Общество как объект философского исследования. Специфика социальной философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество как объект философского исследования. Специфика социальной философии.



Раздел философии, рассматривающий историю возникновения и развития общества, теорию социальных связей и отношений, различные проблемы социальной жизни и философские воззрения на них, называется социальная философия. Общество является частью действительного мира, исторически развивающейся формой жизнедеятельности людей. Понятие общества в истории философии претерпело серьезные изменения. Так распространенным представлением об обществе было определение его как совокупности человеческих индивидов. Такой точки зрения придерживался, например, древнегреческий философ Аристотель, утверждая, что объединение людей в общество происходит для удовлетворения «социальных инстинктов». Данная точка зрения на общество была популярна не только в античности. Значительно позже, в XVIII веке французские просветители Ж.-Ж. Руссо, Гоббс также полагали, что общество – совокупность индивидов. Однако они считали, что люди объединяются с целью взаимного контроля над собственными действиями. Такая позиция являлась выражением бытовавшей довольно длительное время в истории философии (с XVII – до начала XIX), иногда имеющей место и в наши дни теории «общественного договора». Данная концепция была популярна в социальной философии и теории права в силу того, что она объясняла возникновение государства не божественным провидением, не действием каких-либо сил, невидимых и непостижимых, а вполне реальной, естественной причиной – необходимостью соглашения между людьми.

Против теории «общественного договора» выступали философы еще в XIX веке. Это, например, О. Конт, основатель нового направления в научном знании – социологии. Конт утверждал, что истоки общества состоят в действии некоторого абстрактного закона формирования сложных систем. К. Маркс также был противником «теории общественного договора». Он противопоставил ей другую теорию – общественно-экономических формаций, согласно которой в основе того или иного типа общества лежит тип производственных отношений. Таких типов выделяется 5: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический (социализм – его первая стадия). В основе этой концепции лежит понимание общества как совокупности всех общественных отношений.

Общество как объект исследования. Специфика философского изучения общества.

Общество есть та реальность, в которой человек рождается, живет и умирает. Влияние общества на человека столь велико, что отдельная личность, индивид часто рассматриваются лишь в качестве части социального целого, а не как самостоятельная субстанция.

Можно выделить, как минимум, три значения понятия общество:

Общество - это совокупность всех людей, живущих на Земле: человеческое сообщество, мировое сообщество.

Общество - это обобщающее понятие для определения всех людей, проживающих на территории каких-либо государств: российское общество, американское общество, китайское общество.

Общество - это какое-либо конкретное социальное объединение: общество сторонников демократических реформ, общество книголюбов, общество российско-египетской дружбы.

Во всех этих случаях под обществом понимается форма или способ объединения людей, в которых выражается факт их взаимозависимости.

Сложностью и разнообразием общественной жизни объясняется и существование множества наук, объединенных названием "общественные (социальные) науки". История, юриспруденция, экономика, этнография - это далеко не полный их перечень. Каждая из них изучает определённые аспекты жизни общества: правовые, хозяйственные, затрагивающие особенности жизни этнических групп и т.д.

Появившаяся в 30-е годы XIX столетия, социология поставила целью познать законы общественной жизни, которые, по её мнению, аналогичны законам природы. Французский ученый Огюст Конт, предложивший термин "социология", считал, что "быть наукой" - значит походить по строению, методам и целям на естественные науки. Поэтому социология сознательно или неосознанно вынуждена была, поначалу, применять для познания социальной статики и динамики законы биологии, механики, психологии. Подобная методология исходила из предположения о сходности устройства природы и общества. В настоящее время социология исследует явления социальной жизни, вычленяет закономерности, устанавливает взаимосвязи между социальными институтами.

Раздел философии, изучающий общество, называется социальной философией. Социальную философию интересует главный, принципиальный вопрос: "Для чего общество необходимо человеку?"

Философия исходит из того, что свобода составляет сущность человека, является самой большой его ценностью. Почему же, в таком случае, люди добровольно и сознательно жертвуют частью своей индивидуальной свободы, создавая многочисленные объединения? Что побуждает их к этому, обрекая на обезличивание, потерю индивидуальности и свободы? Необходимыми или случайными, объективными или субъективными являются силы, заставляющие людей объединяться в различные формы социальности?

Социология этими проблемами не задаётся, она воспринимает общество как данность, оставляя вопрос о его смысле "за скобками". Она занята изучением "поверхности" социальной жизни, её феноменальной стороны. Она не может удовлетворительно объяснить взаимосвязь закономерности и спонтанности в социальной жизни. То есть, социология исследует только один из срезов общества. Представление же об обществе как целом возможно только посредством философии.

Первая проблема социальной философии - это выяснение того, как связаны между собой сущность человека и сущность общества. Обладает ли общество самостоятельной, онтологической ценностью или его смысл связан со смыслом человеческого бытия?

Социальная философия состоит из следующих разделов:

- Социальная онтология;

- Изучение духовной сферы общественной жизни;

- Социальная гносеология (эпистемология).

В философском дискурсе исходной точкой познания сущности общества выступает человек. Философия утверждает, что сущность человека, для того, чтобы реализоваться, воплотиться в мире, требует общества. Человек имеет тело и душу. Это первое, что приходит на ум, когда мы хотим определить основные параметры человеческой сущности. Эти составляющие взаимно необходимы: душа вне тела нас не интересует (это разговор в рамках иного дискурса - богословского), а тело без души - это животный организм. Телесно-духовная природа человека порождает необходимость заботы, как о теле, так и о душе. Когда утверждают, что существование и развитие человека возможны только через общение с другими людьми, то тем самым прямо или косвенно хотят сказать, что это общение помогает людям сохранить и тело и душу. Причем не только сохранить, но и развить. Следовательно, общественное бытие человека включает, как минимум, два измерения. Во-первых, то, которое помогает поддерживать физическое существование человека, не дает ему погибнуть. Во-вторых, общество имеет духовное измерение, то есть такое, которое помогает развить душу человека, его собственно "человеческие" черты.

Возможны три уровня философской рефлексии общества:

- Собственно социально-философский;

- Философско-правовой;

- Философско-исторический.

Социально-философский дискурс (перспектива, точка зрения) исследует основания социального бытия и принципы познания социальной действительности.

Общество развивается во времени, то есть имеет историю. Выяснить смысл исторического развития, его движущие силы, содержание и конечные цели призвана важная составляющая философского знания - философия истории.

Философско-правовой дискурс исходит из того, что любые развитые формы общественной жизни немыслимы без ограничения свободы воли входящих в общество индивидов.

Применение социально-философского, философско-исторического и философско-правового дискурсов обеспечивает полную философскую идентификацию общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 3013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.008 с.)