Схема 1. Структурные компоненты личности в концепции Э. Берна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 1. Структурные компоненты личности в концепции Э. Берна



 

Целью трансактного анализа является выяснение того, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое со­стояние Я осуществило трансакционную реакцию. Все возможные трансакции, с помощью которых можно описать любое взаимодейст­вие, делятся на три типа: скрытые, дополнительные и пересекающиеся; скрытые - на двойные и угловые.

Условные обозначения: Р – Родитель, В – Взрослый, Д – Дитя.

Типы трансакций: дополнительные (Трансакции угловые 1-го типа, Трансакции 2-го типа); пересекающиеся; скрытые (Двойные, Угловые).

Дополнительные трансакции имеют место, когда стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию, при этом каждая реакция, в свою очередь, становится стимулом, Пока трансакции дополни­тельны, процесс общения может продолжаться неопределенно долго. Такие трансакции чаще всего встречаются при неглубоких производственных или общественных отношениях. Дополнительные трансакции подразделяются на трансакции первого типа, когда стимул и реакция исходят от Взрослого (Берн называет их простыми трансакциями), и трансакции второго типа, когда имеют место отношения Родитель --- Дитя (Р --- Д).

В случае пересекающихся трансакций стимул (см. схему) рассчи­тан на один тип отношений, а собеседник осуществляет реакцию, харак­терную для другого типа отношений. На схеме стимул и реакция пересекают друг друга. Например, стимулом может быть такая фраза: «Ты не знаешь, где мои запонки?» (взаимодействие В --- В), а реакцией - «Веч­но я у тебя во всем виновата!» (взаимодействие Д --> Р). Как правило, при пересекающихся трансакциях взаимодействие временно прерывается, про­блема не разрешается. Дополнительные и пересекающиеся трансакции представлены на схеме.

 

Дополнительные и пересекающиеся трансакции


 

а) дополнительные трансакции второго типа б) пересекающиеся трансакции

Более сложными являются скрытые трансакции, так как они требуют одновременного участия более чем двух состояний Я. Существуют ситуации, когда людям кажется, что идет нормальная беседа, однако они чувствуют, что не договаривается дополнительная информация. Чаще всего это выражается в интонации, взглядах, положении тела и т. д. В таких случаях говорят о скрытых трансакциях, т. е. о тех, которые осуществляются одно­временно на двух уровнях. То, что произносится ясно, Берн называет соци­альным уровнем, то, что подразумевается,- психологическим уровнем. Последовательность скрытых трансакций ведет к предсказуемому результату и называется психологической игрой. В игре всегда преоблада­ют скрытые мотивы, следовательно, в ней доминируют бессознательные процессы.

Чтобы учесть содержательный момент взаимодействия, мы должны рассматривать его как организацию совместной дея­тельности. Конкретной формой включения взаимодействия в контекст деятельности является рассмотрение его как формы организации деятельности. Анализируя группу и совместную деятельность, мы еще вернемся к этим вопросам. А пока необ­ходимо обозначить некоторые общие принципы рассмотрения содержательных аспектов взаимодействия.

Самостоятельная работа.

Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщения на тему «Ролевые позиции в педагогическом общении». Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. - Волгоград: Учитель, 2005. с29

 

Рубежный контроль «Интерактивная сторона общения»:

1. Как соотносятся между собой понятия «действие», «взаимодействие», «общение»?

2. Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом?

3. Почему люди придерживаются общих правил поведения?

4. Какие роли вам пришлось исполнять сегодня?

5. Назовите принципы, лежащие в основе теории обмена Хоманса.

6. Каковы основные причины неэффективного взаимодействия между людьми?

7. Человека, без сомнения изменяющего свое поведение в соответствии с групповым воздействием, т. е. соглашающегося с мнением группы называют:

а) конформистом;

б) нонконформистом;

в) коллективистом.

8. Социальная норма — это:

а) правило поведения;

б) стандарт поведения;

в) регулятор поведения;

г) обычаи и традиции;

д) все ответы верны.

9. Социальный контроль обеспечивает:

а) приобретение билетов в транспорте;

б) изменение поведения, отклоняющегося от нормы;

в) помощь всем нуждающимся.

 

 

 

 

Тема 2.15. Перцептивная сторона общения

Студент должен

знать:

– понятие социальной перцепции;

– функции социальной перцепции;

– виды установок при восприятии партнера по общению.

Содержание учебного материала

Понятие социальной перцепции. Схематизация процесса восприятия одним человекам другого. Основные функции социальной перцепции. Взаимовосприятие и взаимопонимание в процессе общения. Три измерения установок (когнивное, аффективное, поведенческое) при восприятии партнера по общению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.008 с.)