Ситуация общения, ее компоненты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация общения, ее компоненты.



Эффективность общения зависит от того, насколько человек, включающийся в процесс общения, представляет себе реально существующие условия общения и, в соответствии с ними, определяет или корректирует свое речевое поведение.

Ситуация общения

КТО Я говорящий адресант КОМУ Тебе слушающему адресату ГДЕ Здесь место действия КОГДА Сейчас время ПОЧЕМУ Мотив речевого действия ЗАЧЕМ Цель (коммуникативное намерение)
Коммуниканты Партнеры собеседники Внешние обстоятельства Внутренние обстоятельства

Компоненты общения

Общение - это сложная форма социальной активности. В нем вы­деляются следующие компоненты: содержание, цель и средства.

Содержание общения - это информация, которая через общение передается от человека к человеку. В ней могут быть сведения о моти­вации, эмоциональном или ином состоянии. Один человек, например, с помощью общения может передавать другому информацию об име­ющихся у него потребностях. Через общение от человека к человеку могут передаваться данные, свидетельствующие об удовлетвореннос­ти и других эмоциях: радости, гневе, печали, страдании и т.п., - ори­ентированные на то, чтобы определенным образом настроить собесед­ника, вызвать с его стороны определенные действия. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает чувство радости.

Содержанием общения может стать информация о состоянии внеш­ней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, напри­мер сигналы об опасности или о присутствии положительных, биоло­гически значимых факторов, скажем пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Животные вступают в общение друг с другом только в связи с удовлетворением их органи­ческих потребностей или инстинктов. Люди, общаясь, обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приоб­ретенный опыт, способности, умения, навыки, идеи, представления, оценки и т. п.

Цель общения - то, ради чего человек вступает в общение с другими людьми. Целью общения может стать побуждение другого человека. к определенным действиям, предупреждение о том, что ему, напротив, необходимо воздержаться от каких-либо действий, передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в сов­местной деятельности, установление и выяснение личных и деловых взаимоотношений и многое другое. У человека общение представляет собой средство удовлетворения многих потребностей, включая соци­альные, культурные, познавательные, творческие, эстетические нужды, потребности интеллектуального роста, нравственного развития и мно­гие другие.

Под средствами общения понимается то, с помощью чего оно реа­лизуется. Средства общения могут быть естественными и искусствен­ными. Естественными называют средства общения, данные человеку от природы. Это, например, заложенные в генетической программе развития жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения. Искусствен­ные - это те способы общения, которые изобрели или придумали сами люди. К ним, например, можно отнести многообразные языки, письменность, технические средства записи, хранения и передачи инфор­мации. Отличия средств общения людей от средств общения живот­ных не менее существенны, чем отличия содержания и целей общения человека и содержания и целей общения представителей фауны.

Содержание и цели общения являются его относительно неизменны­ми составляющими, зависящими от потребностей человека и не всегда сознательно контролируемыми. То же самое можно сказать о средствах общения. Их использованию можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содер­жание и цели общения. Это зависит от культуры человека, уровня ин­теллектуального развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, то прежде всего имеют в виду технику и средства общения.

Техника общения - это способы преднастройки человека на обще­ние с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпо­читаемые средства общения, включая вербальные и невербальные.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать подходящую технику и при­емы общения.

Затем в процессе общения необходимо контролировать его ход и ре­зультаты, уметь правильно начинать, продолжать и завершать акт об­щения, оставляя у партнера по общению соответствующее благоприят­ное или неблагоприятное впечатление и добиваясь того, чтобы у него возникло или не возникло стремление продолжить общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элемен­ты, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор началь­ных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера, выполнение действий, направленных на опреде­ленное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем вещам; цели сооб­щения, результату общения и отношению к партнеру. Поза, как и вы­ражение лица, служит средством демонстрации определенного отно­шения или к партнеру, или к содержанию того, что ему сообщается (воспринимается от него). Иногда субъект общения сознательно кон­тролирует свою позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруд­нить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния обычно облегчает общение и обозначает добро­желательное отношение к нему. Если же один из партнеров по обще­нию ведет разговор, глядя в сторону, стоит вполоборота или спиной к собеседнику, на значительном от него расстоянии, то общение обычно затрудняется и свидетельствует о недоброжелательном отношении лю­дей друг к другу.

Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, офици­альный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавли­вать дружеские взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к хорошо знакомому человеку. Напротив, обра­щение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону явля­ются признаком доброжелательного отношения, готовности пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. О том же - об отношении к человеку или к содержанию общения - свидетель­ствует присутствие или отсутствие на лице в момент общения добро­желательной улыбки.

Первые жесты, привлекающие внимание партнера, равно как и выражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, скрывая свое состояние или отношение к парт­неру, отводят в сторону глаза или прячут от их взгляда руки. В по­добных ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, встречаются обмолвки, речевые ошибки, другие трудности, о при­роде которых много и интересно говорил 3. Фрейд.

В процессе общения применяются техника и приемы, основанные на использовании обратной связи. Под ней понимается получение ин­формации о партнере по общению, используемой для коррекции соб­ственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакции, последующее изменение в соответ­ствии с этим и собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи или не умеют пользоваться ею.

Механизм обратной связи предполагает умение соотносить свои ре­акции с поведением партнера, с оценками собственных действий и де­лать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собе­седника на сказанные слова. В обратную связь также включаются коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное пове­дение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает дей­ствия своего партнера. Умение использовать обратную связь в обще­нии является одним из важнейших моментов, входящих в процесс общения и структуру коммуникативных способностей человека.

Коммуникативные способности - это умения и навыки общения, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования и культуры, разного уровня развития, имеющие различный жизнен­ный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по своим этим свойствам. Образованные и культурные люди обладают, как пра­вило, более развитыми коммуникативными способностями, чем необ­разованные и малокультурные. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководите­ли), нередко обладают более развитыми коммуникативными способ­ностями, чем представители других профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют воз­растные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а до­школьники общаются со взрослыми и сверстниками иначе, чем это де­лают старшие школьники. Техника и приемы общения пожилых людей, как правило, отличаются от техники и приемов общения молодых. Дети более импульсивны и непосредственны в общении, и в их техни­ке преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно выраженный эмоцио­нальный характер. С возрастом эти особенности постепенно исчезают и общение становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экономным в его экспрессивном выражении. Совершенствуется с воз­растом и обратная связь в общении.

Профессиональная принадлежность в практике общения проявля­ется на этапе преднастройки, в выборе тона высказывания и в специ­фических реакциях на действия партнера по общению. Актерам, на­пример, свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими людьми, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними настолько, что продолжают игру и в реальных человеческих отношениях. Учителям и руководите­лям может быть свойствен начальственный, высокомерный или поучи­тельный тон общения. У врачей, особенно психотерапевтов, в общении с людьми часто проявляется повышенное внимание и сочувствие им.

 

Функции общения

По своему назначению общение многофункционально. Мож­но выделить пять основных функций общения.

1. Прагматическая функция общения. Реализуется при взаи­модействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция общения. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Из­вестно, что на определенных стадиях развитие поведения, дея­тельности и отношения ребенка к миру и к самому себе опосре­довано его общением со взрослым. В ходе развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функ­ции и процессы, а также в самостоятельную внешнюю актив­ность ребенка.

Общение ребенка и взрослого - это не только передача перво­му суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, но и сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений. Ребенок зачастую активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения не­противоречивой картины мира. Ребенок и принимает, и воспроиз­водит, реализует опыт других (взрослых) людей.

3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существований и в своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях. Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в об­ществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Во многих психотерапевтических системах это состояние человека фиксируется понятием "неподтверждение". Причем в отличие от отрицания, которое может быть выражено словами "Ты не прав" или "Ты - плохой" и предполагает известную долю под­тверждения (хотя и с негативной оценкой), неподтверждение означает "Тебя здесь нет", "Ты не существуешь". Известно, что повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу простейшей "подтверждаюшей терапии": ритуалы, знакомства, приветствия, имено­вания, оказание различных знаков внимания. Указанные проце­дуры направлены на поддержание у человека "минимума подтвержденности".

4. Функция организации и поддержания межличностных от­ношений. Восприятие других людей и поддержание с ними раз­личных отношений (от интимно - личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений - либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Конечно, эмоциональные межличностные отношения — не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, од­нако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

5. Внутриличностная функция общения реализуется в обще­нии человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Общение всегда рассматривалось как полифункцианальный процесс. Вот далеко не полный перечень функций общения, которые определены по различным критериям:

А.В.Мудрик:

Ø эмоциональная;

Ø информационная;

Ø социализирующая;

Ø связующая;

Ø самопознания;

А.Б.Добрович:

Ø установления общности;

Ø инструментальная;

Ø осознания;

Ø самоопределения;

А.А. Брудный:

Ø сплочения;

Ø инструментальная;

Ø трансляционная;

Ø самовыражения;

Л.А.Карпенко:

Ø контактная;

Ø информационная;

Ø побудительная;

Ø координационная;

Ø понимания;

Ø эмотивная;

Ø установления отношений;

Ø оказания влияния.

Если же рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность трех групп функций.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индиви­дуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мысли­тельных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (аффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии на­личия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные свя­зи между человеком и миром в самом широком смысле слова; меж­ду различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельностной природе человека, социальных групп и обществ.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в пред­ставлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соот­ветствии с простой моделью отношений: человек - деятельность - общество. Естественно, классификаций и типологий функций об­щения может быть сколько угодно, в зависимости от выбранного критерия. В данном случае взгляд на функции общения определен предметом социальной психологии.

Инструментальная функция общения представляет особый ин­терес, поскольку она связана с общением человека не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира, такими как, например, природа. Несмотря на то, что обще­ние мы рассматриваем как специфический социальный феномен, применение данного понятия для обозначения контакта с приро­дой вполне уместно. Здесь происходит своеобразный обмен ин­формацией на уровнях, которые являются малоизученными в со­временной науке и исследование которых не входит в предмет со­циальной психологии. Однако отношения человека с миром опре­деляют развитие его наблюдательности, любознательности и лю­бопытства - качества, которые А.Ф.Лазурский выделял как ос­новные при характерологическом анализе некоторых сложных проявлений личности, взаимодействующей с другими людьми. В целом, подход к выделению тех или иных функций общения и, соответственно, выделение соответствующих критериев определяется ключевыми социально-психологическими проблемами, кото­рые выделяет исследователь.

Структура общения

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти потому, как и к определению его функций. Структура общения, по Г.М. Андреевой, представляется как коммуникация, интеракция и социальная перцеп­ция. Соответственно в структуре общения выделяются коммуникатив­ная, интерактивная и социально - перцептивная стороны.

общение
Коммуникация   Интеракция   Социальная перцепция

 

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований.

Структура общения - коммуникации, по Лассуэллу, выглядит не­сколько иначе и представляется следующей схемой:

- коммуникатор - человек, который передает сообщение;

- содержание сообщения - то, что передается коммуникатором;

- канал коммуникации - то, как или с помощью чего осуществля­ется передача сообщения;

- адресат коммуникации - люди или аудитория, которой направ­ляется сообщение;

- результат коммуникации - то, с каким эффектом передано соот­ветствующее сообщение.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте понятия «общение» и «общительность».

2. На примерах покажите взаимосвязь общения и деятельности.

3. Напишите мини сочинение «Значение общения в моей жизни».

4. Проанализируйте какими коммуникативные умения вы обладаете для социально-педагогической деятельности

5. По каким параметрам различаются коммуникация и общение

6. Приведите пример ситуация общения, раскрывая каждый ее компонент

7. Охарактеризуйте функции общения.

8. Какие стороны общения входя в ее структуру общения.

 

Самостоятельная работа Составить понятийный аппарат к теме.

 

Тема 1.2. Виды общения.

Студент должен:

знать:

– характеристику видов общения по различным основаниям.

Содержание учебного материала

Характеристика видов общения по равнозначности субъектов общения. Характеристика видов общения по способу общения; по установочной задаче. Характеристика видов общения по количеству участников общения, по положению коммуникантов в пространстве и времени; по внешним условиям общения и соблюдению социальных ролей коммуникантов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 5342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.061 с.)