Доноры организаций культуры в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доноры организаций культуры в России



Большую долю доходов некоммерческих организаций куль­туры в России составляют поступления из бюджета, которые, однако, за последние годы обесцениваются в связи с инфляцией, заставляя организации искать альтернативные источники финан­сирования. Среди поступлений от доноров, которые по разным расчетам составляют от 5 до 15 % доходов организаций, на пер­вом месте - взносы коммерческих структур, на втором - от бла­готворительных организаций разного вида, на третьем - статисти­чески мало значимые поступления от частных лиц. Такая структура поступлений закономерна в стране, где нет еще среднего класса, уровень жизни населения остается крайне низким, а го­сударство не поощряет благотворительность.

В России одно из основных направлений фандрейзинга остается обращение за дополнительными средствами в государственные и муниципальные органы власти. Помимо финансирования подведомственных организаций культуры они, как правило, располагают финансовыми ресурсами, необходимы­ми для поддержки инновационных проектов и программ, про­ведения общественно значимых фестивалей, конкурсов, ин­формационной и инвестиционной деятельности. Эти средства концентрируются в федеральных, региональных и муници­пальных целевых программах развития культуры, искусства и кинематографии. Своевременное изучение этих программ, фор­мирование и направление содержательно полноценной и эко­номически обоснованной заявки в эти органы является важным условием получения организацией дополнительных финансо­вых ресурсов.

Проводимый кафедрой менеджмента исполнительских искусств СП ГАТИ мониторинг структуры доходов государственных Санкт-петербургских театров свидетельствует, что в доходах, получаемых от доноров, большую долю составляют поступления от государственных органов (причем не только от учредителей). В Александрийском театре - это безвозмездно переданное Министерством культуры РФ звукозаписывающее оборудование, средства на постановку новых спектаклей, на организацию и проведение фестивалей, поступления из Санкт-Петербургского бюджета на социальную помощь актерам и т. п. В театре Сатиры это средства на проведение праздников для жителей Ленинградской области и Василеостровского района, а также средства федерального бюджета на участие театра в фестивале во Франции. В театре им. М. П. Мусоргского целевые субсидии из государственного бюджета поступали на новые постановки. Мюзик-Холл получал целевое финансирование из федерального и городского бюджетов, из бюджета района (социальная помощь малообеспеченным работникам была оказана Администрацией Петроградского района Санкт-Петербурга). В театре Ленсовета, кроме традиционных целевых поступлений от Комитета по культуре на постановку новых спек­таклей, были получены средства на покупку радиорежиссер­ского оборудования, для участия в Дне города. Балтийский Дом получает средства из государственного бюджета разного уров­ня: от учредителя - на новогодние представления, на целевые спектакли, на проведение фестивалей, семинаров, на юбилей те­атра, на участие в «Книжкиной неделе»; от Администрации Пет­роградского района Санкт-Петербурга -- на фестивали, юбилей театра, на оказание социальной помощи работникам театра, на организацию гастролей других театров; из депутатского резер­ва - на приобретение оборудования, на проведение фестивалей.

Большую часть благотворительных поступлений организа­ций культуры обеспечивают сегодня в России коммерческие структуры. Практика показывает, что именно к коммерческим структурам (фирмам, банкам, агентствам) менеджеры культу­ры обращаются прежде всего, и именно у них организации куль­туры чаще, чем у благотворительных фондов или частных лиц, находят необходимую поддержку.

Так, по данным российского представительства британского благотворительного фонда CAF (Charity Aid Foundations) 70 % отечественных фирм жертвуют деньги на благотворительность организациям социальной сферы. В среднем на эти цели они пе­речисляют в год 1,5 млрд долларов.7 Эти цифры пока несопоста­вимы с данными о благотворительности в США, где ежегодные пожертвования исчисляются сотнями миллиардов долларов. Воз­рождение благотворительности в России - процесс длительный, зависящий от многих факторов: от стабильного развития эконо­мики, роста банковского и промышленного капитала до возрож­дения норм морали и нравственности владельцев больших и малых капиталов. Но начало положено. Свидетельство тому де­ятельность отдельных коммерческих структур. О возрождении бла­готворительности бизнеса в России говорят, например, сведения о деятельности 18 банков, входящих в Ассоциацию банков Северо -Запада.8 Некоторые из них перечислили в 2002 году значительные средства на поддержку социально значимых программ. Например, Балтийский банк потратил 3,8 млн. рублей; банк «Менатеп-С.-Петербург» - 11 млн. рублей; Северо-западный Сбербанк России - 8 млн. рублей. Всего за год банками было поддержано 189 проектов. На первом месте в их числе (45 про­ектов, т. е. 23,8 %) - оказание социальной помощи малообеспе­ченным, инвалидам, больным, особенно нуждающимся в помо­щи детям. На втором месте (41 проект, т. е. 21,7 %) - поддержка культуры, искусства и восстановление исторических памятни­ков. На третьем, четвертом и пятом местах - взносы в проекты, связанные с развитием городов (30 проектов), науки и образо­вания (29 проектов) и спорта (17проектов). И это далеко не полный перечень благотворительности банков в России.

Все больший вклад в активизацию организаций культуры России, в финансирование их проектов вносят зарубежные и российские благотворительные организации, особенно фонды. Приоритет здесь пока остается за зарубежными организация­ми. Так, по данным Союза благотворительных организаций, в первом полугодии 2002 г. в стране было официально объявлено 136 конкурсов на участие в разнообразных программах, осуще­ствляемых более 70 организациями и фондами из 10 стран, вклю­чая Россию.9

7. Ильичев Г. Благие намерения// Что мешает развитию благотворительности в России// Известия. – 2003. – 13 мая. – С.11.

8. Благотворительная деятельность банков Северо- Запада в 2002 году // Приложение к изданию «Новости Ассоциации банков Северо- Запада»..- СПб., 2003.

9. Журавлев П. Ю. Гранты и конкурсы в России // Благотворительность в России. - СПб., 2001. -С. 442-451.

 

Основными организаторами конкурсов в России являются иностранные частные и общественные благотворительные фон­ды и организации, ими объявлено более 60 % конкурсов. По­давляющее число всех иностранных благотворительных орга­низаций, распределяющих свои средства в России, составляют организации США (более 64 %). Приоритетными направлениями поддержки благотворительными организациями являются: наука и образование (53 %), общество и демократия (23 %). Значительно отстает от них культура, программы ее поддержки составляют лишь 6 % от общего числа программ. Культура поддерживается прежде всего иностранными организаторами кон­курсов, их вложения составляют 86 % всех средств, выделяемых на нее благотворительными организациями.

Однако за короткое время возрождения благотворительности в России появилась целая сеть благотворительных организаций помогающих культуре. Их число пока несопоставимо с количе­ством подобных зарубежных организаций, но среди них есть по­истине уникальные структуры, без которых развитие культуры в России было бы сегодня затруднено. Так в Санкт-Петербурге действует более двадцати таких организаций. Среди них: Междуна­родный благотворительный фонд им. Лихачева, Петербургский фонд культуры и искусства «Институт Про Арте», Международ­ный благотворительный общественный фонд спасения Петербур­га-Ленинграда, Санкт-Петербургский региональный обществен­ный фонд международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», Санкт-Петербургский общественный благо­творительный фонд «БДТ», Санкт-Петербургский общественный благотворительный фонд Николая Симонова.

Эти организации, часто являясь в проектах партнерами разно­образных учреждений культуры, помогая им финансово, подтал­кивают их к развитию, предлагая новые формы общения. Так, например, благодаря сотрудничеству с «Институтом Про Арте» Рус­ский музей стал проводить в Мраморном дворце курс лекций для детей. Другие петербургские музеи также стали партнерами «Ин­ститута Про Арте» и вместе проводят концерты. Так, например, в проекте «Пифийские игры» - конкурсе композиторов - участво­вали такие известные музеи, как музей истории Санкт-Петербурга, центральный музей связи имени А. С. Попова и др. А Малый зал филармонии им. М. И. Глинки вместе с «Про-Арте» осуществляет проект «Консонансы XX века». Программы этого цикла составлены из сочинений композиторов XX века.

Санкт-Петербургский фонд международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» стал возрождать традицию проведения концертов камерной музыки во дворцах Санкт-Петербурга. Уникальность фестиваля, который поддерживает фонд состоит в том, что все концерты проходят в интерьерах знаменитых дворцов Санкт-Петербурга. В них до революции проводились концерты камерной музыки. В советское время эта тра­диция была прервана. Фонд пытается возродить культурные тра­диции, заложенные нашими великими предками.

Благодаря «Международному благотворительному фонду им. Д. С. Лихачева» возрождаются старые и создаются новые музеи, ширятся партнерские связи между организациями куль­туры, принимаются меры по сохранению культурных ценностей России. Так, например, в рамках проекта «Соловки» Фонду уда­лось привлечь внимание общественности к рассмотрению и ре­шению проблем уникального, историко-культурного и природ­ного комплекса «Соловецкий архипелаг», где в 1920-30-е годы располагался первый советский концлагерь.

Одним из самых успешных проектов «Фонда спасения Пе­тербурга-Ленинграда» стал проект открытия фламандского ка­рильона на колокольне Петропавловского собора. Сегодня он является единственным в России действующим музыкальным инструментом подобного рода, на 51 колоколе которого можно исполнять любые музыкальные произведения - от фуг Баха до современных джазовых импровизаций и фольклорной музыки. Невозможно перечислить все проекты, которые иницииро­вали за последнее десятилетие эти и другие российские благотворительные организации. Очевидно следующее: фонды, зани­мающиеся культурой, играют важную роль в активизации культурной жизни страны и города. Они не только сами выполняют задачи культурно-просветительного характера, задачи по популяризации и развитию культуры и искусства. Они, что чрезвычайно важно, развивают культуру города, поддерживая деятельность государственных и негосударственных учреждений культуры, вступая с ними в партнерство.

Сегодня деятельность российских благотворительных организаций и всех структур, участвующих в благотворительности, происходит не благодаря, а во-многом вопреки действиям государства. Культурная политика Российского государства не сти­мулирует тех, кто помогает некоммерческому сектору. В отли­чие от США здесь не создается атмосфера престижности взно­сов, нет политики встречных субсидий, а наоборот, государство на законодательном уровне пытается внедрить итак используе­мые на практике методы бюджетозамещения, т. е. отнятия от организаций альтернативных доходов. С 2002 года отменены и те налоговые льготы, которыми пользовались российские ком­мерческие структуры, вкладывающие средства в некоммерчес­кий сектор. В этих условиях занятия фандрейзингом значитель­но затруднены.

Налоговое законодательство Российской Федерации по пре­жнему предусматривает материальное стимулирование только физических лиц, оказывающих благотворительную поддержку в виде денежной помощи организациям науки, культуры, обра­зования, здравоохранения к социального обеспечения. При уп­лате ими налога на доходы налоговая база сокращается на сум­му фактических взносов на благотворительные цели, но не бо­лее 25 % доходов, полученных в отчетном году. Вместе с тем, в отличие от американской традиции, пожертвования частных лиц для российских организаций культуры не представляют пока сколько-нибудь значимую статью дохода. Это связано с объек­тивными причинами: отсутствием традиций благотворительной деятельности, низким уровнем жизни населения, сложностями передачи взносов и т. п. Однако физические лица могут принес­ти немалую пользу организациям культуры, даруя им свой опыт, знания, свободное время. Речь идет о волонтерстве, которое на­чало возрождаться и в России10. Способствует привлечению волонтеров формирование при организациях культуры клубов друзей или иных обществ, которые объединяли бы людей, со­чувствующих организации и желающих помочь ей в решении различных проблем. Привлекая людей к деятельности музея, библиотеки, клуба, менеджеры дают им шанс проявить себя с позитивной стороны, совершить благое дело, приобщают их к имени организации, к ее нестандартной творческой жизни, т. е. воздействуют на определенные мотивы.

10 Синецкий С. Б. Российские волонтеры: черты социальною портрета // Бла­готворительность в России. — СПб.: Лики России, 2003. — С. 551-586.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.01 с.)