Мировоззрение. Его структура и исторические типы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение. Его структура и исторические типы.



Мировоззрение. Его структура и исторические типы.

Мировоззрение – совокупность наиболее общих знаний, идей на мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы. Основные вопросы мировоззрения: о происхождении мира, человека, общества, тайны рождения и смерти, смысл жизни и т.д.

Структура. В мировоззрении выделяют два уровня: повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности, второе возникает тогда, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики.

Ступени мировоззренческого освоения мира: Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение с наиболее обобщенными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

Четыре основных компонента: познавательный, базирующийся на обобщенных знаниях (повседневных, профессиональных и научных); ценностно-нормативный, включающий в себя систему ценностей, идеалов, убеждений, верований, норм и сближающий ценностно значимое для человека с его практическим поведением; морально-волевой, формирующий психологические установки для реализации в практических действиях сложившихся норм и ценностей; практический, проектирующий и стимулирующий определенный тип поведения.


Типы. Исторически сложились такие формы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, обыденное, философское. Мифологическое мировоззрение как первая попытка объяснить явления окружающего мира характерно для ранних этапов первобытного общества и представляет собой фантастическое отражение действительности в эмоционально-образной форме. Миф не выделяет человека из природы (синкретическое отношение с природой). Категория «мы», родовое сознание. Источник мифа – устное народное творчество. Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей и мироздании. Несинкретическое отношение к миру (раздвоением мира на земной и небесный и поклонением последнему). Способ мышления – образ-символ (заменитель предмета). Источник – религиозные книги. Обыденное мировоззрение проявляет себя в форме здравого смысла и направлено, прежде всего, на практические вопросы. Философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. И синкретическое, и несинкретическое отношение к миру (человек и как микрокосмос, и как субъект). Способ мышления – абстрактный, понятийный. Источник – философские книги.

 


Структура философского знания: предмет философии, её основные объекты и разделы.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мироздания и мышления. Роль философии определяется тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Функции:

1) Мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение.

2) Гносеологическая - философия познает мир, вырабатывает новые знания.

3) Аксиологическая - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них.

4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира.

5) Критическая (рефлексическая) - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности).

6)Прогностическая - философия анализирует соц. происш. и предсказывает будущее.

7)Методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания.

Структура философии:

1)Онтология (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия.

2)Гносеология (гносео – знать, познавать) учение о познании, методы познания.

3)Логика - учение о законах и принципах мышления.

4)Этика – учение о нравственности, морали.

5)Эстетика - учение о красоте, о прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний.

6)Соц. Философия - изучает общество, его структуру, закономерности развития.

7)Философ. Антропология - учение о человечестве (существование человека как личности).

8)Философия науки – учение о науке.

9)Философия техники.

10)Аксиология – учение о ценностях.

Специфика философии:

•Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке (из-за этических соображений)

•В философии нет прогресса

•В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение;

•Философия плюралистична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм).

•Одного языка, понятного всем философам, нет.

 




Древнегреческая философия: круг проблем, основные черты и школы.

Античная философия подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец 7 в. до н.э. – 2 в.н.э.). Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием воззрений мудрецов Египта, древневосточных стран. Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии, было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной.

Особенности:

-отражает, воспроизводит другой тип культуры: античный, морской тип цивилизации;

-демократия (народное правление) рождает рациональный тип мышления;

-проблема онтологическая (учение о бытии), внимание направлено на внешнюю среду (природу, космос);

-источниками являются философские труды, трактаты;

-философия тесно переплетается с наукой, она противопоставлена религии.

Периодизация:

- I период 7-5 в.в. до н. э. - досократовский период; этот период Милетской школы, Элейской школы, Пифагорейского союза;

- II период 2 половина 5 и конец 4 в. до н. э.- этот период вошел в историю, как классический период. Он связан с творчеством Сократа, Платона, Аристотеля;

- III период - конец 4 - до 2 в. до н.э. - Элинистический период, связан с именем Эпикура, стоиков и скептиков. Особенности этого периода в том, что философы перешли от количественных проблем к этике, скептицизму и стоицизму.

- IV период -7 в. н.э. - Римские философы: Платон, Ямбглих, Прок, эпикуреизм.

Милетская школа.

Фалес - считается первым античным известным философом (а также Анаксимандр и Анаксимен). Милетцы разработали первую философскую концепцию природы – натурфилософию.

Основные проблемы:

-что есть мир, категория бытия;

-проблема субстанции - многообразие мира возникло из одного источника – из некоего первоэлемента, изначальной стихии, первоначала, архэ (материалисты и идеалисты);

-в каком состоянии находится мир: изменяется/не изменяется (диалектики и метафизики);

-что всем управляет – закон – логос;

-познаваем ли мир – наука об истине – гносеологическая проблема (гностицизм –положительное познавание мира; агностицизм – мир не познаваем; скептицизм – принцип сомнения, сущность непознаваема; кинизм – отрицание всего).

Милетская школа относится к материализму, т.к. субстанция есть материя, природа сама собой управляет, мир диалектичен (изменяем). Фалес: основа всего вода. Анаксимен: основание всего воздух. Демокрит: есть атомы и пустота, есть что и ничто. В пустоте атомы движутся, создается что-то новое. Ошибка – сознание и душа тоже состоят из атомов (жесткий детерминизм). Анаксимандр: субстанция всего – апейрон (из него все выходит и в него все входит). Апейрон – нечто неопределенное, пронизывающие весь мир, из него все возникает и в него все входит. Гераклит из Эфеса: Основа - Панта-рей –вселенная, река. Субстанция как огонь есть логос: как первоначало существует вечно, изменяется; живое начало; закон. Одна из основных идей Гераклита – все познается в сравнении.

Элеаты.

Основная изучаемая проблема: что есть истинное бытие? В чем критерий истинности познания бытия? Бытие нечто единое, целостное; мир есть бытие. Элеаты заложили принцип тождества бытия и мышления. Бытие рассматривается как мысль о бытии – идеалисты. Элеаты были первыми метафизиками, они рассматривали мир в неподвижном состоянии.

Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Парменид ввел в философию категорию бытия. Он утверждал: есть бытие, небытия быть не может; если мы предположим, что небытие всё же есть, тогда это уже бытие; следовательно, бытие есть, небытия быть не может. Суть рассуждений Зенона: Парменид не может объяснить движение, но это не его вина, а беда всего познания того времени, поскольку понятия того времени были настолько не гибкими, что не могли выразить обычного механического движения. И в доказательство этого он привел несколько противоречий: Ахилл и черепаха, летящая стрела, шум кучи песка (падение одной песчинки не слышно, а падение горсти – слышно). Пифагор и пифагорейцы.

Основная изучаемая проблема: первоначало всех вещей; из чего произрастает гармония мира? Представители: мощное религиозное движение, община, ученая каста, орден со сложными ритуалами и строгой системой посвящения. Элита ордена – математики. Основатель – Пифагор, математик, астроном и духовный наставник многих ученых того времени. Основные достижения: первое формулирование математики, как способа описания бытия; попытка разработать концепцию универсального применения числа к познанию мира. Архэ – это число. Известно, что Пифагор руководил школой, где математические исследования были открытыми, а философские – закрытыми. Пифагорейцы на высоком уровне развили математические исследования. Математика дала им возможность развивать ситуативное мышление, а именно это мышление позволяет людям заглянуть в духовный горизонт других людей, глядя на их поступки. Пифагорейцы, таким образом, увидели в духовном горизонте человека, много такого, что нельзя было говорить всем.


 



Патристика

Патристика – это первоначальный, наиболее авторитетный этап развития христианской философии со II по VI век н. э. Латинское слово «патрис» означает «отцы церкви». Соответственно, «патристика» — это учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного Предания.

Важнейшие темы патриотической теологии: монотеизм, транс цендентность Бога, учение о Христе как посреднике между Богом и человеком, тринитарная проблема, т.е. учение о соотношении ипостасей Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, креационизм, т.е. учение о творении мира, теодицея и эсхатология.

Наиболее ярким представителем патристики и всей средневековой западноевропейской философии был Аврелий Августин (354-430)

Философия А. Августина

Аврелий Августин — крупнейший религиозный мыслитель раннего Средневековья. Родился в 354 г. в Северной Африке. Отец его был язычник, мать — христианка. Образование получил в школе риторики. В возрасте 33 лет принял христианство.

В 396 г. Августин избирается епископом и остается им вплоть до смерти в августе 430 г. Литературное наследие Августина насчитывает более 40 томов. Наиболее важные работы Августина: «Исповедь», «О Граде Божьем», «Пересмотры».

Важнейшие темы его философского учения: проблема Бога и мира, веры и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воли, вечности и времени, смысла истории.

По Августину Бог есть высшее бытие, где пребывают все вечные и неизменные идеи, определяющие мировой порядок. Он имеет три равноценные лица — Отец, Сын, Святой дух, объединенные единой божественной сущностью и волей.

Творение мира из ничего — акт доброй воли Бога. Человек в этом совершенном мире занимает особое место, соединяя в себе материальную природу, разумную душу и свободную волю. Если в античной философии человек соотносит себя с Космосом, полисом через внешние связи, то у Августина Блаженного речь идет о "человеке внутреннем", полностью обращенном к Богу, открывающем ему душу и очищающем ее в таинствах исповеди и причащения.

По-новому решается в философии Августина и проблема познания. Истина раскрывается не через пассивное созерцание и не в понятийном мышлении, а только в божественном откровении. Все остальные способы познания дают знание неполное, приблизительное, и только Бог может открыть ее, в какой-то момент, научив человека своим откровением. Бог – это солнце, свет которого делает мир зримым и прозрачным как для внешнего, так и для внутреннего зрения. «Не стремись к внешнему, возвратись в себя самого: истина обитает во внутреннем человеке».

По Августину, христианин не существует без веры. Вера обладает высшим авторитетом, она показывает путь к знанию, задает его предмет: «вера вопрошает, разум обнаруживает»

Бог есть безусловное благо. Зло, существующее на земле, есть результат грехопадения человека, его отхода от Бога. Оно — следствие нарушения заповедей Божьих, наказание за грех или испытание для укрепления человека в вере.

Божественное предопределение обусловило после грехопадения человека наличие двух царств: Божьего и земного. Земное царство — грешное, злое, держится войной и насилием. Выражением высшего царства, Града Божьего, является церковь, но и она есть только приготовление к небесному царству.

Два града созданы двумя родами любви: земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе.

Град земной — это мир зла и сатаны, в нем господствует похоть, «управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами».

Град Божий — это мир добра и Бога, где «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь».

Вся история человечества, считал Августин, — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог — высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе — цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.

Большое внимание Августин уделил еще одной фундаментальной философской проблеме — выяснению того, что представляют собой вечность и время. Этой проблеме посвящено обширное рассуждение в «Исповеди». Время есть мера становления. Бог пребывает вне времени, мир — во времени, которое сотворено вместе с миром.

Наибольшее внимание Августина привлекала проблема Бог и зло. Августин создал своеобразную моральную теодицею, идеи которой изложены в трактате «О свободном решении»: Бог не отвечает за мировое зло, единственным источником которого является злая воля; высшая справедливость воздает каждому по заслугам. Чтобы мораль принципиально была возможна, порок и добродетель должны вменяться человеку.
Но для этого действия человека должны быть свободны. т. е. независимы от внешней причинности. Моральная свобода есть реализация нравственного долга в следовании добру: человек должен стать тем, кем он может быть. Смысл добра задан нравственным законом, или Божественными заповедями.

Схоластика

Схоластика (VII—XIV вв.) В своем первоначальном значении термин обозначает «ученый», «школьный». Если отцы церкви в постижении Бога опирались на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание, то теологи-схоласты искали рациональные пути познания Бога.

Важнейшие проблемы схоластической философии: рациональное доказательство бытия Бога, креационизм, соотношение веры и разума, свобода воли и теодицея, провиденциализм. Одна из основных проблем схоластической философии — это проблема универсалий, т.е. природы общих имен или понятий. Обладают ли понятия самостоятельным, субстанциональным бытием или же они всего лишь имена для обозначения единичных вещей? Все философы-схоласты разделились на реалистов, номиналистов и концептуалистов. Сторонники реализма, вслед за Платоном, видели в общих понятиях особые, самостоятельные сущности, обладающие максимальной реальностью и бытием. Представители реализма: Ансельм Кентерберийский, Бернар Клервосский, Аврелий Августин.

Номиналисты полагали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей. К номиналистам относятся: Росцелин, Пьер Абеляр, Беренгард Турский и др. Умеренных номиналистов, которые признавали существование общего в уме познающего субъекта, хотя и отрицали субстанциональность понятия, называли концептуалистами.

Развитие теологического рационализма привело к утверждению теории двойственной истины, согласно которой истины откровения и истины разума не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира. Теория двойственной истины получила свое обоснование в учении Уильяма Оккама (1285—1349) и послужила теоретической базой разрыва философии и теологии, что и знаменовало собой завершение средневековой философии.

Философия Ф. Аквинского

Наиболее ярким и крупным представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225— 1274). Его философия представляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной идеологии. Он родился в Италии, в аристократической семье. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал там же преподавателем богословия и философии. За особые заслуги в обосновании христианской идеологии церковь причислила Фому Аквинского после его смерти к лику святых, а его философию было рекомендовано изучать во всех духовных учебных заведениях, как единственно правильную. Главные положения созданной им философии, названной томизмом, составляют основу современной католической христианской философии — неотомизма.

Заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме.

Ф. Аквинский создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Это учение включало следующие основные положения:

-И вера, и разум познают один и тот же предмет — бога и созданный им мир.

-Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга.

-Оба источника познания созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование.

Однако сходство между этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия:

-Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле.

-Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога.

Поэтому вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим светом наполнена Библия, истины богословия. Разум же — это человеческий инструмент, данная человеку непосредственная способность. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии, призванной быть лишь «служанкой богословия».

Главное внимание он уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств:

Первое доказательство основывается на понятии движения. Мир есть движение, считал Фома, причем каждая движущаяся вещь имеет свой источник движения. Но эта цепь не может быть бесконечной. Следовательно, должен быть некий, первоисточник, сообщивший начало, давший первотолчок всему движению. Таким первоисточником, первотолчком движения мог стать только Бог.

Второе доказательство строится на понятии причины. Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Но в таком случае должна быть исходная, начальная причина всего сущего, первопричина. Такой причиной может быть только Бог.

Третье доказательство основывается на понятиях случайного и необходимого. В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность. Определенным законам подчиняется движение планет, земных вещей, жизнь людей. Законов множество. Но кто же дал миру первый основной закон? Творцом такого закона мог быть только Бог.

Четвертое доказательство базируется на представлении о совершенстве мира. Мир представляет собой своеобразную многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней которой более совершенна, чем предыдущая. Но в этой пирамиде должно быть высшее, абсолютное совершенство. Это и есть Бог.

Пятое доказательство отталкивается от понятий целесообразности. Окружающий нас огромный, разнообразный мир един, целесообразен, исполнен глубинного смысла, одухотворен. Каков же источник этой цели и смысла? Таким источником целесообразности мира может быть только Бог.

С Фомой Аквинским заканчивается важный этап в развитии схоластики. Она достигла высшего своего подъема, теоретически оформившись в глубоко продуманную религиозно-философскую систему, где все — и Бог, и природа, и человек — заняли каждый свое достойное место.






Этика Канта.


В «Критике практического разума» Кант излагает теорию этики. Практический разум в учении Канта — единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю. Этика Канта автономна и априорна, она устремлена на должное, а не на сущее. Её автономность означает независимость моральных принципов от внеморальных доводов и оснований. Ориентиром для кантовской этики являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из «чистой» моральной воли. Это этика долга. В априоризме долга Кант ищет источник всеобщности моральных норм.

Категорический императив.

Императив — правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива. Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха).

Принципы морали восходят к одному верховному принципу — категорическому императиву, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели (например, требование честности). Категорический императив гласит:

- «поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;

- «относись к человечеству в своём лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда — только как к средству»;

- следует «совершать всё, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы».

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Существование человека «имеет в себе самом высшую цель…»; «… только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, обладают достоинством», — пишет Кант.

Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону.

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

- человек как явление;

- человек как вещь в себе.

Поведение первого определено исключительно внешними обстоятельствами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».

В качестве условий применимости категорического императива в мире явлений Кант выдвигает три постулата практического разума. Первый постулат требует полной автономии человеческой воли, её свободы. Этот постулат Кант выражает формулой: «Ты должен, значит ты можешь». Признавая, что без надежды на счастье у людей не хватило бы душевных сил исполнять свой долг вопреки внутренним и внешним препятствиям, Кант выдвигает второй постулат: «должно существовать бессмертие души человека». Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир. Для первого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только бог, значит, он должен существовать — таков третий постулат практического разума.

Автономность этики Канта означает зависимость религии от этики. Согласно Канту, «религия ничем не отличается от морали по своему содержанию».




Философия экзистенциализма.

Важное место в панораме философских течений XX столетия занимает экзистенциализм (от латинского— существование). Основной интерес рассматриваемого течения сосредоточен на конкретном человеке с его каждодневными заботами, печалями, горестями, переживаниями. Исходные идеи экзистенциализма позаимствованы из трудов датского мыслителя Серена Кьеркегора, а метод исследования в значительной степени перенят из феноменологии Гуссерля. С известной долей условности экзистенциализм подразделяют на религиозный (Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар).

Родина экзистенциализма Германия и Франция. Его идейные истоки весьма широки: религиозно-мистические устремления, гипертрофированное понятие смерти идут от Кьеркегора, волюнтаризм, культ сильной личности, противостоящий массе — от Ф. Ницше, психоаналитический подход к личности — от 3. Фрейда. На формирование концепции экзистенциализма оказали несомненное влияние идеи «Феноменологии духа» Гегеля, воззрения Ф. М. Достоевского, В. Дильтея, М. Вебера, М. Шелера.

Творцы экзистенциализма видят в качестве сферы философского интереса такие проблемы, которые вытекают из самого факта существования человека. К ним они относят, прежде всего, конечность существования, его движение к небытию, прекращение существования, или смерть, переживание разных видов существования и постоянный страх перед смертью.

С точки зрения экзистенциалистов предметом философии выступает бытие. Оно не постигается с помощью рационального познания: его лишь можно пережить и описать таким, каким оно открывается нашему внутреннему чувству при этом переживании. Сказанное означает, что философию экзистенциализма интересует в первую очередь переживание человеческого существования.

Признание человеком своего участия в бытии, осознание им своей конечности, хрупкости, ранимости связаны в экзистенциализме с ощущением тревоги и страха, ведь в них наиболее полно раскрывается человеческое существование. Понятие страха одно из важнейших в экзистенциализме. Оно характеризует наиболее глубокие переживания человека, связанные с осознанием сопоставления существования с несуществованием, с ничто. Пребывая в состоянии страха, человек оказывается наедине со своим существованием и обнаруживает ничто.

Хайдеггер полагал, что страх, а также забота, тревога являются априорными формами человеческой личности, составляющими субъективное бытие человека, названное им «бытием-в-мире». Разрабатывавшееся Хайдеггером учение об априорных формах было представлено им как учение о бытии, или «фундаментальная онтология». С её позиций, человек, лишь постоянно ощущая себя в преддверии смерти, в состоянии оценить каждый миг жизни в его значимости и полноте и освободиться от давления разного рода общественных целей, следования идеалам, оперирования научными абстракциями.

Специфическим моментом экзистенциализма Ясперса, прежде всего, выступает его учение о «пограничных ситуациях». С его точки зрения, человеческое существование с наибольшей полнотой раскрывается именно в этих ситуациях, проявляющихся как наивысшие потрясения, вызванные чьей-либо болезнью, страданием, смертью, неискупимой виной и т.д. В «пограничных ситуациях» человек обнаруживает враждебность и жесткость окружающего мира и освобождается от всякого рода идеальных интересов и научных представлений о действительности, т.е. от «трансцендентального бытия-в-себе». В такие моменты он отходит от груза своих повседневных забот, т. е. от «наличного бытия-в-мире». В итоге, он обнаруживает мир своего глубокого интимного существования; происходит «озарение экзистенции», «осознание души». Поддаются чтению прежде недоступные «шифры бытия», открывается мир подлинных переживаний Бога.

Ясперс полагал, что способностью к философствованию обладает каждый человек. Имея возможность высказаться и в то же время быть услышанным, он тем самым проявляет стремление к установлению истинной коммуникации, а, значит, к философствованию. Словом, по Ясперсу, истинная философия — это философия коммуникативная. Причем, благодаря коммуникации человек выделяется из мира живых существ и может обрести самого себя или свою Самость.

Иную трактовку бытия дает Сартр. Для него бытие распадается на две формы: «бытие-в-себе» и «бытие-для-себя». Первая форма охватывает мир вещей - неоформленный, грубый, независящий от человека, вторая — собственно человеческую реальность. Мир «бытия-в-себе» хаотичен, инертен, «массовиден», «непроницаем» для самого себя, для всякого сознания. Он обладает лишь бытием факта своего существования, самотождественен, непротиворечив, выступает как некая противостоящая человеческому сознанию реальность. Мир «бытия-для-себя», наоборот, внутренне противоречив, он существует лишь в качестве отрицания «бытия-в-себе». Его сущность — это сознание, которое само себя создает и непрерывно себя отрицает: в этом его противоречивость. Основу же этого отрицания составляет «ничто», коренящееся в сознании и представляющее собой единственно возможный способ его существования. Раскрывать природу «ничто» и есть задача истинной философии. Экзистенциальные взгляды Сартра в наиболее упорядоченном виде представлены в его работе «Бытие и ничто».

Важное место в экзистенциализме занимает иррационалистическое понимание свободы.

С точки зрения Сартра, единственное подлинно философское определение свободы — это то, что она есть автономия выбора. В то же время свобода неотрывна от ответственности. Правда, речь идет об экзистенциональной ответственности, и совсем не об ответственности перед кем-то: обществом, родителями, детьми. Будучи свободным, человек ответственен за мир и за самого себя, и это способ его бытия.

Несколько по-иному определяет подливное существование знаменитый писатель и философ Камю. В своей книге «Бунтарь», он отстаивает мысль о том, что подлинное существование предполагает бунтарскую позицию человека, отрицание приспособленчества, несогласие со всем позитивным, неприятие всего, что существует, преклонение лишь перед справедливостью.

Звездный час экзистенциализма пробил в 1940-60-х гг., когда он стал самым популярным течением общественной мысли в Западной Европе. Многие работы экзистенциалистов, написанные в 1920—30-х гг., получили широчайшую известность на Западе, сделались подлинным общественным явлением непосредственно в первые десятилетия после победы над фашизмом.




Уровни и виды бытия.

Разбирая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует. Однако философия фиксирует не просто существование вещи (человека, идеи или мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния, идеи, мир в целом) вместе со всеми их свойствами существуют и тем самым объединяются со всем тем, что есть (существует) в мире. Эти связи фиксируются с помощью категории бытия.

Любая философская наука начинается с определения бытия, понятие которого ввел Парменид. Наука, изучающая бытие, называется онтологией. Категория бытия отражает всё, что происходит в мире – мир существует (не существует). Отражает реальные взаимосвязи в сознании человека.

Видовое различие бытия. Бытие может существовать как целое, общее и как части, отдельное, единичное. Бытие существует как предметы, вещи, явления, свойства и как процессы. И то, и другое необходимо. Предметность говорит об устойчивости, процессуальность – о движении, хаосе или порядке.

Синергетика – совместнодействие – изучает сверхсложные системы (галактики, человеческую культуру и т.д.), закладывает принципы саморазвития, самореализации.


Целесообразно выделить следующие взаимосвязанные основные формы бытия:

1)бытие природы: бытие мира как первой природы (естественной природы, существующей вне меня, до меня и после меня) и бытие второй природы (искусственной природы, созданной человеком);

2) бытие человека: бытие человека как целостность, принадлежность к Homo sapiens и бытие человека как индивида, как биологического существа;

3)бытие социального: индивидуальное бытие, бытие личности как социального человека (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества, социума, совокупности людей;

4)духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется через посредство языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.097 с.)