Научно-методические принципы построения умк по биологии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-методические принципы построения умк по биологии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями



Шевырёва Т. В.

Ш38 Биология. Методические рекомендации. 7–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Т. В. Шевырёва, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2020. – 153 с.: ил.

Методические рекомендации созданы к завершенной линии учебников «Биология» для 7–9 классов, представляющих завершенную предметную линию «Биология» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осваивающих содержание примерных адаптированных общеобразовательных программ в предметной области «Естествознание».

В методических рекомендациях раскрываются принципы обучения детей с интеллектуальными нарушениями естествоведческим дисциплинам, рассматриваются положения коммуникативного подхода, освещаются вопросы организации занятий по формированию представлений о естествознании, практических работ, предлагаются варианты планирования и конспекты уроков.

Составной частью методических рекомендаций является рабочая программа с описанием содержания курса, личностных и предметных результатов обучения и тематическим планированием.

УДК 376-056.2

ББК 74.5

                                               © Издательство «Просвещение», 2020

                                                   © Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2020

                                                   Все права защищены


Содержание

Введение …………………………………………………………........................ 4

Научно-методические принципы построения УМК по биологии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ……………………... 8

Реализация экологической направленности образования посредством работы с УМК по биологии ………….…………………………………….. 23

Методические рекомендации по изучению курса «Биология»

в 7–9 классах ………………………………………………………………… 29

Методические рекомендации по изучению курса «Растения. Бактерии. Грибы» в 7 классе ……………………………………………………………… –

Методические рекомендации по изучению курса «Животные»

в 8 классе ……………………………………………………………………..… 38

Методические рекомендации по изучению курса «Человек»

в 9 классе …..………………………………………………………………….. 52

Использование электронной формы учебника ………………………..…. 64

Пример Рабочей программы по учебному предмету

«Биология» для 7–9 классов …………………………….………..…..…… 65

Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам
обучения в 7–9 классах …………………………………………………….…. 69

Содержание учебного курса «Биология» в 7–9 классах ……………...… 101

Тематическое планирование в 7–9 классах ………………………………… 113

7 класс (68 ч).………………............…………………………………… –

8 класс (68 ч) …………………………………………………………… 127

9 класс (68 ч) …………………………………………………………… 140

 

 


Введение

В России в общем и специальном (коррекционном) образовании происходят значительные изменения, связанные с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, продуктивной адаптации в нем. В специальной педагогике ведутся поиски инновационных педагогических технологий для работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития. Новые тенденции развития специального образования – внедрение новых подходов, форм и технологий коррекционно-педагогической помощи умственно отсталым учащимся. В настоящее время деятельность образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г.

Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяются требования, необходимые для реализации АООП в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Стандарт регулирует вопросы обучения следующих категорий лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

– легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

– умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

АООП разрабатывается на основе ФГОС с учетом особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и должна обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Представленные в настоящем пособии методические рекомендации раскрывают особенности организации деятельности по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) по курсу «Биология» предметной области «Естествознание» (7–9 класс).

Методические рекомендации, представленные в данном пособии, адресованы учителям, которые преподают биологию в 7–9 классах общеобразовательных организаций, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), с использованием УМК по курсу «Биология», а также студентам педагогических вузов, обучающимся по профилю «Олигофренопедагогика».

Одна из задач обучения лиц с нарушениями интеллекта – создание условий для коррекции и развития психических функций личности каждого учащегося. На уроках биологии она решается в процессе знакомства учащихся с неживой и живой природой, исходя из единства образовательных, коррекционных, воспитательных задач обучения.

Биология как учебный предмет изучается в рамках предметной области «Естествознание» в течение 3 лет (в 7–9 классах) вобщеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Курс «Биология» состоит из трех разделов: «Растения. Бактерии. Грибы», «Животные» и «Человек».

«Растения. Бактерии. Грибы» (7 класс). Этот курс начинает изучение живой природы в системе естествоведческой (биологической) подготовки учащихся с нарушениями интеллектуального развития. Раздел «Растения вокруг нас» знакомит учащихся с дикорастущими, культурными, различными формами растений, а также со значением растений для человека и их охраной. В следующем разделе «Общее знакомство с цветковыми растениями» представлены сведения о внешнем строении цветкового растения, его органах и их функциях. Здесь же представлены описания лабораторных работ. «Растения – целостный организм» предполагает в процессе актуализации и систематизации изученных знаний о строениях и функциях органов цветкового растения раскрытие взаимосвязи органов растения между собой и самого растения с окружающей средой.

Следующий раздел «Многообразие растительного мира» содержит сведения о делении растений на группы и рассматривает представителей из групп: мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения.

Он также включает описание осенних и весенних работ на учебно-опытном участке, а также основные мероприятия по уходу за комнатными растениями.

Вся информация о строении и жизнедеятельности растений обобщается в разделе «Растения – живой организм». 

Знакомству с бактериями и грибами, их распространением, образу жизни, значению в природе и жизни человека посвящены следующие два раздела программы – «Грибы» и «Бактерии».

«Животные» (8 класс). Программой данного курса предусмотрено не только знакомство учащихся с элементарным зоологическим материалом, но и со значительным объемом информации прикладного характера: профилактика заражения паразитическими червями, основные сведения об уходе и выращивании сельскохозяйственных животных, о содержании кошек и собак и т. д.

В данном курсе выделяются 2 раздела: «Беспозвоночные животные» и «Позвоночные животные».

В раздел «Беспозвоночные животные» включены темы: «Черви» и «Насекомые», а также материал, характеризующий общие признаки беспозвоночных животных. Этот раздел знакомит учащихся с дождевым червем и некоторыми червями-паразитами, а также с основными представителями насекомых: бабочка-капустница, яблонная плодожорка, майский жук, медоносная пчела, тутовый шелкопряд.

Раздел «Позвоночные животные»  предполагает знакомство с общими признаками позвоночных животных, а также с  группами этих животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Отдельно выделен материал о сельскохозяйственных млекопитающих, а также экскурсии и практические работы по курсу «Животные».

«Человек» (9 класс). Курс завершает биологическое образование учащихся с нарушениями интеллектуального развития. Его усвоение особенно важно для подготовки умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни в социуме, поэтому кроме анатомо-физиологических и морфологических сведений курс содержит информацию санитарно-гигиенического характера, сведения о медицинских организациях, специализации врачей и т. п.

Введение предусматривает знакомство обучающихся с науками, изучающими организм человека: анатомией, физиологией и гигиеной.

В разделе «Общий обзор организма человека» на элементарном уровне раскрываются понятия: «клетка», «ткани», «органы» и «системы органов». 

Следующие разделы посвящены рассмотрению систем организма человека: опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной, нервной, а также коже и органам чувств.

Раздел «Охрана здоровья человека в Российской Федерации» знакомит учащихся с охраной здоровья граждан в РФ, их социальным обеспечением, с основными факторами, сохраняющими здоровье.

Содержание программы по курсу «Биология» включает базовые биологические представления и понятия и направлено на овладение ключевыми предметными компетенциями, коррекцию и развитие памяти, мышления, воображения, наблюдательности и речи учащихся, выявление причинно-следственных отношений и взаимосвязи живых организмов между собой и со средой обитания; определение взаимосвязей человека с живой и неживой природой; формирование здорового образа жизни.

Содержание курса предусматривает реализацию воспитательного потенциала уроков биологии: биологическая информация представлена с позиции биоцентризма и гуманного отношения ко всему живому, а также содержит сведения о рациональном использовании природы – все это будет способствовать социализации учащихся и становлению их личности в целом.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

План-конспект урока «Внешний вид и строение семени фасоли»

Цель: Познакомить учащихся со строением семени фасоли.

Задачи:

– расширить представление учащихся о многообразии растений на основе изучения семени фасоли (двудольного растения);

– продолжить развивать умение классифицировать растения по группам;

– развивать умение в процессе беседы использовать биологическую лексику, описывать части растения, называя их отличительные признаки;

– развивать умение анализировать и обобщать, формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости (между внешним видом семени (частями семени) и функцией);

– развитие наблюдательности;

– формирование аккуратности, умения завершать начатую работу, умения работать в коллективе.

Оборудование: Макеты «Строение семени двудольного растения», «Строение семени однодольного растения»; натуральные объекты «Семена»; лупа; динамические таблицы с опорными демонстрационными карточками «Органы цветкового растения»; опорные схемы «Семя растения»; слайд-презентация «Развитие растений», «Прорастание семян»; натуральные объекты «Демонстрационный материал»; карточки-словарь; учебник; рабочая тетрадь.

 

Ход урока

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Беседа по пройденной теме.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с использованием макета «Строение семени двудольного растения» по плану:

Строение семени растения (общие признаки):

Семенная кожура -защита от высыхания и повреждений, зародыш -зачаток будущего растения, семядоли – это первые листья;

Строение семени двудольного растения. Растения с двумя семядолями в зародыше семени называются двудольными. Семенная кожура, рубчик, семядоли, зародышевая почечка, зародышевый стебелек, зародышевый корешок.

 

Этап закрепления

1.Фронтальная работа на магнитной доске с моделью. Выставление карточек с названиями частей семени растения.

2. Выполнение лабораторной работы «Строение семени фасоли».

3. Зарисовывание в тетради по трафарету изображения семени фасоли, подписывание названий частей.

4. Работа с таблицей.

Части зародыша семени Органы растения, развивающиеся из части зародыша
Корешок  
Стебелек  
Почечка  

5. Обобщающая беседа по материалу урока

Итог урока

Заключительное слово учителя. Оценка активности и знаний учащихся на уроке. Домашнее задание (с. 32–34).

 

Методические рекомендации по изучению курса «Животные» в 8 классе

 

В процессе обучения умственно отсталых школьников изолированный словесный материал усваивается ими либо в узкоконкретном значении, либо совсем отрывается от наглядного опыта. В этом случае возникает возможность появления вербализма и неадекватного использования знаний в практической деятельности. Обучение биологии должно повышать уровень обобщений и организующей роли речи у учащихся, развивать их мыслительные процессы и тем самым стимулировать их умственное развитие. Поэтому главное место на уроках отводится тем средствам обучения, которые позволяют поднимать наглядное содержание учебного материала на уровень, при котором становится возможным переход к отвлечению и обобщению, характерному для словесно-логического мышления.                                        

Согласно теории поэтапного усвоения умственных действий
(П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), обучение представляет собой овладение системой умственных действий. Это происходит в процессе интериоризации соответствующего внешнего практического действия. Для того чтобы овладеть каким-либо действием, учащиеся должны усвоить соответствующую этому действию систему ориентиров и знаков. Эта система может быть дана ученику в готовом виде, а может быть составлена им самим на основе указаний, данных ему учителем. В процессе формирования академических компетенции, в том числе и естествоведческой, знакомство надо начинать с выполнения действия с материальными предметами. При этом школьникам трудно бывает выделить общие черты, увидеть ориентиры и указания, так как предметы имеют различные характеристики, не относящиеся прямо к формируемой компетенции. Чтобы лучше увидеть общие черты усваиваемого действия, ученик должен отвлечься от незначимых в данный момент свойств предмета. Следовательно, необходимо в процессе обучения перейти от действия с материальными предметами к действию с их заменителями, которые свободны от всех свойств, за исключением необходимых в данный момент.

Схематическая и графическая наглядность играет роль специального учебного средства, которое обеспечивает логическое упорядочивание учебного материала, оптимизирует его восприятие, запоминание и воспроизведение его школьниками. Подобное структурирование облегчает связывание отдельных частей учебной информации в единое целое, а также является опорой учебной деятельности умственно отсталых учащихся. Работа со схематической и графической наглядностью позволяет учителю организовать деятельность учащихся, направленную на анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование учебного материала. Эти действия с учебным материалом создают прочную основу для интериоризации знаний учащихся, то есть переводу их из внешнего во внутренний план психики. Мыслительные операции учащихся с учебным материалом способствуют формированию и коррекции у учащихся навыков аналитико-синтетической деятельности.

Как известно, осмысленное запоминание значительно продуктивнее механического, то есть без понимания заученной учебной информации. Как отмечает В. М. Пакулова, осмысленное запоминание отмечается при членении материала на части с выделением главного, существенного в каждой из них и во всем заучиваемом материале. Для этого необходима предварительная подготовка новой информации для воспроизведения и запоминания. Так, при использовании на уроке схематической и графической наглядности, необходимо учитывать память наглядно-образного и словесно-логического типов, ассоциативное запоминание достигается применением специально созданных для этих целей изображений и цветовой символики. В схемах и графической наглядности символика цвета указывает на их принадлежность к определенному структурно-логическому блоку. Используемые на уроках пиктограммы и идеограммы сохраняют некоторое сходство с реальными предметами или являются общепринятыми и заимствованными из повседневной жизни или искусственных языков, например, топографического, физико-математического, астрологического и т. п.

Доказано важное познавательное значение символической наглядности. Согласно данным исследователей, средства символической наглядности помогают развивать у учащихся такие необходимые качества, как логическая последовательность мышления, воображение, наблюдательность, а, следовательно, все это намного повышает интерес к изучаемым предметам.

Символические средства наглядности – подвижные схемы и таблицы различных типов, простейшие диаграммы и зарисовки, стрелки-указатели и контуры, элементы цвета и формы для обозначения существенных признаков изучения объектов или явлений и др.

К выполнению графических работ надо приучать учащихся постепенно, начиная с простейших схем, таблиц, графиков, а затем усложнять их как по форме, так и по содержанию.

Схематическая наглядность дает возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы, помогающий прочному усвоению и запоминанию сообщаемого материала. Причем можно строить графические схемы как в процессе формирования новых знаний, «наращивая» отдельные ее элементы, параллельно с изложением учебной информации, так и с целью закрепления и обобщения.

Для создания такой схемы очень важно определить основную черту изучаемого материала и объединить вокруг этой главной особенности другие характерные признаки, затем вычленить сходные и различные признаки рассматриваемых предметов или явлений.

Такая наглядность должна быть «понятна» учащимися, то есть соотнесена ими со словом, обозначающим это понятие, а через него и с реальными предметами (Д. Н. Богоявлинский, Н. А. Менчинская). Соответственно, символические средства обучения должны применяться в тесной взаимосвязи со словесными методами, а также с другими видами иллюстративно-образной и натуральной наглядности.

Направления работы со схемами на уроках биологии:

· Составление рассказа учеником с опорой на схему

Например, Дыхательная система млекопитающих

 

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ     включают               носовая полость

                                                                                   носоглотка

                                                                                   гортань

                                                                                   трахея

                                                                                   бронхи

 

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА                               

 

 

     ЛЕГКИЕ происходит   переход кислорода из вдыхаемого

                                                  воздуха в кровь                 

                                                  переход углекислого газа из крови

                                                  в выдыхаемый воздух                 

 

· Составление обобщающего рассказа по таблице (Расскажи по таблице.)

Группы птиц

 

Группа Особенности строения Чем питаются, тип клюва Представи-тели
Птицы, кормящиеся в воздухе Полет быстрый (стремительный), длинные остроконечные крылья, ноги короткие, хвост имеет выемку посередине Пища – насекомые (мухи, комары) Ласточки, стрижи
Птицы леса Крепкий клюв, цепкие пальцы Пища – насекомые (жуки, личинки) Дятел, синица
Хищных птицы Крепкий занятый клюв, острые загнутые вниз когти, острое зрение, быстро летает (планируют, пикируют) Пища – другие птицы или млекопитающие (суслики, мыши и др.) Сова, орел
Птицы пресных водоемов и болот 1) Ноги короткие с перепонками между пальцами; хорошо плавают и ныряют; 2) Ноги длинные, свободно передвигаются по болотам  1) Пища – водные растения, черви и другие мелкие водные животные. Клюв – широкий с множеством зубчиков по краям; 2) Пища – рыбы, лягушки и другие мелкие животные. Клюв – длинный острый с зазубринами 1) Утки; 2) Цапли
Птицы, обитающие вблизи жилья человека Собираются в стаи, кочуют в поисках корма, живут парами или колониями, строят гнезда в жилищах или около жилья человека Пища – зерно, семена трав, отбросы различных продуктов Голуби, воробьи
Домашние птицы 1) Туловище крупное, короткие закругленные крылья, летают тяжело, на верхней части головы красный зубчатый гребень, а под клювом красные «сережки»; 2) Туловище крупное; ноги короткие между тремя передними пальцами плавательный перегонки; плавают 1) Пища – семена растений, черви и насекомые; 2) Пища – водные и наземные растения. Клюв плоский с зубчиками по краям 1) Куры; 2) Утки, гуси

 

Значение птиц

 

В природе Для человека
Ограничивают рост растений Промысловые и домашние птицы поставляют мясо, яйца, пух
Содействуют опылению растений Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства
Способствуют распространению плодов и семян Птичий помет ценное удобрение
Ограничивают численность других животных (насекомых, червей, грызунов) Украшают жизнь человека
Служат кормом для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих)  

 

· Составление рассказа с учителем в процессе фронтальной работы

 

                                              Группы млекопитающих

 

 

 


Грызуны        Парнокопытные  Хищники           Ластоногие

 

 

Зайцеобразные       Непарнокопытные      Китообразные          Приматы

· Соединение отдельных блоков схемы связующими стрелками с объяснением образующихся связей (Дополни схему.)

Например, тема «Рыбы». Учащиеся рассказывают о размножении и развитии рыб, а затем устанавливают последовательность этапов развития рыбы и составляют схему.

 

Схема «Развитие рыбы»

Икринка                             Зародыш                                           

             

Малек                                  Личинка

       

             Взрослая рыба  

· Дополнение текстовой схемы или схематического рисунка с использованием статьи учебника, иллюстраций или собственных наблюдений

    Например, дополни схему, пользуясь текстом учебника. Ученикам предлагается прочитать статью и записать названия представителей разных групп позвоночных животных.

 

Схема «Развитие рыбы»

 

· Включение учителем схемы в условие проблемной задачи.

Например, схема алгоритма решения задачи

Реши задачу. Верблюд за 10 минут выпивает 130 литров воды. Сколько воды он выпивает за 1 минуту? За 1 секунду?

130 литров – 10 минут

? литров – 1 минута       

?? литра           1 секунда

 

1 минута = 60 секунд

1 секунда =  минуты

Решение:

1. 130: 10 = ___ литра воды выпивает верблюд за 1 минуту.

2. _:  =      литра выпивает за 1 секунду.

Ответ:_____________

 

· Служит источником знаний

Например, схема скелета человека и млекопитающего (кролика). Почему у человека тазовые кости шире и массивнее, чем у млекопитающих животных?

 

 

На уроках необходимо использовать разнообразные варианты сочетаний иллюстративно-образной наглядности с другими методами обучения, из которых наиболее распространенными являются следующие:

1) вступительная беседа совместно с изобразительной наглядностью – объяснения учителя с опорой на демонстрационный материала – работа по составлению таблицы (схемы) – пояснение учителя в сочетании с работой с иллюстративный наглядностью;

2) воспроизводящая беседа с опорой на иллюстрации – рассказ учителя с использованием изобразительных символов – пояснение учителя совместно с зарисовкой на доске – вычерчивание в тетради таблиц (схем);

3) рассказ учителя в сочетании с разъяснительной беседой – объяснение учителя совместно с применением символической наглядности – выполнение учебного задания с опорой на статью учебника;

4) воспроизводящая беседа в сочетании с использованием символической наглядности – постановка проблемы – поиск ее решения с помощью демонстрационного материала – пояснения учителя с опорой на схематический рисунок (схему) – работа в тетради;

5) вступительная беседа в сочетании с изобразительной наглядностью –объяснение учителя с опорой на схемы (схематические рисунки); работа с учебником в различных вариантах;

6) воспроизводящая беседа – рассказ учителя в сочетании с объяснением и использованием демонстрационного материала – работа по составлению таблиц (схем) – просмотр фильма – упражнение со схемами (таблицами);

7) упражнение по составлению подвижной схемы (таблицы) пояснение учителя с опорой на схему – работа с учебником.

Для проверки знаний учащихся возможно применять подвижные схемы и таблицы. Составление схемы – это не только регистрация и иллюстрация устных ответов учащихся, но и создание наглядного источника знаний. При сообщении новых знаний они использовались как средство, позволяющее облегчить процесс усвоения излагаемых учителем сведений, а также в тех случаях, когда возникала необходимость создать у школьников общие ориентации в изучении естествоведческого материала. Например, для обобщения и систематизации знаний о той или иной группе животных проводится обобщающая беседа с параллельным составлением схемы (пример – схема «Млекопитающие»).

Опираясь на схему, умственно отсталые восьмиклассники могут сравнивать основные признаки различных млекопитающих животных. Изучение и выделение главных, существенных особенностей позволит сформировать у школьников то или иное биологическое понятие. Работа учеников с подвижными схемами и таблицами должна опираться на имеющиеся у них знания и способствовать формированию у школьников различных умственных операций и практических умений.

Готовые схемы и таблицы могут применятся при повторении и закреплении материала с целью его систематизации.

При сообщении новых знаний графическая наглядность используется как средство, позволяющее облегчить процесс усвоения учащимися излагаемых учителем сведений, а также в тех случаях, когда необходимо создать у школьников общие ориентации в изучении естествоведческого материала.

Класс. Тема урока: Верблюд

Цель: познакомить учащихся с верблюдом как представителем копытных млекопитающих.

Задачи:

– продолжить работу по развитию понятия «млекопитающие животные» в процессе изучения верблюда и повторения знаний по теме «Овца»; изучить особенности внешнего строения, образа жизни верблюда, его значения в хозяйственной деятельности человека;

– корригировать мыслительные операции (в процессе анализа информации, выполнения операций сравнения, установления причинно-следственных зависимостей), обогащение словаря и развитие речи;

– экологическое воспитание умственно отсталых учащихся в ходе знакомства с приспособленностью верблюда к жизни в пустыне.

Средства обучения:

– учебник;

– демонстрационные таблицы («Верблюд», «Овца», «Караван верблюдов в пустыне»), компьютерная презентация, текстовой план, словарные таблички, индивидуальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

Беседа:

– Каких животных называют копытными?

– К какой группе животных относится овца? Почему?

– Назовите особенности внешнего строения овцы.

– Чем питаются овцы?

– Как называются детеныши овцы?

– Чем они питаются?

– Каких животных называют млекопитающими?

– Почему овца относится к млекопитающим?

 

3. Изучение нового материала

1) Определение темы урока.

Отгадайте загадку.

Живет он долго без воды,

А еще дольше – без еды.

В еде вообще не прихотлив,

Ему не нужно сладких слив.

Колючка – лучшее из блюд.

Зовут животное – … (верблюд).

 

2) Запись учащимися в тетради темы урока «Верблюд».

3) Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся демонстрацией наглядного материала (компьютерная презентация «Верблюд»). В процессе рассказа основные термины фиксируются учителем на доске.

План рассказа учителя:

1) особенности внешнего строения верблюда;

2) питание, образ жизни верблюда, размножение;

3) значение верблюда в жизни человека.

 

Обобщение материала.

Обобщающая беседа учителя с элементами опроса:

– О каком копытном мы говорили?

– Назовите основные особенности внешнего строения верблюда.

– Как верблюд приспособился к условиям пустыни?

– Какая у него шея?

– Что находится на спине?

– Какие ноги у верблюда?

– Чем питается верблюд?

 

4. Закрепление знаний

– Зачем верблюду горб?

– Сравните одногорбого и двугорбого верблюдов, используя демонстрационную таблицу.

Работа с индивидуальными карточками и учебником.

Задание: вставьте пропущенные слова, пользуясь текстом учебника.

Верблюды хорошо приспособились к жизни в суровых условиях _______. У верблюда ____________ шея. От холодов тело верблюда защищает ____________ шерсть. На спине у верблюда возвышается одиночный или двойной ________. Жировые запасы горбов расходуются при недостатке в пустыне __________ или ___________.

У верблюдов длинные и сильные __________________. Пальцы ног защищены широкой мозолистой ________________. На каждой _____________ у верблюда находится по 4 пальца с небольшими копытами.

Прочитайте текст, который у вас получился.

 

5. Подведение итогов урока

Формулирование основных выводов (верблюд – копытное млекопитающее). Оценка знаний и активности учащихся на уроке.

6. Домашнее задание

Повторить материал по учебнику с. 207–209. Выполнить задание в рабочей тетради.

 

Методические рекомендации по изучению

Курса «Человек» в 9 классе

 

План-конспект урока биологии в 9 классе

Тема урока: Органы кровообращения. Сердце и его работа.

Цель: продолжить формирование знаний о системе кровообращения (сердечно-сосудистой системе), ее строении и функциях.

Задачи:

– формирование новых анатомических и физиологических понятий – «сердце», «кровяное давление», «пульс»; повторение, закрепление новых знаний;

– коррекция мыслительных операции (в процессе анализа информации, выполнения операций сравнения, установления причинно-следственных зависимостей), обогащение словаря и развитие речи, активизация познавательной деятельности;

– формирование умения проводить самонаблюдение и анализ своего самочувствия, стремления вести здоровый образ жизни;

– прививать учащимся навыки самоконтроля.

Средства обучения: демонстрационные таблицы («Кровеносная система»); объемная модель сердца человека; карточки для работы у доски; раздаточный материал – карточки с изображением кровеносной системы; часы или секундомер.

Учебник, рабочая тетрадь.

 

Ход урока

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по материалу предыдущего урока с использованием заданий рабочей тетради, устный опрос с использованием наглядного материала или работа с индивидуальными карточками-заданиями.

Изучение нового материала

Рассказ учителя, раскрывающий понятие «кровеносное давление». (Ученики записывают определение понятия в тетради.)

Беседа с использованием модели-аппликации «Большой и малый круги кровообращения» о давлении в различных участках кровеносной системы.

Проведение лабораторной работы «Подсчет пульса в разных условиях» (работа в парах). Заполнение таблицы по результатам подсчета.

 

Показания пульса

В положении сидя

В положении стоя

После 10 приседаний

 

   
       

                              

Обобщение материала:

– В чем причина различных показаний пульса при проведении лабораторных исследований? Чем это можно доказать?

– Кровяное давление – это давление крови на стенки сосудов. Работа сердца создает разность давлений в артериях и венах. За счет разности давлений кровь движется по сосудам. Пульс – это ритмичные колебания стенок сосудов. По кровяному давлению и пульсу можно судить о здоровье человека.

 

Закрепление знаний

Работа с учебником (с. 77–81).

Ответы на вопросы к статье учебника.

Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 45).

 

6. Домашнее задание

Повторить материал параграфа 23 учебника.

Выполнить в рабочей тетради задания 61–63 на с. 37–38 учебника.

Подведение итогов урока

Формулирование выводов.

 Оценка знаний и активности учащихся на уроке.

 


ПРИМЕР РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ 7–9 КЛАССОВ

В соответствии с требованиям ФГОС обучения умственно отсталых детей рабочие программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе Примерной АООП и требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.216 с.)