Кафедра нормальной физиологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра нормальной физиологии



МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.И. ЕВДОКИМОВА»

 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

И МЕДИЦИНСКОЙ ФИЗИКИ

НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Рабочая тетрадь  

 

к практическим занятиям по курсу

 

ФИЗИОЛОГИЯ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ СИСТЕМ

ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БОЛИ

ФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

Общая редакция: С.С. Перцов, В.П. Дегтярев, Н.Д. Сорокина

Составители: Н.В. Климина, В.В. Чехлов,  А.Ю. Абрамова,

А.Ю. Козлов, О.М. Зотова, В.М. Хачатурян

МОСКВА, МГМСУ 2022

ББК 28.707.р30

М 54

УДК 612.31/.32 (075.85)

 

Рецензенты: профессор кафедры нормальной физиологии РУДН, д.м.н. И.В. Радыш,

заведующий кафедрой нормальной физиологии Новгородского ГУ, д.м.н. профессор А.В. Котов

 

 

М 54 С.С. Перцов, В.П. Дегтярев, Н.Д. Сорокина, Н.В. Климина, О.В. Сергиенко,  В.В. Чехлов, А.Ю. Абрамова, А.Ю. Козлов,  О.М. Зотова, В.М. Хачатурян

 

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по курсу «физиология висцеральных систем, физиология сенсорных систем, физиология высшей нервной деятельности и боли, физиология функциональных состояний». – М.: МГМСУ, 2022, 130 с.

 

Рабочая тетрадь № 8 (часть 2) предназначена для подготовки и оформления практических занятий по курсу «Физиология висцеральных систем, физиология сенсорных систем, физиология высшей нервной деятельности и боли, физиология функциональных состояний».

 

ББК 28.707.р30

 

© МГМСУ, 2021.

© С.С. Перцов, В.П. Дегтярев,   Н.Д. Сорокина, Н.В. Климина,       В.В. Чехлов, Абрамова А.Ю, Козлов А.Ю., О.М. Зотова, В.М. Хачатурян 2022

РАЗДЕЛ ПРЕДМЕТА: Физиология обмена веществ. Физиология терморегуляции.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРЕДМЕТА.

I. Усвоить знания, необходимые для принципиального понимания:

 - процессов энергетического обеспечения жизнедеятельности;

 - роли различных питательных веществ как источников энергии;

 - значения основного обмена и суточного расхода энергии и методов их определения;

 - постоянства температуры тела как основы обеспечения оптимального характера адаптационных процессов;

 - механизмов поддержания температурного гомеостаза организма;

 - процессов саморегуляции в обеспечении температурного гомеостаза организма.

З А Н Я Т И Е  № 1 (1) «»-------------------- 2022

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ,

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

1. Понятие об ассимиляции и диссимиляции веществ, обмене веществ в организме и обмене веществ между организмом и окружающей средой как основных условиях сохранения гомеостаза и жизни организма.

2. Понятие о питательных веществах (белках, жирах, углеводах), их обмене и спе­цифическом синтезе в организме.

3. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ.

4. Представление о регуляции содержания питательных веществ в организме и само­регуляторном механизме этого процесса.

5. Потребность организма в минеральных веществах (макро- и микроэлементах), их значение.

6. Значение воды для организма. Представление о факторах, определяющих распреде­ление и перемещение воды в организме.

7. Представление о регуляции водного и минерального обмена, саморегуляторном принципе этих процессов.

8. Витамины, их значение. Общебиологическая характеристика основных групп вита­минов.

9. Понятие об обмене энергии в организме, между организмом и внешней средой.

10. Значение для организма различных видов энергии.

11. Представление об энергетическом балансе организма. Принципы учета прихода (получения) и расхода энергии организмом.

12. Калорическая ценность различных питательных веществ. Понятие их физической и физиологической калорической ценности.

13. Понятие и значение калориметрии. Принципы методов прямой и непрямой (полный и неполный газоанализ) калориметрии.

14. Понятие дыхательного коэффициента и калорического коэффициента кислорода. Их величины и значение для определения энергозатрат организма.

15. Понятие о компонентах энергетических затрат организма основной обмен, спе­цифическое динамическое действие питательных веществ, рабочая прибавка (рабочий об­мен).

16. Условия определения основного обмена. Зависимость его величины от пола, воз­раста, веса, поверхности тела, вида профессиональной деятельности, географического места жительства и прочих факторов.

17. Величины специфического динамического действия различных питательных веществ.

18. Величина рабочего обмена при различных видах труда.

19. Понятие пойкило-, гомойо-, гетеротермии и терморегуляции.

20. Представление о температуре различных участков кожных покровов и внутренних органов тела (температурная схема тела), ее суточном колебании.

21. Представление о постоянстве температуры внутренней среды организма, как не­обходимом условии для оптимальной скорости метаболических процессов.

22. Схема функциональной системы, обеспечивающей поддержание постоянства темпе­ратуры внутренней среды организма.

23. Понятие химической терморегуляции (теплопродукции). Обмен веществ, как ис­точник тепла. Роль различных органов в процессе теплопродукции.

24. Понятие физической терморегуляции (теплоотдачи). Способы отдачи тепла (излу­чение, конвекция, кондукция (проведение), испарение).

25. Центральные и периферические, нервные и гуморальные механизмы терморегуля­ции.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

(Полученные данные занести в таблицу)

Величина обмена по данным веса, ккал  
Величина обмена по данным роста и возраста, ккал  
Итого:  

    ВЫВОД: (оценить полученные результаты и указать, на что расходуется энергия основного обмена).

 

РАБОТА № 2. Определение величины отклонени я основного обмена от нормы (Практикум, раб. № 4.20, с.157).

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Вычислить величину отклонения основного обмена от нормы по формуле или номограмме Рида.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

Формула Рида:

Процент отклонения = 0,75 х (частота пульса + пульсовое давление х 0,74) – 72.

Величины параметров сердечно-сосудистой системы:

ЧСС –      ; АДС –    ; АДД –       ; ПД –              .

 

Найденный процент отклонения –     .

ВЫВОД: (отметить, соответствуют ли норме полученные данные, если допустимым счи­тается отклонение не более 10% от средне-статистической нормы).

РАБОТА № 3. Изменение температуры тела человека под влиянием физической нагрузки. (Практикум, работа № 4.30, с.171).

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в том, что физическая нагрузка (ФН) влияет на температуру тела.

ХОД РАБОТЫ. У испытуемого измеряют температуру тела в подмышечной впадине до и после физической нагрузки в виде 20 приседаний.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

График динамики изменений температуры тела

в подмышечной впадине, tоC.

 

    tоC

 


36,6

 

 


                                                                                                  > время

 

              фон           сразу         через 15 мин. после ФН

 

ВЫВОД: (объяснить механизм наблюдаемых изменений температуры).

 

РАБОТА N 4. Участие потовых желез в процессе терморегуляции (описание работы выдается на занятии). (Практикум, работа № 4.32, с.172).

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться, что потовые железы принимают участие в отдаче тепла организмом.

ХОД РАБОТЫ. Испытуемому наносят раствор Люголя на ладонную поверхность кисти. После высыхания раствора окрашенную поверхность присыпают крахмалом. Предлагают испытуемому совершить 20 приседаний.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТ Ы.

(Описать характер изменения цвета субстрата, нанесенного

на ладонную поверхности руки, после ФН).

ВЫВОД: (объяснить, почему и при каких условиях усиление потоотделения сопровож­дается увеличением теплоотдачи).

 

 

РАБОТА № 5. Зарисовать и проанализировать схему ФУС, обеспечивающей поддержание постоянства температуры тела.

ВЫВОД: (объяснить механизм наблюдаемых изменений температуры).

 

 

Подпись преподавателя -                                  Дата -

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

1. Понятия пищеварения и пищеварительного конвейера; представление о значении пищеварения, его типах и этапах.

2.  Представление об общих принципах регуляции функций пищеварительного тракта (градиента нервных, гуморальных и местных регулирующих влияний; фазности регулирующих влияний; многофакторности в формировании результа­та регуляции; направленности регулирующих влияний; максимальной утилиза­ции пищи; саморегуляции; адаптивности), интегрирующих его отделы в пище­варительный конвейер.

3. Понятие голода и насыщения, их механизмы. Представление о центрах голода и насыщения.

4.  Схема функциональной системы, обеспечивающей поддержание постоянства пи­тательных веществ во внутренней среде организма. Анализ ее компонентов.

5. Специфические (пищеварительные) и неспецифические функции полости рта.

6. Механическая обработка пищи в полости рта. Понятие процесса жевания. Метод мастикациографии. Фазы мастикациограммы и принципы анализа. Рефлекторная регуляция жевания.

7. Химическая обработка  пищи в полости рта. Понятие слюны, ротовой и гингивальной жидкостей; их физиологическое значение.

8. Состав и функции слюны.

9. Механизм образования слюны. Влияние симпатических и парасимпатических нервов на процессы обра­зования и отделения слюны.

10. Морфологическая основа слюноотделительного рефлекса.  Приспособительный характер слюноотделения в ответ на поступление в полость рта пищевых и отвергаемых веществ. Представление об условно-рефлекторном слюноот­делении.

11. Процесс глотания, его фазы и механизм саморегуляции.

12. Пищевод, его морфо-функциональная характеристика.

 

1.   Литература для подготовки к занятиям приведена

 в конце рабочей тетради.

 

СХЕМА РАБОТЫ

На схеме обозначить:

1. Голова обследуемого,

2. Пневматическая манжетка,

3. Соединительная трубка,

4. Капсула Марея,

5. Писчик,

6. Кимограф.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Схема мастикациограммы, полученной при жевании хлеба:

 

 

 

На схеме обозначить фазы процесса жевания: I – покоя, II – приема пищи, III – ориентировочного жевания, IV – истинного жевания, V – формирования пи­щевого комка и глотания.

ВЫВОД: (Отметить особенности движений в различные фазы жевания при пережевывании хлеба).

 

 

Рефлекса.

Безусловный слюноотделительный рефлекс возникает в ответ на раздражение рецепторов полости рта.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. При помощи таблиц изучить центральные и периферические структуры, образующие морфологическую основу слюноотделительного рефлекса.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Схема морфологической основы (рефлекторной дуги)

слюноотделительного рефлекса.

 

На схеме обозначить:

1 – язык. Афферентные нервы, иннервирующие язык: 2 – язычный (V), 3 – барабанная струна (VII), 4 – языко-глоточный (IX), 5 – верхнегортанный (X). Ядра продолговатого мозга: 6 – ядро одиночно­го пучка (афферентное); 7 – верхнее и 8 – нижнее слюноотделительные ядра (эфферентные). Эфферентные парасимпатические нервы, иннервирующие железы: 9 – барабан­ная струна, 10 – ушно-височный. Периферические парасимпатические ганглии: 11 – ушной, 12 – поднижнечелюстной. Эфферентные симпатические структуры: 13 – сегмент грудного отдела спинного мозга; 14 – симпатический центр; 15 – симпатический верхний шейный ганглий; 16 – симпатические нервы. Слюнные железы: 17 – околоушная, 18 – поднижнечелюстная, 19 – подъязычная.

ВЫВОД: (Описать последовательность возбуждения различных типов рецепто­ров слизистой ротовой полости при приеме пищи и особенности секреции слюнных желез при разд­ражении симпатических и парасимпатических нервов).

РАБОТА №3. Амилолитическая активность слюны.

(Выполняется на виртуальной модели.)

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить амилолитическую активность слюны животных в зависимости от различных показателей рН.

ХОД РАБОТЫ. Амилаза слюны расщепляет крахмал до декстринов и дисахаров (мальтоза). Для оценки степени переваривания крахмала используют индикатор иодид калия (KI), который в присутствии крахмала дает сине-черное окрашивание. Для выявления продуктов расщепления крахмала используют реактив Бенедикта. Он имеет ярко-синий цвет, который меняется от зеленого к красновато-коричневому в зависимости от количества образовавшейся мальтозы.

Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел «Chemical and Physical Processes of Digestion» (химические и физические процессы пищеварения), выбрать эксперимент «Amylase» (Амилаза). Установить в прибор 7 пробирок. В соответствии с таблицей внести в них амилазу, крахмал (Starch) или мальтозу, дистиллированную воду, кислотно-щелочной буфер (Buffer). Первую пробирку прокипятить, нажав клавишу Boil. После этого все 7 пробирок поместить в термостат на 1 час для инкубации при t=37°C. После инкубации содержимое каждой пробирки разделить пополам. Получают два ряда по 7 пробирок. В пробирки одного ряда добавить реактив Бенедикта, другого – KI. В пробирках, где есть крахмал, KI дает сине-черный цвет (положительный тест на наличие крахмала). Если крахмала нет, то смесь будет похожа на растворенный KI (отрицательный тест на наличие крахмала). Если крахмал присутствует в небольшом количестве, то цвет смеси будет приближаться к бледно-серому. Все пробирки с реактивом Бенедикта прокипятить, после чего проанализировать их содержимое. Наличие зеленого цвета, переходящего к красноватому, указывает на присутствие небольшого количества мальтозы (положительный сахарный тест). Увеличение количества мальтозы вызывает оранжевое окрашивание раствора. Красновато-коричневый цвет указывает на еще большее содержание мальтозы. Сохранение исходного цвета реактива (ярко-синий) указывает на отсутствие мальтозы (отрицательный сахарный тест).

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Амилолитическое действие слюны на крахмал животных

№ пробирки 1 2 3 4 5 6 7
Содер- жание Амилаза Крахмал Буфер рН=7.0 Ами-лаза Крах-мал Буфер рН=7.0 Ами-лаза Дистиллир.вода Буфер рН=7.0 Дистиллир.вода Крахмал Буфер рН=7.0 Дистиллир. вода Мальтоза Буфер рН=7.0 Ами-лаза Крах-мал Буфер рН=2.0 Ами-лаза Крах-мал Буфер рН=9.0
Условия инкубации в термостате Предва-рит. кипячение, 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С
Реактив Бене-дикта. Окраска              
KI Окраска              

ВЫВОД: (Объяснить изменение амилолитической активности слюны в зависимости от pH и воздействия высокой температуры. Отметить, при каких значениях рН наблюдается лучшее переваривание крахмала амилазой).

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Схема функциональной системы поддержания постоянства

питательных веществ в организме.

ВЫВОД: (Указать, что является системообразующим фактором в данной функциональ­ной системе. Объяснить, в каких случаях включается внутреннее, а в каких внешнее звено этой функциональной системы).

 

Подпись преподавателя -                         Дата -

     

ЗАНЯТИЕ № 3 (2) «» __________ 2022 г.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

1. Специфические и неспецифические функции желудка.

2.  Секреторная деятельность желудка. Количество, свойства и состав желудочного сока. Функции соляной кислоты. Различие секретов пилорических и фундальных желёз желудка (при подготовке этого вопроса используйте рис.2 в «Приложениях» к данной методической разработке).

3.   Фазы желудочной секреции: сложнорефлекторная (мозговая), нейрогуморальная (ее желудочный и кишечный компоненты - при подготовке этого вопроса используйте рис.1 «Приложения»).

4.   Влияние нервных (симпатических и парасимпатических) и гуморальных (гастроинтестинальные гормоны, соляная кислота и др.) факторов на секреторную функцию желудка.

5.   Количественные, качественные, временные особенности желудочной секреции и их регуляторные механизмы при переваривании белков, жиров и углеводов.

6.   Представление об особенностях экспериментальных операций на желудке (изолированные желудочки по Гейденгайну и Павлову, фистула по Басову, эзофаготомия в сочетании с фистулой Басова), их использование для изучения нервных и гуморальных влияний на секрецию желудочных желёз.

7.  Представление о роли двенадцатиперстной кишки в пищеварительном конвейере.

8.  Специфические и неспецифические функции поджелудочной железы.

9.  Количество, свойства и состав сока поджелудочной железы. Роль его компонентов в осуществлении пищеварения.

10. Нервная и гуморальная регуляция панкреатической секреции. Представление о блочно-модульной концепции регуляции секреции поджелудочной железы.

11. Представление о контурах саморегуляции секреции поджелудочной железы (при подго­товке этого вопроса используйте рис.3 «Приложения»).

12. Функции печени (гомеостатическая, депонирующая, метаболическая, дезинтоксикационная, барьерная, экскреторная, терморегуля­ционная).

13. Механизм образования, депонирования и отделения желчи. Понятие печеноч­ной и пузырной желчи, их основные различия.

14. Количество, свойства и состав желчи. Ее функции.

15. Нервная и гуморальная регуляция процессов желчеобразования и желчевыде­ления.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

(Нарисовать схемы операций)

1. Изолированные желудочки по:

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

1. Графики отделения желудочного сока при переваривании:

2.

А) Мяса (белков)    Б) Хлеба (углеводов)  В) Молока (жиров)

 

А                    Б                              В               

2. Таблица параметров желудочной секреции при переваривании

различных питательных веществ.

Вид пищи Время от начала до максимума секреции, часы Продолжительность секреции, часы Количество сока в максимум секреции, мл
мясо      
хлеб      
молоко      

ВЫВОД: (Объяснить причины особенностей желудочной секреции на мясо, хлеб, молоко).

РАБОТА № 3. Исследование переваривающей способности пепсина желудочного сока. (Выполняется на виртуальной модели).

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить переваривающую способность пепсина в зависимости от рН желудочного сока.

ХОД РАБОТЫ. Пепсин желудочного сока гидролизует белки до мелких фрагментов (пептиды, дипептиды). В эксперименте используется синтетический белок (BAPNA), который является прозрачным и бесцветным. При действии на него пепсина он изменяет цвет на желтый разной интенсивности в зависимости от степени переваривания белка.

Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел «Chemical and Physical Processes of Digestion» (химические и физические процессы пищеварения), выбрать эксперимент «Pepsin» (Пепсин). Установить в прибор 6 пробирок. В соответствии с таблицей внести в них пепсин, белок, кислотно-щелочной буфер, дистиллированную воду. Первую пробирку прокипятить, нажав клавишу Boil. После этого все 6 пробирок поместить в термостат на 1 час при t=37°C. После инкубации оценить оптические свойства содержимого пробирок в спектрофотометре.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Переваривание белка пепсином

Номер пробирки 1 2 3 4 5 6
Содержа-ние пробирок Пепсин Белок Буфер рН=2.0 Пепсин Белок Буфер рН=2.0 Пепсин Дистиллир. вода Буфер рН=2.0 Дистиллир. вода Белок Буфер рН=2.0 Пепсин Белок Буфер рН=7.0 Пепсин Белок Буфер рН=9.0
Условия инкубации в термостате Предва-рительное кипячение, 1 час, t=370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С 1 час при 370С
Цветность пробирок. Данные спектро-фотомерии            

 

ВЫВОД: (Объяснить, почему раствор в одних пробирках остается прозрачным, а в других изменил цвет. Отметить, при каких значениях рН происходит наибольшее переваривание белка).

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Схематический рисунок распределения капелек масла в каплях воды и желчи (стрелками указать на капельки масла).

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Активность липазы при переваривании жиров в присутствии желчи

№ пробирки 1 2 3 4 5 6
Содержание пробирок Липаза Расти-тельное масло Желчь Буфер рН=7.0 Липаза Расти-тельное масло Дистил-лир. вода Буфер рН=7.0 Липаза Дистил-лир. вода Желчь Буфер рН=9.0 Дистиллир. вода Растительное масло Желчь Буфер рН=7.0 Липаза Растительное масло Желчь Буфер рН=2.0 Липаза Растительное масло Желчь Буфер рН=9.0
Показа-тель рН-метрии            

 

ВЫВОД: (Объяснить показатели рН-метрии в исследуемых пробирках. Отметить условия (наличие желчи, рН), при которых переваривание жиров осуществляется наиболее полно).

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

1. Моторная деятельность желудка: виды сокращений, механизм их возникновения и роль в процессах обработки пищи. Механизм перехода химуса из желудка в двенадцатиперстную кишку.

2. Нервные и гуморальные факторы, влияющие на моторную и эвакуаторную функции желудка.

3. Количество, свойства и состав кишечного сока. Роль его компонентов в процессе пищеварения.

4. Представление о полостном и мембранном (пристеночном) пищеварении, их взаимосвязи и выраженности в различных отделах тонкой кишки (при подготовке этого вопроса используйте рис.4 «Приложения»).

5.  Виды сокращений тонкой кишки и их роль.

6. Механизм перехода содержимого тонкой кишки в толстую через илеоцекальный сфинктер.

7. Нервная и гуморальная регуляция секреторной и моторной функций тонкой кишки.

8. Пищеварение в толстой кишке. Значение микрофлоры для осуществления этого процесса.

 9. Виды сокращений толстой кишки, их роль.

10. Понятие всасывания. Представление о выраженности всасывания веществ в различных отделах пищеварительного тракта.

11. Представление о разных механизмах всасывания веществ (при подготовке этого вопроса используйте рис.5 «Приложения»).

 

Кишки.

(Видеофильм, «Практикум …», работа № 4.15, с. 139)

Тонкая и толстая кишки обладают автоматией, но гуморальные факторы мо­гут изменять ее выраженность, действуя непосредственно на мышечные волокна и нейроны интрамуральных нервных узлов.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в том, что кишка обладает автома-тией и что на ее проявление оказывают влияние гуморальные факторы.

СХЕМА РАБОТЫ

На схеме обозначить:

1. Лягушка,

2. Толстая кишка,

3. Соединяющая лигатура,

4. Писчик,

5. Кимограф.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Рисунок кимограммы сокращений толстой кишки лягушки.

 

На кимограмме обозначить сокращения: фоновое (Ф) и под влиянием ацетил­холина (АЦХ), адреналина (А). Стрелки отмечают момент аппликации АЦХ и А.

ВЫВОД: (Описать изменения в моторике кишечника, вызванные действием аце­тилхолина и адреналина).

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

(Описать полученные результаты).

 

 

ВЫВОД: (объяснить, почему изменяется частота выслушиваемых шумов при мышечной работе).

 

Подпись преподавателя –                         Дата

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1. ФАЗЫ ЖЕЛУДОЧНОЙ СЕКРЕЦИИ



Афферентные нейроны интрамурального ганглия (ИМГ)

Вставочные нейроны ИМГ

Эфферентные нейроны ИМГ

Главная клетка

Глаз

Зрительный нерв

Затылочная доля коры

Язык

Пути влияния гастрин


Рис. 2. РЕГУЛЯЦИЯ ЖЕЛУДОЧНОЙ СЕКРЕЦИИ



М-холинорецепторы

Гастриновые рецепторы

Н2-рецепторы

Эфферентные волокна нейронов интрамурального ганглия (ИМГ)

Главная клетка

Пути действия гистамина

Пути действия гастрина

Рецепторы слизистой желудка

Афферентные нейроны ИМГ

Вставочные нейроны ИМГ

Эфферентный нейрон ИМГ

Влияние секретина и ХЦК-ПЗ


 


 

Рис. 3. РЕГУЛЯЦИЯ СЕКРЕЦИИ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ


 

Клетка, продуцирующая ЖИП

Пути влияния ХЦК-ПЗ

Пути влияния секретина

Ацинарные клетки

Пути влияния гастрина

Пути влияния ЖИП

Протоковые клетки

 


Рис. 4. ПИЩЕВАРЕНИЕ В ТОНКОЙ КИШКЕ

Энтероциты

Слой слизи

Химус

Микроворсинки

Мембрана энтероцита

Гликокаликс

Ферменты в полости кишки

Ферменты гликокаликса

10, 11 – ферментно-транспортный. комплекс (10-фермент, 11-транспортная система)

Рис. 5. МЕХАНИЗМЫ ВСАСЫВАНИЯ

В ТОНКОЙ КИШКЕ


Всасывание путём персорбции

Субстрат

РАЗДЕЛ ПРЕДМЕТА. ФИЗИОЛОГИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРЕДМЕТА «Физиология выделения»:

1. Усвоить знания, необходимые для принципиального понимания механизмов поддержания постоянства внутренней среды организма; выделительной и невыделительных функций почки; работы мочевыделительных органов; выделительной функции других органов и систем организма.

2. Получить представление о лабораторно-клинических методах исследования системы выделения.

  З А Н Я Т И Е № 5 (1) «  » __________2022

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

 

1. Понятие процесса выделения. Его значение для поддержания постоянства парамет­ров внутренней среды организма.

2. Выделительные органы. Представление об их участии в реализации выделительной функции организма.

3. Понятие о главных и второстепенных выделительных органах.

4. Почка – главный выделительный орган, ее общая морфо-функциональная характеристика.

5. Особенности кровообращения в почке.

6. Морфо-функциональная единица почки - нефрон, его основные компоненты. Схема кровоснабжения нефрона.

7. Представление об основных положениях фильтрационно-реабсорбционно-секреторной теории образования мочи.

8. Механизм фильтрации крови в почке (клубочковой фильтрации), его регуляция.

9. Понятие первичной (начальной) мочи, её отличие от крови.

10. Понятие реабсорбции, её обязательной (облигатной) и избирательной (факульта­тивной) формах на уровне канальциевого аппарата и собирательных трубок нефронов.

11. Представление об активных и пассивных процессах, лежащих в основе реабсорб­ции. Понятие пороговых и непороговых веществ.

12. Поворотно-противоточный механизм концентрации мочи на уровне петли Генле и собирательной трубки.

13. Механизмы регуляции процесса реабсобции. Роль основных гуморальных факторов: альдостерона и антидиуретического гормона.

14. Представление о процессе секреции в почечных канальцах.

15. Понятие вторичной (конечной) мочи, её отличие от первичной.

16. Представление о невыделительных функциях почек (регуляция объёма жидкости, осмотического давления, кислотно-основного равновесия, количества неорганических и ор­ганических веществ, давления крови, кроветворения).

17. Мочевыводящие органы, их функция. Механизм мочеиспускания, его регуляция.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Радиус приносящего сосуда Радиус выносящего сосуда Давление в мензурке мм рт.ст. Давление в клубочке Клубочковая фильтрация Объём мочи
0,4 0,4 70      
0,55 0,4 70      
0,55 0,35 70      

 

ВЫВОД: (отметить, как влияет изменение радиуса: а) приносящего и б) выносящего сосудов клубочка на фильтрацию).

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

 

Радиус приносящего сосуда Радиус выносящего сосуда Давление в мензурке, мм рт.ст. Давление в клубочке Клубочковая фильтрация Объём мочи
0,55 0,35 70      
    100      

 

ВЫВОД: (отметьте, какое влияние оказывает фильтрационное давление на величину диуреза).

 

РАБОТА № 3. Влияние гормонов на процесс мочеобразования. (выполняется на виртуальной модели нефрона). («Практикум …», работа № 4.34, с.174).

 

Цель работы: Убедиться в том, что объём образованной мочи изменяется под действием гормонов антидиуретического (АДГ) и альдостерона.

ХОД РАБОТЫ. Запустить программу «Виртуальные задачи (англ) новые», выбрать раздел Физиология почки (Renal System Physiology) из главного меню, в разделе Experiment - Simulating glomerular filtration. Нажмать «Гормон» (Hormone) в окне Data Sets блока управления данных. Градиент концентрации должен быть равен 1200 мосм. Нажать Start. Записать объем образовавшейся мочи (Record Data). Взять пипетку из флакона с АДГ и поднести к открывшейся крышке над канальцем. Нажать Start. Записать результаты. Повторить эксперимент, используя альдостерон.

Концентрационный градиент Альдостерон АДГ Объём мочи
1200 - -  
1200 + -  
1200 - +  

ВЫВОД: (опишите механизм изменения количества образованной мочи под влиянием АДГ и альдостерона).

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

 

 

ВЫВОД: (укажите, на каком этапе образования мочи имеются нарушения).

Подпись преподавателя – 

         

     

З А Н Я Т И Е   № 6 (2)  «   » __________ 2022

 

ТЕСТИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.

Используйте вопросы предшествующих занятий данных разделов.

СЕМИНАРСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.

1. Значение работ И.П. Павлова,  лауреата Нобелевской премии 1904 года за разработку проблем физиологии пищеварения, для понимания роли желез пи­щеварительного тракта в осуществлении процесса пищеварения и регуляции их пищеварительной функции.

2. Принципы регуляции деятельности пищеварительного тракта (пищеварительно­го конвейера). Рефлекторные, гуморальные и местные механизмы регуляции, их роль в различных отделах пищеварительного тракта.

3. Механизмы приспособительной секреции пищеварительных желез (слюнных, же­лудочных, поджелудочной, кишечных).

4. Роль двенадцатиперстной кишки в регуляции образования и секреции пищеваритель­ных секретов желудка, поджелудочной железы, печени.

5. Роль полости рта в формировании функциональной системы питания, состоя­ния сенсорного насыщения, регуляции секреторной и моторной функции желу­дочно-кишечного тракта.

6. Запальный желудочный сок, его значение.

7. Физиологическая роль рвотного рефлекса.

8. Гормоны желудочно-кишечного тракта, их классификация.

9. Изменения секреторной и моторной функций пищеварительного тракта, аппе­тита и насыщения при старении.

10. Представление о методах изучения функций органов пищеварения у человека (зондирование, эндоскопия, рентгеноскопия и рентгенография, электрогаст­рография, эндорадиозондирование, ультразвуковое исследование).

11. Представление об использовании радиоизотопных методов для изучения про­цессов гидролиза и всасывания питательных веществ.

12. Понятие о коэффициенте очищения.

13. Понятие об инкреторной функции почек (эритропоэтины, простагландины, ренин и др).

14. Представление о выделительной и невыделительных (барьернозащитная, терморе­гуляторная) функциях кожи.

15. Представление о влиянии на уровень основного обмена степени функционирования различных желёз внутренней секреции.

16. Понятие питания. Представление о физиологических нормах питания, диетическом и лечебном питании.

17. Понятие биологической полноценности питательных веществ (белков, жиров).

18. Суточная потребность в белке в зависимости от возраста, вида труда, состояния организма. Понятие азотистого равновесия, положительного и отрицательного баланса азота.

19. Суточная потребность в жирах, углеводах, минеральных солях и витаминах.

20. Закон изодинамии питательных веществ (Закон Рубнера), его ограничения.

21. Представление о физиологических основах рационального питания и принципах составления пищевых рационов.

22. Представление об основных видах нарушения обмена веществ в организме.

23. Понятие о гипо- и гипертермии. Представление об условиях, механизмах и значе­нии возникновения этих состояний, возможных неблагоприятных последствиях их чрезмер­ной выраженности.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

 

1. Понятие органа чувств. Представление об основных и вспомогательных структурах органа чувств.

2. Понятия анализатора и сенсорной системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.219 с.)