Особенности общения младшего школьника: общение в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общения младшего школьника: общение в семье



Общение в семье. Обретенная, относительно возможностей самого ребенка, свобода дошкольного детства сменяется от­ношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домаш­ние задания, строго организовать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной фор­ме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необ­ходимое воздержание от ситуативных импульсивных жела­ний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близ­ких - ведь он сам должен нести ответственность и организо­вать свою новую жизнь. Начинается трудный период испы­тания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока, к умственным операциям, которые надо совершать при исполнении заданий учителя и др.), но и необходимостью организации своего дня дома, в се­мье.

Самое главное, что может дать семья для младшего школь­ника, - научить его воздерживаться от развлечений в уроч­ное время, прочувствовать, что значит «делу время - потехе час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей. Разумная и любящая ребенка семья помогает ребенку освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять их как неизбежное и необ­ходимое.

Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях поддерживаются, прежде всего в семье и формируют у него потребность в признании не только а прежних формах отно­шений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи он обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются.

Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах: он рефлексирует, пытается проецировать свой поступок на будущие реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. Ребенок испытывает ненасыщаемую потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае очень важно поддержать ребенка самим родителям.

  1. Особенности общения младшего школьника: общение в школе (общение с учителем и сверстниками)

Общение в школе. В процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель, проведенных в школе, у большинства первоклассников исчезают робость и смущение от массы новых впечатлений. Они начинают внимательно присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками, которые симпатизируют им или обнаруживают сходство интересов. На первых эта пах ориентации в новом коллективе у части детей проявляются, в общем не свойственные им черты характера (у од них - застенчивость, у других - развязность). Но по мере установления взаимоотношений с другими детьми, каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности.

Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой ли­тературой и т.п.). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оцен­ки самого себя. Конечно, дети 9-10 лет с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники за ловкость, сообразительность, смелость, и остро пере­живают, если эта оценка расходится с желаемой. Но такие переживания кратковременны, и, главное, их легко изменить оценкой со стороны взрослых или учителя. Мнение последне­го является для младших школьников наиболее существен­ным и безапелляционным.

Л.И.Божович считала, что не отдельные формы общения, сам школьный коллектив имеет решающее значение для развития личности младшего школьника. В коллективе школьников нет, и не может быть «равностояния», здесь складывается целая система взаимоотношений и зависимо­стей, в которой каждый ребенок в связи с теми обязанностя­ми, которые на него возложены, и в соответствии со своими индивидуальными особенностями и, наклонностями зани­мает свое определенное место. Организуемая школой обще­ственная жизнь детей с необходимостью приводит к форми­рованию среди учащихся общественного мнения, к возник­новению традиций, обычаев и правил, которые создаются под руководством учителя и закрепляются в каждом школь­ном коллективе.

Итак, вступление ребенка в школьный коллектив имеет огромное значение для формирования его личности.

Общение с учителем организует не только учебную дея­тельность, но и все формы жизни в школе. Младшие школь­ники безоговорочно признают авторитет учителя. Они обра­щаются к нему по самым разным поводам - от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся с учителями своими заботами, переживаниями, до­машними событиями. В случае обиды младший школьник также обращается к учителю, и обидчик чаще всего воспри­нимает это как должное, поскольку учитель для всех высту­пает общим нравственным арбитром. Авторитет учителя в младшей школе огромен, он обусловлен не только личными качествами учителя, но и социальной ситуацией в этом воз­расте. Однако уже в следующем, в подростковом возрасте вся система общения в школе подвергается существенным изме­нениям.

Таким образом, в младшем школьном возрасте складыва­ется новая детская общность. Взаимоотношения детей в классе не возникают сами собой; они имеют свою логику из­менения и развития. На первых порах обучения школьники не проявляют особого внимания друг к другу, мало общаются, не интересуются успехами товарищей. Но постепенно взаимоотношения детей изменяются: они начинают при сматриваться друг к другу, завязывать контакты, находит:, общие интересы. Совместная учебная деятельность рождает общую устремленность, ставит общие задачи, дает возможность выделять разные точки зрения и договариваться. Со временем отношения школьников выходят за рамки учебной деятельности. У них возникают интересы, связанные с внеклассной и внешкольной работой, с общественными делами.

К концу обучения в начальных классах у детей возникаем стремление занять определенное место среди товарищей. Теперь уже не только мнение взрослого, но и отношение со стороны одноклассников определяет положение ребенка среди других. Мнение и оценки сверстников становятся постепенно основными мотивами поведения школьника.

Формирование системы связей и отношений среди младших школьников на основе учебной деятельности предполагает особую технологию ее развертывания. Сама по себе она не содержит предпосылок построения совместности ее субъектов. Более того, Д.Б.Эльконин отмечал, что одним из существенных противоречий учебной деятельности является то, что, будучи общественной по содержанию и форме осуществления, она вместе с тем индивидуальна по результату (усвоенные в процессе учебной деятельности знания и умения являются приобретениями отдельного ученика). Поэтому всегда есть опасность превращения учебной деятельности в деятельность, индивидуалистически направленную; при этом теряется ее общественной смысл. Подобная противоречивость препятствует установлению взаимных отношений сре­ди учащихся, приобретению умений сотрудничества, формированию коллективистских черт характера и качеств личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 991; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.005 с.)