Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.3. Секреты речевого общения. Постулаты общения

Поиск

Студент должен:

знать:

– правила слушания;

– правила говорящего.

Содержание учебного материала

Составляющие умения общаться. Правила для говорящего. Правила для слушающего. Постулаты общения.

 

Составляющие умения общаться.

Составляющими умения общаться является умение слушать, говорить и культура поведеня

Главный принцип общения, обеспечивающий его результативность, комфортность- это «принцип коммуникативного сотрудничества». Так сформулирован он в теории Х. П. Грайса, который попытался приложить правила классической риторики к современной речевой коммуникации, сформулировать правила речевого поведения».

Этот принцип означает взаимообусловленность, более того - кооперацию речевого поведения участников общения, общность установки на конструктивный обмен мнениями (установку на «несотрудничество» Грайс исключает). Стратегия речевого общения должна быть конструктивной даже при наметившемся конфликте, только тогда можно рассчитывать на результативность общения.

Постулаты общения.

И первый постулат (лат. - требуемое) общения - это дружелюбное тактичное отношение к собеседнику, установка на понимание и сотрудничество. «Этот вывод отражен и в древней риторической «максиме такта», содержание которой достаточно сложно, но в целом сводится к тому, что оратор сначала должен расположить аудиторию к себе, а затем, продолжаявызывать положительные эмоции, воздействовать на нее в соответствии со своими целями». Подобное содержание «максимы такта» может быть соотнесено и с межличностным общением. В формулировке первого постулата понятие «дружелюбное отношение» содержит и этот компонент, вызывать и поддерживать положительные эмоции.

В правилах речевого общения, предложенных в работе А. К. Михальской, ссылки на традиции классической риторики органично дополнены творческим использованием опыта зарубежных исследователей - ориентацией на диалогический принцип общения.

- Говорите не им, а с ними. Главное проявление этики речевого общения состоит в учете говорящим воздействия своей речи на слушателя» - так представлена формулировка этого правила американского социолингвиста Р. Лакофф и названы три принципа речевого поведения, обеспечивающие эффективность общения:

- «не навязывайся,

- выслушай собеседника,

- будь дружелюбен».

Эта предельно простая и точная формулировка суммирует главные этические правила общения и может быть адекватно воспринята даже младшими школьниками.
Степень воздействия речи, оказывается, напрямую зависит от интереса говорящего к партнеру (к аудитории), от желания вовлечь его в со -размышление, в со – переживание, от желания выслушать его

- «Слушателя надо уважать. Учитывайте противоположные мнения!» «Воспитанный человек постарается помнить об аудитории и вести себя не снисходительно (установка «Я — единственный специалист»), а на равных, не забывая при этом о доступности изложения».

Это должна быть не просто терпимость к чужому мнению, но неподдельный интерес к нему, продиктованный установкой на сотрудничество. Таким образом первый постулат можно сформулировать –


1. Постулат отношения к слушателю:

- говори не им, а с ними,

- будь дружелюбен и внимателен,

- умей выслушать собеседника.

Следующий постулат определяет личностные качества говорящего как ритора (необходимые ритору).

- «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит»

- «Если хотите стать хорошим оратором, станьте сначала хорошим человеком».
Стать хорошим человеком - задача всей жизни. Необходимо выделить те качества, которые прежде всего необходимы оратору, чтобы вызвать доверие слушателей и обеспечить воздействие его речи. Прежде всего важны, утверждает А. К. Михальская, такие свойства и способы проявления их в жизни:

«1) обаяние — умение быть самим собой, быть естественным;

2) уверенность в себе - умение играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей;

3) дружелюбие;

4) искренность — чтобы заставить своего адресата поверить во что-то, нужно самому в это верить - другого пути нет, поэтому искренность — такое свойство оратора, которое во многом определяет действенность его речи, ее убедительность;

5) объективность — нельзя игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим; не подтасовывайте доказательства в свою пользу, постарайтесь провести речь так, чтобы слушатели имели возможность разобраться в ситуации так же, как это удалось вам, ведите их последовательно к вашей объективной правоте;

6) заинтересованность, увлеченность — они передаются слушателям».

2. Постулат - личностные качества говорящего:

- будь уверен в себе, в своих знаниях, в умении установить нужный контакт со слушателями,

- будь заинтересован и увлечен предметом речи,

- будь объективен, не подтасовывай доказательств в свою пользу.

Далее следуют постулаты или основные правила речевого поведения с позиций требований к информативности речи и к манере изложения. Информативность: «Будь достаточно информативен».

З. Постулат количества информации:

- говори в меру,

- не говори того, что все знают.

4. Постулат качества информации:

- говори правду; не говори того, что считаешь ложным»,

- не говори того, на что у тебя нет достаточных оснований.

Релевантность: «будь релевантен»

Релевантность (англ.- уместный, относящийся к делу)- «смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением».

- говори по существу дела,

- «говори то, что важно в данной ситуации».

Принцип способа выражения: «стремись к ясности, избегай двусмысленности выражений, будь краток и логически последователен».

6. Постулат манеры оформления речи:

- говори ясно и кратко,

- будь последователен,

- говори так, чтобы тебя правильно поняли.

 

Правила для говорящего. Правила для слушающего.

В процессе общения каждый из коммуникантов попеременно выполняет роль то говорящего, то слушающего, и «заглавные», общие правила остаются одними и теми же.

ПРАВИЛА
для говорящего для слушающего
1. Быть доброжелательным, вежливым, корректным.
2. Вступая в контакт, отнестись к собеседнику особенно внимательно:
Проверить (поинтересоваться): может ли человек сейчас уделить вам время, не нарушаете ли вы его планы. Если к вам обратились – нужно оторваться от своих дел и внимательно выслушать собеседника.
3. Во время разговора в центре внимания постоянно должен быть собеседник (а не собственное «я»):
Не навязывать собеседнику собственных мнений и оценок, уметь встать на точку зрения партнера. Не перебивать говорящего, чтобы не сбить его с мысли, проявлять внимание к речи прежде всего невербальными средствами.
4. Все время поддерживать интерес собеседника, побуждать к дальнейшему общению:
Подчеркивать интерес к мнению собеседника, привлекать его к соучастию: «вы, кончено, знаете» и т.п.; использовать обращение, риторические вопросы. Реагировать на речь краткими репликами, типа: «это интересно!», «неужели» и др.
Правильно распределять внимание, стремиться организовать общий разговор, если в беседе участвуют несколько человек:
Находить формы обращения ко всем собеседникам; желая услышать мнение конкретного человека, обратиться непосредственно к нему. Не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите составляющие умения общаться.

2. Составьте правила для общение с ребенком, родителями.

3. Составьте правила для слушающего.

4. Составьте постулаты общения для социального педагога.

 

 

Тема 2.4. Развитие умения вербального общения.

Студент должен:

знать:

– требования к устной речи;

– пути совершенствования речи.

Уметь:

– строить свою речь в соответствии с правилами общения.

Содержание учебного материала

Речь учителя как условие педагогического мастерства. Подготовка к выступлению. Выступление и его анализ. Речь и коммуникативное поведение учителя. Требования к устной речи. Пути совершенствования речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.95 (0.006 с.)