Приветствия и доксология (1:4-6) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приветствия и доксология (1:4-6)



Примечания

1:1 «… Откровение Иисуса Христа…» Слово «откровение» произошло от греческого слова apokalupsis (the Apocalypse), которое состоит из двух частей - apo ("от") и kalupsis ("завеса" или "покрывало"). Таким образом, «откровение» означает «раскрытие», «открытие». Этот термин предполагает открытие того, что раньше было сокрыто, спрятано или было тайной.[22] В Новом Завете это слово используется только в связи с Божественным откровением (Лк. 2:32; Рим. 16:25; Еф. 3:5).

Фраза «Иисуса Христа» может относиться к Христу, как к Тому, Кто открывает («откровение от Иисуса Христа»), так и Тому, о Ком это откровение («откровение об Иисусе Христе»).

Грамматически возможно и то и другое. Контекст говорит за то, чтобы отдать предпочтение первому варианту в качестве первичного значения, поскольку Иисус получает это откровение и передает его Иоанну. «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах». (Откр. 22:16). Текст, тем не менее, говорит больше о Боге Отце как об авторе откровения. (Откр. 1:1, 22:6), чем об Иисусе Христе, Который является в этой книге посредником откровения. Кроме того, воскресший Христос в делах на благо Своего народа является основным действующим лицом книги уже с самого начала (1:12-20). Совершенно ясно, что Он является содержанием Откровения. И этот факт говорит в пользу того, что второе значение здесь является равнозначным. Книга является «откровением от Иисуса Христа», но в то же самое время она является и «откровением об Иисусе Христе» и Его спасительной деятельности в пользу Своего верного народа.

«…Чему надлежит быть вскоре…» Фраза «чему надлежит быть вскоре» (Gr. ha dei genesthai) перекликается с Дан. 2:28 греческого перевода Ветхого Завета, а также с речью Христа на горе Елеонской (Мф. 13:7, Лк. 21:9). В свете этих текстов слово «надлежит» должно быть понято не как необходимость слепого случая, но как «обязательное исполнение цели Божьей, открытой пророку».[23]

«…Он показал…» Греческое слово semaino («объявлять», «показать с помощью знамения или символа», «объяснить», «передать знаком или символом», «сделать известным») означает, в данном случае, передать или сделать известным с помощью какого-либо знака.[24] В других местах Нового Завета это слово постоянно используется для обозначения образного представления, указывающего на будущее событие. Так, Иисус дал уразуметь «какою смертью Он умрет». (Ин. 12:33; 18:32; ср. 21:19). Пророк Агав предвозвестил под вдохновением Духа великий голод при кесаре Клавдии (Деян. 11:28). Слово semaino (показал) в Откровении 1:1 означает, что видения Откровения были посланы Иоанну в образной или символической форме.

1:2 «…Который свидетельствовал…, что он видел…» Глагол «свидетельствовать», «удостоверять» (martureo) стоит в прошедшем времени, в форме так называемого эпистолярного аориста, который предполагает, что Иоанн писал свою книгу, думая о читателях, так как в то время, когда они прочтут Откровение, для них его свидетельство уже будет в прошлом. Глагол martureo встречается в этом месте и в Откр. 22:16,18,20 и относится к передаче Божественного откровения.

«…Слово Божие, и свидетельство Иисуса Христа…» Три раза фразы «слово Божие» и «свидетельство Иисуса» используются в сочетании в книге Откровение (1:2, 9; 20:4). Выражение «слово Божие» в Ветхом Завете используется для технического обозначения вести («слово Господне»), которую пророк получил от Бога (Иер. 1:2; Ос. 1:1; Иоиль 1:1; Иона 1:1; Соф. 1:1; Зах. 1:1). Иногда выражение «слово Господне» еще дополняется фразой «которое он видел» (Ис. 1:1, Мих. 1:1, Зах. 1: 7,8). На основании этого можно с уверенностью предположить, что «слово Божье» в Откровении должно нами пониматься в том же смысле, что и «слово Господне» в Ветхом Завете. То есть, Иоанн все, «что он видел», называет «словом Божиим» и, таким образом, он ставит себя в один ряд с ветхозаветными пророками и утверждает, что книга Откровение имеет тот же авторитет, что и ветхозаветные пророчества.[25] Контекст говорит о том, что выражение «свидетельство Иисуса Христа» на греческом языке – это субъектный родительный падеж. Эта фраза относится к «слову Божьему», которое Иисус передал Иоанну в форме видения («он видел»).[26] «Слово Божие и свидетельство Иисуса», таким образом, - это то, что видел Иоанн. Когда Иоанн описывает все то, что «он видел», то книга называется «слова пророчества (книги сей)» (Откр. 1:3; 22:7, 10,18), т.е. книги Откровение, «чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре». (Откр. 1:1). В Откровении 19:10 «свидетельство Иисуса» далее раскрывается как «Дух пророчества», т.е. «Дух, Который говорит через пророков».[27]

1:3 «…Блажен читающий и слушающие…» Эта фраза подразумевает чтение книги на церковном собрании. Слово «блажен» по-гречески makarios («счастлив»), от него происходит слово "macarism" (счастье). Это то же слово, которое использует Иисус в заповедях блаженства нагорной проповеди (Мф. 5:3-12). В Новом Завете это слово означает больше, чем просто счастье в его мирском смысле. Оно означает «глубокую внутреннюю радость тех, кто долго ожидал спасения, обещанного Господом, и кто уже сейчас начал испытывать его исполнение. Makarioi означает: глубоко счастливы этим высшим счастьем».[28]

Это первая из семи заповедей блаженства книги Откровение, вот они все:

· «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего» (1:3)

· «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе» (14:13)

· «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою» (16:15)

· «Блаженны званные на брачную вечерю Агнца» (19:9)

· «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» (20:6)

· «Блажен соблюдающий слова пророчества книги сей» (22:7)

· «Блаженны те, которые омыли одежды свои» (22:14) (английский перевод – примеч. переводчика)

Следующая схема показывает четкую хиастическую структуру семи заповедей блаженства.:

А 1:3 – чтение книги

В 14:13 – смерть

С 16:15 - сохранение одежды

С’ 19:9 – брачная вечеря

В’ 20:6 – смерть

А’ 22:7 – чтение книги

D 22:14 – омыть одежды

Можно увидеть взаимосвязь между первой, второй, третьей и соответственно шестой, пятой и четвертой заповедями блаженства. Первая и шестая открывают и закрывают книгу Откровение, в то время как вторая заповедь параллельна пятой, а третья – четвертой. Седьмая представляет собой вершину хиазма и утверждает, что истинное счастье последователей Христа в том, чтобы омыть одежды своего характера. Семь заповедей блаженства уравновешиваются семикратным «горем» (8:13; 9:12; 11:14; 12:12; 18:10, 16, 19).[29]

 

Толкование

Вводная часть пролога делает акцент на тех моментах, которые важны для понимания трудных частей книги, которые следуют дальше.

1:1 Иоанн начинает свою книгу с фразы «откровение Иисуса Христа», которая служит названием книги. Он называет эту книгу «Откровение (Апокалипсис) Иисуса Христа». Это можно понять двояко: видения, данные Иоанну, исходили от Иисуса Христа, либо Иисус Христос – это Тот, Кого открывает нам книга. Весьма вероятно, что обе мысли здесь подразумевались. Книга Откровение открывает нам Иисуса Христа – Его откровение – в котором Он открывает Свое служение для церкви после Голгофских событий. Откровение, как и все писания Ветхого Завета (Ин. 5:39), свидетельствует о Христе.

Как таковая, последняя книга Библии начинается там, где заканчиваются четыре Евангелия. В Евангелиях Иисус предстает как муж из Назарета, такой же, как все люди. Откровение объясняет, что после вознесения Он воссел на престоле Вселенной по правую руку от Бога Отца. То есть, Он уже больше не муж скорбей, а Царь и Господь над всей Вселенной.

Читатели книги Откровение должны с самого начала понять, что последняя книга Библии не просто «откровение» (как существует расхожее мнение) ужасных событий будущего (таких как битва Армагеддон, голод, преследования, суд Божий). Напротив, книга ясно утверждает, что это откровение Иисуса Христа. Ее цель – показать нам Христа таким, каким мы Его больше нигде не можем увидеть. Эта книга указывает нам на Христа, Который является первой и последней буквой (истории), «началом и концом» (21:6; 22:13), «первым и последним» (1:17; 2:8; 22:13). Он и есть все содержание Откровения. Попробуйте изъять из книги Христа, и она станет Голливудским триллером о конце света со всеми ужасами и из ряда вон выходящими событиями – книгой об ужасном будущем без всякой надежды.

Последняя книга Библии содержит Евангелие в полном смысле этого слова – «благую весть». Кеннет А. Странд так об этом пишет:

«Писание нас уверяет в том, что Бог всегда заботится о Своем народе: в самой истории Он присутствует в каждый момент, чтобы поддерживать их, и в великой эсхатологической развязке Он даст им полную защиту и невообразимо щедрую награду в жизни вечной. Книга Откровение поднимает и красивейшим образом углубляет эту же самую тему. Откровение ни в коем случае не является книгой из сорта диковинной литературы о конце света, такая литература вообще не согласуется с Библейскими писаниями. Эта книга передает самую суть, сердце Библейской вести. Действительно, Откровение подчеркнуто указывает на то, что «Живой во веки веков» - Тот, Кто победил смерть и ад (1:18) – никогда не оставит Своих верных последователей, и даже становясь мучениками, они побеждают (12:11), и их ожидает венец жизни. (см. 2:10; 21:1-4; и 22:4).[30]

 

Далее Иоанн озвучивает цель Откровения. Оно было дано, чтобы показать народу Божьему «то, чему надлежит быть вскоре». Эта фраза, прежде всего, отсылает нас к Дан. 2:28, где Даниил провозглашает Навуходоносору, что «есть на небесах Бог, открывающий тайны, и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни». Иисус на горе Елеонской указал на события, которым «надлежит быть» перед Вторым пришествием. (Мф. 24:6; Мк 13:7; Лк. 21:9). Иоанн говорит своим читателям, что целью Откровения является уверение, что Бог приведет в исполнение все, что было предсказано Даниилом, и все, на что указал и что подчеркнул Иисус в Своей речи на Елеонской горе.

Тот факт, что некоторым событиям надлежит быть прежде, чем придет конец, означает, что история, как она представлена в Откровении, не является случайностью. Джарден Ролофф утверждает: «События в мире происходят не по слепой случайности и не в результате человеческой деятельности, но скорее они разворачиваются в соответствии с планом Божьим, утвержденным Им еще от вечности».[31] Именно на кресте земная история вошла в свою последнюю фазу. Между крестом и Вторым пришествием должны произойти определенные события для того, чтобы план Божий, открытый через Иоанна, мог быть исполнен на земле. Цель книги в том, чтобы показать с Божественной перспективы, почему и как эти события будут происходить. Цель не в том, чтобы удовлетворить наше безмерное любопытство относительно будущего, но в том, чтобы убедить нас, что Бог держит это будущее в Своих руках.

Событиям в книге Откровение надлежит быть вскоре (1:1, 3; 22:6). Даже в дни Иоанна Второе Пришествие представлено как «скорое» (Откр. 2:16; 3:11; 22:7, 12, 20). Как нам следует понимать эту близость конца в свете того факта, что уже почти две тысячи лет прошло с того времени, когда через Иоанна было дано обетование? Иоанн фокусирует внимание не на финальном исполнении пророчеств, говоря о конце, а на начале их исполнения. Это «вскоре» должно, прежде всего, пониматься с Божьей перспективы. Для Него тысяча лет как один день (2 Петр. 3:8). Реализация Его планов относительно земли вошла в финальную стадию.[32] Таким образом, с Его точки зрения, «время близко» (Откр. 1:3). У сатаны немного времени (Откр. 12:10-12). Крест сделал его побежденным врагом. Осознание того, что у него немного времени, побуждает его мешать исполнению цели Божьей в этом мире так активно, как никогда ранее. Это «вскоре» имеет особое значение в отношении народа на земле. Мы не знаем, когда придет Иисус, сегодня или завтра. Но время и возможности подготовки к Его пришествию для нас всегда находятся в настоящем времени, сейчас, а не в будущем. Апокалипсис убеждает своих читателей в том, что осознать близость пришествия им нужно в их время.[33] Пришествие Христа было скорым даже во времена Иоанна, и с тех пор оно является потенциально скорым для каждого поколения.

Далее Иоанн поясняет, что данное ему откровение Иисус Христос представил в виде знамений. Содержание книги Откровение не является фотографическим отражением небесных реалий, и грядущие события не описаны буквально. Скорее, это все представлено с помощью образного или символического языка. Кажется, даже текст указывает на то, что не Иоанн, а Сам Бог выбрал символы для Откровения. Увиденное в видении теперь Иоанн записывает под вдохновением Духа Святого своими собственными словами.

Современным читателям Откровения, таким образом, важно помнить о его символической природе. Весть доходит до нас не через буквальное понимание, но при помощи истолкования символов. Откровение 1:3 ясно отмечает то, что Иоанн, водимый Духом Святым, описал свои видения символами и образами, в общем понятными для христиан первого века, живших в Малой Асии. Язык отражает повседневные реалии их исторического, социального, культурного и религиозного измерения. Как таковые, символы Откровения обращались, и обращены по сей день «не только к разуму, но и к чувствам читателя или слушателя».[34] Чтобы понять язык образов, прежде всего, необходимо узнать, как бы его поняли непосредственные адресаты, а именно, христиане времен Иоанна.

1:2 Иоанн «свидетельствовал, что он видел». Автором Откровения является Бог.[35] Как верный свидетель, вдохновленный Богом, пророк передает все, что он видел в видении. То, что видел Иоанн, - это и было «слово Божие и свидетельство Иисуса Христа». Откровение Иисуса Христа – это «слово Божие», т.к. Бог является его автором. Когда Христос передает слово Божье пророку в виде символических видений, оно становится «свидетельством Иисуса Христа». Согласно Откр. 19:10, свидетельство Иисуса Христа есть «Дух пророчества». Иоанн записал свидетельство Иисуса и передал его народу Божьему как слова пророчества. Иоанн очень ясно дает понять, что содержание книги Откровение – это не его мысли. Он только носитель Божественного откровения. Таким образом, Апокалипсис – это не в меньшей степени пророческая книга (1:3; 22:7), чем любая пророческая книга Ветхого Завета. К ней нужно подходить и истолковывать ее как пророческую книгу.

1:3 Введение к прологу завершается обетованием: блажен «читающий и слушающие». Это первая из семи заповедей блаженства книги Откровения (1:3; 14:13; 16:15; 19:9; 20:6; 22:7, 14). Слово «блажен» в Библии означает наивысшее счастье принявшего благую весть. Поэтому текст можно прочитать так: «Счастлив, кто читает, и те, кто слушают и исполняют написанное в книге пророчества». В свете того факта, что число семь играет решающую роль в Откровении, обозначая Божественную полноту и всеобъемлющий характер, возможно, не является случайностью то, что заповедей блаженства в последней книги Библии семь. Они предполагают полноту благословений, обещанных каждому христианину. [36]

То, что текст обещает особые благословения счастья читающему и слушающим, несомненно, говорит о публичном чтении в церкви. Читающий – это тот, кто вслух читает книгу пророчества, так сказать, проповедник; а слушатели – это собрание верующих, которые внимают читаемому слову. Хотя чтение и слушание пророчества очень важны, полнота благословения обещана именно «соблюдающим» его весть. Это благословение повторяется в конце книги: «Блажен соблюдающий слова пророчества книги сей». (Откр. 22:7). Филипп Е. Хьюджес объясняет: «Чтение и слушание – это, конечно, первичная необходимость, но принятие предостережений и повиновение предписаниям, которые содержатся в пророчестве – это наиважнейший отклик, без него все чтение и прослушивание оказывается бесполезным».[37]

Апокалипсис, таким образом, не является обычной книгой, это пророческое слово, а именно слово Божье и свидетельство Иисуса (1:2). Оно было послано Божьему народу для чтения в церковном собрании, должно было слушаться и соблюдаться всем обществом верующих. Читавший весть должен представить ее в понятном для церкви виде. Когда слушатели понимают эту книгу пророчества как откровение Иисуса Христа, они отвечают, принимая и соблюдая ее вести, как слово Божье. Иисус советует такой порядок, когда говорит: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». (Лк. 11:28).

Действительно, счастлива та церковь, которая серьезно относится к слову Божьему и свидетельству Иисуса, «ибо время близко». Описание времени конца и последних событий в книге Откровение, на самом деле, очень страшное. Но последняя книга Библии постоянно напоминает народу Божьему, что Христос всегда будет с ним, даже до конца времени. (Мф. 28:20).

Примечания

1:4 "…Благодать вам и мир…" Эта формула приветствия использовалась Павлом и Петром в начале их посланий (Рим.. 1:7; 1 Кор. 1:3; 2 Кор. 1:2; Гал. 1:3; 1 Петр. 1:2; 2 Петр. 1:2), и, вероятно, была привычной формой приветствия в ранней церкви. В действительности, это соединение греческого приветствия charis («благодать») и еврейского приветствия shalom («мир», Gr. eirene), это сочетание становится часто употребляемым среди ранних христиан. Сочетание этих двух традиционных слов здесь «превосходит рамки человеческих приветствий и пожеланий: автор говорит читателям об уверенности живущих в последнее время в спасении (shalom), которое уже началось в даре Божьей благодати в Иисусе Христе».[38]

«…Который есть и был и грядет…» Этот трехчастный титул, скорее всего, относится к великому ветхозаветному имени завета Yahweh (Исх.. 3:14), говоря о вечном существовании Бога в прошлом, настоящем и будущем».[39] То, что эта фраза, несомненно, относится к Богу Отцу видно из стихов 1:8 и 4:8, где она связана с другим Божественным титулом - Вседержитель. Титул «Который есть и был, и грядет» относится к «эсхатологическому «посещению» Бога».[40] Эта фраза с самого начала указывает, что присутствие Бога в последнее время в книге Откровение должно пониматься в свете как прошлых, так и будущих Его дел.

«…Семь духов, находящихся перед престолом Его…» Множественное число, используемое в отношении к Святому Духу, встречается еще в Откр. 22:6. «Семь духов, находящихся перед престолом Божьим» идентичны «семи духам Божьим» в стихе 3:1. Еще в книге «семь духов Божьих» представлены как «семь светильников», горящих пред престолом (4:5) и как «семь очей, посланных на всю землю» (5:6). Ветхозаветное основание для этого образа мы находим, прежде всего, в греческом переводе (Септуагинте) Ис. 11:2, где упоминаются семь качеств Духа Божьего: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и дух страха Господнего. Другая ссылка в 4 главе книги Захарии, где пророк видит «семь лампад» (4:2), которые представляют «очи Господа, которые объемлют взором всю землю». (4:10). Это все говорит об активности Духа Святого в мире. (Зах. 4:6) Иоанн использует образный язык Захарии, чтобы показать Дух Святой в Его семикратной полноте.[41] Тот факт, что «семь духов» здесь (Откр. 1:4-6) упоминаются наряду с Богом Отцом и Христом, как равные источники благодати и мира, очень явно наводит нас на мысль, что в Откр.1:4 мы видим ссылку на семикратную деятельность Духа Святого для блага церквей. Число семь, конечно, должно пониматься символически, как полнота и совершенство Божье (см. Примечание на Откр. 5:1).

Семь «духов» параллельны семи церквям, где действует Дух.[42] Каждое из посланий семи церквям завершается призывом: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». Если церкви представляют собой символ универсальности христианской церкви, тогда значение ясно: «семь духов» являют полноту и всеобъемлющий характер деятельности Святого Духа для блага верного народа Божьего.

1:5 «…Свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных…». Эти три титула явная аллюзия на Пс. 88 греческого перевода Ветхого завета, этот псалом целиком посвящен завету Давида во 2 Цар. 7:8-16. В Пс. 88:28 и 38, Потомок Давида назван первенцем Яхве «превыше царей земных». Здесь содержится обетование, что Он утвердится на престоле как «верный свидетель на небесах»

«Свидетель». Греческое слово martus обычно означает «свидетель». Примерно в то время, когда была написана книга Откровение, многие верные свидетели ранней церкви были казнены за свою веру. Слово martus приобрело еще одно значение: «тот, кто свидетельствует до смерти» (Откр. 2:13), тогда как «смерть Иисуса рассматривалась как первый случай мученичества» [43]

«…Первенец из мертвых…» Греческое pro to tokos означает буквально «первородный» и взято из Пс. 88:28, где о потомке Давида сказано: «Я сделаю его первенцем превыше царей земли». Этот текст истолковывался Иудейскими учителями как указание на пришествие Мессии. Титул «первенец из мертвых» Павел использует в Кол. 1:18, где, как и в Откр. 1:5, Иисус провозглашается личностью, достойной самого высшего положения, славы и почестей (См. так же Фил. 2:5-11). Выражение «первенец из мертвых» предполагает, что благодаря Своему воскресению, Иисус занимает первое место по славе и превосходству и имеет верховное владычество над землей «превыше царей земных». (1:5).

«Возлюбившему». (Буквально «тому, кто любит, любящему») Причастие настоящего времени подразумевает настоящее и длящееся действие: Он любит нас сейчас и продолжает нас любить.

«…Омывшему нас от грехов…» Это причастие аориста (прошедшего времени), указывающее на действие, завершенное к определенному моменту. В отличие от любви Иисуса, которая относится к настоящему и длится, освобождение от греха – это прошедшее и законченное действие.

1:6 «…И соделавшему нас царями и священниками…» стоит в форме аориста изъявительного наклонения, определяя действие «как то, что было идеально или потенциально достигнуто в целях Божьих».[44]

 

Толкование

1:4 Иоанн – семи церквям, находящимся в Асии. Книга Откровение представлена здесь как послание. «Иоанн – семи церквям, находящимся в Асии» напоминает нам послания Павла: «Павел церкви Божией, находящейся в ________(см. так же 1 Кор. 1:1-2; 2 Кор. 1:1; Гал. 1:1-2; Фил. 1:1; 1 Фесс. 1:1; 2 Фесс. 1:1). Далее Откровение заявляет о себе, как о пророчестве(1:3; 22:7, 18-19), весть которого представлена в стиле апокалиптики (См. 1:1). Таким образом, это послание, написанное в стиле апокалиптического пророчества и предназначавшееся изначально семи исторически известным церквям, находившимся в Римской провинции Асия (1:11), обращавшееся к их непосредственным нуждам и особой ситуации.

Эти семь церквей, несомненно, реальные церкви, существовавшие в Малой Асии. Тот факт, что число семь является символическим числом в книге Откровение, обозначавшим полноту и всеобъемлющий характер, говорит о том, что Иоанн, обращаясь к семи церквям в Асии, обращается ко всей церкви на протяжении всей истории.[45] Самая древняя рукопись Нового завета, известная как канон Муратори (2 век н.э.), гласит в отношении книги Откровение: «Ибо Иоанн также писал действительно семи церквям, но говорит ко всем».[46] Это также может быть верно, когда мы вспоминаем, как Иоанн неоднократно повторяет: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». (2:7, 11, 17, 29; 3:6, 13, 22; cf. 13:9).

«…Благодать вам и мир…». Эта фраза как приветствие обычно использовалась в большинстве посланий Нового Завета. Это еще одно свидетельство того, что книга Откровение представляет собою послание. Широко используемое среди ранних Христиан приветствие является больше чем просто приветствие. «Благодать – это Божественное благоволение, проявленное к человеку, а мир – это состояние духа, которое появляется в результате».[47] Как замечает Брюс Мецгер, слова «благодать и мир» всегда стоят в этой последовательности и никогда не наоборот «мир и благодать, оба слова исходят от Бога и напоминают нам о «благоволении и принятии, которое Бог простер к верующим. Это благодаря благодати Божьей Его народ может наслаждаться миром – миром с Богом наравне с миром Божьим, результат которого – внутренний покой и равновесие, даже среди самых тяжелых жизненных переживаний». [48]

Эта благодать и мир исходят от трех Божественных Личностей – от Того, Который есть и был, и грядет, от семи духов Божьих, находящихся перед престолом Его и от Иисуса Христа, верного свидетеля. Хотя слово «Троица» не встречается в книге Откровение (так же как и во всей остальной Библии), уже самое начало книги представляет нам трех личностей Божества, действующих на благо народа Божьего последнего времени. Вместе они являются источником благодати и мира для церкви. Этот факт приобретает особое значение потому, что вторая половина книги представляет нам сатанинскую троицу, противодействующую Богу и Его сотериологической активности на благо Его народа. (См. Обзор: Откр. 12-22:5").

Первый из трех Личностей назван «Тот, Который есть и был, и грядет». Это ссылка на Бога Ветхого Завета. В Исх. 3:14 Бог открывает Себя Моисею как «Я есмь Сущий». Начиная с этого момента, и далее в Ветхом Завете имя «Яхве» - это имя Бога завета. Из этого мы понимаем, что Тот, Который есть и был, и грядет - это Бог Отец, первая Личность Божества. Тот Бог, Который творил чудеса для Своего народа в прошлом, Кто совершает дело спасения в настоящем, именно Он заверяет нас в исполнении Его обетований относительно нашего будущего. Тот же самый всемогущий и верный Своему слову Бог встанет на защиту Своего народа в конце времени.

О втором из Троицы сказано как о «семи Духах Божиих, находящихся перед Его престолом». Здесь имеется в виду Дух Святой. Число семь является символическим, оно представляет полноту и всеобъемлющий характер работы Духа Святого. «Семь духов» параллельны семи церквям, в которых действует Дух. В Новом завете присутствует идея раздачи Духа Святого (Евр. 2:4) и Его различных проявлений в церкви (1 Кор. 12:7; 14:32; Откр. 22:6). «Таким образом, мысль здесь такая – семь духов означают дар Духа, который Бог дал каждой из семи церквей».[49] Каждой церкви дано увещевание: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам»

1:5 Иисус Христос завершает Троицу Личностей. «От Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных». С помощью этих трех званий Иоанн описывает Иисуса, который действительно существует. Во-первых, Он свидетель верный (cм. 3:14). Вся Его жизнь, записанная в Евангелии от Иоанна, предстает как свидетельство об истине Божьей (Ин. 3:11, 32-33; 8:13-14). Иисус сказал Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». (Ин. 18:37). Он запечатлел Свое верное свидетельство смертью на кресте. Его смерть, таким образом, стала первым случаем мученичества. Тем не менее, Иисус – первенец из мертвых или первенец воскресения (1 Кор. 15:23). Благодаря воскресению, Он, воскресший и прославленный Христос, стал владыкой царей земных.

Во время искушения Христос был поставлен дьяволом на высокую гору, и Ему были показаны все царства земные и их слава (Лк. 4:6). Дьявол сказал, что земные царства были преданы ему, и предложил сделку: «Если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Мф. 4:8-9; Лк. 4:6-7). Иисус отказался идти на компромисс. Владычество над царствами земными, которое было предложено дьяволом в обмен на поклонение, Иисус завоевал Своей смертью на кресте и воскресением. Сейчас Он царствует на небесном престоле как Господь всей Вселенной. (Откр. 3:21). Только после воскресения Он заявил: «Дана Мне всякая власть на земле и на небе» (Мф. 28:18). Бог Отец показал эту Его власть, «посадив одесную Себя на небесах,
превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем». (Еф. 1:20-21; ср. Рим. 1:4).

Ветхозаветным основанием для этих званий: свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных - является, несомненно, Пс. 88:28 и 38 греческого перевода Ветхого Завета, где потомок Давида назван первенцем Яхве «превыше царей земных», царящим на престоле, как «верный свидетель» на небесах. Эти три титула указывают на Христа как на исполнение всех Ветхозаветных обетований и чаяний. Благодаря верному свидетельству в земной жизни, воскресению и владычеству на небе, Христос – это все, что нужно Божьему народу, особенно когда история подходит к концу.

l:5b-6 Так отождествив Иисуса, Иоанн переходит к описанию того, что Иисус делает. То, что мы здесь видим, это, фактически, доксология, или древняя песнь хвалы великим делам Божьим. (Рим. 11:36; Иуда 24-25; Откр. 5:13). Она о том, что сделал Христос для Своего народа:. «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь».

Три момента в деятельности Христа соответствуют этим трем титулам, все они для блага Его народа. «Возлюбивший», как показывает греческий текст, означает, что Иисус любит нас постоянно. Иоанн предоставляет на два доказательства неизменной любви Христа к Его народу. Прежде всего, возлюбивший нас «омыл нас от грехов наших Кровию Своею». Здесь происходит смена времен глагола. Греческий язык говорит о завершенном действии в прошлом, когда, посредством смерти на кресте, Христос освободил нас раз и навсегда от грехов Своей кровью. Но любит Он всегда. Другим словами, «то, что произошло на кресте – это одно благое дело, совершенное в один момент времени, являющееся выражением непрекращающейся любви Христа к нам». [50]

Другое свидетельство бесконечной любви Христа к Своему народу это то, что Он «сделал нас царями и священниками Богу и Отцу». (Откр. 5:9б-10; 20:6). Это тот статус, который искупленные во Христе имеют как результат их искупления от греха. «Они не только стали частью Его царства и Его подданными, но они - законные цари вместе с Ним и участники Его священнического служения, благодаря отождествлению с Его смертью и воскресением».[51] В древнем мире цари и священники имели самый высокий статус власти, соответственно, в политическом и религиозном плане. Указание на царство священников взято из Ветхого Завета и основано на опыте Исхода. Так как Бог неизменно любил Израиля (Втор. 7:6-8), Он избавил их от гнета Египта и пообещал через Моисея, что они будут Его Собственным владением и избранным народом среди других. Израиль должен был стать Божьим царством священников в мире (Исх. 19:5,6). Не исполнив завет с Богом, Израиль не исполнил роли священника. В Новом Завете звания и преимущества, предложенные древнему Израилю, принадлежат теперь христианам, как истинному Израилю. (ср. 1Петр. 2:9-10). Подобно Израилю Исхода, Новозаветный народ Божий возлюблен Христом и освобожден от бремени греха, и соделан царями и священниками Богу.

Между тем, есть существенная разница между вестью к древнему Израилю и тем, что сказано церкви. Обетование, данное Израилю, относится к будущему: «Вы будете у Меня царством священников». Христианам сказано то же самое, но как свершившийся в прошлом факт. Последователи Христа уже сделаны царственным священством (см. так же Откр. 5:10). Та же самая идею выражена в 1Петр. 2:9: «Вы - род избранный, царственное священство, народ святой». Только благодаря вечной любви Христа и великому освобождению от ига греха, Его последователи уже вознесены до славного положения «царей и священников». Согласно словам Павла, христиане воскрешены с Христом, посажены на небесах во Христе Иисусе. (Еф. 2:6) «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Божий искупленный народ уже вознесен на небеса, участвуя с Иисусом в Его славе, хотя в настоящем они еще должны находиться в этом мире. В отличие от них, те, кто вне благодати Божьей, названы «живущими на земле» (см. Откр. 6:10; 8:13; 11:10; 13:8, 14; 14:6).

 

Тот факт, что христианине являются гражданами неба, дает постоянное осознание того, что этот мир не является их домом. (см. Фил. 3:20). Библейский комментарий Адвентистов Седьмого Дня объясняет: «Принадлежность к стране делает человека послушным ее законам. Где бы он ни жил, он будет вести себя так, чтобы прославить доброе имя своей страны. Помышления о той жизни, которую мы собираемся вести на небе, служат для того, чтобы вести нас в жизни на земле. Чистота, смирение, мягкосердечность и любовь, увидеть которые мы предвкушаем в будущей жизни, могут быть проявлены уже здесь. Наши дела должны показывать, что мы – граждане неба». [52]

Хотя искупленные все еще здесь, на земле, но эта несравненная любовь побуждает их чувствовать и поступать так, как цари и священники, живущие в небесах. Все вместе – они «царство» Бога – люди, объединенные во Христе в Божью церковь в этом мире. Каждый в отдельности, они – священники. Как и священники Ветхого Завета, они имеют непосредственный доступ к Богу. Его присутствие дает последователям Христа надежду на будущее. В то время как история этого мира быстро летит к концу, они могут всегда приходить «с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.» (Евр. 4:16)

Благодаря Его вечной любви, Его дару освобождения от бремени греха и новому славному положению царей и священников, до которого Он вознес Свой народ, Христос достоин «славы… во веки веков. Аминь». Вот что значит прославление Бога в Новом Завете. Когда люди осознают и понимают, что сделал для них Христос, они немедленно реагируют на это песнью хвалы (см. 2 Тим. 4:18; Евр. 13:21; 1 Петр. 4:11; 2 Петр. 3:14; Откр. 7:10). Здесь, в Откровении, эта фраза – ответ искупленных на вечную любовь Христа, благодаря которой они получили свободу от греха и поднялись до славного положения в Нем. Согласно Откр. 14:7, это именно то, к чему призван народ последнего времени: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу». Славить и превозносить Бога – вот смысл жизни.

Какое великое начало книги Откровение! Все без сомнения согласятся с Джоном Паулином:

 

«Книга Откровение – это не только откровение о том, Кто такой Иисус, но это еще и откровение того, какими становимся мы, объединившись с Ним. Мы можем участвовать в той же и такой же славе, которую имеет Иисус, если только мы выберем соединение своей жизни с Его. Книга Откровение, сверх всего, - это призыв к Божьему народу не взирать на этот мир, не погрязать в горе и заботах мира, но поднять свой взор и взирать на Иисуса в небесных чертогах и осознать, что мы вознесены в небеса вместе с Ним. Когда мы видим это новое положение, которое у нас есть во Христе, то тогда мы можем действительно радостно прославлять Его и действительно с готовностью служить Ему». [53]

 

Иоанн теперь направляет наше внимание к главной теме книги: скорому возвращению Иисуса в славе и силе.

Тема книги (1:7-8)

Завершение пролога объявляет нам тему книги Откровение, говоря о триумфальном и славном возвращении Христа на землю.

7 «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель»
.

Примечания

1:7 "Грядет". (Gr. erchetai).

Футуристическое настоящее время представляет действие, которое произойдет в будущем, как уже свершающееся. Использование футуристического настоящего времени подчеркивает уверенность во Втором пришествии и его скорый характер

1:8 "…Я есмь Альфа и Омега…. " Альфа – первая буква греческого алфавита, омега – последняя. Далее в Откровении эта фраза интерпретируется как «начало и конец» (21:6), «первый и последний» (22:13). Исайя указывает на вечное существование Бога: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43:10б; см. Ис. 41:4; 44:6; 48:12). Фраза «Я есмь Альфа и Омега» выражает «не только идею вечности, но и идею бесконечности, ни от чего не зависящей жизни, которая объемлет все, будучи трансцендентна по отношению ко всему».[54] Фраза «первый и последний» встречается в Откр. 1:17 и 2:8 по отношению к Христу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.41 (0.074 с.)