Периодизация средневековой культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация средневековой культуры



В основе периодизации средневековой культуры - этапы развития ее социально-экономического фундамента - феодализма (его зарождения, развития и кризиса). Соответственно выделяют раннее Средневековье - V-IX вв., зрелое или высокое (классическое) Средневековье - X-XIII вв. и позднее Средневековье - XIV-XV вв.

Раннее Средневековье (V-IX вв.) - это период трагического, драматического перехода от античности к собственно средневековью. Христианство медленно входило в мир варварского бытия. Варвары раннего Средневековья несли своеобразное видение и ощущение мира, основанное на родовых связях человека и общности, к которой он принадлежал, дух воинственной энергии, чувство неотделимости от природы. В процессе становления средневековой культуры важнейшей задачей было разрушение "силового мышления" мифологического варварского сознания, уничтожение древних корней языческого культа силы.

Становление раннесредневековой культуры представляет собой сложный, болезненный процесс синтеза христианских и варварских традиций. Драматизм этого процесса был обусловлен противоположностью, разнонаправленностью христианских ценностно-мыслительных ориентаций и основанного на "силовом мышлении" варварского сознания. Лишь постепенно главная роль в формирующейся культуре начинает принадлежать христианской религии и церкви.

Возникшие в VI веке варварские государства - вестготов (Испания), франков (Франция), остготов (Северная Италия), англо-саксонское (Англия) были слабыми и недолговечными. Наиболее заметные явления в культуре VI-первой половине VII вв. связаны с усвоением античного наследия в остготской Италии и вестготской Испании. Магистр остготского короля Теодориха Северин Боэций (ок. 480-524 гг.) стал одним из почитаемых средневековых ученых. Его труды по музыке, арифметике, теологические сочинения, переводы Аристотеля, Евклида стали основой средневекового образования и науки.

Таким образом, раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой - это время постепенного укрепления христианства, усвоения античного наследия (даже в этот трагический для Западной Европы период не пресекалась античная школьная традиция). В конце VI-начале VII вв. против языческой мудрости резко выступила церковь. Однако античная культура была достаточно сильно представлена в культуре раннего средневековья. Интерес к ней особенно усилился во времена так называемого Каролингского Возрождения. При дворе Карла Великого (742-814 гг.), восстановившего Западную Римскую империю, была создана "Академия" по примеру античной (члены которой даже называли себя римскими именами). В империи Карла Великого были открыты начальные школы при монастырях. Придворный императора Флакк Альбин Алкуин (ок. 735-804 гг.) и его ученики собирали античные рукописи, занимались их реставрацией, многое сделав для сохранения античного наследия для последующих поколений.

В раннем Средневековье были созданы первые письменные "Истории" варваров. В целом для раннего Средневековья характерен прогресс в развитии культуры, несмотря на войны, набеги, покорение одних народов другими, захваты территорий, которые существенно замедляли культурное развитие.

Упразднение рабства способствовало развитию технических изобретений (уже с VI в. начинают использовать энергию воды).

Следует отметить, что в целом для средневековья характерно широкое использование технических изобретений. В XII в. появляется ветряная мельница, использующая силу ветра. В XIII в. было изобретено рулевое колесо. В период зрелого Средневековья (XIV в.) появились шлюзы с воротами, что позволило перейти к строительству каналов и способствовало развитию торговых связей, как внешних, так и внутренних.

Эпоха зрелого Средневековья (X-XIII вв.) начинается со времени "культурного безмолвия", продолжавшегося почти до конца X в. Бесконечные войны, междоусобицы, политический упадок государства привели к разделу империи Карла Великого (843 г.) и положили начало трем государствам: Франции, Италии и Германии. В XI в. улучшение экономической ситуации в Европе, рост населения, уменьшение военных действий привели к ускорению процесса отделения ремесла от земледелия, следствием чего был рост как новых городов, так и их размеров. В XII-XIII вв. многие города освобождаются из-под власти духовных или светских феодалов. Рост народонаселения, сопровождающийся нехваткой продовольствия и земель, вызвал Крестовые походы. Они способствовали знакомству с восточной, мусульманской культурой (с арабским миром Европа знакомилась через Испанию, захваченную арабами). Церковь, достигнув пика могущества в борьбе с государством в XII-XIII вв., постепенно стала терять свои позиции в борьбе с королевской властью. К XIII в. начинает разрушаться натуральное хозяйство в результате развития товарно-денежных отношений; ослабляется личная зависимость крестьян.

В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) прекращается личная зависимость крестьян в результате развития денежного хозяйства в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общество. Ослабевает и воздействие христианства на сознание. Появление светской рыцарской и городской литературы, музыки, искусства разрушало основы средневековой культуры. Постепенно стала расшатываться социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс - буржуазия.

Начавшийся процесс разложения феодализма (социально-экономической основы средневековой культуры), ослабление влияния христианства вызвали глубокий кризис средневековой культуры, выразившийся прежде всего в разрушении ее целостности, ускорили переход к новой, качественно иной эпохе - эпохе Ренессанса, связанной с формированием нового, буржуазного типа общества.

После завоевания арабами Испании и Сицилии возрождается интерес кизучению античного наследия.Рост городов способствовал подъему образования. Во второй половине XI в. появляются светские школы в городах, возникают университеты, ставшие центрами развития научной мысли своего времени. Первый университет был открыт в Болонье (1088 г.), позже в Париже (1160 г.), Оксфорде (1167 г.), Кембридже (1209 г.). В XIII - XV вв. уже почти во всех европейских странах существовали университеты. Университетское образование велось на латинском языке, что позволяло обучаться в любом университете студентам со всей Европы. Как правило, в средневековом университете имелось четыре факультета: подготовительный, где обучались семи "свободным искусствам", богословский, медицинский и юридический. Основывали университеты церковь, светская власть в лице королей, императоров, князей, а также города.

Университет представлял собой корпорацию, сообщество преподавателей и студентов, возглавляемое избираемым магистром. Университет как институт научного познания и образования - выдающееся достижение средневековой культуры. В европейских университетах были разработаны и стали применяться основные формы обучения, научные принципы, которые характерны и для современного образования и науки (лекция, семинар, экзамен, сессия, публичная защита диссертации, научный диспут и многое другое). Университет представлял собой корпорацию, сообщество преподавателей и студентов, возглавляемое избираемым магистром. Университет как институт научного познания и образования - выдающееся достижение средневековой культуры.

В европейских университетах были разработаны и стали применяться основные формы обучения, научные принципы, которые характерны и для современного образования и науки (лекция, семинар, экзамен, сессия, публичная защита диссертации, научный диспут и многое другое). Средневековая наука подчинялась строго определенному иерархическому порядку. Верхнее место в иерархии ее сфер отводилось философии, цель которой усматривалась в доказательстве истинности христианского вероучения. "Низшие" науки (астрономия, геометрия, математика, исторические знания и т.д.) подчинялись и служили философии.

В условиях теократизма (господства религиозных взглядов) наиболее развитой формой теоретического мышления стала теология. В XI в. именно теология породила такой феномен средневековой науки, как схоластика - философия, неразрывно связанная с теологией, но не тождественная ей. Схоластика - прежде всего метод познания Бога и созданного им мира. Она исходила из убеждения, что веру и знание, откровение и разум можно примирить между собой, а, опираясь на них, постичь Бога и мир. Схоласт в своих рассуждениях должен был, с одной стороны, не отступать от буквы Библии, с другой - не допускать ни единой ошибки в длинной цепи строгих логических доказательств. Отсюда то огромное внимание, которое уделялось схоластами логике как технике рассуждений. Таким образом, сутью схоластики было осмысление христианской догматики с рационалистических позиций с помощью логических методов. Этим обусловлено то, что в схоластике центральное место заняла разработка разного рода общих понятий, классификаций (универсалий). Схоласты, обсуждая проблемы синтеза языческой рациональной философии и христианской доктрины, не только изучали античное наследие, но и познакомили Европу с оригинальными сочинениями исламских ученых.

Литургия - главное христианское богослужение, известное со II века, носит строго канонический и символический характер. К эпохе раннего средневековья относится зарождение литургической драмы. Литургическая драма стала основой для возникновения средневекового городского театра.

Хотя уже в раннем средневековье начинает оформляться светская музыка, доминирующую роль в средневековой музыке играла духовная музыка, неразрывно связанная с церковным богослужением и прежде всего литургией (в католичестве - мессой). Различные церковные песнопения, являющиеся обязательным элементом литургии, к VI в. были сведены воедино и упорядочены (по преданию, эту реформу осуществил папа Григорий I). К концу VI - началу VII вв. относится и складывание основной разновидности западноевропейской церковной музыки -григорианского хорала. Григорианский хорал - одноголосное каноническое пение

 Средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, но доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества - рыцарства и возникшего в зрелом средневековье нового среднего сословия. После завоевания арабами Испании и Сицилии возрождается интерес к изучению античного наследия. Рост городов способствовал подъему образования. Во второй половине XI в. появляются светские школы в городах, возникают университеты, ставшие центрами развития научной мысли своего времени. Первый университет был открыт в Болонье (1088 г.), позже в Париже (1160 г.), Оксфорде (1167 г.), Кембридже (1209 г.). В XIII - XV вв. уже почти во всех европейских странах существовали университеты. Университетское образование велось на латинском языке, что позволяло обучаться в любом университете студентам со всей Европы. Как правило, в средневековом университете имелось четыре факультета: подготовительный, где обучались семи "свободным искусствам", богословский, медицинский и юридический. Основывали университеты церковь, светская власть в лице королей, императоров, князей, а также города. Университет представлял собой корпорацию, сообщество преподавателей и студентов, возглавляемое избираемым магистром. Университет как институт научного познания и образования - выдающееся достижение средневековой культуры. В европейских университетах были разработаны и стали применяться основные формы обучения, научные принципы, которые характерны и для современного образования и науки (лекция, семинар, экзамен, сессия, публичная защита диссертации, научный диспут и многое другое).

Средневековая наука подчинялась строго определенному иерархическому порядку. Верхнее место в иерархии ее сфер отводилось философии, цель которой усматривалась в доказательстве истинности христианского вероучения. "Низшие" науки (астрономия, геометрия, математика, исторические знания и т.д.) подчинялись и служили философии.

Возрождение.

В Италии эта эпоха начинается с Х111 века. Человек – творец самого себя и этим выделяется из природы. Оборотной стороной гуманизма Возрождения явились вседозволенность, своеволие, что отразилось, в частности, в знаменитом трактате Н.Маккиавелли, разворачивающего основную этическую доктрину эпохи Возрождения – «цель оправывает средства». В этот период появляются и первые  социальные утопии (Томас Мор, Томазо Кампанелла).

Итальянское Возрождение.

Оно подразделяется на следующие этапы: Ранний Ренессанс (триченто и кватроченто) – с середины Х1У – ХУ вв.; Высокий Ренессанс (чинквеченто) – до второй трети ХУ1 в.; Поздний Ренессанс – вторая треть ХУ1 – первая половина ХУ11 вв.

В литературе эпоха Ренессанса открывается «Божественной комедией» Данте; затем в эпоху раннего Ренессанса создаются такие шедевры как сонеты Петрарки, «Декамерон» Боккачо. В живописи это произведения Мазаччо, Боттичелли («Рождение Венеры»); скульптуры Донателло; архитектура Филиппо Брунеллески.

Высокий ренессанс представлен в первую очередь таким гигантом как Леонардо да Винчи, самыми известными произведениями которого являются фреска «Тайная вечеря» в монастыре, «Джоконда» («Мона Лиза»). Своей жизнью Леонардо да Винчи реализовывал идеал эпохи Возрождения – всесторонне развитой личности. Он - художник, теоретик искусства, скульптор, архитектор, математик, физик, механик, астроном, физиолог, ботаник, анатом. Другой великий художник этого периода - Рафаэль Санти. Самым известным его произведением стала знаменитая «Сикстинская мадонна». К триаде самых великих художников Высокого ренессанса принадлежит также Микеланджело Буонарроти – живописец, архитектор, поэт. Наиболее известные его достижения - росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце; скульптура «Давид»; собор св. Петра в Риме (проектировщик и руководитель строительства); скульптурная композиция в капелле Медичи. Среди великих творцов Высокого ренессанса выделяют также Джорджоне («Юдифь», «Спящая Венера»);Тициана(«Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная», «Святой Себастьян» и др.). В литературе это Лудовико Ариосто («Неистовый Роланд» - поэма), сочетающего в своем творчестве иронию и гуманизм.

Среди представителей Позднего ренессанса выделяют Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Микеланджело да Караваджо; скульптора Бенвенуто Челлини.

  Северное Возрождение представлено такими странами как Англия, Германия, Испания, Нидерланды, Швейцария, Франция.

Особое место в Северном Возрождении занимают Нидерланды, где следует выделить Эразма Роттердамского («Похвала глупости»); а также таких художников как Ян Ван Эйк, Хиеронимус, Питер Брейгель, Франс Халс. Именно в Нидерландах возникают натюрморт и пейзаж. Здесь творят Рубенс, Рембрандт.

В Германии и Швейцарии мировую известность получают живопись и гравюра Альбрехта Дюрера.

Французский ренессанс представлен творчеством Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), Мишелем де Монтенем («Опыты»).

Ренессанс в Англии это Томас Мор («Утопия»); поэт Лестер Эдмунд Спенсер; Вильям Шекспир («Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Генрих 1У» и т.д.). Всего им создано 37 пьес.

 Испанию прославили Мигель де Сервантес («Дон Кихот»);. Лопе де Вега («Собака на сене», «Учитель танцев»). Всего драматургом было написано свыше 2000 литературных произведений. Среди великих художников Испании выделяются Эль Греко, Диего Веласкес.

Реформация.

Началом Реформации (движения за обновление церкви) считается 31 октября 1517 года. Именно в этот день немецкий профессор богословия Виттенбергского университета августинский монах Мартин Лютер (1483-1546) выступил против католического догмата об искуплении грехов с помощью сокровищницы сверхдолжных добрых дел, хранителем которых якобы являлась Римско-католическая церковь. К концу Средневековья данный догмат привел к широко распространенной практике торговли индульгенциями, содержащими прощение от имени церкви не только за совершенные, но даже за возможные грехи. Весь доход от их продажи поступал в пользу церкви, являясь мощным средством обогащения католического духовенства.

Несмотря на осуждение выступлений Лютера Римско-католической церковью и германскими императорами у него появилось немало последователей. После этого сторонников Лютера стали называть протестантами. В дальнейшем это название распространилось на представителей всех религиозных течений, отделившихся от Римско-католической церкви, а последователи Лютера получили наименование лютеран.

В отличие от православия и католицизма протестантское направление христианства не составило единой конфессии, с самого начала разделившись на множество течений.

Еще при жизни Лютера в Швейцарии сложилось другое течение протестантизма, связанно с именем женевского проповедника Жана Кальвина (1509-1564), получившее название кальвинизма. Впоследствии оно разделилось на реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм.

В ряде европейских стран инициатором введения протестантизма явилась королевская власть, подчинившая себе местные церкви и выведя их из-под юрисдикции папы Римского: в Дании – в 1536 г. Кристиан III Ольденбургский; в Швеции – в 1544 г.Густав 1 Ваза. В Англии в 1534 г. Король Генрих VIII Тюдор основал Англиканскую епископальную церковь. Ее церковную иерархию возглавляет сам король, от имени которого управляет архиепископ Кентерберийский.

В начальный период Реформации сформировалось одно из наиболее радикальных течений протестантизма – анабаптизм. Его последователи активно участвовали в Крестьянской войне в Германии 1524 – 1526 гг. Позже, во второй половине ХVI века, в Англии возник пуританизм (от латинского «пурус» - чистый) – оппозиционно-религиозное движение за более последовательные реформы англиканской церкви. Впоследствии оно вышло за пределы англиканства, образовало самостоятельное течение, испытавшее на себе значительное влияние анабаптизма и особенно кальвинизма. Отдельные положения вероучения анабаптистов и пуритан были подхвачены возникшими позже организациями меннонитов, баптистов, квакеров.

Основная догматическая особенность протестантизма связана с концепцией Лютера об «оправдании одной только верою». Она означает, что непосредственная связь каждого христианина с Богом достигается путем личной веры в искупительную жертву Иисуса Христа. Получая таким образом все благодатные Дары Святого Духа, христианин согласно протестантскому вероучению для спасения не нуждается в посредничестве между собой и Богом. Отсюда – протестантское понимание церкви как сообщества «оправданных верой» людей, равных между собой и наделенных благодатью.

 Вследствие этого отпадает необходимость деления церкви на священников и мирян, а также наличия церковной иерархии с особыми правами по передаче благодати священства через рукоположение. Каждый член церкви является носителем священства уже в силу своей веры, а потому имеет право на совершение богослужений, благовестие (произнесение проповедей), чтение и толкование Священного писания.

Священное писание (Библия) как запечатленное Слово Божие является у протестантов единственным источником вероучения. Поэтому Священное предание (решения церковных соборов, церковные установления верховных иерархов) для протестантов не является источником вероучения.

Догматическое положение об «оправдании одной только верою» определяет отношение к таинствам, из которых протестанты признают крещение и причащение (евхаристию). Крещение совершается после сознательного принятия веры по достижению совершеннолетия – «крещение по вере». В то же время лютеране, англикане, реформаты признают и крещение во младенчестве, когда благодать передается через веру восприемников (крестных родителей).

Таинство причащения совершается «под двумя видами» - хлебами и вином (в течениях, отрицающих употребление алкоголя, используется виноградный сок). Рукоположение священнослужителей рассматривается как передача лицу, избранному сообществом верующих, права совершать богослужение, подтверждаемого вышестоящей церковной инстанцией, то есть как назначение на церковную должность.

Изложенные догматические особенности определяют характер протестантской церковной организации и богослужения. Протестантские общины-церкви – это сплоченные коллективы с фиксированным членством. Руководители общин – пресвитеры (пасторы) и их помощники – диаконы всегда избираются из числа членов общин, что подтверждается вышестоящим церковным органом.

Протестанты с самого начала не признали культа Богородицы, почитания икон, крестного знамения. Из праздников отмечаются лишь те, что связаны с Иисусом Христом. Богослужение стало совершаться в любом помещении, хотя и имелись специальные церковные здания. В большинстве течений отказались от литургического облачения священников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.028 с.)