Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития и проблемы русской философии.
Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философии являются: · Поздний характер возникновения (11 век), затяжной процесс развития; · Связь с религией (зарождается в лоне церкви); · Русская философия не прошла процесс десакрализации как Западная Европа (разрушение религиозной культуры, атеизм); · Соборность – единство всего со всем (мира и человека; человека с богом; человека с человеком); •специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство; •целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; • большая роль проблем морали и нравственности; • конкретность; • широкое распространение в массах, понятность простому народу. Основы предмета русской философии составляли: • проблема человека - антропософия; · проблема бога – теософия; · проблема истории – историософия; • космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); • проблемы морали и нравственности; • проблемы выбора исторического пути развития России между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); • проблема власти; • проблема государства; • проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии); • проблема идеального общества; • проблема будущего. Можно выделить следующие основные этапы русской философии: · пролог, ранняя философия – 11-17 вв.; · эпоха Просвещения – 18 в.; · 19 в. до 70-х гг. – до возникновения философских систем – период западничества и славянофильства; · Философия конца 19 в. до 20-х гг. 20 в. – период бурного развития русской философии – первая философская система Вл. Соловьева – система объективного идеализма;
· Современная философия – до наших дней: - эмигрантская философия; - советская философия; - современный период – до наших дней. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания. Основными темами ранней русской философии были: • моральные и нравственные ценности; • объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; • государство; • право; • природа. Первый философ – Илларион Киевский ( митрополит): «Слово о законе и благодати» - серьезное исследование Ветхого и Нового Завета 11 в. Благодать для Иллариона предполагает духовную свободу личности, свободно принимающей этот дар и стремящейся к истине, а закон погружен в быт, в узконациональные интересы и земные страсти, он не имеет представление о высшем благе. Ветхий Завет отражает жизнь древнего человека. Девиз Ветхого Завета – «Око за око, зуб за зуб». Законом явл. обычай, месть играла большую роль, господство властей, управление человеком. По Иллариону, Новый Завет – религия всех людей, провозглашает принцип блага всех людей, равенство всех перед богом, религия, которая объединяет. Девиз Нового Завета – «Ударили по одной щеке – подставь другую» - принцип всепрощения (10 заповедей Христа). В 12-13 вв. проблема этики (человека) была актуальной. Понятие правды по русскому – это соединение истины с совестью (знания с совестью). У Ярослава Мудрого свод законов называется «Русская Правда» - политические понятия по законам нравственности. У Владимира Мономаха произведение «Поучение» содержит принципы нравственности. Центральное место в его Поучении занимает идея правды. Правда – это то, что составляет основу законности власти и в этом смысле правда есть закон и правосудие. Нравственный смысл этого понятия в Поучении Владимира Мономаха гораздо шире - правда требует от властителя защищать слабых. Власть, таким образом, усиливает нравственную ответственность того, кто ею наделен, делает необходимым жить по правде.
14-15 вв. – рассвет Средневековья – возникает исихазм (из Греции) – основатель – Григорий Палама. В восточнохристианской традиции исихазмом называется разработанная система аскетической и монашеской практики, направленной на богопознание и обо́жение. На Руси исихазм разделился на стяжательство и нестяжательство. Нестяжатели (критиковали церковников) – Нил Сорский: - принцип аскетизма – думать о духовных благах, а не о материальных; - монашеский обет – помнить заповеди Христа; - монахи сами должны трудиться. Стяжатели – Иосиф Болоский : - церковь – опора государства, она не может быть бедной; - критика древних религий – православие превыше всего; - просвещение. В 16-17 вв. Русь – сильное государство эпохи Просвещения. Филофей создал концепцию "Москва - Третий Рим", по линии Рим - Константинополь — Москва. После падения Византии (1453 г.) в русском религиозном сознании крепнет убеждение в том, что историческая миссия «православного царства» отныне принадлежит русскому государству, сменившему в этой роли Константинополь, в свою очередь возглавивший христианский мир после гибели Рима. В 17 в. возникают духовные предпосылки в плане развития системы образования. Появляются первые высшие учебные заведения. Первые учебники по философии пишут братья Лихуды. Появляется диалектика, риторика. Русская философия XVIII в. (эпоха просвещения) включает два основных этапа в своем развитии. • философию эпохи петровских реформ; • материалистическую философию середины и второй половины XVIII в. К эпохе петровских реформ относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основной направленностью их философии была социально-политическая: • вопросы устройства монархии; • императорской власти, ее божественности и нерушимости; • прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); • войны и мира. Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др. Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, АН. Радищев. М.В. Ломоносов в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпускулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад. Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности. 19 в. продолжает традиции эпохи Просвещения. Главная проблема историософская (до 70-х гг.). Петр Чаадаев создал философские письма (всего 8, опубликовано 1). Николай 1 назвал его сумасшедшим. Суть 1-го философского письма: 1) Народ сам создает свою историю (не Бог), принцип диалектики. 2) Русский народ никакой деятельности не совершает, русского феномена нет в истории человечества. «Мы занимаем больше места на географической карте, чем в истории». 3) Россия – страна, в которой все происходит наоборот. Страна тайн, загадок. Нет принципа рационализма, что-то связано с мистикой, с чувствами, мыслями. 4) России, чтобы стать великой державой, нужно идти по европейскому пути развития, но при этом сохранять русскую самобытность, культуру, традиции. Чаадаев не славянофил и не западник! В следствие выхода в свет писем Чаадаева, появилось славянофильство и западничество.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.007 с.) |