Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция и структура культурных изменений в рамках постмодернизма.
Термин «постмодернизм» введен французским философом Ж. – Ф. Лиотаром для обозначения структуры и культурных черт трансформации картины мира, начавшейся приблизительно в 80-е годы ХХ века. Изменившаяся социокультурная ситуация во всех сферах жизни как внутри многих национальных социумов, так и в межнациональных контактах, породила и новые представления о мире, месте человека в мире, его мировоззрении и мироощущении. Если основные принципы модернизма исходили из просветительских проектов о развитии как линейном поступательном прогрессе, способном осуществить идеалы свободы, справедливости и прав человека, то постмодернизм отверг всякого рода тотальные универсалистские схемы социального развития. Пересмотру был также подвергнут и основной метод, также ведущий свое начало от Просвещения – рационализм как способ достижения идеального порядка. Главные идеи постмодернизма заключались в принципах дифференциации Картины мира не в виде представлений о космической упорядоченности универсума, а в форме фрагментарных образов, которым соответствуют и иные принципы познания: отказ от всех значений универсализма как тотальной (всеобщей) полноты знания, или как принято в терминологии постмодернизма, кумуляции «крупных нарративов» (последовательно упорядоченных структур знания) и, соответственно, технологий создания «мета-нарративов». Иначе говоря, на место последовательного изложения приходит так называемое «дискурсивное мышление», поп-культура, замещающая классику, нивелирование «высоких образцов» культуры и, соответственно, изменение шкалы культурных ценностей. Изменяются представления обо всех областях научного знания, видах и жанрах искусства. В частности, трансформируется представление об истории, Новая историческая культурология отвергает традиционную метафизику истории, то есть культурно-исторические «универсалии», понимаемые как всеобщие категории, которые К. Поппер удачно назвал «историцизмами». Эти универсалии фиксировали мета-исторические закономерности о «расцветах» и «закатах» цивилизации, «волновых» развитиях в экономике, циклах и кругах исторического развития или его линейно-прогрессистских представлениях. Таким образом, можно сказать, что все исторические формы метафизики развития социумов и моделей культурно-исторических типов, весь набор всемирно-исторических картин мира, отраженных в универсалиях, был подвержен ожесточенной критике.
Разумеется, возникновение постмодерна предполагает объяснение причин его появления, определение «области знания», его границ и метафизических оснований (онтологии, гносеологии). Кроме того, дискутируется вопрос о том, является ли постмодерн новой самостоятельной эпохой, которой заканчивается период Нового времени, или это некий переходный период, образовавшийся в результате распада культурного типа модерна. Как понимать утрату рациональных рефлексий модерна, на которых строились универсалии прогрессистского развития, моральных и правовых императивов гражданского общества? Как вообще следует относиться и к отказу постмодерна от признания гуманитарного знания как специализированной области познавательной деятельности, что повлекло за собой трансформацию представлений о мифологии, философии, религии, искусства. Прежде всего, вызывает очевидное сомнение отказ от традиций как преемственной связи поколений и способов передачи социокультурного опыта. Т. Адорно и М. Хоркхмайер выразили эти противоречия, которые ведут свое начало от эпохи Просвещения, как разрыв связей с исчерпавшими себя тотальными формами устройства общества и угнетения человека под лозунгами свободы и гражданских прав и создание моделей культуры, основанной не на всеобщих универсалиях, а на идее множества культурных моделей. С 1890-х гг. трансформация выражается в новых формах экспериментирования с текстами. Появляется «новый роман» (М. Пруста, Д. Джойса), а также абстракционистские эксперименты в искусстве – Пикассо, Брака, Кандинского. В этих экспериментах художественных форм и образцов отражены новые представления о реальности как относительной (релятивной). В данном контексте в 60-е годы ХХ в. обозначаются основные принципы Контр-культуры и переход к постмодернизму, фрагментирующих картины мира и описание его как сочетание коллажей и мозаик. В этих новых экспериментальных формах искусства находили сочетание и произвольно взаимодействовали все возможные исторические стили и жанры разных культурно-исторических эпох.
Такая полистилистика стала проявляться во всех формах научного, философского, гуманитарного знания. Но это не означает, что культура постмодерна не имеет своего стиля. Она создает его в виде полистилистики, произвольного сочетания фрагментов культур разных эпох художественных форм и эстетических стилей. Этот принцип плюрализма формирования культуры постмодерна проявился и в отношении к гуманитаристике, которой отказывается в научной самодостаточности и отводится роль «пред-науки» в структуре наук о культуре. Она становится второстепенной, вследствие отхода от универсалий, которые составляют систему временных и пространственных координат картины мира, опирающихся на фундаментальные научные представления. Появляются новые определения постмодерна, которые замещают прежние: принцип «целеориентаций» в культуре постмодерна замещается синонимом «анархии» в формировании любых культурных артефактов; создание произведения искусства как законченного результата художественного творчества, замещается понятием «процессуальности», т.е. неопределенности самого результата художественной деятельности, которая может длиться неопределенно долго, принимать форму игры с используемыми артефактами, или создавать совершенно неожиданные и поражающие воображение конструкции. Такие формы постмодернистского искусства обозначаются как «перфоманс» или «хеппенинг». Жанровые границы в искусстве нивелируются и приобретают очертания «интер-текста». То есть актуальным становится понятие «транс» или «между» как определяющее социокультурное взаимодействия в постмодернизме. Поэтому получают распространение такие понятия как «транс-культурное пространство», «транс-культурные стереотипы». В философии культуры метафизика уступает место иронии, корневые глубинные основания какой-либо деятельности замещаются понятием «ризома», символизирующей определенный разрыв смыслов означающего и означаемого, появление симулякров, что на уровне здравого смысла воспринимается как абсурдность. Иначе говоря, на смену культурным иерархиям в постмодерне приходит неупорядоченная множественность культурных кодов, которые выражаются в понятии «ризома» - образной метафоры современной культуры, выражающей множественность (неупорядоченную) вне каких-либо векторных направлений, то есть некоторую беспорядочность нарастания культурных значений (символов) вверх, в стороны, не сообразуясь с границами «означаемого». Ризоматическая метафора характеризует беспорядочность сочетания стилей разных эпох, народов, культурных традиций и школ. Итак, основными принципами культуры постмодерна являются процессы деконструкции, децентрализации, которые охватывают все уровни культуры, все ее аспекты: социальные, этнические, художественные и даже личностные. Человек в контексте постмодерна также представляет собой «фрагментарную личность», определяемую потребительским выбором. Можно сказать, что и исчезает личностное начало само по себе, так как личность становится фрагментарной, перестает быть тождественной самой себе. Эта утрата самотождественности нашла свое выражение еще в одной метафоре постмодерна: о «смерти автора», то есть нивелирования доминантного центра любой художественной деятельности. Таким образом, деконструкция проявляется в философском (метафизическом, онтологическом), научном и гуманитарном направлениях культурных изменений, и в каждой из них она проявляется специфически.
Деконструкция описана в работах Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара и др. В них обосновывается главный принцип деконструкции Картины мира, заключающийся в том, что любой «новый продукт» человеческой культуры, любой инновационный артефакт создается на основе уже существующего до него культурного артефакта, который художник-модернист фрагментирует и «использует» по своему усмотрению, сочетая в новой конструкции артефакты, созданные другими художниками, расчленяя и комбинируя их в новых сочетаниях. Образуется «интер-культурное» пространство, которое получает собственную жизнь: один текст вписывается в другой, как-то переплетается. Создаются своеобразные комбинаций текстов, которые формируют виртуальную реальностьиотара и др. оописана ом направлениях культурных изменений, и в каждой из них она проявляется специфически. циальнкол."ений, то. Труды французского теоретика культуры М. Фуко, создали особое направление научного познания, названное им «археологией знания». Пространство культуры объясняется как «взаимодействие между словами и вещами». Это взаимодействие специфично для каждой культурно-исторической эпохи. Но в контексте постмодернистских трансформаций, изменяются возрожденческие представления о человеке как о «центре мироздания», антропоцентрические представления исчерпываются. Фуко разработал принципы «дискурсивного мышления», которые стали сегодня общепринятыми в разных сферах научного знания. Понятие «дискурс» сегодня широко распространено и в научных трактатах и в публицистике, и политике, и в истории. Фуко определил дискурс как «системную структуру знания», которая исторична. Дискурс кодирует культурные взаимодействия в разных сферах – символических объектах, материальной культуре, регулятивных формах (нормах, паттернах). Эти культурные коды необходимы в формировании «культурного пространства» каждой эпохи и имеют еще одно значение – инструмента социального контроля для властных структур.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.009 с.) |