Часть вторая. Об ученіи кадет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть вторая. Об ученіи кадет



§ 1. Цѣль ученія состоит в том, чтобы, возбуждая собственную дѣятельность ума учащихся, и изощряя умственныя их способности, довести их до той степени знаній, которая признана нужною.


 

§ 2. Знанія суть двух родов: первоначальныя и окончательныя. Первона- чальныя или общія служат основаніем для дальнѣйшаго усовершенствованія в разных Науках и Искусствах; a окончательныя или частныя служат к приготовленію юношей собственно лишь к тому роду службы или занятій, для коих они особенно предназначаются.

§ 3. Средства к достиженію цѣли ученія суть:

 

 a) Способ ученія или преподаванія, сообразный с возрастом учащихся и с преподаваемым предметом.

 b) Приличный выбор учебных предметов.

 с) Надлежащее распредѣленіе оных по классам и по часам.

 d) Учебныя пособія.

 е) Классный порядок.

 f) Выбор Учителей, способность и усердіе их.

 g) Испытанія в успѣхах.

 h) Аттестація.

 і) Поощренія или побужденія.

 к) Собственная охота учащихся и их прилѣжаніе.

L Природныя дарованія.

§ 4. При обученіи кадет должно наблюдать слѣдующее:

1. Возбуждать и поддерживать их вниманіе, и изощрять всѣ способности, занимая оныя всегда в той мѣрѣ, какая соотвѣтствует возрасту и понятіям учащихся. Для сего заставлять их пристально разсматривать видимые предметы, объяснять им оные, усиливать их память повтореніем изученнаго; приводить в дѣйствіе воображеніе, заставляя представлять себѣ извѣстные, уже отсутствующіе предметы; и наконец, изощрять ум их дѣланіем им разных вопросов, на кои они должны отвѣтствовать.

2. Начиная всегда с простѣйшаго и легчайшаго, переходить к сложнѣйшему и труднѣйшему, с наблюденіем строгой постепенности, так, чтобы предъидущее всегда служило приготовленіем к послѣдующему, к коему переходить тогда только, когда учащіеся достаточно поймут первое.

 

3. Между предметами преподаванія всегда сохранять надлежащую связь, так, чтобы новое и неизвѣстное присоединять сколь можно связнѣе к извѣстному.

4. Основывать ученіе преимущественно на очевидности, дабы учащіеся познавали предметы не только из слов Учителя и по описанію, но, сколько возможно, и по собственному разсматриванію.

5. Для преподаванія тѣх предметов, кои по существу своему не могут быть основаны на очевидном разсматриваніи, начинать с примѣров, для учащихся удобопонятных, и заставлять их самих, по возможности, извлекать из них правила или заключенія.

6. Избѣгая сначала опредѣленій, кои, обыкновенно, по отвлеченности своей, бывают для начинающих неудобовразумительны, стараться переходить постепенно от частных понятій к общим и от простых к сложным.

7. Заставлять их говорить о каком либо предметѣ, или задавать им приличнѣйшіе вопросы о таких предметах, кои им показываемы или объ- ясняемы были, и наблюдать, чтобы они говорили или отвѣчали правильно, явственно и вразумительно.

8. При преподаваніи быть терпѣливу и не досадовать на непонятность учаща- гося, а стараться преодолѣвать оную повтореніем преподаваемаго и объясненіем


 

онаго другими словами, примѣрами и уподобленіями, пока наконец он поймет надлежащим образом все ему объясняемое.

9. При преподаваніи учебных предметов взрослѣйшим кадетам, надобно требовать и их уже собственнаго разсудка, сообразно возрасту и способностям каждаго, и не довольствоваться тѣм, чтобы они выучивали наизусть им преподаваемое, а понимали бы оное в точности, и отвѣтствовали бы на вопросы, им дѣлаемые, не вытверженным уроком, а своими собственными словами, показывающими, каким образом они вопрошаемое поняли.

10. Стараться сколь можно болѣе дѣйствовать на их разсудок, не обременяя много памяти выучиваніем наизусть преподаваемаго, кромѣ самаго необходимѣйшаго, и доводить их до того, чтобы они изъясняемое им впечатлѣвали болѣе в разум, нежели в память, и все написанное в их книгах или тетрадях служило бы им лишь припамятованіем того, о чем было говорено, а не уроком для выучиванія наизусть.

11. Преподавая какой-либо предмет, Учитель должен, во-первых, сам объяснить оный ученикам, не входя тотчас во всѣ подробности онаго, a наперед показать им главное и существенное его содержаніе; потом уже, по мѣрѣ пониманія ими онаго, распространять их об нем понятія, не вдаваясь однако много в дальнѣйшія отвлеченности и не затмѣвая его многими, к нему при- косновенными, но не столь нужными предметами. Учитель, растолковав таким образом преподаваемое, спрашивает учеников, каким образом они сказанное поняли, и тотчас худо понятое поправляет и изъясняет новыми доводами.

12. В продолженіи самаго преподаванія строго наблюдать, чтобы ученики не занимались никакими посторонними предметами, а одним лишь тѣм, который преподается; не развлекались бы и слушали со вниманіем им предпо- даваемое, и чтобы сдѣланный одному из них вопрос, никто другой не считал до него некасающимся, a обращал бы на него свое вниманіе и всегда был готов сам отвѣтствовать на оный.

 

13.  Для сего Учитель не должен никогда дѣлать свои вопросы по очереди одному за другим, а опрашивать без очереди, то одного, то другаго, дабы безпрестанно содержать всѣх их в надлежащем вниманіи к преподаваемому, и что одному из них говорится, то слушали бы и всѣ прочіе.

14. Учители во всѣх классах должны смотрѣть за тѣм, чтобы кадеты писали в тетрадях учебные предметы, сколько можно чище и правильнѣе, дабы чрез то пріобрѣсти навык всегда писать таким образом.

15. Для всѣх учебных предметов, в Кадетских Корпусах преподаваемых, должны быть назначены особенныя книги, кои однѣ и употреблять в классах, не вводя в оныя никаких других, без особеннаго на то разрѣшенія Начальства, как равно и Географическія карты, глобусы, прописи, рисунки, картины, и тому подобное.

§ 5. Ученіе в классах должно заключать сдѣдующіе предметы:

 1) Закон Божій Греко-Россійскаго, Римско-Католическаго и Евангелическаго исповѣданій и Священную Исторію.

 2) Языки: Россійскій, Нѣмецкій, Французскій.


 

3) Чистописаніе на трех преподаваемых языках.

 4) Рисованіе.

 5) Черченіе ситуаціонных планов.

6) Географія.

 7) Исторія.

 8) Арифметика.

 9) Алгебра с примѣненіем оной к Геометріи.

 10) Геометрія простая.

 11) Прямолинѣйная Тригонометрія, с примѣненіем оной к съемкѣ.

 12) Правила строевой гарнизонной и лагерной службы, также изложеніе главных правил Тактики и малой войны.

 13) Полевая Фортификація.

 14) Начальныя понятія об Артиллеріи.

15) Военное судопроизводство и письмоводство.

 

Сверх того, преподавать для тѣх только кадет, из числа коих предназначается выпускать в Артиллерію и Саперные баталіоны:

 16) Коническія сѣченія.

17) Начальныя основанія Механики и Гидравлики.

 18) Начальныя основанія Физики и Химіи.

 19) Продолженіе Артиллеріи.

 20) Общія правила долговременной Фортификаціи, атаки и обороны крѣпостей и минное искуство.

 

Примѣчаніе.

 

На гимнастическія упражненія, как-то: военную экзерцицію, верховую ѣзду, фехтованье и танцованье, назначаются особенные часы, сверх классных, до обѣда от половины 12 до половины 1, послѣ обѣда от половины 7 до половины 8 часа.

§ 6. Имѣть три отдѣленія классов: нижнее, среднее и верхнее. В каждом отдѣленіи по три степени, а всего девять степеней, из коих каждая должна быть подѣлена на столько классов, чтобы в каждом из них было не болѣе 35 кадет.

 

Примѣчанія.

 1) Хотя курс ученія и располагается на девять степеней, но тѣ кадеты, кои в степенях средняго отдѣленія и в 3-й степени верхняго, по посредственным своим дарованіям, не оказали достаточных успѣхов для перевода в классы 2-й и 1-й степеней верхняго отдѣленія, продолжают обучаться в 3-й степени сего отдѣленія: и когда по лѣтам и успѣхам в науках признаны будут достойными, выпускаются из сей степени в Армію Офицерами.

2) Прилежнѣйшіе и с хорошими дарованіями кадеты могут курс свой сокращать, оставаясь менѣе трех лѣт в нижних степенях. Определяемые в Корпус с некоторыми предварительными познаніями и в том испытанные при вступленіи в Корпус, могут поступать прямо во 2-й и 1-й степень нижняго отдѣленія.

§ 7. Кадетам находиться ежедневно в классах, кромѣ воскресных и праздничных дней, а также и каникул, поутру от 7 до 11 часов, a послѣ обѣда от 5 до 6 часов.

§ 8. В каждом классѣ предметы преподавать так, как назначено в прилагаемой при сем Таблицѣ под № 1, в коей изложено распредѣленіе учебных предметов по классам.

 

 A распредѣленіе часов каждаго дня для каждаго предмета, предоставляется Начальству Корпуса.

 

§ 9. Закон Божій преподается кадетам Греко-Россійскаго, Римско-Католическаго и Евангелическаго исповѣданій, каждому свой, соображаясь с постановленіями Высшаго Духовнаго Начальства.

§ 10. Россійскій язык должен быть преподаваем во всей полнотѣ и совершенствѣ, кромѣ Поэзіи.

Нижняго отдѣленія

В 3-й степени. Упражнять в чтеніи Россійском и Славянском, также в писаніи.


 

Во 2-й степени. Россійская Грамматика до Словосочиненія. Писаніе по диктовкѣ; изложеніе письменных отвѣтов на задаваемые разные простые вопросы, относящіеся как к повторенію правил, так и к познанію других предметов; выучиваніе наизусть кратких нравственных изрѣченій.

 

В 1-й степени. Окончаніе Россійской Грамматики, то есть: Словосочиненіе, Правописаніе и Словоудареніе, Грамматическій разбор рѣчей, писаніе по диктовкѣ, изложеніе кратких письменных отвѣтов на задаваемые вопросы; выучиваніе наизусть кратких нравственных изрѣченій, в прозѣ и в стихах. Повтореніе начал Грамматики.

Средняго отдѣленія

В 3-й степени. Повтореніе всей Грамматики; сочиненіе періодов или разных кратких статей.

Во 2-й степени. Окончаніе предъидущаго. Логическій разбор рѣчей.

Сочиненіе простым и средним слогом.

В 1-й степени. Упражненія в сочиненіях разнаго рода, в том числѣ и таких, кои относятся к военной службѣ и к нравственности.

Верхняго отдѣленія

В 3-й степени. Повтореніе и упражненіе во всем том, что в предшествовавшем классѣ преподано.

Во 2-й степени. Продолженіе упражненія в разных родах слогов и разбор лучших Россійских сочиненій, а особенно таких, кои относятся к военным предметам. Исторія Россійской Словесности.

В 1-й степени. Продолженіе прежняго и упражненіе в переводах.

§ 11. Знаніе Нѣмецкаго языка должно быть доводимо до того, чтобы кадеты понимали Нѣмецкія сочиненія и сами могли бы писать на сем языкѣ правильно и ясно.

 

Нижняго отдѣленія

В 3-й степени. От познанія букв до чтенія печатнаго и рукописнаго.

Во 2-й степени. Продолженіе чтенія и упражненіе в изустных отвѣтах на краткіе вопросы.

В 1-й степени. Продолженіе прежняго и сверх того изученіе вокабул и разговоров с Россійским их значеніем; писаніе по диктовкѣ.

Переводы с Нѣмецкаго на Россійскій язык, в началѣ изустно, a потом и письменно, равно и изустныя изъясненія на Нѣмецком языкѣ отвѣтов на разные вопросы по картинам и без оных.

Средняго отдѣленія

В 3-й степени. Нѣмецкая Грамматика до вспомогательных глаголов включительно. Писаніе по диктовкѣ, изложеніе кратких письменных отвѣтов на задаваемые вопросы.

 Изученіе наизусть вокабул, разговоров и краткихнравственныхизрѣченій в прозѣ и в стихах; легкіепереводыНѣмецкагоРоссійскій язык. Во 2-й степени.

 

 Окончаніе Грамматики, Грамматическій разбор рѣчей, писаніе по диктовкѣ.

 Переводы с Нѣмецкаго на Россійскій язык, а также и с


 

Россійскаго на Нѣмецкій; изученіе наизусть разговоров и разных избранных мѣст из образцовых сочиненій в прозѣ и в стихах.

В 1-й степени. Повтореніе всей Грамматики, с усиленіем переводов как с Нѣмецкаго на Россійскій язык, так и с Россійскаго на Нѣмецкій. Грамматиче- скій разбор рѣчей; изученіе наизусть разных статей из лучших Нѣмецких                               моралистов; небольшія прозаическія сочиненія на Нѣмецком языкѣ.

Верхняго отдѣленія

В 3-й степени. Продолженіе прежняго.

Во 2-й степени. Переводы на Россійскій язык из лучших Нѣмецких писателей. Сочиненія нa Нѣмецком языкѣ.

 

 Разбор лучших Нѣмецких писателей.

В 1-й степени. Продолженіе всего того, что сказано о предъидущем классѣ.

§ 12. При обученіи Французскому языку соблюдать все тоже, что сказано о Нѣмецком.

§ 13. Чистописаніем занимать учащихся по всѣм трем преподаваемым языкам, во всѣх трех степенях нижняго и двух средняго отдѣленій.

§ 14. Рисованію обучать карандашем, пером и красками, занимая также и рисовкою с разных моделей.

§ 15. Черченіе ситуаціонных планов начинать средняго отдѣленія в 1-й степени, а оканчивать в верхнем отдѣленіи 2-й степени, слѣдуя правилам и образцовым чертежам, изданным при Главном Штабѣ Его Императорскаго Величества.

§ 16. Географія и Статистика Россійскаго Государства должны быть препо- даваемы подробно; прочих же Государств кратко.

Средняго отдѣленія

В 3-й степени. Краткая Математическая и Физическая Географія. Общее обозрѣніе всего земнаго шара.

Во 2-й степени. Общее обозрѣніе Европы.

В 1-й степени. Общее обозрѣніе Азіи, Африки, Америки и Австраліи.

Верхняго отдѣленія

В 3-й степени. Обозрѣніе Россійскаго Государства, раздѣленіе онаго по климатам, полосам и Губерніям. Столичные, Губернскіе и прочіе примѣчательнѣйшіе города. Повтореніе Европейской Географіи; также повтореніе и распространеніе Математической и Физической Географіи.

Во 2-й степени. Статистическое обозрѣніе Россійскаго Государства пространнѣе, а прилежащих к оному Держав кратко.

В 1-й степени. Продолженіе Статистическаго обозрѣнія.

§ 17. Преподаваніе Исторіи должно заключать в себѣ лишь главнѣйшія и достопамятнѣйшія произшествія или событія міра; при чем отечественную Исторію преподавать пространнѣе других.

Средняго отдѣленія

В 3-й степени. Греческая Исторія.

Во 2-й степени. Римская Исторія до паденія Западной Имперіи. Россійская от начала оной до нашествія на Россію Татар.


 

В 1-й степени. Средняя Всеобщая Исторія от паденія Западной Римской Имперіи до открытія Америки. Общее обозрѣніе произшествій средних вѣков. Россійская Исторія от нашествія на Россію Татар до восшествія на Престол Романова Дома.

Верхняго отдѣленія

В 3-й степени. Продолженіе Всеобщей Исторіи: происшествія от открытія Америки до Вестфальскаго мира. Россійская Исторія от восшествія Романова Дома на Престол до наших времен.

Во 2-й степени. От Вестфальскаго мира до наших времен. Повтореніе преж- няго.

В 1-й степени. Военная Исторія.

§ 18. Арифметика должна быть преподаваема теоретически и практически и с подробностію, примѣняя оную к употребленію в разных случаях; а потому и должно пояснять всѣ ея правила примѣрами. Поелику же нѣкоторыя ея пра- вила, как напримѣр: фальшивое, смѣшенія и прогрессіи, гораздо с большею ясностію и основательностію могут быть преподаваемы в Алгебрѣ, то и оставить их для оной.

Нижняго отдѣленія

В 3-й степени. Упражнять в первых четырех правилах простыми числами и в познаніи цифр: Славянских и Римских. Сверх того употреблять Русскіе счеты, показывая на них сложеніе и вычитаніе.

Во 2-й степени. При повтореніи прежняго, дать надлежащія понятія о дробях простых и десятичных, поясняя оныя линіями, раздѣленными на части.

 

Показать способ отдѣленія цѣлых чисел от неправильных дробей; сокращеніе дробей, приведеніе к одинакому знаменателю, сложеніе, вычитаніе, умноженіе и дѣленіе простых и десятичных дробей, поясняя все сіе по возможности и самыми примѣрами. Сложеніе, вычитаніе, умноженіе и дѣленіе именованных чисел, сперва без дробей, a потом и с дробями, а также приведеніе оных из большаго наименованія в меньшее и из меньшаго в большее, поясняя как дроби, так и наименованныя числа примѣрами; при чем заставить твердо выучить наизусть лишь самыя употребительнѣйшія таблицы о вѣсах, мѣрах и о прочем, необходимо нужном для дѣйствованія именованными числами.

В 1-й степени. О происхожденіи квадратных и кубических чисел, и об извлеченіи квадратных и кубических корней. Об отношеніях и пропорціях Арифметических и Геометрических. О простом тройном правилѣ, о составленіи сложных пропорцій, о сложном тройном правилѣ, а также и о правилѣ товарищества, поясняя все оное примѣрами.

Средняго отдѣленія

В 3-й и 2-й степени. Повтореніе Арифметики.

§ 19.

Нижняго отдѣленія

В 1-й степени. Начало Алгебры; дѣйствія с цѣлыми Алгебраическими количествами; сложеніе, вычитаніе, умноженіе и дѣленіе оных.


 

Средняго отдѣленія

В 3-й степени. О общем большем дѣлителѣ. Алгебраическія дроби. Сложеніе, вычитаніе, умноженіе и дѣленіе. О разрѣшеніи дробей на большіе ряды. О квадратных и кубических количествах и их корнях и происходящих от них неизвлекомых количествах; а также о невозможных или мнимых количествах.

 

О высших степенях и исчисленіи со степенями. О корнях степеней вообще и об изображеніи неизвлекомых чисел дробными показателями; а также о разложе- ніи неизвлекомых степеней на безконечные ряды.

Во 2-й степени. Уравненіе первой, второй и третьей степени с одним и с многими неизвѣстными; о трояком соединеніи букв. Биномія Нютона и употребленіе оной в разных случаях.

В 1-й степени. О рѣшеніи уравненіи третьей и четвертой степени. О пропорціях, прогрессіях и логарифмах. Приложеніе Алгебры к простой Геометріи.

Верхняго отдѣленія

В 3-й степени. Повтореніе Алгебры.

§ 20. Геометрія должна быть преподаваема с доказательствами, примѣняя оную к военным наукам; при чем не упускать из вида и практических задач землемѣрства.

Средняго отдѣленія

В 3-й степени. Лонгиметрія. Во 2-й степепи. Планиметрія. В 1-й степени. Стереометрія. Верхняго отдѣленія

В 3-й степени. Повтореніе всей Геометріи.

§ 21.

Верхняго отдѣленія

В 3-й степени. Тригонометрія с примѣненіем к Геодезіи и простому ни- велированію, с показаніем употребленія для военных съемок нужнѣйших инструментов.

§ 22.

Средняго отдѣленія

В 1-й степени. Ротное и баталіонное ученье. Гарнизонная и лагерная служба. Верхняго отдѣленія

В 3-й степени. Опредѣленіе Тактики и раздѣленіе оной. О разных родах войск и различном вооруженіи оных; подробное показаніе и объясненіе всѣх частей огнестрѣльнаго и бѣлаго оружія. О составѣ и управленіи нашей Арміи. О пѣхотѣ. Свойство, вооруженіе и устройство оной. Дѣйствіе пѣхоты противу пѣхоты, противу кавалеріи и противу артиллеріи. Вліяніе мѣстоположенія на дѣйствіе пѣхоты. О кавалеріи. Свойство оной, раздѣленіе и вооруженіе. Построеніе кавалеріи. Движенія оной противу кавалеріи, противу пѣхоты, противу артиллеріи. Вліяніе мѣстоположенія на дѣйствіе кавалеріи. Главныя


 

правила малой войны. Краткое изъясненіе Авторов, извѣстнѣйших своими полезными сочиненіями по части военнаго искуства.

Во 2-й степени. Об артиллерійском, строѣ. О дѣйствіи артиллеріи противу пѣхоты и противу кавалеріи.

Вліяніемѣстоположенія на дѣйствіе артиллеріи.

 

В 1-й степени. О различных военных строях от семилѣтней войны до нашего времени, объясняемых планами сраженій и других частных дѣйствій.

§ 23.

Верхняго отдѣленія

В 3-й степени. Полевая Фортификація с нѣкоторыми примѣрами обороны и атаки полевых укрѣпленій.

Во 2-й степени. Общія правила долговременной фортификаціи, с объясненіем новѣйших систем.

В 1-й степени. Общія правила атаки и обороны крѣпостей и миннаго ис- куства.

§ 24. Артиллерія должна быть преподаваема двояким образом: кратко для общаго понятія об оной всѣм кадетам, и пространнѣе предназначаемым к выпуску Артиллерійскими Офицерами.

Верхняго отдѣленія

В 3-й степени. О порохѣ и составных частях онаго. О признаках доброкачественнаго пороха.

 

 Общія понятія о дѣйствіи пороха. О Артиллерійских орудіях. Какія орудія употребляются в Россійской Артиллеріи. Как раздѣляются орудія по роду употребленія их.

 

 Какія орудія и каких калибров употребляются в полевой Артиллеріи и подраздѣленіе оных.

 

 Какія орудія и каких калибров употребляются в осадной и крѣпостной Артиллеріи.

 О главнѣйших частях орудій и о раздѣленіи орудій по наружности. О зазорѣ. О снарядах. О лафетах и передках. О мортирном станкѣ. О зарядном ящикѣ. О зарядных фурах осадной Артиллеріи. О главных принадлежностях к орудіям. Опредѣленіе и раздѣленіе выстрѣлов. О дальности полета снарядов из полевых орудій.

Во 2-й степени. Предварительныя понятія об Артиллерійском искуствѣ вообще. Об Артиллерійской Школѣ или об Артиллерійских размѣрах и о вѣсѣ, в Артиллеріи употребляемом.

 

О составѣ, свойствах, силѣ и дѣйствіях пороха и всѣх веществ, его составляющих; а также и пробѣ онаго, храненіи, перевозкѣ и о прочем, до пороха касающемся. Теоретическія и практическія познанія об Артиллерійских орудіях и принадлежности оных. О снарядах и припасах. О лафетах, передках, зарядных ящиках и обо всем вообще обозѣ, при Артиллеріи употребляемом; об Артиллерійской Лабораторіи; о разных инструментах и машинах, при Арсеналах, в Лабораторіях, в полѣ и в Гарнизонах употребляемых, а также и черченіе Артиллерійских чертежей.

В 1-й степени. Теоретическое и практическое познаніе о выстрѣлах. Дѣйствіе различных снарядов. Правила для слѣдованія Артиллеріи в походах и для расположенія оной в лагерях и бивуаках, относящіяся собственно до Артиллерійской службы. Упражненіе Артиллеріи в учебных лагерях.


 

Употребленіе Артиллеріи при осадах и при оборонах крѣпостей. Продолженіе черченія Артиллерійских чертежей.

§ 25.

Верхняго отдѣленія

В 3-й степени. Общее изложеніе порядка судопроизводства и письменных сношеній по службѣ.

Во 2-й и 1 й степени. Продолженіе показанія военнаго судопроизводства с большею подробностію и некоторыми примѣрами.

§ 26. Из Аналитической Геометріи преподавать во второй степени верхняго отдѣленія только примѣненіе оной при конических сѣченіях.

§ 27.

Верхняго отдѣленія

Во 2-й степени. Основанія Статики и Динамики.

В 1-й степени. Основанія Гидростатики и Гидродинамики.

§ 28.

Верхняго отдѣленія

Во 2-й степени. Основанія Физики. В 1-й степени. Основанія Химіи.

§ 29. Учебныя Пособія, суть: книги, таблицы, прописи, картины, Геогра- фическія карты и глобусы; Математическія, Физическія, Meханическія, Артиллерійскія, Фортификаціонныя и прочія модели и инструменты; Артиллерійскіе и Фортификаціонные чертежи и Библіотека.

§ 30. Общія испытанія в успѣхах кадет производить ежегодно во всѣх классах, и послѣ онаго переводить из одной степени классов в другую тѣх кадет, кои оказали в своих классах надлежащіе во всѣх предметах успѣхи.

 

 Но чрез сіе не запрещается переводить иногда кадет из класса в класс и прежде истеченія года: однако не иначе, как по предварительному испытанію во всѣх нужных к тому познаніях.

§ 31. По причинѣ многих классов и значительнаго числа кадет в каждом, нужно начинать годовое испытаніе за два мѣсяца до выпуска в Офицеры.

 

 Испытаніе сіе дѣлать в разных классах вдруг (в одно время), начиная оное в классах верхних степеней, для удобнѣйшаго и безостановочнаго перевода в высшіе классы тѣх кадет, которые по экзамену того удостоиваются.

 

 Подробное же по сему распоряженіе и составленіе Экзаменных Коммиссій, из трех или болѣе Офицеров и старших Учителей, предоставляется Директору Корпуса; равно и то, при каких экзаменах присутствовать ему самому и        при каких Инспектору классов и Баталіонному Командиру; при чем однако, вмѣняется Директору в обязанность, обратя особенное вниманіе на экзамены в высших классах, пре- имущественно присутствовать при оных.

 

§ 32. Испытаніе хотя производится посредством классных Учителей, однако же отвѣчать на предлагаемые им вопросы вызывают кадет не они, но присутствующіе при экзаменѣ, о коих в § 31 сказано. Пред экзаменом подают


 

Учителя Инспектору классов списки о всѣх их учениках, с означеніем в оных списках успѣхов, способностей и прилежанія каждаго кадета, посредством балов и отмѣток, по прилагаемой при сем формѣ под № 2; a Инспектор классов представляет сіи списки Директору.

 

 Присутствовавшіе при экзаменѣ утверждают число балов, Учителем положенных, уменьшают или увеличивают оные и за тѣм составится общий Табель каждой степени об успѣхах кадет по прилагаемой при сем формѣ под № 3, и по сим уже балам назначаются достойнѣйшіе к выпуску в Офицеры и к перемѣщенію из низших степеней классов в высшія. О числѣ же полных балов, полагаемых за каждый учебный предмет в каждой степени классов, прилагается Таблица.

§ 33. В верхних классах и вообще, гдѣ преподаются Военныя Математическія науки, имѣть особенные билеты, на коих написаны бы были порознь вопросы; какіе можно дѣлать в оном классѣ относительно того предмета, в коем кадеты испытуются, вызывая их не по порядку.

 

§ 34. Назначать кадет в выпуск из Корпуса послѣ экзамена. Из классов верхняго отдѣленія 3-й степени назначать их в Армейскіе Офицеры; a из классов того ж отдѣленія 1-й степени, в Артиллерійскіе и Саперные. Назначеніе их к выпуску дѣлает Директор обще с Инспектором, Баталіонным и Ротными Командирами. За тѣм, о сих назначенных в Офицеры составляются списки по формам под № 5 и 6.

§ 35. Относительно награжденій и наказаній кадет, слѣдовать общим правилам, изложенным в I части сего Устава, главы II § 39 и послѣдующих.

 

 Сверх того, для поощренія или побужденія кадет к прилежанію, исполнять слѣдующее:

1) В классах у каждаго Учителя особо должны сидѣть кадеты, соответственно степени их успѣхов в том предметѣ, который он преподает, и по мѣрѣ их прилежанія к преподаваемому. Первым мѣстом считать то, которое сзади всѣх на правом краю скамейки.

 

 Ежели  лѣнивый и нерадивый кадет начинает исправляться и показывать хорошіе успѣхи в преподаваемом, тогда сажать его выше тѣх, коих превзошел, и таким образом повышать каждаго, который окажется того достойным.

 

 2) Прилежнѣйших и отличных хорошим поведеніем назначать старшими по классам.

 3) По окончаніи годоваго курса и по сдѣланіи общаго экзамена, лучшіе из кадет получают из рук самаго Директора, при собраніи всѣх товарищей, разныя награжденія, приличныя их возрасту и степени познаній, как-то: книги, Математическіе инструменты и тому подобное.

 

§ 36. Когда на кадета лѣниваго или замѣченнаго в шалостях, не дѣйствуют ни выговоры, ни увѣщанія, сдѣланныя наединѣ или в присутствіи товарищей, ни поставленіе в угол, или другія легкія и возрасту соотвѣтственныя наказанія, ни пониженіе мѣстом в классѣ, тогда употребить слѣдующія наказанія:

2) Внеклассное время, когда всѣ другіе кадеты свободны и могут играть, тогда лѣнивых сажать в каморах на нѣкоторое время за стол учиться, a шалунов ставить в угол.

 

3) Вовремя обѣда ставить за штрафный стол, лишая одного или двух блюд.

В праздничные и воскресные дни, когда позволяется отпускать кадет из


 

Корпуса к родственникам, то лѣнивых, шалунов, упрямых и непослушных не отпускать со двора до тѣх пор, пока не исправятся.

 4) Наказывать арестом с посаженіем на Кадетскую гауптвахту, а за большую вину в уединенную комнату.

5) Особенно замѣченным в лѣности или дурном поведеніи, послѣ всѣх меньших наказаній, надѣвать сѣрую из толстаго сукна куртку, на большое или меньшее время, по мѣрѣ вины.

 6) Тѣх, кои не исправляются ни от каких вышепоказанных наказаній, нѣсколько раз над ними испытанных, наказывать розгами, но не иначе, как с утвержденія Директора.

 

 Сіе наказаніе, по мѣрѣ вины, дѣлать иногда не в присутствіи прочих кадет, а иногда и в присутствіи, и о таковом наказаніи Директор Корпуса в то же время доводит до свѣденія Главнаго Директора.

 

§ 37. Как при награжденіях, так и при наказаніях, принимать всегда во уваженіе не только успѣхи воспитанника в науках, но и его способности, прилежаніе, нрав, поведеніе его в классах и внѣ оных и обращеніе с своими товарищами, а также опрятность и сбереженіе своих классных и других вещей, и сообразно тому располагать награжденіе хороших и наказаніе виновных.

 

 Равным образом весьма надобно смотрѣть и на то, часто ли воспитанник в вину попадается.

 

 Для сего Ротный Командир обязан вести журнал обо всей своей ротѣ, основанный на донесеніях Ротных Офицеров, записывая в оный, кто именно, чѣм, за что и когда был наказан, и по чьему приказанію, дабы при ежемѣсячной аттестаціи каждаго кадета, удобнѣе было чрез то с совершенною справедливостію аттестовать так, как он заслуживает.

 

§ 38. По приходѣ кадет в классы, каждый Учитель дѣлает по списку, составленному им по старшинству кадет, перекличку своим ученикам, дабы знать, всѣ ли они в класс пришли и отмѣтить того, кто не явился, и ежели он не находится в лазаретѣ, то увѣдомить тотчас Дежурнаго Офицера. Потом Учитель начинает преподаваніе и строго наблюдает, чтобы кадеты сидѣли в классах тихо, благопристойно, и обращали бы вниманіе на то, что им преподается. Шалунов же, невнимательных, лѣнивых и непослушных наказывать таким образом, как в началѣ § 36 сказано.

 

§ 39. В каждом классѣ должен быть на стѣнѣ список кадет, составленный Инспектором классов, по старшинству их достоинств, каковыми они оказались послѣ годоваго испытанія (§ 32). При сих же списках должны быть в каждом классѣ и таблицы за подписаніем Инспектора классов, показывающія, кто из Учителей в какіе дни и часы чему в оном классѣ обучает. Форма оным таблицам составлена под № 7.

 

§ 40. Помощник Инспектора над классами наблюдает, чтобы прежде прихода кадет в классы было все нужное в оных приготовлено; а Дежурные по ротам Офицеры смотрят, чтобы кадеты, идя в классы, брали с собою всѣ книги, тетради и прочія классныя вещи.

§ 41. В классные дни, поутру за 10 минут до 7 часов, a послѣ обѣда за 10 минут до 3 часов, бьют в барабан повѣстку и по оной кадеты берут всѣ нужныя им классныя вещи и строятся по классам. Дежурный по ротѣ Офицер, повѣрив чиcло


кадет, и осмотрѣв, всѣ ли они взяли классныя свои вещи, ведет их порядком в классы, гдѣ они садятся по своим мѣстам.

Учители должны уже находиться в классах, и сдѣлав перекличку по своим спискам, начинают преподаваніе. Поутру в 9 часов, а послѣ обѣда в половинѣ пятаго, дается знак барабаном к перемѣнѣ классов, и кадеты могут выходить на 10 минут из классов; послѣ чего по прошествіи 10 минут, бить классный сбор, по которому кадеты немедленно садятся в классы по своим мѣстам, сообразно списку того Учителя, который в классах быть должен, и начинается опять преподаваніе перемѣнившимися уже Учителями.

 

 Поутру в 11 часов, a послѣ обѣда в 6, по барабану, кадеты выпускаются из классов, идут в роты под присмотром Дежурных Офицеров и кладут по мѣстам классныя свои вещи.

 

§ 42. Учители должны приходить в классы непремѣнно до начатія классов, и не уходить из оных прежде назначеннаго времени.

 

 За сим Инспектор классов и Дежурные по Корпусу Штаб- и Обер-Офицеры имѣют наблюденіе.

 

Кто из Учителей опоздал и сколько времени, или вышел ранѣе, либо совсѣм не приходил, о таковых Дежурный по Корпусу Штаб-Офицер подает Директору ежедневно при вечернем рапортѣ записку, с означеніем и причин, если онѣ извѣстны.

 

 Инспектор классов ведет всему оному журнал, и по прошествіи каждаго мѣсяца, представляет о тѣх Учителях Директору ведомость.

 

 При выдачѣ таковым учителям жалованья вычитается вдвойнѣ из всего получаемаго ими от Корпуса денежнаго содержанія, за все то время, которое они не были в классах, не имѣв на то законных и самых необходимых причин, как напримѣр: болѣзни, или особеннаго какого-либо порученія от Начальства; о чем они должны представить надлежащія свидетельства.

 

 Каждый Учитель, который не может явиться в классы, должен заблаговременно дать о том знать Инспектору классов, дабы он мог распорядиться и назначить на мѣсто его другаго Учителя.

 

 Что же касается до тѣх Учителей, кои в продолженіи четырех мѣсяцов будут больны, и по истеченіи онаго времени еще не выздоровѣли, у таковых (совершенно уверившись о действительной их болѣзни) не вычитать ничего, но далѣе не производить уже им никакого жалованья.

 

 Однако если в столь продолжительную болѣзнь впадет такой из Учителей, который извѣстен отличными способностями и усердіем, то о непрекращеніи ему жалованья предоставляется Директору ходатайствовать особым представленіем.

 

§ 43. Учители обязаны слѣдовать во всем установленному в классах порядку и не отступать от назначенной им методы преподаванія; никаких новых книг в классы нe вводить, а ежели найдут какой-нибудь удобнѣйшій и полезнѣйшій способ преподаванія, о том доносит Инспектору классов, a он Директору Корпуса, и без особеннаго от него разрѣшенія, к введенію в классы чего либо новаго не приступать.

 

§ 44. Учители всегда должны приходить в классы одѣтые пристойным образом: военные в мундирах или мундирных сюртуках со шпагами, a статскіе в вице-мундирах.

 

Примечания.

 

Для того чтобы не забивать кадетам голову ненужной учебной литературой устанавливается учебный комитет который праверяет всю учебную литературу на соответствие предмету и государственную идеологию.

Если учебный комитет считает что учебную литературу (данную конкретную книгу можно пропустить он далее направляет ее в цензурный комитет минестерства просвещения со своим положительным заключением. Далее книга рассматривается в цензурном комитете и если и там не придеруться то книга дозволяется для преподования в учебном заведеннии военного ведомства.

Из сего изымается духовная литература она сразу направляется в цензурный комитет синода.

 

В светских Граждажданских учебных заведениях порядок другой

 

Там новую литературу для гимназий а также для уездных и губернских училищ проверяет Учебный комитет того Вуза к которому согласно делению на образовательные округа относится данное учебное заведение.

 

Как мы помним у нас при николае первом десять учебных округов для светских гражданских учебных заведений и каждый лбразовательный округ и все учебные заведения в нем курирует один из 10 главных университетов. Соответственно образовательные учреждения направляют литературу в университет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.2 с.)