Использование компьютера на занятиях в детском саду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование компьютера на занятиях в детском саду



В современном мире, в мире высоких технологий, компьютер стал неотъемлемой частью рабочей и развивающей среды. Мы живем в век информации. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. В современном обучении расширено понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и "общается" с компьютером.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, также он служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании, обучении и развитии дошкольников. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

В процессе занятий на компьютерах у детей улучшаются память и внимание. Дети в дошкольном возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Работа в компьютерном классе вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а потом как учебная. Этот интерес и является формированием познавательной мотивацией, произвольной памятью, вниманием.

Компьютер помогает не только развивать интеллектуальные способности, но и воспитывать волевые качества: самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Конспект занятия по разделу «Познание» в подготовительной к школе группе с использованием компьютера на тему: «Пространственное ориентирование»

Программное содержание:

Формировать пространственные представления (влево, вправо, вверх, вниз).

Закрепить умение ориентироваться на клетчатом поле.

Закрепить навыки работы на компьютере (умение владеть компьютерной мышью и клавиатурой).

Развивать внимание, логическое мышление, умение мыслить, рассуждать.

Воспитывать усидчивость, умение слушать.

Оборудование: конверты с заданиями (расположены в разных углах магнитной доски), таблицы с кругами, клетчатое поле, счетные палочки, изображение «внучки Почемучки», сундучок с медальками, компьютеры.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла внучка царя Считая Почемучка. Внучка Почемучка плачет, потому что никак не может выполнить его задания. Давайте ей поможем.

Задание 1. Воспитатель предлагает ребёнку взять конверт, расположенный в левом верхнем углу доски. Воспитатель читает задание, дети отвечают на вопросы.

1. Сколько носов у трех котов? (3)

2. Сколько ушей у двух мышей? (4)

3. Какая цифра спряталась в слове семья? (7)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько раз в году бывает день рождения? (1)

6. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке 4 маленькие, на каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего было яблок? (На берёзе яблоки не растут – 0)

7. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может, так как ночь разделяет день )

Задание 2. Воспитатель предлагает ребёнку взять конверт, расположенный в правом нижнем доски. Воспитатель читает задание, дети выполняют.

1. Положите перед собой вертикально три счетные палочки.

2. Как сделать среднюю палочку крайней, не трогая ее? (Переложить крайнюю).

3. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат?

4. Возьмите 6 палочек, сложите домик, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

Пальчиковая гимнастика.

Задание 3. Воспитатель предлагает ребёнку взять конверт, расположенный в левом нижнем доски. Воспитатель читает и демонстрирует задание, дети выполняют задания в рабочих тетрадях (см. приложение).

1. Игра «Кто внимательный». Детям предлагается в течение 10 сек. запомнить расположение кругов, расположенных в трёх таблицах 3Х3 клетки и затем воспроизвести их положение в рабочих тетрадях.

2. Игра «Спасём кошку». На листе нарисованы «дорожки» из клеток, оканчивающиеся около четырёх деревьев, кошка и собака в начале дорожек. Детям необходимо, двигаясь по клеткам под диктовку воспитателя, найти дерево, на котором кошка спасётся от собаки, и раскрасить его. Диктант по клеточкам: 4 – вверх, 4 – влево, 1 – вверх, 5 – влево, 1 – вверх, 2 – влево, 2 – верх, 2 – влево, 3 – вверх. Выполняя задание, дети ставят точки в названных клетках, начиная с клеточки, рядом с которой сидит кот.

Физкультурная пауза

Березка в белом сарафане Весною водит хоровод, Дети ритмично шагают и одновременно делают повороты в стороны.
Звенит сережками так нежно Дети потряхивают ладонями, руки разведены в стороны.
И птичек в гости все зовет. Делают ритмичные взмахи руками к себе.
Раскроет свои руки-ветки, Разводят руки в стороны.
Отпустит ветки-пальцы вниз. Сводят руки к центру вниз.
Подставит солнышку листочки, Чтоб лучик на ветвях повис. Ритмично покачивают руками вверху.

Задание 4. Воспитатель предлагает ребёнку взять конверт, расположенный в правом верхнем доски. Воспитатель читает и демонстрирует задание – на картинке изображён компьютер.

Работа за компьютером. Дети выполняют игровые заданияиз комплекта коррекционно-развивающих занятий психологического центра «Адалин» для 6-7 лет.

Гимнастика для глаз.

Глазки вниз опустим – улыбнемся,

Глазки влево повернем – улыбнемся,

Глазки вправо повернем – улыбнемся,

И к работе вновь вернемся.

Заключительная часть. Воспитатель спрашивает детей, что им запомнилось из заданий царя Считая.

Корабкина Анжела Николаевна,

Воспитатель

МБДОУ Детский сад

Комбинированного типа № 19

«Золотая рыбка»

Ставропольский край

Основные проблемы и преимущества ИКТ в развитии дошкольного образовательного учреждения

 

В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, управления ДОУ является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.

Информатизация ДОУ - процесс обеспечения ДОУ методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания и использование их в управленческой деятельности

Использование ИКТ стало актуальным во всех сферах деятельности ДОУ. Одним из ведущих при этом остается блок управления. Для эффективного руководства ДОУ были определены главные критерии отбора информации: полнота, конкретность, достоверность, своевременность.

Начинать информатизацию управления целесообразно с выделения задач организации учебно-воспитательного процесса, в наибольшей степени требующих использования компьютерных технологий.

Например, ДОУ может использоваться создание интегрированной автоматизированной системы (ИАИС). ИАИС разрабатывается как самостоятельный учебный комплекс, состоящих из нескольких взаимосвязанных подсистем. Программная реализация выполняется с использованием средств СУБД Visual FoxPro.

Для первоочередной реализации ИАИС на начальном этапе выделены подсистемы: прием ребенка в ДОУ (анкетные данные поступающих детей и их родителей, их личные дела, учет посещаемости, учет мониторинга) - затрагивает учебно - воспитательный процесс, охватывает информатизацией детей и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, администрацию.

Кадры (личные дела сотрудников, тарификация) - помимо администрации вовлекает в процесс информатизации всех сотрудников ДОУ.

ИКТ внесли существенные изменения в методическую работу ДОУ. На сервере сформированы предметные области, которые содержат материалы по занятиям различных областей знаний. Кроме того, большинство педагогов имеют свои личные папки, содержащие методические материалы, которые открыты для всех, и включающие электронное портфолио воспитателя - компактное, удобное, средство хранения информации об успехах и достижениях в деятельности педагога.

Проведение педагогических советов, совещаний сегодня невозможно без использования компьютерных технологий - это схемы, графики, сводные таблицы, диаграммы, презентации.

Электронные отчёты по качеству обучения и воспитания детей, которые заполняют педагоги в конце каждого квартала, дают возможность проводить мониторинговые исследования качества обучения и воспитания детей, прогнозировать результаты, изменять пути достижения поставленных целей.

ИКТ - компетенция педагогов позволяет воспитателю быть активным участником учебно - воспитательного процесса. Различные электронные издания, справочники, энциклопедии необходимы для повышения квалификации педагогического коллектива. Всё это возможно благодаря безлимитному доступу к сети Интернет.

Возможность показать свое педагогическое мастерство родительской и педагогической общественности позволяет выпуск методических журналов, редактирование и оформление которых осуществлялось с помощью специальных компьютерных программ и технологий.

Использование Интернета, различных баз данных, обработка огромных объёмов информации - всё это сделало труд администрации и воспитателей ДОУ более эффективным.

Несмотря на положительное влияние применения ИКТ в управленческой деятельности, многие ДОУ столкнулись с проблемой развития умения обучения администрации, воспитателей и других работников ДОУ использованию компьютера. Для этого необходимо создать соответствующие условия. А до тех пор, пока педагоги и администрация ДОУ не смогут получить необходимого минимума знаний в области использования информационных технологий и на своем опыте убедиться в их практической ценности, компьютер и информационных технологий будут рассматриваться ими как нечто чужеродное.

В настоящее время одной из важных проблем является техническая оснащенность в ДОУ. К сожалению, применение компьютеров в ДОУ, встречается с проблемами: материальные и организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность ДОУ, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно использовать в обучении и т.п. Обычно к числу основных организационных проблем компьютеризации ДОУ относят объективные и субъективные. К первым относят, прежде всего, материально-технические проблемы (немногочисленное количество компьютеров в ДОУ, устаревшее оборудование, слабое программное обеспечение).

К субъективным проблемам, связанным с внедрением компьютеров в образовательный процесс, может относиться нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образование и воспитание детей. Нежелание воспитателей работать с компьютерами может зависеть от неготовности к любым инновациям, боязни компьютеров, невысокого уровня мотивации к профессиональной деятельности в целом и других условий. Зачастую компьютерная подготовка детей старшего дошкольного возраста - выше подготовки воспитателя. Некоторые педагоги оценивают такую ситуацию как угрожающую его профессиональному статусу и боятся использовать компьютеры в учебно - воспитательном процессе.

В силу разной подготовки дошкольников и разной технической оснащенности дома иногда это затрудняет разработку единых учебных планов и заданий для обучения.

Одной из наиболее важной проблемы, еще не разрешенной на сегодняшний день, является обеспечение доступа образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных, с географической точки зрения, местах к информационных ресурсам, расположенных в виртуальном пространстве, а также слабые скоростные характеристики используемых сегодня в большинстве ДОУ каналов доступа в сеть Интернет.

Нынешнее поколение детей живет и формируется в информатизированной среде. У детей компьютерная игра давно вытеснила игры по профессиям, опередив по популярности просмотр телепередач. Информатизация ДОУ - острое требование реальности, повседневной жизни.

Но специфика ДОУ жестко регламентирует использование компьютерных технологий и время работы за персональным компьютером для соблюдения одного из ключевых направлений - здоровьесбережения детей. Для того чтобы педагог имел возможность использовать компьютерные технологии в учебно - воспитательном процессе и проводить занятия с использованием ИКТ - технологий, используя электронные учебные материалы, собственные разработки занятий с использованием компьютера необходимо учитывать основные направления здоровья сбережения дошкольников в данном направлении. Неизменным правилом является соблюдение установленного времени пребывание перед экраном монитора, которое, как известно, негативно воздействует на соматическое здоровье ребенка. Также существует еще и отдаленные последствия воздействия электромагнитных полей и статического электричества, малоподвижного образа жизни, если таковой сложится.

Но не менее серьезные проблемы могут возникнуть с психологическим здоровьем ребенка, если у него разовьется «компьютерная зависимость». Однако подобная проблема не стоит перед школьным психологом так остро, как компьютерные игры. Для возникновения интернет - зависимости необходимо большое количество условий, которые для дошкольника встречаются достаточно редко: наличие ПК хорошей конфигурации, подключения к Интернет, хорошее владение компьютером и, в частности, навигацией в сети и т.д. Обычно проблема интернет – зависимости встречается уже в школе.

В результате длительного погружения в виртуальный мир могут снизиться социально - адаптивные возможности личности в основной период развития коллективных навыков общения. В этом направлении успехов можно добиться только при условии тесного сотрудничества с родителями детей.

Педагог психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап занятия можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволяет воспитателю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности, сделать эту деятельность активной и целенаправленной. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в ДОУ первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения педагогами информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных занятиях позволяет: развивать умение детей дошкольного возраста ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать их познавательную деятельность. Благодаря использованию ИКТ воспитатель переходит от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний детьми. ИКТ вызывает у дошкольника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний; продвигает ребёнка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребёнка; позволяет вести обучение и воспитание в зоне ближайшего развития; создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

На занятиях в ДОУ использование ИКТ позволяет поднять процесс обучения и воспитания на качественно новый уровень: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Включение в мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебно-воспитательного материала.

Большому влиянию работы детей с компьютером, в том числе и компьютерных игр, подвергается мотивационная сфера, также влиянию подвергается когнитивная сфера, связанная с деятельностью познавательных процессов, и личность ребенка. В литературе имеются достаточно противоречивые данные о воздействии компьютера на развитие психических особенностей ребенка. Это объясняется местом компьютера в структуре деятельности, характером и длительностью работы с компьютером, возрастом детей и рядом других важных условий. Анализ литературных данных показывает, что работа с компьютером действует практически на все основные психические явления: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, общение, характер, способности и пр. В ряде случаев указанные качества формировались целенаправленно.

Важные виды ИКТ, применяемые в учебно - воспитательном процессе:

- Электронные энциклопедии, справочники, словари. Их главное достоинство в размещенных в них сведений. Они подходят для получения точных фактических сведений об отдельных лицах и событиях, для определения понятий и т.д.

- Библиографические ресурсы - весь спектр источников, отражающих сведения о литературе. Это книги и статьи из газет, журналов, карты, магнитные ленты и т.д.

- Компьютерная презентация представляет собой последовательность сменяющихся друг друга слайдов, на каждом из которых могут присутствовать текст, фотографии и рисунки, различные графики, диаграммы. Это все может сопровождаться звуковым оформлением. Компьютерные презентация обладают большой привлекательностью для самостоятельного изучения и, проверки своих знаний, и занятий с непосредственным участием преподавателя.

- Обучающие программы позволяют сделать процесс обучения и воспитания интересным и наглядным. Развивают мышление и творческую деятельность учащихся. Эти программы могут использоваться при изучении различных предметов. Программы позволяют учителю демонстрировать изучаемых материал.

- Компьютерное тестирование. Тесты позволяют получить оценки уровня ЗУНов и выявить пробелы в подготовке дошкольников.

Использование ИКТ стало актуальным во всех сферах деятельности ДОУ. Но ведущими при этом остаются блок управления и учебно-воспитательный процесс. Применение компьютерных технологий является преимуществом в развитии дошкольного образовательного учреждения и позволяет в современных условиях активно конкурировать в сфере образования.

 

Список используемой литературы:

 

1. Беренфельд Б.С., Бутягина К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ // Вопросы образования. № 3 -2005.

2. Булин - Соколова Е.И. Цифровые инструменты информатизации образовательных учреждений // Вопросы образования. № 3 - 2005.

3. Водопьянов Г.М., Уваров А.Ю. Об одном инструменте управления процессом информатизации школы // Вопросы образования. № 5 - 2007.

4. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. М:. Педагогика, 1997.

5. Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. № 3 - 2001.

6. Еляков А. Информационные технологии и современная война // Свободная мысль. № 1 - 2008.

7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. заведений, М. «Академия», 2008.

8. Калинина И.И. О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий // Вопросы образования. № 3 - 2005.

9. Машбиц Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы, М, Знание, 1996.

10. Машбиц Е. И. Психолого - педагогические проблемы компьютеризации обучения. М. Педагогика, 1998.

11. Митченко М.М., Туранова Т.В. Формирование единого информационного пространства: концептуальная основа и опыта реализации // Информатика и образование. № 11 - 2005.

12. Семенов А.Л. Качество информатизации образования // Вопросы образования. № 5 - 2007.

13. Фрумин И.Д., Васильев К.Б. Современные тенденции в политике информатизации образования // Вопросы образования. № 3 - 2005.

14. Информатизация образования: направления, средства, технологии, Пособие для системы повышения квалификации / Под общ. ред. С.И. Маслова М, МЭИ, 2004.

15. Концепция информатизации образования // Информатика и образование.

№ 1 - 1990.

16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М., 2000.

Корниенко Елена Евгеньевна,

Ст. преподаватель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.048 с.)