Г лава II. О нравственном воспитаніи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г лава II. О нравственном воспитаніи



§ 15. Цѣль нравственнаго воспитанія состоит в содѣланіи воспитанников добродѣтельными и благочестивыми.

§ 16. Основательное образованіе характера весьма важно в нравственном отношеніи. Характер человѣка должен быть основан на ясном и правильном понятіи об истинных обязанностях его и на душевном убѣжденіи о необходи- мости точнаго оных исполненія.

§ 17. Все, что имѣет вліяніе на образованіе мыслей, должно входить в соображеніе при нравственном воспитаніи.

§ 18. Чувства, кои должно стараться вселять в душу воспитанников так, чтобы они были не разлучны с ними во все продолженіе их жизни, суть: страх Божій, благочестіе, чувство долга, безпредѣльная преданность Государю, повиновеніе Начальству, нѣжная почтительность к родителям, уваженіе к старшим, благо- дарность и любовь к ближнему.

§ 19. Главнѣйшее и рѣшительнѣйшее вліяніе на образ мыслей, на сердце и характер, имѣет вѣра. Вселяя страх Божій и благочестіе, она служит твердым и надежнѣйшим основаніем нравственности.

§ 20. Из всѣх нравственных чувств послѣ вѣры, важнѣйшее есть чувство долга; а потому и нужно внушать оное воспитанникам с юных лѣт, показывая им при всяком случаѣ словом и примѣром необходимость исполнять долг так, чтобы и одно сіе слово было уже им священным, прежде нежели они в состояніи будут обнять всю важность значенія онаго, и чтобы отроки и юноши привыкали ис- полнять долг прежде, нежели сила страстей ослабит в них глас совѣсти.


 

§ 21. Вкоренять в воспитанников безпредѣльную преданность к Державному Государю и Августѣйшему Его Дому, и искреннюю приверженность ко всѣм Государственным  постановленіям.

§ 22. Повиновеніе Начальству, или субординація, есть душа всякой службы, наипаче военной. Безпрекословное исполненіе всякаго по службѣ приказанія, есть долг каждаго служащаго. В сем должно вразумлять воспитанников, пріучая их к послушанію с самых юных лѣт. Притом держаться неизмѣнно правила,                         чтобы произнесенное однажды запрещеніе, или приказаніе, было всегда исполня- емо не по одной наружности и иногда только, но совершенно и постоянно. Для сего однако нужно, чтобы таковыя приказанія и запрещенія определяемы были только по сущей необходимости и для дѣйствительной пользы воспитанников.

§ 23. Нѣжную почтительность к родителям, с любовію соединенную, должно стараться питать и усиливать в сердцах воспитанников.

§ 24. Внушая воспитанникам уваженіе к старшим вообще, наблюдать бдительно, чтобы они не позволяли себѣ осуждать тѣх особ, к коим должны и заочно показывать полное уваженіе.

§ 25. Внушать воспитанникам, что за попеченіе и воспитаніе, чувство благодарности они наиболѣе питать должны к благодѣтельному Правительству, a потом к наставникам и Учителям, яко посвятившим себя на многотрудное для них, но благодѣтельное для воспитанников, дѣло.

§ 26. Стараться вселять в юношах готовность по мѣрѣ средств своих помогать ближнему.

§ 27. Главнѣйшія нравственныя качества суть: власть над собою, воздержность, укрощеніе страстей, стремленіе к усовершенствованію себя, дѣятельность, порядок, честность, безкорыстіе, правдолюбіе, справедливость, твердость духа, неустрашимость и скромность.

§ 28. Для утвержденія сих качеств в воспитанниках, должно:

 а) Требовать, чтобы воспитанники, не только по приказаніям Начальников, но и по собственному убѣжденію, умѣли воздержать страсти и вожделѣнія свои, добрым правилам противныя.

 b) Вкоренять в воспитанников, как всегдашнюю охоту заниматься для пріобрѣтенія полезных познаній, так и постоянное желаніе усовершенствоваться во всѣх добродѣтелях.

 с) Внушать воспитанникам правило, чтоб, дорожа временем, котораго никакими средствами нельзя воротить, никогда не были они праздными и никогда не дѣлали ничего безполезнаго.

d) Пріучать воспитанников к порядку: каждая вещь должна имѣть свое мѣсто, каждое дѣло, сколь возможно, предназначенное для него время. За точным наблюденіем того имѣть бдительный надзор.

е) Предупреждая привычку к неправдѣ, воспитатель должен внушать воспитанникам: во-первых, что в случаѣ проступков, собственное признаніе есть первый шаг к исправленію, также и к уменьшенію вины, а потому и заслуживает снисхожденіе; упорство же в непризнаніи и ложь, усугубляя вину, тѣм строже наказываются. Во-вторых, что если вообще ложь есть порок, то тѣм непростительнѣе скрывать истину


 

для отклоненія от себя наказанія, вовлекая тѣм в оное невинных своих товарищей, и что в таких случаях благородство души ознаменовывается откровенным признаніем собственной вины. Впрочем, воспитателю нужно умѣть открывать истину, и опытом удостовѣрять воспитанников, что они не должны и не могут скрыть от него оную.

 f) Внушать воспитанникам, а особливо взрослым,                                  приближающимся уже ко вступленію в службу, что честность и безкорыстіе должны быть неразлучными спутниками службы и всей жизни их, и притом изображать, сколь вредно все противное сему.

 g) Строго наблюдать, чтобы никто из воспитанников не дѣлал другому никакой обиды, и никогда не позволял себѣ при- своивать ему непринадлежащаго.

 h) Воспитатели должны имѣть во вниманіи, что твердость духа и неустрашимость раждаются в воспитанниках болѣе всего от чтенія и живаго разсказа о дѣяніях великих мужей, кои храбростію своею и любовію к отечеству содѣлались безсмертными для потомства.

А потому не только преподающій Исторію не должен никогда терять сего из виду, но и другіе воспитатели должны знакомить воспитанников с такими же примѣрами, особливо из отечественной Исторіи.

і) Внушать в воспитанников, что скромность и собственная их польза требуют, дабы они обращали болѣе вниманія на недостатки, нежели на достоинства свои, и чтобы болѣе имѣли в виду тѣ совершенства, которыя еще надлежит пріобрѣсти, нежели тѣ, кои полагаются уже пріобрѣтенными.

§ 29. Средства к достиженію цѣли нравственнаго воспитанія суть: развитіе нравственных чувств, примѣр, соревнованіе, честолюбіе, ученіе, чтеніе, разговоры, награжденія и наказанія.

§ 30. Для развитія и внушенія нравственных чувств, должно начать нравственное воспитаніе с того, чтобы содѣлывать дѣтей внимательными к гласу совѣсти, указывая им при всяком удобном случаѣ и сколько возможно собственным их опытом, что исполненіе обязанности всегда сопряжено с душевным удовольствіем, a нарушеніе оной с противным чувством.

§ 31. При свойственной дѣтям склонности к подражанію, примѣр есть весьма дѣятельное средство в нравственном воспитаніи, и потому должно всѣми мѣрами стараться с одной стороны удалять от воспитанников всякаго рода дурные примѣры, a с другой сколько возможно болѣе представлять им примѣры добрые.

§ 32. Если замѣчен будет такой воспитанник, который, быв порочен, может испортить и многих, то немедленно принимать должныя мѣры, для пре- дупрежденія сего зла. Надежнѣйшее средство для прекращенія зла сего рода, состоит в том, чтобы вывести пред воспитанниками порочность такого товарища, и убѣдя их в вредном его на них вліяніи, отвратить их тѣм от него. Но ежели нѣт надежды к исправленію таковаго порочнаго воспитанника, то должно удалить его из Заведенія таким порядком, как сказано в § 20 Общаго Положенія.

 

Примѣчаніе.

 Также слѣдует обращать большое вниманіе на нижних чинов, кои находятся при воспитанниках в услуженіи. Ненадежных замѣнять лучшими.


 

§ 33. Возбуждать в воспитанниках соревнованіе, поддерживаемое справедливою хвалою и отличіем, коего удостоиваются добронравные из них.

 

 Но остерегаться, чтобы не родилось в отличаемых воспитанниках тщеславіе, стремящееся болѣе к тому, чтоб лишь по наружности возвыситься пред другими, а не к тому, чтобы дѣйствительно усовершенствовать самаго себя.

 

§ 34. Обращать особенное вниманіе на чувство честолюбія и пользоваться оным, как одним из средств к достиженію цѣли воспитанія.

 

 На юношу, в коем чувство сіе существует, можно одним словом дѣйствовать сильнѣе, нежели выговором, угрозами и даже наказаніями на другаго, которому оно чуждо. Для сего нужно при всяком случаѣ внушать им:

 а) что истинная честь нераздельна с истинною нравственностію;

 b) что основаніем ея должно быть добросовѣстное исполненіе всего того, что требуется долгом;

 с) что мнѣніе одних только благоразумных и добрых, а не легкомысленных и дурных людей, заслуживает того, чтобы оным дорожить;

 d) что воспитанники Военно-Учебных Заведеній, принадлежа к почтенному сословію Дворянства, должны всемѣрно стараться, чтобы содѣлаться совершенно достойными своего званія, и быть вѣрными и полезными слугами Государя.

§ 35. Воспитатель должен быть весьма осторожен там, гдѣ замѣчает он начала излишняго честолюбія. Если с одной стороны должно стараться оное укрощать, то с другой надобно остерегаться, чтобы, не оскорблять сего чувства неумѣстными в присутствіи других, а паче несправедливыми нареканіям.

§ 36. Ученіе должно служить не токмо к пріобрѣтенію познаній и к изощренію ума, но имѣть вліяніе и на нравственность. Ученіе образует мысли воспитанников, а мысли находятся в тѣснѣйшей связи с чувствами сердца и с волею человѣка, от коих раздаются всѣ его поступки. Сіе должны имѣть всегда в виду всѣ наставники и преподающіе Закон Божіи, Исторію и Словесность.

§ 37. Воспитатель должен обращать величайшее вниманіе на выбор чтенія воспитанников, удаляя от них все, могущее развращать воображеніе; всякія сочиненія, могущія вовлечь его в неприличныя умствованія или сужденія, даже и такія книги, которыя хотя и не заключают в себѣ ничего положительно вред- наго, но не представляя сердцу и уму никакой полезной пищи, вредят тѣм, что убивают безполезно время и пріучают воспитанника к такому пустому чтенію, послѣ котораго трудно ему приняться за истинно полезныя книги.

§ 38. В разговорах с отроками и юношами должно всегда наблюдать великую осторожность. Разговор с ними должен быть приличен возрасту их и имѣть полезную цѣль. Надлежащую осторожность нужно наблюдать не только в                   разговорах с самими воспитанниками, но и в присутствіи их.

§ 39. При награжденіях и наказаніях должно наблюдать слѣдующія правила:

a) К сим средствам должно прибѣгать с возможною разборчивостію, дабы награжденія и наказанія не теряли своей силы.

б) При назначеніи как награжденій, так и наказаній, наблюдать всегда совершенную справедливость; никогда не должно наказывать в запальчивости, a непремѣнно показывать, что наказаніе есть не что иное, как неизбѣжное послѣдствіе проступка и средство к


 

исправленію.

 в) Награжденія и наказанія должны быть соразмеряемы со            степенью и родом достоинства или винности, и с прежним поведеніем; в особенности должны они соотвѣтствовать намѣренію, которое служило побужденіем поступка.

§ 40. Внушать воспитанникам, что лучшее награжденіе есть одобреніе со стороны воспитателей. Мнѣніе их должно быть для воспитанников драгоцѣнно не только потому, что оно есть первое основаніе к дальнѣйшим награжденіям; но и по тому чувству любви и признательности, коей воспитанники должны быть преисполнены ко всякому лицу, имѣющему непосредственное попеченіе о их образованіи.

§ 41. Степень нравственнаго достоинства воспитанника опредѣляется числом балов.

§ 42. Кромѣ упомянутых в предъидущих параграфах награжденій, относящихся собственно к нравственности, опредѣлять еще другія за прилѣжаніе и успѣх в Науках; о чем подробнѣе сказано в слѣдующей части сего Устава.

§ 43. Важнѣйшее награжденіе, опредѣляемое по надлежащем одобреніи за хорошую нравственность и за успѣхи в ученіи, есть: во-первых, производство в Кадетскіе унтер-офицеры и фельдфебели; во-вторых, производство по окончаніи курса ученія в Офицеры; a сверх того, имена выпускаемых из                        Корпуса отличнѣйших воспитанников вписывать в особую книгу при Корпусѣ, со внесеніем сего отличія в формулярные списки тѣх, кои онаго удостоились.

§ 44. Наказанія в Военно-Учебных Заведеніях допускаются слѣдующія: замѣчаніе, выговор, стояніе у классной доски, недопущеніе к играм и прогулкам товарищей, стояніе за штрафным столом, лишеніе одного или двух блюд, не- отпуск со двора, лишеніе темляка во время исполненія должности, содержаніе под арестом, содержаніе на хлѣбѣ и водѣ, надѣваніе сѣрой куртки, тѣлесное, соотвѣтственное винѣ и лѣтам, наказаніе, исключеніе из Корпуса, и выпуск из онаго не-офицерским чином.

§ 45. Замѣчаніе и выговор дѣлать, или наединѣ, или в присутствіи товарищей; в первом случаѣ должно убѣдить воспитанника в винѣ его, возбудить в нем нравственныя чувства, произвести искреннее раскаяніе и намѣреніе                            исправиться; в послѣднем случаѣ не должно много распространяться, но кратким убѣдительным образом объяснить вину и сдѣлать выговор. Во всѣх же случаях воздерживаться от гнѣва и всяких неприличных выраженій.

§ 46. Тѣлесныя наказанія дозволяются: одни не в присутствіи товарищей, a другія при собраніи одной или нѣскольких рот.

§ 47. При выписаніи из Корпуса воспитанника в наказаніе не-офицерским чином, поступать по § 20 Общаго Положенія о Военно-Учебных Заведеніях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.025 с.)