Russian-azerbaijan: the role of the diaspora in the devolopment of the cultural-humanitarian cooperation. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Russian-azerbaijan: the role of the diaspora in the devolopment of the cultural-humanitarian cooperation.



Аннотация. Встатье рассматриваются основные принципы гуманитарного сотрудничества на постсоветском пространстве. Особое внимание уделено роли Законодательной развитие культурно-гуманитарное сотрудничестве между Азербайджаном и Россией.

Ключевые слова: Межпарламентская Ассамблея; Законодательная база; Конвенция; культурно–гуманитарное развитие; содружество; культурные ценности.

Abstract. The article the basic principles of humanitarian cooperation in the post-Soviet space. Special attention is paid to the role of Legislation the development of cultural-humanitarian cooperation between Azerbaijan and Russia.

Key words: the inter-parliamentary Assembly; Legislative framework; the Convention; cultural-humanitarian development; commonwealth; cultural values

Одно из направлений сотрудничества в СНГ - это гуманитарное сотрудничество. За весь период существования Содружества Независимых Государств (1991 - 2016 гг.) были подписаны договоры, конвенции, соглашения между Россией и Азербайджаном в культурно –гуманитарной области. На первом этапе существования СНГ многим казалось, что исторически сложившиеся связи между советскими республиками, делавшие СССР единым политическим и экономическим организмом, являются достаточно чтобы СНГ превратилась в полноценное интеграционное объединение. Подобные предпосылки оставили сильный отпечаток на учредительных документах СНГ. В начальный период существования содружества 1992-1997 г. в рамках СНГ был подписан ряд соглашений, призванных обеспечить соблюдение прав и свобод национальных меньшинств в политической, социально- экономической и культурной сферах. Среди них: Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках СНГ (Минск, 14.02.1992); Декларация глав государств - участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (Москва, 21.09.1993); Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (Москва, 21.10.1994); Конвенция об обеспечении прав человека (1995) [ 12, С. 132 ]. Договаривающиеся Стороны обязываются учитывать в своей политике законные интересы национальных меньшинств, принимать необходимые меры с целью создания благоприятных условий для сохранения и развития их этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности [ 12, С. 132 ]. Принятие Устава СНГ 22 января 1993 г. в Минске явилось крупным шагом на пути повышения эффективности сотрудничества [ 2, C. 86 ].Содружество действует в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Нации, Хельсинкского заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Уставе одной из основных целей Содружества Независимых Государств объявлено осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях.

Права в сфере культуры, образования, информации определены в следующих документах: Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15.05.1992), Соглашение о сотрудничестве в области культуры (Ташкент, 15.05.1992), Соглашение о сотрудничестве в области информации (Бишкек, 09.10.1992); [ 12, С. 133 ]. Взаимодействие в рамках СНГ осуществляется через его уставные органы. Один из них - это Межпарламентская ассамблея (МПА). Межпарламентская Ассамблея была сформирована 27 марта 1992 года в соответствии с Конвенцией о Межпарламентской Ассамблее СНГ от 26 мая 1995 года [4].

В разделе VII Конвенции о межпарламентской ассамблее, который называется «Межпарламентское сотрудничество», исходным пунктом является обязательство Межпарламентской ассамблеи проводить межпарламентские консультации, разрабатывать совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов [5, С. 96 ].

Межпарламентская Ассамблея - эффективный орган СНГ для развития и сближения национального законодательства государств-участников. Основные направления сближения национальных законодательств государств-участников СНГ одобрены на заседании Межпарламентской Ассамблеи от 15 сентября 1992 года [9].С каждым годам возрастает роль МПА СНГ в разработке согласованных основных прав и свобод человека, в области гуманитарного сотрудничества. [4]. Приведем несколько примеров принятия законов о культурно -гуманитарной области сотрудничества.

Рекомендательный Законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в сфере науки и научно-технической деятельности» был принят постановлением МПА государств-участников СНГ в Санкт -Петербурге 13 мая 1995. Этот закон дает право сотрудничества в области науки и научно-технической деятельности, которая осуществляется на государственной и негосударственной основах и ориентируется на следующие принципы: совпадение долговременных интересов и целей, связанных с необходимостью объединения усилий в деятельности государств-участников СНГ, взаимное уважение сторонами государственных интересов, особенностей и традиций каждого из участников, признание международных правовых норм; [4].

Модельный Закон «Об Образовании» был принят на тринадцатом пленарном заседании МПА государств - участников СНГ (постановление № 13-8 от 3 апреля 1999 года). Модельный Закон направлен на сближение национальных систем образования государств-участников и предусматривает. Согласно Глава 1 ст. 1 этого Закона, государство Указанное право обеспечивается:12. Государственная политика в области образования - направляющая и регулирующая деятельность государства в области образования, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей образования для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Она реализуется посредством законов, общегосударственных программ, правительственных постановлений, международных программ и договоров и других актов, а также путем привлечения общественных организаций и движений, широкой общественности для ее поддержки имеющимися в их распоряжении средствами (средства массовой информации, общественные академии, профессиональные ассоциации, союзы и т.д.) [4].

Модельный Закон «О культуре» был принят на двадцать четвертом пленарном заседании МПА государств - участников СНГ (Постановление № 24-6 от 4 декабря 2004 года) В данном акте формулируются задачи законодательства о культуре, важных с точки зрения нормативного регулирования понятий. Модельный закон «О культуре» закрепляет определенные гарантии прав и свобод человека и гражданина в области культуры. В качестве последних рассматриваются право на культурную деятельность и участие в культурной жизни, право на творчество и культурную самобытность, право на художественное образование, право собственности на объекты материальной культуры, право создавать организации культуры, право вывоза культурных ценностей за пределы государства, право на культурную деятельность в иностранных государствах, право на сохранение и развитие национально-культурной самобытности народов и этнических общностей. [7].

26 августа 2005 года в г. Казани было подписано Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников СНГ. В соответствии с этим документом стороны договорились принимать согласованные меры для дальнейшего развития гуманитарного сотрудничества, в частности, по совершенствованию и развитию механизмов сотрудничества в области культуры, образования, науки, архивного дела, информации и массовых коммуникаций, спорта, туризма и работы с молодежью, а также по разработке и совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам взаимодействия в указанных областях.

Модельный Закон «Об объектах культурного наследия» (новая редакция) был принят на тридцать седьмом пленарном заседании МАП государств - участников СНГ (Постановление № 37-14 от 17 мая 2012 года). Согласно этого Закона государств регулирует общественные отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в целях обеспечения их сохранности для нынешних и будущих поколений и направлен на реализацию конституционного права граждан государств участников СНГ на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности государства и граждан заботиться об их сохранении [7].

Приложение к постановлению МПА СНГ от 29.11.2013 г. № 39-17 «Об охране нематериального культурного наследия» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов нематериального культурного наследия и направлен на реализацию конституционного права каждого гражданина на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении нематериального культурного наследия, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей на сохранение своей культурно-национальной самобытности. Объекты нематериального культурного наследия народов и иных этнических общностей, а также элементы этих объектов представляют собой уникальную ценность и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Государством гарантируется сохранность объектов нематериального культурного наследия всех проживающих на его территории народов и иных этнических общностей в интересах настоящего и будущего поколений [4]. Модельный Закон «Об основных этнокультурного взаимодействия государств-участников СНГ» Закон дает прав расширение контактов по линии межгосударственного сотрудничества на уровнях государств, правительственных структур (профильных министерств), творческих союзов, обмена знаниями в областях национальной куль- туры, этнокультурной политики, языковой политики, поддержки литературы и искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, художественного образования и просвещения, архивного дела.

Приложение к постановлению МПА СНГ от 18.04.2014 г. № 40-13. Данные законы играют роль активного центра законодательства о культуре как отрасли законодательства. Это достигается по- средством закрепления принципов государственной культурной политики, общих для отрасли понятий, норм, определяющих основы статуса организаций культуры, правовое положение национального культурного достояния и культурного наследия и т.д.

После 1991 года в истории гуманитарного сотрудничества между Россией и Азербайджаном наступил принципиально новый этап, который в зависимости от общего уровня азербайджано-российских отношений, условно можно разделить на четыре периода: - апрель 1992 года - октябрь 1993 года:

-октябрь 1993 года - январь 2001 года:

- январь 2001 года - июль 2008 года:

- июль 2008 года - по настоящее время. [3]

Нормативно-правовая база позволяет расширять сотрудничество России и Азербайджана в культурно-гуманитарной сфере. Задачи и цель этих законов - развитие сотрудничества России и Азербайджана в гуманитарной сфере в интересах укрепления взаимопонимания между народами, сохранения и развития национально-культурного баланса. Законы служат содействию и сохранению культурного наследия, защите нравственных и духовных ценностей каждого народа, созданию благоприятных условий для сближения народов. Договорно-правовую базу, регулирующую отношения стран в сфере культурно-гуманитарного сотрудничества составляет: соглашение от 16 июня 1991 г. «О сотрудничестве в области культуры между Министерством культуры РФ Министерством культуры Азербайджанской Республики». Нормативно-правовая база позволяет достаточно эффективно реализовывать на практике крупные совместные проекты и программы в сфере - культуры.

Одним из первых таких документов является «Соглашение о сотрудничестве в области культуры, науки и образования между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 6 июня 1995 г. Глав государств согласились: Статья 3. Стороны гарантируют свободное и равноправное развитие культур меньшинств народов России, проживающих на территории Азербайджанской Республики, и азербайджанского меньшинства, проживающего на территории Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Стороны будут создавать благоприятные условия для сохранения национальной самобытности, культуры, языка, реализации духовных и религиозных потребностей указанных меньшинств. [10].

25 июля 1995 г. О сотрудничества в области аттестации научных и научно- педагогических кадров высшей квалификации. В этом соглашение Статья 2 рассмотрено Стороны проводят консультации при разработке национальных перечней (номенклатур) специальностей научных работников и формировании на территориях своих государств сетей советов по присуждению ученых степеней. Они обеспечивают сопоставимость основных требований к соискателям ученых степеней в своих государственных системах аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

- 7 октябрь 1995 г. О научно-техническом сотрудничестве. Который дают шанс, желая развивать и укреплять сотрудничество между двумя странами в области науки и техники, внося тем самым вклад в экономическое и социальное развитие обеих стран.

7 октябрь 1995 г. О сотрудничестве в области медицины и здравоохранении. Глава государств России и Азербайджана согласились развивать широкомасштабное сотрудничество в решении приоритетных задач национальных программ в области охраны и укрепления здоровья населения.

3 июля 1997 г. Об учреждении в условиях деятельности информационно-культурных центров. Стороны согласились на основе взаимности Российский Информационно-культурный центр в Баку и Информационно-культурный центр Азербайджанской Республики в Москве (далее именуемые Центрами).

16 октября 2000 г. о сотрудничестве в области информации. Согласно ст. 3 этого Соглашение, Стороны будут содействовать взаимовыгодному сотрудничеству между редакциями средств массовой информации своих государств, а также между соответствующими ведомствами и организациями, работающими в области массовой информации, конкретные условия и формы которого будут определяться самими его участниками, в том числе путем заключения отдельных соглашений.

23 сентября 2002 г. о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о взаимном признании документов об Образовании, Ученых Степенях и Ученых Званиях (Москва, 23 сентября 2002 г.) Правительство Российской Федерации и Правительство Азербайджанской Республики, в дальнейшем именуемые Сторонами, учитывая традиционные тесные и плодотворные связи в области образования, стремясь к дальнейшему развитию сотрудничества в области образования и науки, взаимной академической мобильности, в соответствии с принципами и положениями Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, подписанной 11 апреля 1997 года, в целях реализации положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о культурном и научном сотрудничестве от 6 июня, 1995 года в части взаимного признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях [11].

Программа Сотрудничества между Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством культуры Азербайджанской Республики на 2004-2006 годы от 12 июня 2004 года. Протокол между Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством культуры Азербайджанской Республики о проведении и организации Года культуры Азербайджанской Республики в Российской Федерации от 28 июля 2004 года. развитии культурных связей стало проведение Года Азербайджана в России (2005) и Года России в Азербайджане(2006). Об утверждении Совместного заявления Президента Азербайджанской Республики Алиева И. Г. и Президента Российской Федерации Путина В. В. Глава двух государств обсуждая российско-азербайджанских отношений, рассмотрев ход и перспективы развития стратегического партнерства между двумя странами, главы двух государств заявляют: Подтверждая неизменную приверженность Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 3 июля 1997 года, Бакинской Декларации Российской Федерации и Азербайджанской Республики от 9 января 2001 года, Московской Декларации Российской Федерации и Азербайджанской Республики от 6 февраля 2004 года, главы двух государств выражают намерение поднять межгосударственные отношения на качественно новый уровень путем совершенствования многопланового сотрудничества в политической, экономической, военной и гуманитарной областях [6]. Имеется соглашение о научно-техническом сотрудничестве между Российской Академией Наук и Национальной Академией Наук Азербайджана (6 октября 2006 г). Стороны согласились обмена учеными и специалистами для осуществления совместных проектов и участия в международных конференциях и других научных мероприятиях, проводимых обеими.

Программа сотрудничества в гуманитарной сфере между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой до 2015 года (13 августа 2013 г)[11]. Создана значительная по объему договорная база в сфере сотрудничества в области культурно гуманитарной сфере России и Азербайджана.

Многовековые культурные связи двух народов укрепились на межгосударственном уровне. Азербайджан и Россия стремятся к сотрудничеству в области культуры, науки, информации, образования - гуманитарной сфере. Азербайджан и Россия активно взаимодействует в области образовательных и гуманитарных проектов. Сфера социально-гуманитарного и культурного сотрудничества- в ряду самых динамических направлений сотрудничества и ежегодно дополняется новыми направлениями. Прочным фундаментом российско-азербайджанских гуманитарных отношений служит сохраненное и защищенное пространство русского языка в Азербайджане, а также духовная общность интеллигенции двух стран, взаимопроникновение культур. Первый азербайджано-российский форум по гуманитарному сотрудничеству, состоявшийся в 2010 году, стал принципиальным прорывом в отношениях двух стран, важным элементом общего процесса сохранения традиций и культурно-духовной коммуникации наших народов [1].Одним из этапов движения стран друг к другу стало открытие 22 января 2011 года в Азербайджане нового здания Российского информационно-культурного центра (РИКЦ) [1]. Проект РИКЦ - еще одна возможность для углубления сотрудничества в самых разных гуманитарных областях.

В рамках соглашения, подписанного между Министерством образования и науки РФ и Министерством Азербайджанской Республики, ежегодно в российские учебные заведения осуществляется прием азербайджанских граждан на все формы обучения как по программам высшего профессионального образования, так и программам повышения квалификации. В 2010 году студентам из Азербайджана было выделено 285 российских государственных стипендий [1].

Важную роль сыграло подписание 22.10.2012 г. «Программы сотрудничества в области культуры между Министерством культуры Азербайджанской Республики и Министерством культуры Российской Федерации на 2012–2013 год» [11]. В многостороннем сотрудничестве государств - участников СНГ все большее значение приобретает сфера культурного взаимодействия. К числу ключевых и значимых проектов в сфере культуры в последние годы относится Межгосударственная программа “Культурные столицы Содружества” от 5 декабря 2012 г. В городе Ашхабаде Советом глав государств Содружества было утверждено Положение о Межгосударственной программе “Культурные столицы Содружества”, которая признана эффективным инструментом межгосударственного взаимодействия в сферы культуры, и призвана содействовать гуманитарному, социальному, экономическому, и инфраструктурному развитию и продвижению отдельных территорий и городов, повышению статуса Содружества на международной арене. Города, получившие статус “Культурная столица Содружества” создают яркую, богатую и разнообразную палитру культурных и гуманитарных мероприятий, основанных на прочных исторически сложившихся культурных связях и развивают продолжающийся в наши дни диалог между самобытными культурами суверенных государств. В 2013 г. город Габала стал,,Культурной столицей Содружества,, Выбор Габалы совершенно не случаен. Это одно из живописных мест Азербайджана. Здесь 29 июня 2013 г. состоялась торжественная церемония открытия Межгосударственной программы ”Культурные столицы Содружества”,в которой приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации, Председатель Правления Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества стран Содружества Полад Бюльбюльоглы, глава исполнительной власти Габалинского района С. Абдуллаев, официальные делегации из более чем 10 стран. В конце июля 2013 года в Габале начался традиционный Международный музыкальный Фестиваль, считающийся один из самых интересных страниц в летописи азербайджанской культуры. Этот фестиваль стал новым импульсом для развития культурных связей и сотрудничества между странами Содружества Независимых Государств[8].25 октября 2013 года в столице Беларуси Минске состоялось очередное заседание Совета глав государств СНГ. В заседании принял участие Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев. Выступивший на заседании Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев сказал:“Наши народы объединяют история, общее прошлое, совместная борьба против фашизма. Сегодня нас объединяют экономические, политические интересы, и для Азербайджана сотрудничество в рамках СНГ является одним из основных приоритетов внешней политики. Гуманитарная сфера - это та сфера, которая цементирует отношения между нашими странами”[13].Сегодня основная задача государств России и Азербайджана развивать культурно -гуманитарное сотрудничество в постсоветским пространстве.

Список литературы.

1. Алексей Потапов. Духовная общность - основа взаимопонимания // Российская газета. 2011. 11 октября.

2. Адамишин А. А. Приоритетные направления внешней политики России. Переходные процессы. Проблемы СНГ (альманах “Форум”). –М., Наука, 1994. – 86 с.

3. Гульшан Пашаева: Гуманитарное сотрудничество как фактор стратегического партнерства Азербайджан – Россия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kavkazoved.info/news/2011/11/21/gumanitarnoe-sotrudnichestvo-kak-faktor-strategicheskogo-partnerstva-i.html (Дата обращения 14.04.2016).

4. Документы МПА СНГ: [Электронный ресурс]. URL: http://www.iacis.ru/activities/documents/ (Дата обращения 15.04.2016).

5. Ю. А. Жилин. СНГ: вехи развития. Переходные процессы. Проблемы СНГ. (альманах “Форум”). – М., Наука, 1994. -96 с.

6. Законодательство Государств - Участников СНГ. Ежегодник 2006. – М., Издание Государственной Думы, 2007. – 10 с.

7. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. (Дата обращения 11.04.2016).

8. Интернет- Портал СНГ: [Электронный ресурс ]. URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=23981 (Дата обращения 15.04.2016).

9. Официальный сайт: Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции связям соотечественниками [Электронный ресурс]. URL: http://komitet.info/parliamentary-institutions/cis/169/ (Дата обращения 17.04.2016)

10. Официальный сайт: Посольство Азербайджанской Республики в РФ. [ Электронный ресурс]. URL: http://www.azembassy.ru/ (Дата обращения 16.04.2016).

11. Официальный сайт: Посольства Российской Федерации в Азербайджанской Республики.[Электронный ресурс]. URL: http://azerbaijan.mid.ru/sotrudnicestvo-v-gumanitarnoj-sfere (Дата обращения 14.04.2016).

12. Полоскова Т. В. Диаспоры в системе международных связей. – М,. Научная книга 1998. - с. 132-133.

13. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев: “Для Азербайджана сотрудничество в рамках СНГ является одним из основных приоритетов внешней политики”. [Электронный ресурс]. URL: http://news.day.az/politics/439769.html (Дата обращения 15.04.2016).

 

 

УДК 27-87

 

Юдин Анатолий Александрович

Студент кафедры всеобщей истории

 

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: alatonyyudin@gmail.com



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.03 с.)