К вопросу О возникновении неортодоксального движения моноэнергизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу О возникновении неортодоксального движения моноэнергизм



Anatolii A. Yudin

student Department of General history

 

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: alatonyyudin@gmail.com

THE QUESTION OF THE ORIGIN OF THE UNORTHODOX MOVEMENTS MONOENERGISM

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о возникновении неортодоксального течения моноэнергизм в Византийской империи VII века. Основное внимание уделяется анализу религиозной политики императора Ираклия. По мнению автора, именно император Ираклий инициировал политику объединения, а не патриарх Константинополя Сергий, как полагают многие исследователи. Доказывается, что источники признают Ираклия, именно как автора моноэнергизма, а Сергий воспринимается как пособник и сторонник осуществления церковной унии.

Ключевые слова: Моноэнергизм, Патриарх Сергий, Император Ираклий, уния с монофизитами.

Abstract. The article discusses the emergence of unorthodox flow monoenergism in the Byzantine Empire of VII century. It focuses on the analysis of the religious policy of the Emperor Heraclius. According to the author, that the emperor Heraclius initiated association policy, not Constantinople Patriarch Sergius, it is believed by many researchers. It is proved that the sources recognize Heraclius, just as the author monoenergism and Sergius perceived as an accomplice and supporter of the church union.

Key words: Monoenergism, Patriarch Sergius, Emperor Heraclius, the union with monophysitism

VII век является переломным периодом в истории Византийской империи. Страна находится в глубочайшем экономическом и политическом кризисе. В это тяжелое время к власти приходит император Ираклий, при котором в империи происходят фундаментальные изменения в административной, военной и культурной сфере. Однако результаты религиозных преобразований выглядят не так однозначно. Это связано с провальными попытками достижения единства церкви на основе догматических формулировок, вопрос о которых не был решен на Вселенских соборах. Одной из таких формул стало учение о единой энергии, или моноэнергизм. Согласно этому учению, двум природам во Христе свойственно наличие единой энергии (действия) [7, C.159].

План церковной унии на основе идеи моноэнергизма появляется во времена войны Византии с Сасанидами (602—628). Военные действия показали, что восточные провинции невозможно удержать, не имея поддержки местной монофизитской церкви. Персам легко удалось закрепиться в Египте, Сирии и Армении, где большинство населения придерживалось монофизитства, вернув некогда отобранные храмы и монастыри монофизитской Церкви. Михаил Сириец позднее напишет: «Память халкидонитов была истреблена от Ефрата и до Востока» [4, C.116]. Таким образом, по окончании войны перед Константинополем встает вопрос о достижении компромисса с монофизитами для обеспечения безопасности восточных границ империи. Казалось, консенсус был найден благодаря учению о единой энергии.

Догматическая основа учения о единстве энергии или действия возникает не в VII веке. В разное время этим вопросом интересовались многие богословы. Среди них Кирилл Александрийский, Феодорит Кирский, Несторий, патриарх Константинопольский Мина, Юстиниан и многие другие. Однако наша цель заключается не в том, чтобы узнать, кто первый затронул вопрос о единстве энергии во Христе, а в том, чтобы выяснить, кто был инициатором церковной унии, в основе которой содержится учение о единой энергии.

Еще Болотов В. В. заметил, что, согласно источникам, есть две версии появления моноэнергизма, как политической идеи, способной объединить Церковь [1, C. 518]. Согласно первой версии, инициатором является император Ираклий [См. например: 1, 500; 7, C.159]. Об этом пишет Сергий в письме папе римскому Гонорию. В нем он говорит о прибытии в Армению императора Ираклия, где тот встретился с представителем монофизитов Павлом Одноглазым. Во время дискуссии император «противопоставил его низким злоухищрениям правые и непорочные догматы церковные, в числе которых упомянул и об одном действии (энергии) Христа истинного Бога нашего» [2, C.172].

Согласно второй версии, автор политической концепции - патриарх Константинополя Сергий. Об этом мы узнаем из диспута, который состоялся в Карфагене в 645г. между Максимом Исповедником и патриархом Константинополя Пирром. Если верить источнику, Пирр в дискуссии с Максимом обвиняет Софрония Иерусалимского в нарушении спокойствия внутри церкви. Максим Исповедник парирует, говоря о виновности Сергия: «…где был Софроний тогда, когда Сергий писал Феодору Фаранскому, послав и то, что он называет посланием Мины через посредничество Сергия Макарионы, епископа Арсинойского, побуждая его высказать свое мнение об одной энергии и одной воле, которые были в послании, и тот написал в ответ, что принимает их?..» [3, C. 209]. Большинство исследователей придерживаются данной версии событий[См. например: 8, С.446; 7. C.226]. Главный аргумент в том, что Сергий писал Феодору Фаранскому и Георгию Арсе до нашествия Персов на Египет, то есть до 619 года, в то время как Ираклий встретился с Павлом Одноглазым в 622 году, по прибытию в город Карим (современный Эрзерум).

На этом вопрос о генезисе моноэнергизма Лапидус Э. И. считает закрытым, говоря: «…этот раздел из истории Вселенских Соборов и догматических движений 1-го тысячелетия изучен достаточно хорошо, и вряд ли в ближайшее время появятся материалы с принципиально новыми данными по этой теме» [5, C.106]. Есть возможность внести поправку в наблюдение специалиста по церковной истории, ведь на самом деле версий происхождения моноэнергизма несколько больше.

Во-первых, разбирая авторство религиозной политики на основе идеи моноэнергизма, исследователи обходят немаловажное событие. Эдикт о вере императора Ираклия от 610 года, несмотря на то, что он написан в православном стиле, был пропитан духом объединительной политики с монофизитами [5, C.95]. В нем действительно не содержится упоминаний о единой энергии, но данное обстоятельство говорит нам об инициативе императора к примирению с монофизитами.

Во-вторых, примерно в это же время Ираклий направляет в Египет своего двоюродного брата Никиту с целью объединить монофизитов в единое целое, чтобы вести политику объединения с цельным ядром. Деятельность Никиты не осталась безрезультатной. Так, пресвитер Фома сообщает, что в 616 году дамианиты воссоединились с Церковью, через год присоединились канониты и евгенианиты. По-видимому, именно благодаря Никите удалось помирить между собой Александрийскую и Антиохийскую кафедру [1, C.519]. Теперь понятно, почему Сергий примерно в это же время пишет Феодору Фаранскому, спрашивая его мнение по поводу единства энергии. Последовательность событий показывает системный подход и инициативность Ираклия к делу унии.

Имеющиеся в распоряжении источники показывают, что инициатором объединительной политики был император Ираклий. У него была цель укрепление империи, создание монолитного сплава различных культурных традиций, которые приняли в Византии, естественно, религиозную форму. Ясно, что одной инициативы мало, нужна поддержка высших религиозных кругов. Ираклий находит ее в лице Константинопольского патриарха Сергия. Тем самым перед нами яркий пример византийской синергии церковной и государственной власти, при этом ключевую роль в вопросе объединения сыграл государственный механизм в лице императора Ираклия. Ведь идея унии на основе моноэнергизма формируется, большей части по политическим мотивам, а далее приобретает форму богословского спора.

 

Список литературы

1. Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских соборов: История богословской мысли. Москва: Поколение, 2007 – 720 с.

2. Деяния Вселенских соборов. Казань: Центральная типография, 1908. Т. 6. – 309 с.

3. Диспут с Пирром: Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. Москва: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004. – 528 с.

4. Кулаковский Ю. А. История Византии. Москва, 1996. Т. 3. - 454 с.

5. Лапидус И. Э. Святой Сафроний, патриарх Иерусалимский и его борьба с монофелитсвом. Санкт-Петербург: Аксион Эстин, 2010. – 173 с.

6. Лурье В.М.История Византийской философии: формативный период. СПб. 2006. – 553 c.

7. Острогорский Г. А. История Византийского государства. Москва: Сибирская Благозвонница, 2011. – 895 с.

8. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Брюссель, 1964.

 

УДК 27-282.3

Ямилова Наталья Олеговна

Студентка 4 курса

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: yamilovano@mail.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.006 с.)