Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Г лава II. О нравственном воспитаніи
§ 15. Цѣль нравственнаго воспитанія состоит в содѣланіи воспитанников добродѣтельными и благочестивыми. § 16. Основательное образованіе характера весьма важно в нравственном отношеніи. Характер человѣка должен быть основан на ясном и правильном понятіи об истинных обязанностях его и на душевном убѣжденіи о необходи- мости точнаго оных исполненія. § 17. Все, что имѣет вліяніе на образованіе мыслей, должно входить в соображеніе при нравственном воспитаніи. § 18. Чувства, кои должно стараться вселять в душу воспитанников так, чтобы они были не разлучны с ними во все продолженіе их жизни, суть: страх Божій, благочестіе, чувство долга, безпредѣльная преданность Государю, повиновеніе Начальству, нѣжная почтительность к родителям, уваженіе к старшим, благо- дарность и любовь к ближнему. § 19. Главнѣйшее и рѣшительнѣйшее вліяніе на образ мыслей, на сердце и характер, имѣет вѣра. Вселяя страх Божій и благочестіе, она служит твердым и надежнѣйшим основаніем нравственности. § 20. Из всѣх нравственных чувств послѣ вѣры, важнѣйшее есть чувство долга; а потому и нужно внушать оное воспитанникам с юных лѣт, показывая им при всяком случаѣ словом и примѣром необходимость исполнять долг так, чтобы и одно сіе слово было уже им священным, прежде нежели они в состояніи будут обнять всю важность значенія онаго, и чтобы отроки и юноши привыкали ис- полнять долг прежде, нежели сила страстей ослабит в них глас совѣсти.
§ 21. Вкоренять в воспитанников безпредѣльную преданность к Державному Государю и Августѣйшему Его Дому, и искреннюю приверженность ко всѣм Государственным постановленіям. § 22. Повиновеніе Начальству, или субординація, есть душа всякой службы, наипаче военной. Безпрекословное исполненіе всякаго по службѣ приказанія, есть долг каждаго служащаго. В сем должно вразумлять воспитанников, пріучая их к послушанію с самых юных лѣт. Притом держаться неизмѣнно правила, чтобы произнесенное однажды запрещеніе, или приказаніе, было всегда исполня- емо не по одной наружности и иногда только, но совершенно и постоянно. Для сего однако нужно, чтобы таковыя приказанія и запрещенія определяемы были только по сущей необходимости и для дѣйствительной пользы воспитанников.
§ 23. Нѣжную почтительность к родителям, с любовію соединенную, должно стараться питать и усиливать в сердцах воспитанников. § 24. Внушая воспитанникам уваженіе к старшим вообще, наблюдать бдительно, чтобы они не позволяли себѣ осуждать тѣх особ, к коим должны и заочно показывать полное уваженіе. § 25. Внушать воспитанникам, что за попеченіе и воспитаніе, чувство благодарности они наиболѣе питать должны к благодѣтельному Правительству, a потом к наставникам и Учителям, яко посвятившим себя на многотрудное для них, но благодѣтельное для воспитанников, дѣло. § 26. Стараться вселять в юношах готовность по мѣрѣ средств своих помогать ближнему. § 27. Главнѣйшія нравственныя качества суть: власть над собою, воздержность, укрощеніе страстей, стремленіе к усовершенствованію себя, дѣятельность, порядок, честность, безкорыстіе, правдолюбіе, справедливость, твердость духа, неустрашимость и скромность. § 28. Для утвержденія сих качеств в воспитанниках, должно: а) Требовать, чтобы воспитанники, не только по приказаніям Начальников, но и по собственному убѣжденію, умѣли воздержать страсти и вожделѣнія свои, добрым правилам противныя. b) Вкоренять в воспитанников, как всегдашнюю охоту заниматься для пріобрѣтенія полезных познаній, так и постоянное желаніе усовершенствоваться во всѣх добродѣтелях. с) Внушать воспитанникам правило, чтоб, дорожа временем, котораго никакими средствами нельзя воротить, никогда не были они праздными и никогда не дѣлали ничего безполезнаго. d) Пріучать воспитанников к порядку: каждая вещь должна имѣть свое мѣсто, каждое дѣло, сколь возможно, предназначенное для него время. За точным наблюденіем того имѣть бдительный надзор. е) Предупреждая привычку к неправдѣ, воспитатель должен внушать воспитанникам: во-первых, что в случаѣ проступков, собственное признаніе есть первый шаг к исправленію, также и к уменьшенію вины, а потому и заслуживает снисхожденіе; упорство же в непризнаніи и ложь, усугубляя вину, тѣм строже наказываются. Во-вторых, что если вообще ложь есть порок, то тѣм непростительнѣе скрывать истину
для отклоненія от себя наказанія, вовлекая тѣм в оное невинных своих товарищей, и что в таких случаях благородство души ознаменовывается откровенным признаніем собственной вины. Впрочем, воспитателю нужно умѣть открывать истину, и опытом удостовѣрять воспитанников, что они не должны и не могут скрыть от него оную. f) Внушать воспитанникам, а особливо взрослым, приближающимся уже ко вступленію в службу, что честность и безкорыстіе должны быть неразлучными спутниками службы и всей жизни их, и притом изображать, сколь вредно все противное сему. g) Строго наблюдать, чтобы никто из воспитанников не дѣлал другому никакой обиды, и никогда не позволял себѣ при- своивать ему непринадлежащаго. h) Воспитатели должны имѣть во вниманіи, что твердость духа и неустрашимость раждаются в воспитанниках болѣе всего от чтенія и живаго разсказа о дѣяніях великих мужей, кои храбростію своею и любовію к отечеству содѣлались безсмертными для потомства. А потому не только преподающій Исторію не должен никогда терять сего из виду, но и другіе воспитатели должны знакомить воспитанников с такими же примѣрами, особливо из отечественной Исторіи. і) Внушать в воспитанников, что скромность и собственная их польза требуют, дабы они обращали болѣе вниманія на недостатки, нежели на достоинства свои, и чтобы болѣе имѣли в виду тѣ совершенства, которыя еще надлежит пріобрѣсти, нежели тѣ, кои полагаются уже пріобрѣтенными. § 29. Средства к достиженію цѣли нравственнаго воспитанія суть: развитіе нравственных чувств, примѣр, соревнованіе, честолюбіе, ученіе, чтеніе, разговоры, награжденія и наказанія. § 30. Для развитія и внушенія нравственных чувств, должно начать нравственное воспитаніе с того, чтобы содѣлывать дѣтей внимательными к гласу совѣсти, указывая им при всяком удобном случаѣ и сколько возможно собственным их опытом, что исполненіе обязанности всегда сопряжено с душевным удовольствіем, a нарушеніе оной с противным чувством. § 31. При свойственной дѣтям склонности к подражанію, примѣр есть весьма дѣятельное средство в нравственном воспитаніи, и потому должно всѣми мѣрами стараться с одной стороны удалять от воспитанников всякаго рода дурные примѣры, a с другой сколько возможно болѣе представлять им примѣры добрые. § 32. Если замѣчен будет такой воспитанник, который, быв порочен, может испортить и многих, то немедленно принимать должныя мѣры, для пре- дупрежденія сего зла. Надежнѣйшее средство для прекращенія зла сего рода, состоит в том, чтобы вывести пред воспитанниками порочность такого товарища, и убѣдя их в вредном его на них вліяніи, отвратить их тѣм от него. Но ежели нѣт надежды к исправленію таковаго порочнаго воспитанника, то должно удалить его из Заведенія таким порядком, как сказано в § 20 Общаго Положенія.
Примѣчаніе. Также слѣдует обращать большое вниманіе на нижних чинов, кои находятся при воспитанниках в услуженіи. Ненадежных замѣнять лучшими.
§ 33. Возбуждать в воспитанниках соревнованіе, поддерживаемое справедливою хвалою и отличіем, коего удостоиваются добронравные из них.
Но остерегаться, чтобы не родилось в отличаемых воспитанниках тщеславіе, стремящееся болѣе к тому, чтоб лишь по наружности возвыситься пред другими, а не к тому, чтобы дѣйствительно усовершенствовать самаго себя.
§ 34. Обращать особенное вниманіе на чувство честолюбія и пользоваться оным, как одним из средств к достиженію цѣли воспитанія.
На юношу, в коем чувство сіе существует, можно одним словом дѣйствовать сильнѣе, нежели выговором, угрозами и даже наказаніями на другаго, которому оно чуждо. Для сего нужно при всяком случаѣ внушать им: а) что истинная честь нераздельна с истинною нравственностію; b) что основаніем ея должно быть добросовѣстное исполненіе всего того, что требуется долгом; с) что мнѣніе одних только благоразумных и добрых, а не легкомысленных и дурных людей, заслуживает того, чтобы оным дорожить; d) что воспитанники Военно-Учебных Заведеній, принадлежа к почтенному сословію Дворянства, должны всемѣрно стараться, чтобы содѣлаться совершенно достойными своего званія, и быть вѣрными и полезными слугами Государя. § 35. Воспитатель должен быть весьма осторожен там, гдѣ замѣчает он начала излишняго честолюбія. Если с одной стороны должно стараться оное укрощать, то с другой надобно остерегаться, чтобы, не оскорблять сего чувства неумѣстными в присутствіи других, а паче несправедливыми нареканіям. § 36. Ученіе должно служить не токмо к пріобрѣтенію познаній и к изощренію ума, но имѣть вліяніе и на нравственность. Ученіе образует мысли воспитанников, а мысли находятся в тѣснѣйшей связи с чувствами сердца и с волею человѣка, от коих раздаются всѣ его поступки. Сіе должны имѣть всегда в виду всѣ наставники и преподающіе Закон Божіи, Исторію и Словесность. § 37. Воспитатель должен обращать величайшее вниманіе на выбор чтенія воспитанников, удаляя от них все, могущее развращать воображеніе; всякія сочиненія, могущія вовлечь его в неприличныя умствованія или сужденія, даже и такія книги, которыя хотя и не заключают в себѣ ничего положительно вред- наго, но не представляя сердцу и уму никакой полезной пищи, вредят тѣм, что убивают безполезно время и пріучают воспитанника к такому пустому чтенію, послѣ котораго трудно ему приняться за истинно полезныя книги.
§ 38. В разговорах с отроками и юношами должно всегда наблюдать великую осторожность. Разговор с ними должен быть приличен возрасту их и имѣть полезную цѣль. Надлежащую осторожность нужно наблюдать не только в разговорах с самими воспитанниками, но и в присутствіи их. § 39. При награжденіях и наказаніях должно наблюдать слѣдующія правила: a) К сим средствам должно прибѣгать с возможною разборчивостію, дабы награжденія и наказанія не теряли своей силы. б) При назначеніи как награжденій, так и наказаній, наблюдать всегда совершенную справедливость; никогда не должно наказывать в запальчивости, a непремѣнно показывать, что наказаніе есть не что иное, как неизбѣжное послѣдствіе проступка и средство к
исправленію. в) Награжденія и наказанія должны быть соразмеряемы со степенью и родом достоинства или винности, и с прежним поведеніем; в особенности должны они соотвѣтствовать намѣренію, которое служило побужденіем поступка. § 40. Внушать воспитанникам, что лучшее награжденіе есть одобреніе со стороны воспитателей. Мнѣніе их должно быть для воспитанников драгоцѣнно не только потому, что оно есть первое основаніе к дальнѣйшим награжденіям; но и по тому чувству любви и признательности, коей воспитанники должны быть преисполнены ко всякому лицу, имѣющему непосредственное попеченіе о их образованіи. § 41. Степень нравственнаго достоинства воспитанника опредѣляется числом балов. § 42. Кромѣ упомянутых в предъидущих параграфах награжденій, относящихся собственно к нравственности, опредѣлять еще другія за прилѣжаніе и успѣх в Науках; о чем подробнѣе сказано в слѣдующей части сего Устава. § 43. Важнѣйшее награжденіе, опредѣляемое по надлежащем одобреніи за хорошую нравственность и за успѣхи в ученіи, есть: во-первых, производство в Кадетскіе унтер-офицеры и фельдфебели; во-вторых, производство по окончаніи курса ученія в Офицеры; a сверх того, имена выпускаемых из Корпуса отличнѣйших воспитанников вписывать в особую книгу при Корпусѣ, со внесеніем сего отличія в формулярные списки тѣх, кои онаго удостоились. § 44. Наказанія в Военно-Учебных Заведеніях допускаются слѣдующія: замѣчаніе, выговор, стояніе у классной доски, недопущеніе к играм и прогулкам товарищей, стояніе за штрафным столом, лишеніе одного или двух блюд, не- отпуск со двора, лишеніе темляка во время исполненія должности, содержаніе под арестом, содержаніе на хлѣбѣ и водѣ, надѣваніе сѣрой куртки, тѣлесное, соотвѣтственное винѣ и лѣтам, наказаніе, исключеніе из Корпуса, и выпуск из онаго не-офицерским чином. § 45. Замѣчаніе и выговор дѣлать, или наединѣ, или в присутствіи товарищей; в первом случаѣ должно убѣдить воспитанника в винѣ его, возбудить в нем нравственныя чувства, произвести искреннее раскаяніе и намѣреніе исправиться; в послѣднем случаѣ не должно много распространяться, но кратким убѣдительным образом объяснить вину и сдѣлать выговор. Во всѣх же случаях воздерживаться от гнѣва и всяких неприличных выраженій. § 46. Тѣлесныя наказанія дозволяются: одни не в присутствіи товарищей, a другія при собраніи одной или нѣскольких рот. § 47. При выписаніи из Корпуса воспитанника в наказаніе не-офицерским чином, поступать по § 20 Общаго Положенія о Военно-Учебных Заведеніях.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.025 с.) |