Гбоу црр - детский сад № 1786 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гбоу црр - детский сад № 1786



Г. Москвы

Активизация познавательных процессов дошкольников с использованием информационных технологий.

Интерес ведет ребенка

к бесконечным целям познания…

 

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего развития и формирования личности. В этот период происходит формирование чувственного этапа познания окружающей действительности, а именно: развитие деятельности анализаторов, представлений, воображения, памяти, мышления и речи. В связи с введением федеральных государственных требований к образовательной программе дошкольного учреждения проблема активизации познавательных процессов детей дошкольного возраста, как важнейшего стимула развития личности, все больше привлекает к себе внимание педагогов.

Каждое дошкольное учреждение ставит перед собой цель по созданию условий для формирования творческой и активной личности, а педагоги стремятся направить усилия на разработку новых актуальных методов и приемов.

Во многих современных дошкольных учреждениях уже оборудованы компьютерные классы, приобретено мультимедийное оборудование, ноутбуки, планшеты, электронные фото-рамки и т.д. В результате у педагогов появилась возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания дошкольников с помощью информационных технологий, которые позволят сделать процесс познания не только эффективным, но и интересным для детей.

Информационные технологии, несомненно, помогают каждому дошкольнику проявить свою индивидуальность, поэтому являются одним из способов активизации познавательных процессов.

Использование современных информационных технологий в детских садах помогает детям прививать интерес к знаниям и продемонстрировать разнообразные способы получения информации.

Использование информационных технологий в дошкольном учреждении дает возможность создать следующие условия по активизации познавательного интереса у детей:

- предоставляет возможность ребенку получать радость от познания, поддерживая его положительный эмоциональный фон;

- мотивирует познавательную деятельность ребенка, учитывая его интересы и стремление узнать больше;

- помогает создать индивидуальные условия для самовыражения и самоутверждения каждого ребенка;

- позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Использование информационных технологий во время организации непосредственной образовательной деятельности возможно в разных вариантах, что позволит поддержать познавательный интерес у детей дошкольного возраста на протяжении длительного периода времени и задействовать органы слуха и зрения. Например, в начале работы над той или иной темой, детям можно продемонстрировать электронную презентацию или видео-ролик с целью концентрации их внимания, создания познавательной мотивации, знакомства с новой информацией и более глубокого и осознанного восприятия предлагаемого материала.

Организуя образовательную деятельность в режиме дня, педагог может использовать электронную фото-рамку, ноутбук, планшет, чтобы общение с детьми было более наглядным, информативным и познавательным.

Результат интеллектуального развития детей зависит не только от способа передачи знаний, но и от обратной связи, позиции самого ребенка, его активности.

Например, на этапе закрепления материала детям будет интересно проявить свои знания в компьютерной игровой программе, где ребенок имеет возможность практически применить свои знания, а также увидеть результат и исправить ошибки.

В настоящее время компьютерные игры для детей дошкольного возраста широко распространены и пользуются большой популярностью. Производители предлагают игры на развитие всех психических процессов.

Компьютерные игры делают процесс познания окружающего мира, закрепления навыков и умений максимально интересными и доступными для дошкольника. Красочная графика и интересное преподнесение материала привлекает детей и активизирует их познавательные процессы. Современная база компьютерных игр позволяет выбрать из них наиболее подходящую по уровню сложности или интересов воспитанников, учитывая их индивидуальные особенности - это огромное преимущество компьютерных технологий в сравнении с традиционными методами и средствами обучения и воспитания дошкольников. Занимаясь одновременно с несколькими детьми в компьютерном классе, педагог имеет возможность поставить для каждого ребенка свои задачи развития, заложить свое содержание.

При выборе игр и организации компьютерных занятий педагогам необходимо руководствоваться научно разработанными методическими рекомендациями.

Внедряя информационные технологии в процесс обучения дошкольников, необходимо помнить, что сами по себе они не осуществляют образовательной функции. Только от личности педагога и уровня владения информационными технологиями зависит, насколько будет занятие нестандартным и интересным для детей.

Завьялова Татьяна Анатольевна,

Ст. воспитатель

ЮВАОУ ГБОУ

Детский сад № 339

Г. Москвы

Процесс информатизации на современном этапе:

Проблемы и перспективы

 

В наш стремительный век технологий и инноваций, «семимильными шагами» стремятся вперед различные реформы и перемены. Мы себе уже не представляем, как жить, работать, общаться,… не используя различные коммуникативные средства связи. Информационно-коммуникативные технологии прочно входят в нашу жизнь.

Особое внимание хочется обратить на сферу образования. Как известно, образованию в нашей стране всегда придавалось огромное значение. Наша система получения знаний была предметом гордости и примером для подражания для многих стран в далекие Советские времена.

Развал Советского Союза в 90-е годы подорвал авторитет «Советской Школы» и особенно негативно это отразилось на самой незащищенной её ступени - дошкольном образовании.

На протяжении прошлых десятилетий дошкольному образованию уделялось значительно меньше внимания, чем, например, общему или профессиональному. Находясь на содержании местных бюджетов и получая минимальную государственную поддержку, дошкольные образовательные учреждения не всегда могли обеспечить своих воспитанников качественными образовательными услугами. Поэтому не случайно в рамках модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется инфраструктуре ДОУ.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями устанавливаются нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениям, а также условия для организации современной информационно-образовательной среды, как основы повышения качества образования и образовательного процесса, с единством измерения результатов последнего.

В настоящее время, мы можем видеть, какие произошли и какие появились приоритеты в государстве в отношении образовательной политики в целом и дошкольном образовании в частности. Повысился уровень требований не только к качеству обучения и воспитания, но и к кадровому составу дошкольного учреждения. Все это обусловлено с происходящими в стране социально-экономическими процессами и глобализацией процесса информатизации, что предполагает необходимость не только пересмотра и обновления содержания обучения, но разработку новых педагогических технологий, обеспечивающих формирование и повышение уровня компетентности образования как нового типа учебно-воспитательного результата.

Как показывают исследования, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) могут улучшить результаты воспитания и обучения даже самых маленьких представителей общества, а также повысить профессиональный статус дошкольного педагога.

С начала осуществления президентской программы по информатизации школ прошло несколько лет, а в учреждениях, осуществляющих предшкольную подготовку, информационные технологии ещё не нашли широкого применения. Отсюда – недостаточный уровень преемственности предметно - развивающей среды, методической преемственности дошкольного и начального образования, недостаточно высокий уровень информационной культуры педагогов дошкольного учреждения. Сегодня профессиональная несостоятельность кадров, неспособность переходить из режима функционирования в режим развития и постоянной деловой активности является проблемой общегосударственной. При этом вопрос об использовании компьютеров в ДОУ, по нашему мнению, решается в недостаточном объеме. Конечно, уже имеются различные компьютерные программы для детей, и есть дошкольные учреждения, которые имеют специальные компьютерно - игровые комплексы, но их единицы, значительно меньше, чем хотелось бы.

Процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается довольно медленно. В 2001 году было опубликовано письмо Министерства образования «Об информатизации системы дошкольного образования в России», согласно которому использование новых информационных технологий предусматривает преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. Так же, как отмечается в письме, особым образом требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования.

Об этом, так же свидетельствуют труды Г.Д. Дмитриева, Н.Ф.Талызиной, где определяются пути развития еще одного необходимого качества информатизации – формирование информационной культуры, как совокупность качеств, отражающих знания об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, владение компьютерной грамотностью.

Это наболевший вопрос. Как не прискорбно, но в детском саду наблюдается большой процент педагогов, которые, как они выражаются «с компьютером на – ВЫ» и не имеют представления о работе с интернет - ресурсами.

«Образовывают» по - старинке и воспитывают так же…. Так о какой информатизации можно говорить?! Конечно, воспитателей, которые идут со временем в ногу, намного больше, и они стремятся повышать качество своего профессионализма, и осуществлять свою деятельность в новых условиях, но это так же имеет свои трудности – недостаточное информационно-методическое обеспечение рабочего места, и как следствие невозможность использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Что касается, курсовой подготовки воспитателей в области ИКТ, то и здесь имеются проблемы – высокая потребность и малое финансирование, на наш взгляд. Например, это из нашего опыта, чтобы осенью воспитателей нашего детского сада направить на компьютерные курсы, стало необходимым позаботиться об этом весной. Грустно, не правда ли?!

Мы полностью разделяем политику Департамента образования, где акцент решения проблемы ставится на то, что сначала необходимо обучить педагогов, и помочь им приобрести необходимые навыки и квалификацию, а уж потом заниматься компьютерным оснащением учреждения, при этом обеспечивая и обслуживание, и поставку полного комплекса программного обеспечения.

Как можно наблюдать из практики, мы довольно часто имеем совершенно противоположную ситуацию: ставятся цели и задачи, а о знаниях и умениях никто, никого даже и не спрашивает. А ведь решение задач модернизации и информатизации образования всецело зависит от полноценного профессионального кадрового обеспечения деятельности учреждений образования.

Словосочетание «Информатизация образования» получило широкое распространение для описания процессов развития современных образовательных систем в тех случаях, когда речь идет о различных аспектах использования компьютеров, компьютерных сетей и соответствующих педагогических информационных технологий в обучении и управлении образовательными учреждениями.

Мы считаем, что образование это не только овладение детьми определенных ЗУНов, но и развитие педагогов, в процессе обучения и стремления реализовать потребности и способности к самостоятельному получению новых общих и профессиональных знаний и умений, пользуясь при этом многообразными источниками информации для передачи, накопления, хранения, преобразования и отображения освоенной информации.

Педагог, использующий в организации образовательной или в другой какой-либо совместной деятельности компьютер, развивающие, обучающие и воспитывающие компьютерные игры способствуют формированию познавательного интереса, активности и мотивации у детей. Вызывая тем самым у них эмоциональный подъем, повышая качество усвоения программного материала и закладывая основы информационной культуры.

В нашем детском саду, на сегодняшний момент, уже не отмечаются трудности в применении мультимедийного оборудования на учебно-воспитательных мероприятиях, в осуществлении межсетевого взаимодействия со специалистами других образовательных учреждений. Помогая друг другу, направляя и обучая, мы добились для себя высоких результатов. Вот уже 1,5 года, с приобретением проекторов и ноутбуков, а также выделив в каждой группе место для экрана, мы стали добиваться более повышенного интереса детей к организации образовательной и другой различной деятельности.

Существенные изменения произошли и в методической работе нашего детского сада. Освоение офисных программ, таких MicrosoftWord, Excel, Publisher, PowerPoint открыло для педагогов возможность: подготовки дидактических материалов, презентаций, портфолио, буклетов для родителей, ведения баз данных. С использованием ИКТ (схемы, графики, сводные таблицы, диаграммы, презентации) проведение педагогических советов, совещаний, семинаров, мастер-классов и т.д. стали насыщеннее, интереснее и эффективнее.

В своей работе воспитатели приобрели опыт в оформлении различного вида электронных отчётах по тематическим мероприятиям, по качеству обучения и воспитания детей, которые педагоги заполняют в начале и в конце учебного года. Это позволяет более качественно проводить автоматизацию по анализу педагогической деятельности: мониторинговые исследования, качества обучения и воспитания детей, прогнозировать результаты, изменять пути достижения поставленных целей.

Сейчас актуальна работа по проектированию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, с использованием различных развивающих методик, что дает совершенно новое направление в деятельности воспитателя детского сада, где гармонично можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход.

Согласно Федеральному закону от 08.11.2010 №293-ФЗ все детские дошкольные образовательные учреждения в обязательном порядке должны иметь свой официальный сайт, который обязан предоставлять полную, подробную и актуальную информацию о воспитателях детского сада, образовательных программах и о финансировании ДОУ.

Так как одним из средств взаимодействия образовательного учреждения с общественностью является сайт учреждения, наш детский сад, как и многие другие сады, имеет свой сайт, где представлена информация о нашем учреждении. Наличие системы интернет ресурсов позволяет педагогам не только находить необходимую информацию и использовать инновационные технологии во всех сферах деятельности дошкольного учреждения, но и быть активным участником сетевого сообщества, организовывать работу с родителями. На страничках нашего сайта имеется рубрика «Давайте пообщаемся» - здесь родители могут высказать претензии или выразить благодарность, спросить совета или выступить с каким - либо предложением и т.д. Ни одно обращение не остается без ответа. Это сближает детский сад и семью, и нацеливает на тесное взаимодействие.

Использование средств ИКТ позволяет сделать сферу образования более открытой для общества. Сегодня сайт образовательного учреждения – это не только его визитная карточка, но и, в первую очередь, информационный ресурс, посредством которой, общественность знакомится с достоинствами дошкольного учреждения, тем самым повышая рейтинг образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

Исходя из того, можно сделать вывод, что качество работы образовательной сферы напрямую влияет на уровень развития подрастающего поколения, определяет будущее и настоящее положение страны на мировом пьедестале.

Мы уверены, если дошкольное образовательное учреждение, вступив на новой качественный уровень, и изменив показатели состояния информационно - развивающей среды, сможет реализовать возможность применения информационных технологий в целях повышение квалификации сотрудников, то развитие информатизации позволит сделать образовательную среду более комфортной и надежной. И вместе с тем будет эффективно решаться главная задача педагогики: развитие и воспитание ребенка в условиях современного общества.

 

Список использованной литературы:

 

1. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - № 7.- 2012.

2. Информатизация образования: направления, средства, технологии: Пособие для системы повышения квалификации / Под общ. ред. С.И. Маслова. – М.: Издательство МЭИ, 2004.

3. Калинина И.И. О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий // Вопросы образования. - № 3 - 2005.

4. Макарова Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль. – М., 2002.

5. Маринюк А. А., Микляева Н.В., Пасальская Т.В., Скуратова К.В. Детский сад в интернете. Методическое пособие УЦ «Перспектива». -2011.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2003.

 

Засенко Алла Николаевна,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.031 с.)