Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.3. Секреты речевого общения. Постулаты общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Студент должен: знать: – правила слушания; – правила говорящего. Содержание учебного материала Составляющие умения общаться. Правила для говорящего. Правила для слушающего. Постулаты общения.
Составляющие умения общаться. Составляющими умения общаться является умение слушать, говорить и культура поведеня Главный принцип общения, обеспечивающий его результативность, комфортность- это «принцип коммуникативного сотрудничества». Так сформулирован он в теории Х. П. Грайса, который попытался приложить правила классической риторики к современной речевой коммуникации, сформулировать правила речевого поведения». Этот принцип означает взаимообусловленность, более того - кооперацию речевого поведения участников общения, общность установки на конструктивный обмен мнениями (установку на «несотрудничество» Грайс исключает). Стратегия речевого общения должна быть конструктивной даже при наметившемся конфликте, только тогда можно рассчитывать на результативность общения. Постулаты общения. И первый постулат (лат. - требуемое) общения - это дружелюбное тактичное отношение к собеседнику, установка на понимание и сотрудничество. «Этот вывод отражен и в древней риторической «максиме такта», содержание которой достаточно сложно, но в целом сводится к тому, что оратор сначала должен расположить аудиторию к себе, а затем, продолжаявызывать положительные эмоции, воздействовать на нее в соответствии со своими целями». Подобное содержание «максимы такта» может быть соотнесено и с межличностным общением. В формулировке первого постулата понятие «дружелюбное отношение» содержит и этот компонент, вызывать и поддерживать положительные эмоции. В правилах речевого общения, предложенных в работе А. К. Михальской, ссылки на традиции классической риторики органично дополнены творческим использованием опыта зарубежных исследователей - ориентацией на диалогический принцип общения. - Говорите не им, а с ними. Главное проявление этики речевого общения состоит в учете говорящим воздействия своей речи на слушателя» - так представлена формулировка этого правила американского социолингвиста Р. Лакофф и названы три принципа речевого поведения, обеспечивающие эффективность общения: - «не навязывайся, - выслушай собеседника, - будь дружелюбен». Эта предельно простая и точная формулировка суммирует главные этические правила общения и может быть адекватно воспринята даже младшими школьниками. - «Слушателя надо уважать. Учитывайте противоположные мнения!» «Воспитанный человек постарается помнить об аудитории и вести себя не снисходительно (установка «Я — единственный специалист»), а на равных, не забывая при этом о доступности изложения». Это должна быть не просто терпимость к чужому мнению, но неподдельный интерес к нему, продиктованный установкой на сотрудничество. Таким образом первый постулат можно сформулировать –
- говори не им, а с ними, - будь дружелюбен и внимателен, - умей выслушать собеседника. Следующий постулат определяет личностные качества говорящего как ритора (необходимые ритору). - «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит» - «Если хотите стать хорошим оратором, станьте сначала хорошим человеком». «1) обаяние — умение быть самим собой, быть естественным; 2) уверенность в себе - умение играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей; 3) дружелюбие; 4) искренность — чтобы заставить своего адресата поверить во что-то, нужно самому в это верить - другого пути нет, поэтому искренность — такое свойство оратора, которое во многом определяет действенность его речи, ее убедительность; 5) объективность — нельзя игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим; не подтасовывайте доказательства в свою пользу, постарайтесь провести речь так, чтобы слушатели имели возможность разобраться в ситуации так же, как это удалось вам, ведите их последовательно к вашей объективной правоте; 6) заинтересованность, увлеченность — они передаются слушателям». 2. Постулат - личностные качества говорящего: - будь уверен в себе, в своих знаниях, в умении установить нужный контакт со слушателями, - будь заинтересован и увлечен предметом речи, - будь объективен, не подтасовывай доказательств в свою пользу. Далее следуют постулаты или основные правила речевого поведения с позиций требований к информативности речи и к манере изложения. Информативность: «Будь достаточно информативен». З. Постулат количества информации: - говори в меру, - не говори того, что все знают. 4. Постулат качества информации: - говори правду; не говори того, что считаешь ложным», - не говори того, на что у тебя нет достаточных оснований. Релевантность: «будь релевантен» Релевантность (англ.- уместный, относящийся к делу)- «смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением». - говори по существу дела, - «говори то, что важно в данной ситуации». Принцип способа выражения: «стремись к ясности, избегай двусмысленности выражений, будь краток и логически последователен». 6. Постулат манеры оформления речи: - говори ясно и кратко, - будь последователен, - говори так, чтобы тебя правильно поняли.
Правила для говорящего. Правила для слушающего. В процессе общения каждый из коммуникантов попеременно выполняет роль то говорящего, то слушающего, и «заглавные», общие правила остаются одними и теми же.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Перечислите составляющие умения общаться. 2. Составьте правила для общение с ребенком, родителями. 3. Составьте правила для слушающего. 4. Составьте постулаты общения для социального педагога.
Тема 2.4. Развитие умения вербального общения. Студент должен: знать: – требования к устной речи; – пути совершенствования речи. Уметь: – строить свою речь в соответствии с правилами общения. Содержание учебного материала Речь учителя как условие педагогического мастерства. Подготовка к выступлению. Выступление и его анализ. Речь и коммуникативное поведение учителя. Требования к устной речи. Пути совершенствования речи.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.95 (0.006 с.) |