволяют удовлетворить основные жизненные потребности.Социальными службами помощь пожилому оказывается в стационарах, полустационарах, на дому.

В Беларуси, как и во многих промышленно развитых странах, наблюдается резкое повышение доли пожилых людей в структуре обществ, такое положение дел ведёт к повышенной нагрузке на трудоспособное население, удельный вес которого, соответственно сокращается, что в свою очередь отрицательно сказывается на положении самих пожилых на рынке труда и в обществе, которое в целом находится в экономической зависимости от трудоспособного населения.

В связи с тем, что социально-психологическое положение пожилых людей в некоторых случаях оказывается неустойчивым (в силу обострения соматических болезней и неготовности отдельных людей к роли пожилого человека) – они нуждаются в помощи специалистов обширного профиля социальной сферы, которые помогали бы некоторым пожилым людям более гибко адаптироваться к новой для них социальной роли.

Деятельность органов социальной защиты в данном аспекте социальной работы заключаются в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического, социального порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию тех пожилых людей, которые нуждаются в такого рода помощи. В идеале органы социальной защиты в тесном сотрудничестве с органами власти должны вести просветительскую деятельность, как в среде представителей старшего поколения, так и в среде близких к ней возрастных групп с целью профилактики всевозможных осложнений, связанных с психологической неподготовленностью отдельных личностей к социальной роли пожилого человека. Нормативно-правовая база Республики Беларусь в аспекте социальной защиты пожилых людей, в частности, в целом отвечает нормам современного цивилизованного общества, однако многие направления социальной работы с пожилыми людьми ещё недостаточно освоены и требуют как законодательной, так и материальной и теоретико-методологической поддержки.

И так, система социальной защиты пожилых людей в нашей стране в настоящее время ещё находится в стадии модернизации, медленно, но неуклонно превращаясь в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства, постепенно приближаясь по своему качеству и эффективности к стандартам европейских и других экономически развитых стран.

3. Опыт организации социальной работы с одинокими и одиноко проживающими гражданами пожилого возраста в «ТЦСОН» Октябрьского района г. Витебска показывает, что территориальным Центром используются все возможные нестационарные формы социального обслуживания людей пожилого возраста с целью оптимального ухода в привычных для них условиях и для поддержания их физического, социального и психологического статуса, а так же оказание разноплановой помощи. Для более успешной работы с пожилыми людьми, специалисты Центра изучают их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, чтобы своевременно оказывать социальную поддержку и защиту в случаи трудной жизненной ситуации.

4. В ходе исследовательской работы мы изучили положение пожилых людей на рынке труда и в обществе. В результате исследования было выявлено отношение пожилого человека к такой проблематике. Установили, что человек пожилого возраста с выходом на пенсию испытывает ущемление в правах по реализации своего нерастраченного трудового потенциала (60%), что сопровождается дискриминацией на рынке труда (70%), больше всего беспокоятся за своё здоровье и материальное благосостояние (75%); большинство реагируют на это событие спокойно, но никто не радовался.; с выходом на пенсию предпочитают уделять больше времени здоровью, семье; 53% выступают за активную старость, а остальные 47% предпочитают пассивный или нейтральный образ жизни; к старости относятся как к одному из неизбежных периодов в жизни каждого человека, который сопровождается заслуженным отдыхом; считают, что старость влияет на семейно – родственные отношения и занятость населения; в решении данных проблем должны проявлять уважение (40%) и заботу как государственные и общественные институты, так и семья (60%).

Таким образом, анализ анкетного опроса выявил, что лица пожилого возраста своё положение на рынке труда и в обществе оценивают неравнозначно в связи с индивидуально – возрастными особенностями, а так же стереотипным отношением в обществе к данной категории граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1 Альперович, В. Д. Социальная геронтология / В. Д. Альперович. – Ростов н./Д: Феникс, 1997. – 557 с.

2 Бочарова, В. Г. Социальная педагогика и социальная политика: линии сопряжения / В. Г. Бочарова // Социальная работа. – 2002. - № 1. – С.13-17.

3 Басов, Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста: учебное пособие / Н. Ф. Басов. – Ростов н./Д: Феникс, 2009. – 346 с.

4 Ерусланова, Р. И. Технология социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие / Р. И. Ерусланова. - 2-е изд. – М.: «Дашков и К», 2008. - 132 с.

5 Елютина, М. Э. Социальная геронтология: Учебное пособие / М. Э. Елютина Э. Е. Чеканова. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 250 с.

6 Закон Республики Беларусь “О ветеранах” 17 апреля 1992 г. № 1594-XII (с изм. и доп.10 июля 2012 г. № 401-З).

7 Закон Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 9 - З «О социальной защите граждан, пострадавших на Чернобыльской АЭ, других радиационных аварий» (с изм. и доп. от 22 декабря 2011 г. № 328 – З).

8 Закона Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995 г. (с изм. и доп. от 30 декабря 2011 г. № 334 –З).

9 Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 года №239 – З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (с изм. и доп. от 13 июля 2012 г. № 405 – З).

10 Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании» (с изм. и доп. от 29 июня 2006 г. № 137-З).

11 Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596 - ХII «О пенсионном обеспечении» (с изм. и доп. от 13 июля 2012 г. № 404-З).

12 Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 230 – З «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного социального страхования» (с изм. и доп. от 19. 07. 2006 г.№ 114 – З).

13 Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011 – 2015гг. от 29 июня 2010 г. №1126.

14 Милькаманович, В. К. Социальная геронтология: учебно – метод. комплекс / В. К. Милькаманович. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2010. – 321.

15 Пантюк, И. В. Теоретические основы социальной работы / И. В. Пантюк. – Мн.: Амалфея, 2010. – 388 с.

16 Павленок, Л. Д., Руднева М. Я. Технология социальной работы с различными группами населения: Уч. Пособие / Под редакцией проф. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 272 с.

17 Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / сост.: Н. С. Дегаева, Г. В. Сабитова; под общ. Ред. Н. А. Малышевой. – М.: ГОС НИИ семьи и воспитания, 2003. - 310 c.

18 Правовое регулирование социальной работы: курс лекций / авт. – сост. Г. А. Качан. – Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. – 257 с.

19 Примерное Положение о территориальном центре социального обслуживания населения (в ред. Постановления Мин. Труда и социальной защиты от 17 сентября 2007 г. № 114)).

20 Постовалова, Т. А. Курс права социального обеспечения Республики Беларусь / Т. А. Постовалова – Минск: Тесей, 2008. – 512 с.

21 Постовалова, Т. А. Право социального обеспечения: в вопросах и ответах. – Минск: Тесей, 2007. – 228 с.

22 Холостова, Е. И. Социальная геронтология: Учебное пособие / Е. И. Холостова, А. В. Рубцов. – М.: Дашков и К, 2005. – 290 с.

23 Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие / Е. И. Хоостова. – 4-е изд. – М.: ИТК «Дашков и К», 2006. – 348 с.

24 Шапиро, В. Д. Человек на пенсии: Социальные проблемы и образ жизни / В. Д. Шапиро. – М.: Мысль, 1980. – 208 с.

25 Яцемирская, Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 1999. -224 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уважаемый респондент!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе, посвященном изучению проблем положения пожилого на рынке туда и в обществе.

1. Подходящий вариант ответа на вопрос просим обводить в кружок.

2. Если ни один из приведенных вариантов ответа не отражает Ваше мнение, то запишите свой ответ дословно в свободной строке. Опрос проводится анонимно. Все собранные данные будут обработаны в обобщенном виде и использованы только в научных целях.

 

ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В НАШЕМ ИССЛЕДОВАНИИ!

 

Некоторые данные о Вас:

Пол:_______________________________________________________________________

Возраст____________________________________________________________________

Профессия__________________________________________________________________

Работаете ли сейчас:__________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.088 с.)