Инвест. среда (ИС)и ее хар-ка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвест. среда (ИС)и ее хар-ка.



Понятие И, их класс-я

Под И в ЭТ понимают сов-сть затрат мат-ых, труд и денеж ресурсов, направленных на расширение/реконструкцию произ-ва, повышение кач прод и услуг, в образование кадров и на научные исследования.

В масштабах национальной эк-ки И - это те эк-кие ресурсы, & направлены на ­реального каптала общества, в том числе и человеческого.

В кач-ве И используются ДС, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ЦБ, кредиты, займы, залоги, технологии, земля, здания, сооружения, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, любое другое имущество или имущ-ые права, интеллектуальные ценности.

К факторам, опр величину инвестиций, относятся:

¾ ожидаемые доходы от инвестиций;

¾ реальная ставка процента;

¾ налогообложение;

¾ экономические ожидания;

¾ изменения в технологии производства.

И - это все виды активов (средств), вкладываемых в ХД с целью получения прибыли. По эк-му содержанию И (кап-влож) - это расх на создание, расширение и тех перевооружение осн кап, а также на связанные с этим изменения обор кап.

Под И в широком смысле понимаются ДС, имущ. и интеллект. ценности гос-ва, ЮФЛ, направляемые на создание новых пред-ий, расширение, реконструкцию и тех. перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ЦБ и активов с целью получения прибыли и\или иного положительного эффекта.

классиф-я:

1 По объектам вложений средств:

а) Реальные - вложения ср-в в матер-ые (здания, сооружения, оборудование) и нематер-ые активы (патенты, лицензии, «ноу-хау»).

б) Финансовые (портфельные) - вложения ср-в в различные фин инструменты - ЦБ, депозиты, целевые банковские вклады.

2 По характеру участия в инвестировании:

а) Прямые - инвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, вкл прединвест-ые исслед-ия, проектирование и строительство объекта инвестирования, а также производство конечной продукции.

б) Непрямые (косвенные) – осущ-ся ч\з различ рода фин-ых посредников (инвестиционные фонды и компании) аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным образом финансовые средства.

3 По периоду инвестирования:

а) Краткосрочные - не более одного года

б) Долгосрочные - инвестиции, используемые на капитальные вложения и создание, увеличение размеров, а также приобретение необоротных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи.

4 По формам соб-ти инвестиционных ресурсов:.

а) Частные.б) Государственные.в) Иностранные.

5 По региональному признаку:.

а) Внутренние б) Зарубежные

6 По отраслевому признаку выделяют инвестиции в различные отрасли экономики: промышленность (топливная, энергетическая, химическая, пищевая, легкая и т.д.), сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и питание и пр.

7 По рискам:.

а) Агрессивные б) Умеренные в) Консервативные

Понятие инвест-ой деятельности (ИД)

ИД - вложение И и осущ практич-их действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эф-та. осущ в форме кап вложений. ИД может носить различный хар-р. Она может осущ на профессиональной основе институциональными инвесторами (инвест. фонд) в данном случае она явл предпринимательской.

ИД может носить и разовый, не предпр-кий хар-р (приобретение ФЛ акций – вложение ср-в в ЦБ).

ИД может рассматриваться как источник привлечения доп-ых S в сущ-ее / организующееся производство. В этой ситуации хар-р ИД следует оценивать с разных позиций: как средство получ прибыли – для вкладчиков и как ср-во привлечения матер и нематер благ - для пользователя или иного субъекта ИД.

Специалисты условно выделяют три этапа осуществления ИД

1. Подготовительный. Субъект принимает решение о вложении ср-в. Обязательным мероприятием на этом этапе явл составление инвест-ого проекта, в & входят обоснование эк целесообразности, V и сроков осущ И, а также необх-ая проектно-сметная док-ция. Неотъемлемой частью инвест. проекта служит бизнес-план, & вкл описание практических действий по осущ-ию И. В бизнес-плане, в частности, д\б отражены суть проекта, ср-ва его фин-ия, сметная ст-ть проекта, сроки осущ-ия работ (услуг), срок окупаемости (это срок со дня начала фин-ия проекта до дня, когда разность м\у накопленной S ЧП с амортиз-ми отчислениями.1 этап заканчивается, подписанием инвест. дог-ра.

2. Инвестиционный осущ сов-ть практич действий по реализации бизнес-плана, т. е. по исполнению инвест проекта. На практике элементом этого этапа является календарный график выполнения инвестиционной программы. 2 этап завершается созданием объекта ИД.

3. Эксплуатационный осущ орг-я произ-ва товаров. В это время компенсируются И и затраты на осущ инвест проекта, формируется доход от его реализации. Именно с этим периодом связана окупаемость проекта.

Инвест. среда (ИС)и ее хар-ка.

ИС – это сов-ть эк, полит, соц, правовых, технолог-их и др условий, призванных способствовать эф-ной трансформации сбережений в создание нового капитала.

Элементы инвестиционной среды:

1) множество объектов инвестирования

2) множество субъектов, участников ИД

3) инвестиционные рынки, реализующие механизм купли-продажи различ объектов инвест

4) инвестиционные институты.

4. Формы реальных инвестиций:

1. Приобретение целостных имущ к-сов инвестиц операция крупных предприятий, обеспечивающих отраслевую, товарную или региональную диверсификацию их деят-ти.

2. Новое строительство инвестиц операция, связанная со строительством нового объекта с законченным технологическим циклом по индивидуально разработанному проекту.

3. Реконструкция инвестиц операция, связанная с преобразованием всего произ-го процесса на осн современных нау-тех достижений. Ее осущ в соответствии с к-сным планом реконструкции предприятия в целях ­его произ-ого потенциала.

4. Модернизация инвестиц. операция, связанная с совершенствованием и приведением в соответствующ. состояние активной части ОПФ.

5. Обновление отдельных видов оборудования инвестиц. операция, связанная с заменой имеющегося оборудования.

6. Инновационное инвест-ние в НМА инвестиц операция, направленная на использ-ие новых науч знаний в целях достижения к-сного успеха.

7. Инвест-ние прироста запасов матер-ых ОА инвестиционная операция, направленная на расширение V исполь-ых операц-ых ОА пред-ия.

Денежные потоки (ДП) и их виды.

С точки зрения расчета пок-лей эк эф-ти ИП представляет собой объект фин операции, связанной с распределенными во t поступлениями и затратами денег, т.е. ДП.

ДП ИП - это зависимость во времени денежных поступлений и затрат при его реализации. Он определяется для всего расчетного периода – отрезка t от начала проекта до его прекращения.

На практике в подавляющем большинстве случаев расчетный период разбивается на шаги расчета – отрезки, в пределах & произ-ся агрегирование данных, используемых для оценки фин пок-ей. Продолж-ть шагов м\б как одинак, так и различ.

На каждом шаге значение ДП хар-ся:

1) притоком, равным размеру денеж поступлений на этом шаге.

2) Оттоком, равным затратам на этом шаге

3) Сальдо, разность между притоком и оттоком.

Для оценки фин реализуемости проекта наряду с ДП рассматривается также накопленный ДП – это поток, хар-ки & опр-ся на каждом шаге расчетного периода как S соответствующих хар-к ДП за данный и все предшествующие шаги.

ДП обычно состоит из потоков от отдельных видов деят-ти: инвестиц-ой, операц-ой и фин-ой.

Конкретный состав ДП зависит от того, какой вид эф-ти оценивается. Для оценки эф-ти проекта в целом используется потоки от инвест и операц деят-ти. При оценке эф-ти участия в проекте добавляются так же потоки ДС от фин деят-ти.

К фин деят-ти относятся операции со ср-ми, внеш по отношению к проекту, те, & на данном шаге не создаются за счет реализации самого проекта, а вкладываются в него извне.

По формам проявления

1. Риски реального инвест-ия, & м\б связаны со след факторами:

- перебои в поставке материалов и оборудования;

- рост цен на инвестиционные товары;

- выбор не недобросовестного подрядчика

2. Риски финансового инвестирования, & связаны со следфакторами:

- непродуманный выбор фин инструментов;

- непредвиденные изменения условий инвест

По источникам возникновения:

1.Систематический, возникает для всех участников инвестиц-й деят-ти и всех форм инвест-ния. Определяется сменой стадий эконом-го цикла, уровнем платежеспособного спроса.

2. Несистематический, & хар-ен для конкрет-го объекта инвестир-я или для деят-ти конкретного инвестора, связан с компетенций персонала рук-ва предпр-я; усилением конкуренции;

3. Инфляционный - вероятность потерь, & может понести субъект эк в результате обесценивания реальной ст-ти И.

4. Дефляционный - вероятность потерь, & может понести субъект эк врез-те ↓денеж массы в обращ.

5. Рыночный - вероятность изменения ст-ти активов в результате колебания % ставок, курсов валют, котировок акций и облигаций.

6. Операционный (технич-х ошибк)

7. Фун-ный - вероятность инвестиц-х потерь вследствие ошибок, допущенных при формир-ии и упр-нии инвестиц-м портфелем фин-х инструментов.

8. Селективный - вероятность неправильного выбора объекта инвестир-я в сравнении с др. вариантами.

9. Риск ликвидности,

10. Кредитный,

11.Риск упущенной выгоды.

Жизненный цикл ИП

Инв.цикл принято делить на фазы, каждая из & имеет свои цели и задачи:

Предин-ая фаза включает несколько стадий: а) опред-ие инвес-х возмож-ей; б) ан-з с помощью спец-х методов альтер-х вариантов проектов и выбор проекта; в) заключение по проекту; г) принятие решения об инвес-ии. На прединв-ой фазе необходимо сфор-ть инвест-й замысел

Инвес-ая фаза закл-ся в принятии страт-х плановых решений, @ должны позволить инвесторам определить объемы и сроки инвес-ия, составить наиболее оптим-ый план финан-я проекта. В рамках этой фазы осуще-ся заключение контрактов и договоров подряда, проводятся капитальные вложения, строительство объектов, пуско-наладочные работы и др.

Операц-ая фаза инвест-го проек-та закл-ся в тек деят по проекту: закупка сырья, произ-во и сбыт продукции, проведение маркет-ых мероп-й. На этой стадии проводятся произв-ые опер, связанные с взаиморасчетами с контрагентами,формирующие денпотоки, ан-з @позволяет оценивать эк. Эфф-ть данного инвес-го проекта.

Ликвид-ая фаза связана с этапом окончания инвест-го проекта.На данной стадии инвесторы и пользователи объектов кап. вложений определяют остаточную стоимость ОС с учетом амортизации, оценивают их возможную рын стоимость, реализуют или консервируют выбывающее оборудование, устраняют в необходимых случая последствия осущ-ия ИП.

Формы гос регулирования ИД

Формы и методы гос регулирования ИД отражены в статье 10 ФЗ «Об ИД в РСФСР». Регулирование ИД в законе формулируется след образом: проведение инвест-ой полит, направленной на соц-эк и науч-тех развитие РСФСР, обеспечивается гос органами РСФСР, республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции. Таким образом, инвест политика гос-ва д\б направлена на улучшение благосостояния общества, подъем прои-ва, поддержание и развитие науч деят-ти, образование и мед-кое обслуживание населения.

Согласно закона, данный процесс реализуется в форме:

Þ гос инвест-ых программ (инвест-ие гос-ом ср-в в отрасли промыш-ти,науки,образования ит.д.);

Þ прямого управления гос-ми И;

Þ введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. Для привлечения в эк страны частных и иностранных И необх введение для них льготных ставок налогов и таможенных пошлин.

Þ предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств. Такие ср-ва должны предоставляться не только госпред-ям, но и частным производителям. Таким образом, можно привлечь частный капитал в эк гос-ва, создать здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг и, тем самым повысить их кач.

Þ проведением фин-ой и кред-ой политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ЦБ), амортизационной политики;

Виды ИП

Осн типы ИП, & встречаются в зарубежной практике, сводятся к следующим мероприятиям.

1. Замена устаревшего оборуд-ия, естественный процесс продолжения сущ бизнеса в неизменных масштабах. Обычно подобного рода проекты не требуют очень длительных и сложных процедур обоснования и принятия решений. Многоальтернативность может появляться в случае, когда сущ несколько типов подобного оборуд, и необх обосновать преимущ-ва 1 из них.

2. Замена оборудования с целью снижения текущ произ-ых затрат. Целью подобных проектов явл использование более совершенного оборудования взамен работающего, но сравнительно менее эф-ого оборудования, & в последнее время подверглось моральному старению. Этот тип проектов предполагает очень детальный анализ выгодности каждого отдельного проекта, т.к. более совершенное в технич смысле оборудование еще не однозначно более выгодно с фин точки зрения.

3. Увеличение выпуска продукции и/или расширение рынка услуг. Данный тип проектов требует очень ответственного решения, & обычно принимается верхним уровнем управления предприятия. Наиболее детально необх анализировать ком выполнимость проекта с аккуратным обоснованием расширения рыночной ниши, а также фин эф-ть проекта, выясняя, приведет ли увеличение объема реализации к соответствующему росту прибыли.

Расширение предприятия с целью выпуска новых продуктов. Этот тип проектов явл результатом новых стратегических решений и может затрагивать изменение сущности бизнеса. Все стадии анализа в одинаковой степени важны для проектов данного типа.

Осн дилемма, & необх решить и обосновать с помощью фин критериев - какому из вариантов проекта следовать: (1) использовать более совершенное и дорогостоящее оборуд-ние, увелич кап издержки, (2) приобрести менее дорогое оборудование и увеличить текущие издержки.

Другие типы проектов, значимость которых в смысле ответственности за принятие решений менее важна. Проекты подобного типа касаются строительства нового офиса, приобретения оборотных средств для их быстрой переработки и/или продажи, покупки нового автомобиля и т. д.


Лизинг, его сущность и виды

Лизинг явл взаимным соглашением, в результате & лизингодатель передает получателю лизинга права пользования предметом, в обмен на платежи, оговоренные соглашением. То есть, лизингодатель сдает в аренду (одалживает) получателю лизинга деньги в форме товара, позволяет ему пользоваться им, и заключает договор с получателем лизинга об оплате стоимости товара в течение более длительного времени, соответственно начисляя проценты за предоставленную услугу.

Для заключения сделки лизинга нет необходимости иметь сразу большую S денег. Главным условием является фин стабильность клиента в будущем..

Таким образом, лизинг - это вид ИД по приобретению имущ и передаче его на основании дог-ра лизинга ФЮЛ за опр плату, на опр срок и на опр условиях, обусловленных дог-ом, с правом выкупа имущ-ва лизингополучателем;

От кол-ва участников (субъектов):

1. двусторонние (прямой лизинг), при & поставщик имущ-ва и лизингодатель одно лицо;

2. многосторонние (косвенный лизинг), при & имущ-во в лизинг сдает не поставщик, а фин посредник, в каче & выступает лизинговая компания. Классическим вариантом этого вида сделки является трехсторонняя, в & участвуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель.

По типу имущества различают:

1. лизинг движимого имущества;

2. лизинг недвижимого имущества. Арендодатель строит/покупает недвижимость по поручению арендатора и предоставляет ему для использования в ком и произ-ых целях. Так же как и в сделках с движимым имуществом, контракт заключается обычно на срок, меньший или равный амортизационному периоду объекта; арендатор несет все риски, расходы и налоги во время действия контракта (2).

Различают лизинг нового имущества (из первых рук) и лизинг б/у имущества (из вторых рук), т.е. предприниматель продает имущ, собственником & он уже является и им уже пользуется.

От сектора рынка, где проводятся операции:

1. внутренний лизинг, при & все участники сделки представляют одну страну;

2. внешний (международный) лизинг

От формы лизинговых платежей:

1. с денежным платежом, выплаты производятся в денежной форме;

2. с компенсационным платежом (компенсац-ый лизинг), лизингополучатель рассчитывается с лизингодателем товарами, как правило, произведенными на арендуемом имуществе, или путем оказания встречных услуг;

3. лизинг со смешанным платежом, при & часть платежа поступает в денежной форме, а часть - в виде товаров или услуг.

По V обслуживания передаваемого имущ-ва:

1.Чистый лизинг (net leasing) - все обслуживание имущ-ва находится в ведении лизингополучателя. Поэтому в данном случае расх по обслуживанию оборудования не вкл в лизинговые платежи.

2. Мокрый лизинг (wet leasing) - обязательное технич обслуживание оборудования, его ремонт, страх-ние и др операции, за & несет ответственность лизингодатель.

По сроку использования имущества:

1. с полной окупаемостью и с полной амортизацией имущ, когда срок договора = нормативному сроку службы имущества и происходит полная выплата лизингодателю ст-ти

2. с неполной окупаемостью и, неполной амортизацией имущ, при & срок договора < нормативного срока службы имущества и в течение его дейтвия окупается только часть ст-ти.

Венчурное финансирование

Венчурное фин-ние – фин-ие новых предприятий и новых видов деят-ти, & традиционно считаются высоко рискованными, что не позволяет получить для них фин-ие в виде банковского кредита и других общепринятых источников.

Венчурный инвестор может предоставить фин-ние даже при отсутствии залога, чем выгодно отличается от банка. Однако инвестор будет пользоваться любой возможностью получения залога. Беря на себя высокий риск по проекту, венчурный инвестор ожидает и больших дох. Обычно венчурный кап инвестируется в те проекты, у & нет шансов на получение фин-ия от кредитных учреждений либо проект относится к высокотехнологичной сфере. Предприятия ОПК, в своей массе относятся как раз к высокотехнологичной сфере, и выпускаемая на них конверсионная продукция, в частности для нужд промышленного потребления является наиболее привлекательной для венчурных инвесторов. В условиях развитой рыночной экономики требуемая отдача на венчурные инвестиции должна составлять от 30 до 60%. Венчурный инвестор осуществляет долгосрочные инвестиции и ожидает, что вложенные средства окупятся через 5-10 лет; - венчурный инвестор с самого начала предвидит свой выход из проекта. Венчурный инвестор осущ-ет инвестирование путем приобретения доли соб-ти пред-тия, но не стремиться взять в свои руки контроль над пред-ием. Приняв решение об инвестировании, венчурный инвестор будет стремиться поддерживать руководство фирмы, чтобы предприятие достигло успеха, и вложенные средства вернулись с прибылью. Главное требование при венчурном инвестировании - это требование к руководящей команде. Нужна команда менеджеров, которой инвестор может полностью доверять. Инвестор ищет предприятие, управление на & полностью бы его устраивало. Отношения между руководством предприятия и инвестором должны быть безупречными, а обоюдное доверие - полным.

 


Понятие управления ИР

Методы упр вторичным риском, & невозможно или нецелесообразно элиминировать добавлением еще одного уровня посредников, сводятся к след:

1. Мониторинг деят-ти посредника, проверка на месте операц. и информац. технологий, используемых посредником. Осн преимуществом этого способа мониторинга явл его гибкость и возможность получения информации «из первых рук». К недостаткам можно отнести субъективность оценки, повышающую вероятность ошибки и высокую стоимость мониторинга, связанную с необх содержать экспертов по данному виду деятельности. проведение опросов, характеризующих профессиональную деятельность посредника; в т.ч. с помощью стандартных анкет.Данный метод применяется с целью эк-ии t и затрат на развитых фондовых рынках, где функции основных финансовых посредников в значительной степени формализованы и структурированы. Применение стандартных методик на нестабильных или быстро развивающихся рынках, как показывает опыт, зачастую приводит к снижению качества получаемых таким образом оценок. Сбор ин-ии о данном посреднике, анализ его репутации на рынке. Данный способ дает хорошие результаты именно на новых для инвестора рынках. Как правило, используется как дополнение к одному из вышеперечисленных, т.к. объективность оценки деятельности посредника, в данном случае, зависит от компетентности и непредвзятости респондентов.

2. Оценка эффективности функционирования посредника. Использование данного метода целесообразно при наличии широкого набора статистически достоверных колич-ых пок-лей, характеризующ дея-сть выбранного посредника. На развитых рынках ЦБ часто применяется для анализа эф-ти брокерских компаний и инвест фондов. Выделяются 2 вида оценки эф-ти: абсолютная (сравнение колич пок-ей деят-ти посредника с наперед заданным набором «идеальных» значений); относительная (срав с аналогичными характеристиками конкурирующих организаций);

3. Одновременное использование нескольких посредников. Как правило, используется крупными инвесторами и проф участниками рынка, чаще всего — на «новых» рынках. Негативным следствием использования данного метода может стать увелич затрат на оплату услуг посредников и мониторинг их деятельности.

4. Приобретение финансового и/или операционного контроля над деятельностью посредника; Также является хар-ым для крупнейших уч-ов рынка, широко распространено на слабо организованных рынках с присущими им высокими рисками. Позволяет практически полностью контролировать внутренние и внешние риски работы посредника, но, помимо дороговизны, имеет еще один негативный аспект — подвергает приобретателя предприним-льским рискам, связанным с осн деят-ю поглощаемой орг.

5. Приобретение инструмента или услуги, полностью или частично компенсирующих (или ограничивающих) возможные потери: Страхование. При упр рисками инвестирования на вторичном рынке ЦБ, как правило, используется как вспомогательный метод. Эф-ть страх-я напрямую зависит от степени развитости рынка страхования данного вида и наличия «вспомогательных» посредников — страховых брокеров или агентств. В некоторых случаях, роль страховщика берет на себя государство. Хеджирование. Данный способ предусматривает покупку на специализированных рынках производного финансового инструмента (фьючерса, опциона, свопа, и пр.). Естественным образом, в этом случае инвестор несет риски ликвидности, надежности уч-ов и элементов инфраструктуры рынка данного произ-го инструмента.

6. Отказ от использования посредника и «прямой» выход инвестора на рынок Данный способ является «диалектическим отрицанием» вышеописанной системы формирования фин инфраструктуры..

Проектное финансирование.

Проектное финансир-ие – тип орг-ции проекта, при кот-ой доходы от проекта яв-ся единственным источником погашения долговых обязательств.

При таком финансир-ии созд-ся сис-ма фин. и комерч. оп-ций, основанных как на банковских кредитах, так и на бюджетных ассигнованиях и ср-вах СКФИ (спец. кредитн. фин. инст.).

Требования к орг-ции проектного фин-ия:

1)солидный состав учредителей

2)квалифицированный ан-з проекта (бизнес-план и технико-эк-кое обоснование)

3)предварительное согласование с инвестором процедуры реал-ции проекта

4)высокая осуществимость проекта.

Виды:

1)фин-ие, основанное на жизнеспособности проекта без учета кредитоспособности участников

2)фин-ие, при кот. погашение обяз-в идет за счет д-дов от проекта

3)фин-ие, при кот. обеспечением кредита служит не только ден-ные потокиот роекта, но и активы пред-ия реципиента.


Виды оценки эф-ти ИП

Оценка эфф-ти ИП в целом обычно производится с общественной и комерч позиций, причем оба вида эф-ти рассматриваются с точки зрения единственного уч-ка, реализующего проект за счет соб ср-тв.Цели оценки эфф-ти проекта в целом:

1.опр потенциальной привлекательности проекта для возможных уч-ов; 2поиск источников фин-ия.

Виды эф-ти инвестиционного проекта в целом:

Эф-ть проекта в целом оценивается для презентации проекта и опр-ия в связи с этим привлекат-ти проекта для потенциал. инвесторов.

Общ. эфф-ть хар-ет соц-эк последствия осущ проекта для общества в целом, т.е. она учитывает не только непосредственные результаты и затраты проекта, но и "внешние" по отношению к проекту затраты и результаты в смежных секторах эк, эк., соц и иные внеэк-ие эф-

Оценивают лишь для соц значимых ИП, затрагивающ интересы не одной страны, а нескольких. По проектам, где не нужно проведение экспертизы гос органов упр, разработка пок-ей общ-ой эфф-ти не требуется.

Ком эфф-ть проекта хар-ет эк. последствия его осущ для инициатора, исходя из весьма условного предположения, что он производит все необх для реализ проекта затраты и пользуется всеми его результатами. Ком эфф-ть иногда трактуют как эфф-ть проекта в целом. Считается, что ком эфф-ть хар-ет с эк. точки зрения технические, технолог-е и организац-е проектные решения.

Наиболее значимым яв-ся определение эфф-ти участия в проекте. Ее опр с целью проверки реализуемости инвест проекта и заинтересованности в нем всех его участников. Эфф-ть участия оценивают прежде всего для пред-ия проектоустроителя. Этот вид эфф-ти называют также эфф-ю для соб кап по проекту.

Система пок-лей, опр-мая для оценки перечисленных видов эфф-ти, и методологические принципы их расчета едины. Отличия заключ в тех исходных параметрах, & формируют потоки реальных ДС по проекту применительно к каждому виду эфф-ти.

Эфф-ть участия в проекте включает:

1.эфф-ть участия пред-ий в проекте;

2.эфф-ть инвестирования в акции пред-ия (эфф-ть для акционеров — учас-ов ИП);

3.эфф-ть участия в проекте структур более высокого уровня, в том числе: а) региональная и народнохозяйственная эфф-ть — для региона и народного хоз-ва в целом; б) отраслевая эфф-ть — для отдельных отраслей народного хоз-ва, финансово-промышленных групп, объединений пред-ий и холдинговых структур;

4.бюджетная эфф-ть инвестиционного проекта — эфф-ть участия в инвестиционном проекте бюджета определенного уровня.


Оценка бюджетной эф-ти ИП

Бюджетная эфф-ть оценивается по требованию органов гос и регионального упр. В соответствии с этими требованиями может опр-ся бюджетная эфф-ть для б-ов различных уровней или консолидированного б-та. Пок-ли б-ой эфф-ти рассчитываются на осн-ии опр потока б-ых ср-тв. К притокам ср-в для б-ной эфф-ти относятся:

- притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
- доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строи-тво и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
- платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
- платежи в погашение налоговых кредитов;
- комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов;
- дивиденды по принадлежащим региону или гос-ву акциям и др ЦБ, выпущ в связи с реализ ИП.

К оттокам бюджетных ср-в от-ся:
- предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа упр-ия части акций АО, создаваемого для осущ ИП;

- предоставление бюджетных ресурсов в виде инвест кредита;

- предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);

- бюджетные дотации, связанные с проведением опр ценовой политики и обеспечением соблюдения опр соц приоритетов.

Отдельно рекомендуется учитывать:
- налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от НиС. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
- гос гарантии займов и инвестиционных рисков. Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии. При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.

При оценке бюджетной эфф-ти проекта учитываются также изменения дох и расх бюджетных ср-в, обусловленные влиянием проекта на сторонние пред-ия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:
- прямое фин пред-ий, участвующ в реализ-ии ИП;
- изменение налоговых поступлений от пред-ий, деят-ть & улуч/ухуд в результате реализ ИП;
- выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализ проекта;
- выделение из бюджета ср-в для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.

По проектам, предусматривающим создание новых раб мест в регионах с ­ уровнем безработицы, в притоке бюджетных ср-в учитывается эк-ия капвлож из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий. В качестве выходной формы рекомендуется таблица денежного потока бюджета с определением показателей бюджетной эфф-ти. Осн пок-лем бюджетной эфф-ти яв-ся ЧДД бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение ВНД и ИД бюджета. В случае предоставления гос-ых гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной S величине гарантий, наряду с ЧДДб сущ-ю роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) - отношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости - дисконтированной).

Осн для расчета пок-лей бюджетной эфф-ти яв-ся S налоговых поступлений в бюджет и выплат для бюджетов различных уровней, с добавлением подоходного налога на з\п.

Оценка соц результатов ИП.

Под соц эф-ом проекта понимается величина, складывающаяся из выплачиваемой з/п и поступлений в соц фонды, образующихся в результате реализ проекта. Кроме этого, при расчете соц эф-та учитывается эк-ия ср-тв на соц выплаты, & выплачивались бы гражданам региона, если бы не были сохранены сущ рабочие места в организации, реализующей проект, и не были бы созданы новые. При определении ком и б-ной эф-ти проекта соц результаты проекта не учитываются.

Оценка соц-х рез-в проекта предпол-т, что проект соответствует соц-м нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормал-х условий труда и отдыха, обеспеч-ю их продуктами питания, жилой площадью и объектами соц-й инфраструктуры (в пределах устан-х норм) являются обязат-ми условиями его реализ-и и какой-либо самостоятельной оценке в составе соц-х резу-в проекта не подлежат. В том случае, когда реализ-я объекта сопряжена с необходимостью улучшения жилищных и культурно-бытовых условий работников, напр., путем предост-я им (бесплатно или на льготных условиях) жилья, строительства объектов культурно-бытового назначения, затраты по сооружению или приобрет-ю соотв-х объектов включ-ся в состав затрат по проекту и учит-ся в расчетах эффект-ти. Доходы от этих объектов (часть стоимости жилья, оплачиваемая в рассрочку, выручка п/п-й бытового обслуживания) учитываются в составе результатов проекта.

Важной составляющей социальных результатов инвестиционного проекта является изменение количества рабочих мест в регионе.

Оценка ком эф-сти ИП

Ком эф-ть - учитывает фин последствия реализации проекта. Опр соотношением фин затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доход-ти будущего пред-ия после реализации проекта.

Оценка осущ-ся в пределах расчетного периода, продолжительность & принимается с учетом: жизненного цикла проекта; срока службы основного оборудования; достижения заданной прибыли; требований инвестора.

В кач эффекта на t-м шаге (Эt) выступает поток реальных денег. При осущ-и проекта выделяется 3 вида деятельности: инвестиционная, операционная и фин-вая. В рамках каждого вида деят-ти происходит приток Пi (t) и отток Оi (t) ДС.

Поток реальных денег Фi(t) - разность между притоком и оттоком денежных средств в каждом периоде осуществления проекта отдельно по каждому виду деятельности.

Поток реальных денег (Ф) -разность между притоком и оттоком за весь период отдельно по каждому виду деятельности: Ф = ∑ Фi(t)

Сальдо реальных денег Bi(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств в каждом из периодов по всем видам деятель­ности.

Сальдо накопленных реальных денег ( B) - разность между притоком и оттоком за весь период B = ∑ Bi(t)

Учет инфляции при подсчете Ф(t) и b(t) производится вычис­лением входящих в них элементов в прогнозных ценах. Осуществляется с помощью дисконтирования.

Одним из критериев принятия инвестиционного проекта явля­ется положительное сальдо накопленных реальных денег в лю­бом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доходы. Отрицательное сальдо реальных денег свидетельствует о необходимости привлечения участником дополнительных собственных или заемных средств и отражения этих средств в расчетах эффективности.

Критерии эффективности инвестиционного проекта:

Чистый дисконтированный доход - сумма дисконтированных значений поступлений за вычетом за­трат, получаемых в каждом году в течение срока жизни проекта. Необходимо, чтобы он был положительным; при сравнении альтернативных проектов пред­почтение отдается проекту с большим значением ЧДД.

Внутренняя норма доходности - ставка дисконтирования, при которой достигается безубы­точность проекта, чем выше тем боле перспективней проект.

Индекс доходности дисконтированных затрат — это отно­шение суммы элементов денежных притоков к сумме дисконти­рованных денежных оттоков.

Индекс доходности дисконтированных инвестиций — это отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине дисконтированной суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности.

Значение индексов доходности для эффективных проектов должно быть больше единицы.

Дисконтированный срок окупаемости равен продолжительно­сти наименьшего периода, по истечении которого чистый дискон­тированный доход становится и продолжает оставаться неотри­цательным.

Значение срока окупаемости не должно превышать срока жизни проекта.

НЕТ 29 ВОПРОСА

Критерии оценки ИП

В рыночной эк-ке непосредственными факторами, опр-ми эф-сть И, явл: а) ожидаемая норма чистой прибыли б) реальная ставка процента. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку процента, то инвестирование будет прибыльным.

Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно разделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр на статические (без учета) и динамические (с учетом):

Основанные на учетных оценках ("статистические" методы):



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.138 с.)