На уроках по курсу «растения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На уроках по курсу «растения»



Специфика методов обучения биологии школьников с нарушением интеллекта заключается в специфике содержания методов биологии как экспериментально-теоретической науки, также в особенностях познавательной деятельности данной категории обучающихся, необходимости объяснять реально ощутимые или видимые свойства и изменения предметов и явлений живой и неживой природы, процессами и состоянием в скрытом, недоступном для непосредственного чувственного восприятия виде.

Выбирая метод обучения, учитель должен исходить из того, что в данных конкретных условиях именно он будет оказывать наибольшее образовательное, корригирующее, развивающее и воспитывающее действие. Следовательно, отвергается всякая попытка вести преподавание с помощью какого-либо одного универсального метода обучения. «Особую важность во вспомогательной школе приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков», – подчеркивал А. Н. Граборов.

Рассмотрим возможность вариативного использования методов обучения в предложенной Т. В. Шевыревой методике изучения курса «Растения. Бактерии. Грибы». Автор включает следующие наиболее целесообразные варианты сочетания учебных методов в уроки биологии в специальной школе.

1. Вступительная беседа совместно с изобразительной наглядностью – объяснение учителя с опорой на демонстрационный материал – работа по составлению таблицы (схемы) – пояснение учителя в сочетании с работой по гербарию.

2. Воспроизводящая беседа с опорой на гербарий и картинки – рассказ учителя с использованием изобразительных символов – пояснение учителя совместно с зарисовкой на доске – работа с гербарными образцами – вычерчивание в тетради таблиц (схем).

3. Рассказ учителя в сочетании с разъяснительной беседой – объяснение учителя совместно с применением символической наглядности – выполнение учебного задания с опорой на статьи учебника.

4. Воспроизводящая беседа в сочетании с использованием символической наглядности – постановка проблемы — поиск ее ре­шения с помощью демонстрационного материала — пояснение учителя с опорой на схематический рисунок (схему) – работа в тетради.

5. Вступительная беседа в сочетании с изобразительной наглядностью – сопоставление гербариев (картинок) — объяснение учителя с опорой на демонстрационный материал – работа с учебником в различных вариантах.

6. Воспроизводящая беседа – рассказ учителя в сочетании с объяснением и использованием демонстрационного материала – работа по составлению таблиц (схем) – просмотр фильмов (на различных носителях) – упражнение с гербарием.

7. Упражнение по составлению подвижной схемы (таблицы) – пояснение учителя с опорой на схему – работа с учебником.

В ботанических понятиях, формируемых в курсе «Биология» в
7 классе, как правило, выделяют анатомические, морфологические и физиологические составляющие. Знания по анатомии и морфологии растений включают преимущественно чувственный компонент, в то время как в знаниях по физиологии растений чувственный и логический компоненты сочетаются приблизительно в равном объеме.

Итак, при изучении морфологического материала, когда целью является ознакомление с формой и внешним видом растительного объекта, наибольший педагогический объект дают практические методы.

В ходе практической работы удобно всесторонне изучать все признаки и свойства естествоведческого материала, одновременно овладевая умением производить практические действия и операции, необходимые для выявления этих свойств.

При выполнении практических работ на уроках естествознания часто требуются лабораторные инструменты и специальные приборы. Следовательно, учитель формирует у умственно отсталых семиклассников умения пользоваться простейшим лабораторным оборудованием: ручная лупа, воронка, химический стакан, пробирка и т. д. Так, например, при изучении темы «Семя» педагог организует наблюдение зерновки пшеницы с помощью лупы с целью определения ее формы, окраски, внешнего строения. При этом используется алгоритмизированная пооперационная инструкция, представленная в учебнике или тетради на печатной основе. В ходе подобной работы умственно отсталые учащиеся рассказывали о результатах своих наблюдений, высказывали личные суждения, при обсуждении учитель организовывал широкое использование приема сравнения.

Итак, практическая работа является источником новых для школьников знаний, в процессе работы с объектом (облиственные побеги, экземпляры простых и сложных листьев, травянистые и деревянистые стебли и т. п.) семиклассники познают его свойства и строение, а в результате делают выводы, усвоение которых является целью урока.

Как было отмечено выше, знания по физиологии растений включают чувственный и логический компоненты приблизительно в равном объеме, поэтому усвоение физиологических понятий умственно отсталыми школьниками осуществляется преимущественно в процессе использования наглядно-словесных методов.

Так, образование органических (питательных) веществ на свету (фотосинтез) является сложным физиологическим понятием, которое включает процессы поглощения листьями на свету углекислого газа из воздуха и синтез из него органических веществ (сахара, крахмала и т. д.), передвижение, использование и накопление образовавшихся в листе органических веществ в других органах растительного организма. На уроке «Образование органических веществ в растении» демонстрируются факты из практики выращивания растений на пришкольном участке, сравнение результатов учебных опытов (рост свеклы с подвязанными и нормально расположенными листьями, капусты с удалением части зеленых листьев и без их удаления и т. п.). Подобного рода «вещественные» доказательства дают возможность умственно отсталым учащимся убедиться в реальности своеобразного питания растений, существенно отличающегося от питания животных.

Следующий демонстрационный опыт показывает, что только при свете в листьях растений образуется крахмал, а без света этого не происходит. Учитель обрабатывает йодом два листа растения, одни из которых – постоянно находился на свету, а другой – в темноте. Учащиеся приходят к выводу, что питательные вещества (крахмал) образуются в листьях только на свету. 

В процессе работы на доске (экране) учитель создавал схему «Питание растений на свету», которую далее можно использовать в качестве наглядной опоры для учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.007 с.)