При государственной организации культуры «спутника» - негосударственной некоммерческой организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При государственной организации культуры «спутника» - негосударственной некоммерческой организации



Создание для поддержки бюджетного учреждения негосудар­ственной некоммерческой организации - своеобразного «спутни­ка», на счет которой будут аккумулироваться средства от доноров, которая будет самостоятельна в их расходовании - чрезвычайно полезно для любого государственного или муниципального бюд­жетного учреждения культуры. Тем самым учреждение факти­чески выводит свои доходы в части благотворительных и спонсорских поступлений из «всевластности» Бюджетного кодекса и отдает право распоряжения ими компетентному, только для это­го существующему и этим занимающемуся юридическому лицу. Дело за «небольшим» - найти профессиональных, мотивирован-

ных людей, которые будут работать в этой негосударственной организации, и выбрать наиболее удобную для создателей организационно-правовую форму.

По действующему сегодня российскому законодательству20 некоммерческая организация может быть создана в следующих основных организационно-правовых формах: учреждение, общественное объединение, фонд, объединение юридических лиц (ассоциация или союз), автономная некоммерческая организа­ция, некоммерческое партнерство, государственная корпорация. Основные отличия этих форм представлены в табл. 3.1.

Как видно, организационно-правовые формы некоммерчес­ких организаций имеют существенные отличия, связанные как с характером имущественных отношений, так и с принципами их управления. Остановимся на них подробнее, т. к. это имеет значение для выбора удобной для «спутника» формы.

Существует довольно много оснований для деления неком­мерческих организаций на группы Важнейшими признаками дифференциации являются:

<> права на имущество;

<> наличие (отсутствие) членства;

<> структура управления;

<> особенности реорганизации и ликвидации.

Первый признак дифференциации - права юридического лица на имущество. Все некоммерческие организации, кроме уч­реждения, являются собственниками имущества. И лишь учреж­дению имущество передается учредившим его собственником в оперативное управление. Такой ограниченный объем прав уп­равления имуществом компенсируется субсидиарной (дополнительной) ответственностью собственника по обязательствам учреждения.

20 См.: Гражданский кодекс, ч. I., Закон «О некоммерческих организаци­ях», Закон «Об общественных объединениях», Закон «О благотвори­тельной деятельности и благотворительных организациях».

Действующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ

«О некоммерческих организациях»

(с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта 2002 г., 28 сентября 2002 г., 3 ноября 2006 г.)

Таблица 3.1

 

Организационно-правовая форма   Состав учредителей Наличие членства Объем имущественных прав и обязательств учредителей Высший орган управления Иные особенности  
             
Учреждение Граждане, юридические лица, Российская Федерация (РФ), субъекты РФ, муниципальные образования (ст. 112 ГК) Не имеет членства     Имущество закрепляется учредителем (собственником) на праве оперативного управления     Учредитель          
Бюджетное учреждение (БУ)   Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования   Не имеет членства   Имущество закрепляется за БУ учредителем (собственником) на праве оперативного управления. Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения   Учредитель - орган государственного (муниципального) управления   Определены Бюджетным кодексом РФ в редакции от 3.1 1.2006 №175ФЗ    
Автономное учреждение (АУ) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования     Не имеет членства     Имущество закрепляется за АУ учредителем (собственником) на праве оперативного управления. Собственник имущества не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения     Учредитель - орган государственного (муниципального) управления. Некоторые функции высшего органа может осуществлять наблюдательный совет   Определены Законом от 3.1 1.2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях»      
Частное учреждение Граждане и (или) юридические лица     Не имеет членства     Имущество закрепляется за ЧУ учредителем (собственником) на праве оперативного управления. Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения   Учредитель   Определены Гражданским Кодексом в редакции от 3.1 1.2006 №175-ФЗ    
Общественная и религиозная органи­зация (объединение) (00) в том числе: общественная организа­ция, общественное движение, обществен­ный фонд, обществен­ное учреждение Участники (члены) 00     Имеет членство     Участники (члены) 00 не сохра­няют права на переданное ими в собственность имущество, в том числе и на членские взносы, и не несут ответственности по обязательствам   Общее собрание (конференция) членов (участни­ков)     Определены Феде­ральным Законом №82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г., от 17 мая 1997г. №78-ФЗ, от 19 июля 1998г. №112-ФЗ    
Фонд   Граждане и (или) юридические лица   Не имеет членства   Имущество, переданные Фонду его учредителями, является собственностью Фонда. Учредители не отвечают по обязательствам Фонда   Определяется уставом Фонда   Обязательным орга­ном Фонда является Попечительский совет. Он осуществляет надзор за деятель­ностью Фонда и действует на обще­ственных началах    
Некоммерческое партнерство (НП)   Граждане и (или) юридические ли­ца не менее 2-х   Имеет членство   Имущество, переданное НП его членами, является собственно­стью НП. Члены НП не отвечают по его обя­зательствам   Общее собрание членов   Члены НП вправе получать в случае ликвидации НП часть его имущества, если это оговорено в уставе  
Автономная некоммерческая организация (АНО) Граждане и (или) юридические лица   Не имеет членство   Имущество, переданное АНО ее учредителями, является собственностью АНО. Учредители не отвечают по обязательствам АНО   Коллегиальный орган   Работники АНО не могут составлять более 1/3 числа членов кол­легиального орга­на управления  
Государственная корпорация   Российская Федерация на основе издавае­мого Федераль­ного Закона       Имущество передается учредите­лем в собственность Государст­венной корпорации   Решается Феде­ральным Зако­ном      
Благотворительная организация (БО) Неправительственная, негосударственная, немуниципальная, в том числе: Граждане и (или) юридические лица. Учредителями благотворительных организаций не могут быть государственные органы       Коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотрен­ным уставом. Действует на общественных началах   Федеральный Закон от 11 авг. 1995г. № 135-ФЗ «0 благотворительной деятельности и благотворительных организациях»    
Благотворительная общественная организация (БОО)     Имеет членство Имущество, переданное БОО его учредителям и, является собственностью БОО Высшим органом управления является Попечительский совет  
Благотворительный фонд (БФ)   Не имеет членства   Имущество, переданное БФ его учредителями, является собственностью БФ   Высшим органом управления является коллегиальный орган - Попечительский совет, осуществляющий и надзор Федеральный Закон от 11 авг. 1995 г. № 135-ФЗ «0 благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
Благотворительное учреждение (БЛАГУ)       Не имеет членства   Имущество, закрепляет­ся за БЛАГУ его учреди­телями на праве опера­тивного управления          
Объединение юридических лиц (ассоциация и союз) (ОЮЛ) Юридические лица     Имеет членство   Имущество закрепляется за ОЮЛ его учредителя­ми на праве собственно­сти. Учредители несут субсидиарную ответствен­ность по обязательствам ОЮЛ       Не имеет право вести предпринимательскую деятель­ность  
                             

Вторым признаком дифференциации некоммерческих орга­низаций является наличие членства. Организации, основанные на членстве, ведут строгий учет своих членов. Члены некоммер­ческой организации это лица, чья заинтересованность в совме­стном решении задач конкретного объединения оформляется индивидуальными заявлениями. Строгий учет членов неком­мерческой организации ведется с целью обеспечения их равно­правия. Одним из источников формирования имущества орга­низации, основанной на членстве, являются членские взносы. Российское законодательство предусматривает три формы не­коммерческих организаций, основанных на членстве. Это обще­ственные организации, некоммерческие партнерства и объеди­нения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Третьим признаком дифференциации некоммерческих орга­низаций является структура их управления. В отличие от по­рядка, сложившегося в большинстве зарубежных стран, когда во главе любой некоммерческой организации стоит коллегиаль­ный орган управления, по российскому законодательству это не является обязательным для всех форм. Для организаций, по­строенных на членстве, - общественной организации, некоммер­ческого партнерства, объединения юридических лиц - высшим органом управления является съезд (конференция) или общее собрание членов. Существует мнение,21 что организации, осно­ванные на членстве, более демократичны по своей структуре уп­равления. Действительно, все члены такой организации облада­ют равным объемом прав, закон не позволяет учредителям-чле­нам обладать более обширными правами, чем вновь принятым членам. Однако неправомерно считать такую структуру управ­ления аналогичной западной, где в состав высшего коллегиаль­ного органа управления входят представители разных структур общества. В российских организациях, основанных на членстве, в высшем органе управления представлены только члены орга­низации, отражающие интересы лишь одной стороны.

21 См., например: Терещенко Я. Ю. Правовые аспекты создания некоммер­ческих организаций. - М: САР, 2003. С. 6.

Высшим органом управления для автономной некоммерчес­кой организации может быть только коллегиальный орган. Здесь структура управления в большей степени приближена к запад­ной. Однако состав коллегиального органа управления законо­дателем определен лишь частично. Лица, являющиеся работни­ками автономной некоммерческой организации, не могут состав­лять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления. Иные установки или рекоменда­ции по составу этого органа в законодательстве отсутствуют. Таким образом, состав, порядок формирования и срок полно­мочий высшего органа управления автономной некоммерчес­кой организации определяются в ее уставе.

Порядок управления фондом также определяется его уста­вом, но обязательным органом является попечительский совет. Для благотворительного же фонда, согласно закону «О благо­творительной деятельности и благотворительных организаци­ях» так же, как и для автономной некоммерческой организации, высшим органом управления является коллегиальный орган.

Что же касается учреждения, а в форме бюджетного учреж­дения сегодня существует подавляющее большинство государ­ственных и муниципальных организаций культуры и искусст­ва, то управление им обычно осуществляет исполнительный орган - руководитель, назначенный учредителем. Учредитель учреждения, обязанный, по Закону, полностью или частично фи­нансировать его деятельность, остается решающим звеном и в процессе управления этой некоммерческой организацией.

Не менее важным критерием выбора организационно-пра­вовой формы некоммерческой организации культуры являют­ся особенности, связанные с ее ликвидацией и реорганизацией.

Так, например, ликвидация фонда возможна только по ре­шению суда, тогда как ликвидация других некоммерческих орга­низаций возможна по решению высшего органа управления. Самые существенные отличия связаны с использованием иму­щества ликвидируемой некоммерческой организации.

По общему, предусмотренному законом правилу при ликви­дации некоммерческой организации оставшееся после удовлет­ворения требований кредиторов имущество направляется на цели, в интересах которых она была создана, и(или) на благо­творительные цели.

Для учреждения и некоммерческого партнерства предусмот­рен другой порядок использования имущества:

• оставшееся после удовлетворения требований кредито­ров имущество учреждения передается его собственнику;

• при ликвидации некоммерческого партнерства имущество подлежит распределению между членами некоммерческо­го партнерства в пределах стоимости переданного ими иму­щества, за исключением членских взносов, если иное не пре­дусмотрено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Подобная норма, на первый взгляд не отвечающая духу не­коммерческого законодательства, на практике является серьез­ным основанием для юридических лиц становиться членами некоммерческого партнерства в культуре.

Таковы основные признаки деления некоммерческих орга­низаций по организационно-правовым формам, не бесполезные, как видно, для решения вопросов о выборе наиболее удобной из них при создании организации культуры. Эти особенности необходимо соотносить с характером задач, которые ставятся перед негосударственной некоммерческой организацией. Если же говорить об организации-спутнике государственного учреж­дения, призванном прежде всего привлекать разнообразные ис­точники финансирования при помощи фандрейзинга, то наи­более удобными здесь, на наш взгляд, являются такие формы, как благотворительный фонд и некоммерческое партнерство. В случае благотворительного фонда привлекательным факто­ром является коллегиальность высшего органа его управления - Совета попечителей и наиболее благоприятная законодатель­ная ниша (Закон «О благотворительной деятельности и бла­готворительных организациях»). В случае некоммерческого партнерства удобной может оказаться, особенно для учредите­лей - юридических лиц, право возврата имущества после лик­видации. Фонд же, как хорошо видно из табл. 3.1, наиболее свободен в выборе высшего органа управления, (решение о нем при­нимают учредители), и эта его особенность часто является суще­ственной при выборе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.017 с.)