И работе с педагогическим коллективом ДОУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И работе с педагогическим коллективом ДОУ



Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» гласят, что «воспитатель, включая старшего (как и другие педагоги) должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием». Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

В нашем детском саду организовано обучение педагогов, не владеющих или слабо владеющих навыками использования компьютера в работе. Данное обучение имеет свои преимущества перед обычными курсами: во-первых, обучение бесплатное, во-вторых, оно проходит непосредственно на рабочем месте (во время тихого часа), в-третьих, обучение проводится не только по общей схеме, но и по запросам, то есть очень лабильно. Педагоги получают знания об использовании программ Microsoft: Word, PowerPoint, Excel; в дальнейшем планируется обучение использованию программы Microsoft Publisher.

Программа Microsoft Word позволяет педагогам эстетично оформлять конспекты занятий, сценарии досугов и праздников, другие документы, что немаловажно в условиях аттестации и требуется для составления портфолио. До момента освоения педагогами программы создания публикаций (буклетов, визиток и пр.), Microsoft Word также даёт возможность в эстетичном и доступном виде представить информацию родителям – советы, рекомендации, анкеты и другое.

Широкие возможности открывает использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе. В нашем методическом кабинете создана медиатека для использования на занятиях. Программа Microsoft Power Point для создания презентаций позволяет наглядно, доступно представлять любую информацию, что используется нами при проведении педагогических советов, семинаров, заседаний методических объединений, совещаний.

Наш детский сад участвует во всероссийском проекте «Школа цифрового века». Данный проект позволяет педагогам получать периодические издания издательского дома «Первое сентября» в электронном виде, что позволяет не только узнавать много нового, но и распечатывать материалы изданий в необходимом формате.

Немаловажный аспект использования компьютера - это ведение базы данных по книгам. При наличии в методическом кабинете библиотеки методической и художественной литературы более 1500 экземпляров невозможно помнить всю необходимую информацию о книгах. Без базы данных старшему воспитателю трудно ориентироваться в литературе.

И, конечно, нельзя забывать о сайте ДОУ, где размещается информация о жизни детей в саду, вопросы воспитания и развития детей. В рамках работы сайта родители получают возможность общаться с педагогами и между собой. Кроме того, многие педагоги детского сада имеют в социальной сети работников образования nsportal.ru свои мини-сайты, где имеют возможность разместить собственные разработки, найти интересующие их материалы, а также просто пообщаться с коллегами из разных уголков страны.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Наша практика показала, что внедрение информационных технологий способствует возрастанию интереса детей к занятиям, повышению уровня познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход к обучению.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

· проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

· предоставляет возможность индивидуализации обучения;

· ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

· позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

· компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Области применения ИКТ для развития дошкольников

Использование компьютера для обучения и развития детей возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

Опосредованное обучение и развитие

Использование глобальной сети Интернет

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Непосредственное обучение.

а) Использование мультимедийных презентаций

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

б) Использование развивающих компьютерных программ

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Наш детский сад уникален в своём роде тем, что ещё при разработке проекта в нём был предусмотрен кабинет информатики. Изучив большое количество литературы и публикаций в интернете, я пришла к необходимости создания систематизированной, а главное адаптированной к дошкольному возрасту программы.

Мною для работы с детьми от 5 до 7 лет была разработана «Программа развития ориентационно-познавательных способностей дошкольников с элементами информатики «Ребёнок в мире высоких технологий», целью которой является пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей. В своей работе я стараюсь научить детей пониманию того, что компьютер и компьютерные игры должны стать не целью, а средством, помощником в жизни, а не предметом, определяющим судьбу.

Данная программа ориентирована:

· на развитие логического и комбинаторного мышления;

· на развитие и совершенствование ориентировки и познавательных процессов;

· на отработку навыков работы с компьютером – восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и клавиатурой;

· на креативную деятельность с использованием компьютера;

· на формирование понятий «информация» и «информационный процесс», представлений об информационной картине мира, о значении информации, информационных технологий в обществе;

· на знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами, основными приёмами работы.

Система представленных на занятиях задач и упражнений, выполняемых как в рабочей тетради, так и с помощью компьютера, позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции.

Мною подобрана часть занятий, включённая в программу, с учётом возрастных особенностей детей.

Каковы же особенности занятий по РОСПД и в чём их отличия от других занятий? Ребёнку предлагаются нестандартные задания неучебного характера, поэтому, казалось бы, серьёзная работа принимает характер игровой деятельности, что очень привлекательно для дошкольников.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяет другой. Это позволяет сделать работу более динамичной, насыщенной и менее утомительной. Так первую, устную часть занятия – «Мозговую гимнастику» и «Размышлялки», после проведения пальчиковой гимнастики сменяет работа в тетради («Объяснялки - рисовалки»), где дети выполняют различные задания на ориентировку, внимание, память, логику и прочее. Затем, после физкультминутки, дети садятся за компьютеры, где в форме различных игр закрепляются полученные на занятии знания (игры «Лабиринт», «Собери картинку», «Раскрась-ка», «Внимание» и другие). В заключении проводится обязательная гимнастика для глаз с целью снятия зрительного напряжения и профилактики близорукости.

В результате системы данных занятий дети достигают значительных успехов в своём развитии. Они многому научаются, и эти умения в дальнейшем применяют в учёбе, что приводит к успехам. А это означает возникновения интереса к учёбе.

Итак, из всего вышеизложенного, хотелось бы сделать вывод: использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. Использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам.

Елисеенкова Елена Юрьевна,

Педагог - психолог

Мих Елена Вячеславовна,

Ст. воспитатель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.013 с.)