Глава 1 . Социальная политика государства в отношении пожилых людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 . Социальная политика государства в отношении пожилых людей



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..........................3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ…………………………………………………………..................6

1.1. Характеристика категорий лиц пожилого возраста……………………………….6

1.2. Нормативно – правовая база в области социальной защиты граждан пожилого возраста………………………………………………………………………...................10

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………………….20

2.1. Опыт организации социальной работы с одинокими и одиноко проживающими гражданами пожилого возраста в учреждении «Территориальный центр социального обслуживания населения» Октябрьского района г. Витебска …………………………………………………………………………………………….20

2.2. Исследование положения пожилых людей на рынке труда и в обществе………………………………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...............................36

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………….38

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Пожилой возраст – это такая стадия в жизненном цикле, где происходят систематические социальные потери и отсутствуют приобретения, хронологически предшествует старости, обозначает переходный период от зрелости к старости [14, c.117].

В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны, соответственно увеличивается объем денежных средств, затрачиваемых государством на оказание социальной помощи данной категории людей. В данном случае имеется в виду: пенсионное обеспечение (трудовая пенсия по старости) и выплаты социального характера: социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам, общая сумма материального обеспечения которых не превышает прожиточный минимум в Республике Беларусь; набор социальных услуг (оплата медикаментов и транспортных расходов).

Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности.

Однако следует отметить, что экономическая ситуация в Беларуси такова, что обстоятельства побуждают пожилых людей активизировать свою позицию, жить более насыщенной жизнью, продолжать работу и после пенсионного возраста. Поэтому очень важно, чтобы общество, учитывая все экономические, политические и демографические факторы, способствовало продлению активной трудовой деятельности пожилых людей.

В Беларуси накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе. Для изучения проблем, связанных со старением населения в самых разнообразных её аспектах в ХХ веке оформилась и стала активно развиться такая научная дисциплина, как геронтология, а в медицине развилось соответствующее направление – гериатрия [23, c.34].

Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы – эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. И здесь в первую очередь встаёт проблема социальной защиты пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те условия существования, которые отвечают современным представлениям о комфорте и безопасности. Поэтому одной из актуальных тем современных научных исследований является проблема жизнеобеспечения населения после окончания трудового периода, а так же отдельных её групп, потерявших трудоспособность раньше, от чего во многом зависит общий социальный климат и перспективы дальнейшего социально – экономического развития общества [25, c. 161].

Анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературы показал, что в настоящее время накоплен определённый исследовательский материал по проблемам людей пожилого возраста. Исследования проблем социального положения пожилых и их социального статуса представлены в трудах (А. В. Дмитриева, Н. Н. Сачук, И.И. Лихницкая, Е. И. Стеженская), исследование проблем социальной политики (И. А. Григорьева, Н. Е. Тихонова, А. И. Пригожин и др.); теоретико-методологические аспекты организации социальной работы с пожилыми людьми (С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Н. Ф. Дементьева, П. Д. Павленок, В. Г. Попов, Е. И. Холостова, Т. В. Шелег и др.); развитие системы социального обслуживания пожилых с целью повышения их жизненной активности (М. Д. Александров, B. М. Васильчиков, P. M. Вебер, Н. В. Гудков). Но до сих пор остается малоисследованным еще целый ряд теоретических и практических проблем социальной поддержки граждан пожилого возраста. В частности, отсутствуют работы, раскрывающие специфику социологического анализа социальной поддержки пожилых граждан. Исследователи рассматривают особенности личности стареющего человека, социальной поддержки, методологические основы изучения социально – правовой защиты пожилого, а так же особенности положения в обществе и в сфере труда [24; 3].

База исследования: Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска.

Объект исследования: пожилые люди.

Предмет исследования: система и содержание социально – правовой защиты пожилых людей в Республике Беларусь.

Цель исследования: изучить систему социально – правовой защиты пожилых людей в Республике Беларусь.

Задачи:

1. Дать характеристику категорий лиц пожилого возраста;

2. Проанализировать нормативно – правовую базу в области социальной защиты граждан пожилого возраста, раскрыть её социально – правовые формы;

3. Изучить опыт социальной защиты пожилых людей на примере «ТЦСОН Первомайского района г. Витебска»;

4. Провести эмпирическое исследование по проблеме положения пожилого на рынке труда и в обществе и разработать рекомендации;

Методы исследования:

1.Метод документального исследования, (сравнительный анализ литературных источников);

2. Метод опроса (анкетирование).

Структура работы. Работа включает содержание, введение, основную часть, которая состоит из двух глав (теоретической и практической), заключение, список литературы (25 источников), 2 приложения. Полный объём работы 42 страниц.

ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изученных литературных источников и проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Своеобразие личности пожилого человека обусловлено смещением основных жизненных потребностей человека в определённом направлении. Личность пожилого человека по - разному реагирует на возраст, своё положение в обществе в связи с выходом на пенсию, старость из – за определённых своих социально - психологических характеристик, зависящих от уровня активности, собственного отношения к миру и к себе, степени удовлетворённости жизнью, выработки оценочной установки к изменениям социальной ситуации.

Пожилой человек сталкивается с рядом социальных проблем в связи с возрастом и выходом на пенсию. Социальные проблемы возникают из – за изменения социального положения пожилых людей в обществе. Актуальными проблемами в пожилой среде являются проблемы семьи, здоровья, положения на рынке труда после выхода на пенсию, материального положения. Основными причинами возникновения социальных проблем выступают изменения в социальном статусе, ролях, в ценностно - нормативных понятиях на образ жизни. Пожилые люди в силу своих особенностей в социальном положении не всегда могут самостоятельно справиться со сложной жизненной ситуацией, обусловленной той или иной социальной проблемой, поэтому в настоящее время основная забота о пожилых перекладывается с семьи на органы здравоохранения и социальные службы.

2. Пожилые люди, как одна их самых уязвимых в социальном плане групп общества, по определению нуждаются в особой заботе государства, а конкретнее – в особой деятельности специальных организаций и учреждений, которые бы обеспечивали социальную защиту пожилых и престарелых граждан. Лица пожилого возраста являются особой категорией социальной политики государства, нуждающихся в социальной помощи, поддержке, защите, социальном обслуживании. В основе построения политики в отношении пожилых граждан лежит дифференцированный подход.

Государственная социальная политика предпринимает ряд мер, направленных на достижение общественно приемлемого уровня жизнеобеспечения пожилых, а также предоставляет ряд преимуществ в виде социальных льгот, прав, гарантий. В сфере социального обслуживания пожилым предоставляется перечень различных социальных услуг, которые позволяют удовлетворить основные жизненные потребности.Социальными службами помощь пожилому оказывается в стационарах, полустационарах, на дому.

В Беларуси, как и во многих промышленно развитых странах, наблюдается резкое повышение доли пожилых людей в структуре обществ, такое положение дел ведёт к повышенной нагрузке на трудоспособное население, удельный вес которого, соответственно сокращается, что в свою очередь отрицательно сказывается на положении самих пожилых на рынке труда и в обществе, которое в целом находится в экономической зависимости от трудоспособного населения.

В связи с тем, что социально-психологическое положение пожилых людей в некоторых случаях оказывается неустойчивым (в силу обострения соматических болезней и неготовности отдельных людей к роли пожилого человека) – они нуждаются в помощи специалистов обширного профиля социальной сферы, которые помогали бы некоторым пожилым людям более гибко адаптироваться к новой для них социальной роли.

Деятельность органов социальной защиты в данном аспекте социальной работы заключаются в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического, социального порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию тех пожилых людей, которые нуждаются в такого рода помощи. В идеале органы социальной защиты в тесном сотрудничестве с органами власти должны вести просветительскую деятельность, как в среде представителей старшего поколения, так и в среде близких к ней возрастных групп с целью профилактики всевозможных осложнений, связанных с психологической неподготовленностью отдельных личностей к социальной роли пожилого человека. Нормативно-правовая база Республики Беларусь в аспекте социальной защиты пожилых людей, в частности, в целом отвечает нормам современного цивилизованного общества, однако многие направления социальной работы с пожилыми людьми ещё недостаточно освоены и требуют как законодательной, так и материальной и теоретико-методологической поддержки.

И так, система социальной защиты пожилых людей в нашей стране в настоящее время ещё находится в стадии модернизации, медленно, но неуклонно превращаясь в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства, постепенно приближаясь по своему качеству и эффективности к стандартам европейских и других экономически развитых стран.

3. Опыт организации социальной работы с одинокими и одиноко проживающими гражданами пожилого возраста в «ТЦСОН» Октябрьского района г. Витебска показывает, что территориальным Центром используются все возможные нестационарные формы социального обслуживания людей пожилого возраста с целью оптимального ухода в привычных для них условиях и для поддержания их физического, социального и психологического статуса, а так же оказание разноплановой помощи. Для более успешной работы с пожилыми людьми, специалисты Центра изучают их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, чтобы своевременно оказывать социальную поддержку и защиту в случаи трудной жизненной ситуации.

4. В ходе исследовательской работы мы изучили положение пожилых людей на рынке труда и в обществе. В результате исследования было выявлено отношение пожилого человека к такой проблематике. Установили, что человек пожилого возраста с выходом на пенсию испытывает ущемление в правах по реализации своего нерастраченного трудового потенциала (60%), что сопровождается дискриминацией на рынке труда (70%), больше всего беспокоятся за своё здоровье и материальное благосостояние (75%); большинство реагируют на это событие спокойно, но никто не радовался.; с выходом на пенсию предпочитают уделять больше времени здоровью, семье; 53% выступают за активную старость, а остальные 47% предпочитают пассивный или нейтральный образ жизни; к старости относятся как к одному из неизбежных периодов в жизни каждого человека, который сопровождается заслуженным отдыхом; считают, что старость влияет на семейно – родственные отношения и занятость населения; в решении данных проблем должны проявлять уважение (40%) и заботу как государственные и общественные институты, так и семья (60%).

Таким образом, анализ анкетного опроса выявил, что лица пожилого возраста своё положение на рынке труда и в обществе оценивают неравнозначно в связи с индивидуально – возрастными особенностями, а так же стереотипным отношением в обществе к данной категории граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1 Альперович, В. Д. Социальная геронтология / В. Д. Альперович. – Ростов н./Д: Феникс, 1997. – 557 с.

2 Бочарова, В. Г. Социальная педагогика и социальная политика: линии сопряжения / В. Г. Бочарова // Социальная работа. – 2002. - № 1. – С.13-17.

3 Басов, Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста: учебное пособие / Н. Ф. Басов. – Ростов н./Д: Феникс, 2009. – 346 с.

4 Ерусланова, Р. И. Технология социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие / Р. И. Ерусланова. - 2-е изд. – М.: «Дашков и К», 2008. - 132 с.

5 Елютина, М. Э. Социальная геронтология: Учебное пособие / М. Э. Елютина Э. Е. Чеканова. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 250 с.

6 Закон Республики Беларусь “О ветеранах” 17 апреля 1992 г. № 1594-XII (с изм. и доп.10 июля 2012 г. № 401-З).

7 Закон Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 9 - З «О социальной защите граждан, пострадавших на Чернобыльской АЭ, других радиационных аварий» (с изм. и доп. от 22 декабря 2011 г. № 328 – З).

8 Закона Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995 г. (с изм. и доп. от 30 декабря 2011 г. № 334 –З).

9 Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 года №239 – З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (с изм. и доп. от 13 июля 2012 г. № 405 – З).

10 Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании» (с изм. и доп. от 29 июня 2006 г. № 137-З).

11 Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596 - ХII «О пенсионном обеспечении» (с изм. и доп. от 13 июля 2012 г. № 404-З).

12 Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 230 – З «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного социального страхования» (с изм. и доп. от 19. 07. 2006 г.№ 114 – З).

13 Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011 – 2015гг. от 29 июня 2010 г. №1126.

14 Милькаманович, В. К. Социальная геронтология: учебно – метод. комплекс / В. К. Милькаманович. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2010. – 321.

15 Пантюк, И. В. Теоретические основы социальной работы / И. В. Пантюк. – Мн.: Амалфея, 2010. – 388 с.

16 Павленок, Л. Д., Руднева М. Я. Технология социальной работы с различными группами населения: Уч. Пособие / Под редакцией проф. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 272 с.

17 Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / сост.: Н. С. Дегаева, Г. В. Сабитова; под общ. Ред. Н. А. Малышевой. – М.: ГОС НИИ семьи и воспитания, 2003. - 310 c.

18 Правовое регулирование социальной работы: курс лекций / авт. – сост. Г. А. Качан. – Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. – 257 с.

19 Примерное Положение о территориальном центре социального обслуживания населения (в ред. Постановления Мин. Труда и социальной защиты от 17 сентября 2007 г. № 114)).

20 Постовалова, Т. А. Курс права социального обеспечения Республики Беларусь / Т. А. Постовалова – Минск: Тесей, 2008. – 512 с.

21 Постовалова, Т. А. Право социального обеспечения: в вопросах и ответах. – Минск: Тесей, 2007. – 228 с.

22 Холостова, Е. И. Социальная геронтология: Учебное пособие / Е. И. Холостова, А. В. Рубцов. – М.: Дашков и К, 2005. – 290 с.

23 Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие / Е. И. Хоостова. – 4-е изд. – М.: ИТК «Дашков и К», 2006. – 348 с.

24 Шапиро, В. Д. Человек на пенсии: Социальные проблемы и образ жизни / В. Д. Шапиро. – М.: Мысль, 1980. – 208 с.

25 Яцемирская, Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 1999. -224 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уважаемый респондент!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе, посвященном изучению проблем положения пожилого на рынке туда и в обществе.

1. Подходящий вариант ответа на вопрос просим обводить в кружок.

2. Если ни один из приведенных вариантов ответа не отражает Ваше мнение, то запишите свой ответ дословно в свободной строке. Опрос проводится анонимно. Все собранные данные будут обработаны в обобщенном виде и использованы только в научных целях.

 

ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В НАШЕМ ИССЛЕДОВАНИИ!

 

Некоторые данные о Вас:

Пол:_______________________________________________________________________

Возраст____________________________________________________________________

Профессия__________________________________________________________________

Работаете ли сейчас:__________________________________________________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..........................3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ…………………………………………………………..................6

1.1. Характеристика категорий лиц пожилого возраста……………………………….6

1.2. Нормативно – правовая база в области социальной защиты граждан пожилого возраста………………………………………………………………………...................10

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………………….20

2.1. Опыт организации социальной работы с одинокими и одиноко проживающими гражданами пожилого возраста в учреждении «Территориальный центр социального обслуживания населения» Октябрьского района г. Витебска …………………………………………………………………………………………….20

2.2. Исследование положения пожилых людей на рынке труда и в обществе………………………………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...............................36

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………….38

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Пожилой возраст – это такая стадия в жизненном цикле, где происходят систематические социальные потери и отсутствуют приобретения, хронологически предшествует старости, обозначает переходный период от зрелости к старости [14, c.117].

В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны, соответственно увеличивается объем денежных средств, затрачиваемых государством на оказание социальной помощи данной категории людей. В данном случае имеется в виду: пенсионное обеспечение (трудовая пенсия по старости) и выплаты социального характера: социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам, общая сумма материального обеспечения которых не превышает прожиточный минимум в Республике Беларусь; набор социальных услуг (оплата медикаментов и транспортных расходов).

Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности.

Однако следует отметить, что экономическая ситуация в Беларуси такова, что обстоятельства побуждают пожилых людей активизировать свою позицию, жить более насыщенной жизнью, продолжать работу и после пенсионного возраста. Поэтому очень важно, чтобы общество, учитывая все экономические, политические и демографические факторы, способствовало продлению активной трудовой деятельности пожилых людей.

В Беларуси накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе. Для изучения проблем, связанных со старением населения в самых разнообразных её аспектах в ХХ веке оформилась и стала активно развиться такая научная дисциплина, как геронтология, а в медицине развилось соответствующее направление – гериатрия [23, c.34].

Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы – эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. И здесь в первую очередь встаёт проблема социальной защиты пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те условия существования, которые отвечают современным представлениям о комфорте и безопасности. Поэтому одной из актуальных тем современных научных исследований является проблема жизнеобеспечения населения после окончания трудового периода, а так же отдельных её групп, потерявших трудоспособность раньше, от чего во многом зависит общий социальный климат и перспективы дальнейшего социально – экономического развития общества [25, c. 161].

Анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературы показал, что в настоящее время накоплен определённый исследовательский материал по проблемам людей пожилого возраста. Исследования проблем социального положения пожилых и их социального статуса представлены в трудах (А. В. Дмитриева, Н. Н. Сачук, И.И. Лихницкая, Е. И. Стеженская), исследование проблем социальной политики (И. А. Григорьева, Н. Е. Тихонова, А. И. Пригожин и др.); теоретико-методологические аспекты организации социальной работы с пожилыми людьми (С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Н. Ф. Дементьева, П. Д. Павленок, В. Г. Попов, Е. И. Холостова, Т. В. Шелег и др.); развитие системы социального обслуживания пожилых с целью повышения их жизненной активности (М. Д. Александров, B. М. Васильчиков, P. M. Вебер, Н. В. Гудков). Но до сих пор остается малоисследованным еще целый ряд теоретических и практических проблем социальной поддержки граждан пожилого возраста. В частности, отсутствуют работы, раскрывающие специфику социологического анализа социальной поддержки пожилых граждан. Исследователи рассматривают особенности личности стареющего человека, социальной поддержки, методологические основы изучения социально – правовой защиты пожилого, а так же особенности положения в обществе и в сфере труда [24; 3].

База исследования: Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска.

Объект исследования: пожилые люди.

Предмет исследования: система и содержание социально – правовой защиты пожилых людей в Республике Беларусь.

Цель исследования: изучить систему социально – правовой защиты пожилых людей в Республике Беларусь.

Задачи:

1. Дать характеристику категорий лиц пожилого возраста;

2. Проанализировать нормативно – правовую базу в области социальной защиты граждан пожилого возраста, раскрыть её социально – правовые формы;

3. Изучить опыт социальной защиты пожилых людей на примере «ТЦСОН Первомайского района г. Витебска»;

4. Провести эмпирическое исследование по проблеме положения пожилого на рынке труда и в обществе и разработать рекомендации;

Методы исследования:

1.Метод документального исследования, (сравнительный анализ литературных источников);

2. Метод опроса (анкетирование).

Структура работы. Работа включает содержание, введение, основную часть, которая состоит из двух глав (теоретической и практической), заключение, список литературы (25 источников), 2 приложения. Полный объём работы 42 страниц.

ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.073 с.)