Подраздел 1. История зарубежной культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подраздел 1. История зарубежной культуры.



Раздел 2. История культуры

Подраздел 1. История зарубежной культуры.

Тема 2.1. Культуры древних обществ.

Роль религии в культурном развитии общества.

В первобытных обществах возникшее религиозное сознание стало результатом преклонения людей перед силами природы и предшествовало становлению как восточных, так и западных культур. Так возник анимизм – наделение природных явлений человеческими качествами. Наиболее древней формой религии явилась магия (от греч. mageia – колдовство, волшебство). Она представляла собой символические действия и ритуалы, сопровождаемые заклинаниями и обрядами с целью воздействия на мир природы и человеческое существование. Магия возникала там, где человек был беспомощен перед силами природы.

 В этом случае проявилась главная характеристика религиозности - вера в то, что душа человека, как и «духи», способна существовать независимо от тела, воздействуя на физическую жизнь человека. Но признание независимости и влияния на людей мира «душевного» и «духовного» при всей своей наивности стало главной предпосылкой появления искусств, развития мышления человека, ориентированного на мир «идеального», ставшего основой развития человеческой культуры. В то же время «заигрывание с духами» проявлялось неоднозначно. Так в самой магии выделялись: магия, преследующая вред кому-либо, военная, любовная, лечебная, промысловая и т.д.

Разновидностью магии стал фетишизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол), который представлял собой поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Это могли быть камни, палки, деревья, любые предметы.

Амулетам, которыми могли быть те или иные предметы, могла приписываться сверхъестественная магическая сила, которая служила охраной их владельца от несчастий и болезней.

Распространен был также тотемизм, представляющий собой веру в кровнородственные связи, которые устанавливались между тем или иным родом и определенными растениями, животными.

Человек, называющий семя именем животного, считал себя братом последнего; старался не употреблять его в пищу, а само животное считалось тотемным. Тотемизм представлял собой веру в кровнородственные связи, которые устанавливались между родом и растениями, животными, а иногда и с явлениями природы. Это явление явилось еще одной предпосылкой возникновения культуры – дальнейшей поэтизации природы в литературе и искусстве, веры в целостность и разумность мироздания, бережного отношения к природе как основы становления гуманизма.

Вместе с тем, в более развитых религиях, жертвенные животные начинают приниматься в пищу, что переводило веру в «духовное» на еще более высокий уровень – веру в «надтелесную», метафизическую реальность, в жертву которой можно принести мир «природного».

Происхождение и ранние этапы развития культуры

Наряду с религиозностью первобытного человека как предпосылкой возникновения культуры важную роль в становлении последней играл труд и изготовление орудий труда. Самые древние орудия труда в первобытных обществах появились по данным археологов около 2,5 млн. лет назад. В соответствии с характером орудий труда принято делить историю первобытных обществ на каменный, медный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит)». «Железный век» возникает в 1 тысячелетии до н.э.

Особенности культуры Древнего Египта.

Культура Древнего Рима.

Культуре Древнего Рима предшествовала этрусская цивилизация в 1 тысяч. до н.э. в Средней и Северной Италии, создавшая города-государства и знаменитые этрусские гробницы. Сам Рим основан в 735 г.до н.э. Причем от этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, римские цифры, способы гадания, а также одеяние – тогу, дома с атрием (внутренним двориком).

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема.

В эпоху ранней Республики (конец У1 – начало 111 вв. до н.э.) Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров.

В середине У в.до н.э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права.

Расцветает римское ораторское искусство; создается римское войско с жесткой дисциплиной. Уничтожив главного соперника - Карфаген, Рим превратил Грецию и Македонию в римские провинции. Рим становится «владыкой мира».

Римские боги во многом отождествлялись с греческими: Юпитер – с Зевсом, Нептун – с Аидом, Марс – с Аресом, Юнона – с Герой и т.д.

Создается наука о праве. Достигает расцвета ораторское искусство, выдающимся представителем которого становится Цицерон.

Формируется собственная литература в лице таких авторов как Ливий Андроник, Плавт, Теренций (комедиограф). Получает всемирную известность философская поэма «О природе вещей» Лукреция. Катулл становится ярчайшим представителем лирической поэзии. Среди философских учений наиболее распространены учения эпикурейцев, стоиков.

В архитектуре утверждается идея силы, мощи, величия. Это - арки, своды, купола, столбы. Изобретается бетон. Создаются амфитеатры, цирки, базилики, термы (комплекс в парке с банями, билиотеками, прогулочными зонами и т.д.). Изготавливается множество копий греческой скульптуры. 

В период империи получает распространение стоицизм – Сенеки, императора Марка Аврелия. У низших слоев общества становятся популярными философы-киники. Новыми культами фактически становятся императоры (объявлялись после смерти божественными).

Центрами науки являются Рим, Афины, Александрия, Карфаген и др. Науку создают такие ученые как Птолемей, Плиний Старший (физическая география, ботаника, зоология, минералогия), врач Гален.

Гий Цильний Меценат становится покровителем искусств (в частности,поддерживал Вергилия и Горация). Овидий создает свои «Метаморфозы». Расветает творчество писателя Апулей; создают свои труды Плутарх, сатирики Ювенал, Петроний, Лукиан.

Формируется римская историография (Тит Ливий, Тацит), ориентированная на прославление империи. В Римской империи создаются также новые храмы, дворцы, театры, термы. Колизей как самый большой амфитеатр Античного мира вмещал около 50 тыс. чел.

Наступивший кризис 11 – 111 вв. н.э. привел к частой смене императоров, отпадению провинций, появлению в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерными признаками кризиса становятся низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.

В период поздней империи (конц.111 – конец У вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату – неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков.

В 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.

Зарождается христианство и создаются базилики – первые христианские храмы.

Возрождение.

В Италии эта эпоха начинается с Х111 века. Человек – творец самого себя и этим выделяется из природы. Оборотной стороной гуманизма Возрождения явились вседозволенность, своеволие, что отразилось, в частности, в знаменитом трактате Н.Маккиавелли, разворачивающего основную этическую доктрину эпохи Возрождения – «цель оправывает средства». В этот период появляются и первые  социальные утопии (Томас Мор, Томазо Кампанелла).

Итальянское Возрождение.

Оно подразделяется на следующие этапы: Ранний Ренессанс (триченто и кватроченто) – с середины Х1У – ХУ вв.; Высокий Ренессанс (чинквеченто) – до второй трети ХУ1 в.; Поздний Ренессанс – вторая треть ХУ1 – первая половина ХУ11 вв.

В литературе эпоха Ренессанса открывается «Божественной комедией» Данте; затем в эпоху раннего Ренессанса создаются такие шедевры как сонеты Петрарки, «Декамерон» Боккачо. В живописи это произведения Мазаччо, Боттичелли («Рождение Венеры»); скульптуры Донателло; архитектура Филиппо Брунеллески.

Высокий ренессанс представлен в первую очередь таким гигантом как Леонардо да Винчи, самыми известными произведениями которого являются фреска «Тайная вечеря» в монастыре, «Джоконда» («Мона Лиза»). Своей жизнью Леонардо да Винчи реализовывал идеал эпохи Возрождения – всесторонне развитой личности. Он - художник, теоретик искусства, скульптор, архитектор, математик, физик, механик, астроном, физиолог, ботаник, анатом. Другой великий художник этого периода - Рафаэль Санти. Самым известным его произведением стала знаменитая «Сикстинская мадонна». К триаде самых великих художников Высокого ренессанса принадлежит также Микеланджело Буонарроти – живописец, архитектор, поэт. Наиболее известные его достижения - росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце; скульптура «Давид»; собор св. Петра в Риме (проектировщик и руководитель строительства); скульптурная композиция в капелле Медичи. Среди великих творцов Высокого ренессанса выделяют также Джорджоне («Юдифь», «Спящая Венера»);Тициана(«Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная», «Святой Себастьян» и др.). В литературе это Лудовико Ариосто («Неистовый Роланд» - поэма), сочетающего в своем творчестве иронию и гуманизм.

Среди представителей Позднего ренессанса выделяют Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Микеланджело да Караваджо; скульптора Бенвенуто Челлини.

  Северное Возрождение представлено такими странами как Англия, Германия, Испания, Нидерланды, Швейцария, Франция.

Особое место в Северном Возрождении занимают Нидерланды, где следует выделить Эразма Роттердамского («Похвала глупости»); а также таких художников как Ян Ван Эйк, Хиеронимус, Питер Брейгель, Франс Халс. Именно в Нидерландах возникают натюрморт и пейзаж. Здесь творят Рубенс, Рембрандт.

В Германии и Швейцарии мировую известность получают живопись и гравюра Альбрехта Дюрера.

Французский ренессанс представлен творчеством Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), Мишелем де Монтенем («Опыты»).

Ренессанс в Англии это Томас Мор («Утопия»); поэт Лестер Эдмунд Спенсер; Вильям Шекспир («Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Генрих 1У» и т.д.). Всего им создано 37 пьес.

 Испанию прославили Мигель де Сервантес («Дон Кихот»);. Лопе де Вега («Собака на сене», «Учитель танцев»). Всего драматургом было написано свыше 2000 литературных произведений. Среди великих художников Испании выделяются Эль Греко, Диего Веласкес.

Реформация.

Началом Реформации (движения за обновление церкви) считается 31 октября 1517 года. Именно в этот день немецкий профессор богословия Виттенбергского университета августинский монах Мартин Лютер (1483-1546) выступил против католического догмата об искуплении грехов с помощью сокровищницы сверхдолжных добрых дел, хранителем которых якобы являлась Римско-католическая церковь. К концу Средневековья данный догмат привел к широко распространенной практике торговли индульгенциями, содержащими прощение от имени церкви не только за совершенные, но даже за возможные грехи. Весь доход от их продажи поступал в пользу церкви, являясь мощным средством обогащения католического духовенства.

Несмотря на осуждение выступлений Лютера Римско-католической церковью и германскими императорами у него появилось немало последователей. После этого сторонников Лютера стали называть протестантами. В дальнейшем это название распространилось на представителей всех религиозных течений, отделившихся от Римско-католической церкви, а последователи Лютера получили наименование лютеран.

В отличие от православия и католицизма протестантское направление христианства не составило единой конфессии, с самого начала разделившись на множество течений.

Еще при жизни Лютера в Швейцарии сложилось другое течение протестантизма, связанно с именем женевского проповедника Жана Кальвина (1509-1564), получившее название кальвинизма. Впоследствии оно разделилось на реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм.

В ряде европейских стран инициатором введения протестантизма явилась королевская власть, подчинившая себе местные церкви и выведя их из-под юрисдикции папы Римского: в Дании – в 1536 г. Кристиан III Ольденбургский; в Швеции – в 1544 г.Густав 1 Ваза. В Англии в 1534 г. Король Генрих VIII Тюдор основал Англиканскую епископальную церковь. Ее церковную иерархию возглавляет сам король, от имени которого управляет архиепископ Кентерберийский.

В начальный период Реформации сформировалось одно из наиболее радикальных течений протестантизма – анабаптизм. Его последователи активно участвовали в Крестьянской войне в Германии 1524 – 1526 гг. Позже, во второй половине ХVI века, в Англии возник пуританизм (от латинского «пурус» - чистый) – оппозиционно-религиозное движение за более последовательные реформы англиканской церкви. Впоследствии оно вышло за пределы англиканства, образовало самостоятельное течение, испытавшее на себе значительное влияние анабаптизма и особенно кальвинизма. Отдельные положения вероучения анабаптистов и пуритан были подхвачены возникшими позже организациями меннонитов, баптистов, квакеров.

Основная догматическая особенность протестантизма связана с концепцией Лютера об «оправдании одной только верою». Она означает, что непосредственная связь каждого христианина с Богом достигается путем личной веры в искупительную жертву Иисуса Христа. Получая таким образом все благодатные Дары Святого Духа, христианин согласно протестантскому вероучению для спасения не нуждается в посредничестве между собой и Богом. Отсюда – протестантское понимание церкви как сообщества «оправданных верой» людей, равных между собой и наделенных благодатью.

 Вследствие этого отпадает необходимость деления церкви на священников и мирян, а также наличия церковной иерархии с особыми правами по передаче благодати священства через рукоположение. Каждый член церкви является носителем священства уже в силу своей веры, а потому имеет право на совершение богослужений, благовестие (произнесение проповедей), чтение и толкование Священного писания.

Священное писание (Библия) как запечатленное Слово Божие является у протестантов единственным источником вероучения. Поэтому Священное предание (решения церковных соборов, церковные установления верховных иерархов) для протестантов не является источником вероучения.

Догматическое положение об «оправдании одной только верою» определяет отношение к таинствам, из которых протестанты признают крещение и причащение (евхаристию). Крещение совершается после сознательного принятия веры по достижению совершеннолетия – «крещение по вере». В то же время лютеране, англикане, реформаты признают и крещение во младенчестве, когда благодать передается через веру восприемников (крестных родителей).

Таинство причащения совершается «под двумя видами» - хлебами и вином (в течениях, отрицающих употребление алкоголя, используется виноградный сок). Рукоположение священнослужителей рассматривается как передача лицу, избранному сообществом верующих, права совершать богослужение, подтверждаемого вышестоящей церковной инстанцией, то есть как назначение на церковную должность.

Изложенные догматические особенности определяют характер протестантской церковной организации и богослужения. Протестантские общины-церкви – это сплоченные коллективы с фиксированным членством. Руководители общин – пресвитеры (пасторы) и их помощники – диаконы всегда избираются из числа членов общин, что подтверждается вышестоящим церковным органом.

Протестанты с самого начала не признали культа Богородицы, почитания икон, крестного знамения. Из праздников отмечаются лишь те, что связаны с Иисусом Христом. Богослужение стало совершаться в любом помещении, хотя и имелись специальные церковные здания. В большинстве течений отказались от литургического облачения священников.

Французское Просвещение.

Это – Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Шарль Луи Монтескье, Поль Анри Гольбах и др.

Ш.Л.Монтескье (1689 – 1755) в своих философско-политических сочинениях «Персидские письма» и «О духе законов» выступил с острой и глубокой критикой деспотизма, абсолютистского произвола, он противопоставлял им идеалы свободы в политической сфере. Отец буржуазного либерализма.

Вольтер (1694-1778) писал трагедии, стихи, исторические сочинения, философские романы, сатирические поэмы, политические трактаты и статьи. Противник церкви, клерикализма, морали и догм феодального общества, абсолютистского режима. Произведения – «Философские письма», повесть «Кандид или Оптимизм», «Философский словарь».

Дени Дидро (1713-1784) - редактор и вдохновитель 35-томной «Энциклопедии»; Поль Гольбах (1723-1789) – автор «Системы природы» - главного произведения французского материализма и атеизма; сторонник радикального материализма и механицизма, рассматривающий человека как самозаводящуюся машину Жюльен Ламетри (1709 – 1751), автор «Человека-машины» и «Человека-растения»; Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) его труд «Об уме» был сожжен по распоряжению парламента.

Ж.Ж.Руссо (1712-1778). Учение Руссо сводилось к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Выход виделся ему не только в правильном воспитании, материальном и политическом равенстве, но ив прямой зависимости морали и политики, морали и общественного строя. Ставил общественную волю выше индивидуальной воли. Самые известные сочинения - «Об общественном договоре», роман «Эмиль, или О воспитании».

Просвещение в Германии.

Характерная особенность – экономическая и политическая раздробленность. Идея национального единства доминировала в творчестве просветителей.

Просветитель Христиан Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философского знания. Культ разума сочетался у него с пиэтетом перед христианской верой. Один из парадоксов Немецкого Просвещения заключался в том, что оно нередко получало импульсы «сверху». Например, в Пруссии инициатором публичного обсуждения новых идей выступил король Фридрих Великий (1740-1786).

Иммануил Кант (1724-1804) создал концепцию Просвещения как освобождение индивида, но лишь в моральном и интеллектуальном смысле слова, а отнюдь не в политическом. В своем трактате «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» он рассматривает человеческие чувства через призму двух категорий – Прекрасного и Возвышенного.

Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Кант подвел итог исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен его вклад в разработку теории правового государства. Кант обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагает путь постепенных реформ и исключают грубое насилие.

Современник раннего Канта – Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) – поэт, драматург, литературный критик, философ. В 1730 г. он написал тезисы «Воспитание человеческого рода», главная идея которых – единство человеческого рода, его всеохватной целостности. Лессинг считал, что и человечество возникает только тогда, когда эта общность осознается.

Лессинг высоко оценивал роль христианства в человеческой истории, возвеличивая в нем моральную сторону. Но высокая оценка христианской святости, по его мнению, не означала, что духовная эволюция человеческого рода завершается именно этой религией. По мнению Лессинга, человечество не остановится на этой стадии. Придет новая ступень зрелости – «эпоха нового, вечного Евангелия». И именно в эту пору нравственность окажется универсальным, безусловным принципом поведения.

Глубокими гуманистическими раздумьями пронизано творчество другого немецкого просветителя - Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803). В своей работе «Еще одна философия истории для воспитания человечества» он исходит из того, что вся история народов – это школа соревнования в скорейшем достижении гуманности.

Образцом всего доброго и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х гг. ХУ111 в.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки.

Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели – как совершенная среда для совершенного человека. Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и человеческим чувствам – любви, дружбе, меланхолии. Все это обеспечивало реализацию просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии», о «естественном человеке», основным условием которого было возвращение к природе. Среди них особо выделяется Петергоф (Петродворец), созданный на берегу Финского залива архитекторами Ж.Леблоном, М.Земцовым, Т.Усовым, Дж.Кваренги и др.

Франкфуртская школа.

Эта школа сложилась к концу 1920-х гг. на базе Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. Основатели школы и главные теоретики – М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Л.Левенталь, Г.Маркузе, Э.Фромм. Также – В.Беньямин, Ю.Хабермас.

В центр своих исследователей представители этой школы поставили критику массовой культуры, рациональности. Это, в частности, критика «одномерного общества и человека» и идея бесконечного протеста как решение проблем культуры (Маркузе).

Последователь школы Ю.Хабермас выступил за восстановление престижа гуманитарных ценностей, коммуникативную этику, в основе которой лежит интеракция (взаимодействие) как глубинная содержательная коммуникация при важности другого коммуниканта,«другого» как самодостаточной ценности.

Признанный основоположник франкфуртской школы – Макс Хоркхаймер (1895-1973), положивший начало созданию критической теории – новой целостной теории современного общества. Теодор Адорно (1903-1969) более всего известен своими работами по теории музыки, а также размышлениями о месте искусства в современной действительности. Для культурологии особенно интересно осмысление места и разума в истории, сделанное Хоркхаймером и Адорно в «Диалектике просвещения» (1947). Они сумели показать, что именно растущая рациональность привела к нивелировке ценностей, все большему подавлению жизненных основ человеческого существования, к порабощению не только природы, но и человека. Так, знаменитый тезис Френсиса Бэкона «знание – сила» привел к упадку общества и разрушению культуры. Именно знание, которое должно было освободить человека от зависимости от «власти природы», привело к его тотальному порабощению. Также в этой работе они отметили идущее «омассовление» культуры, которая становится все более единообразной, а также превращается в рекламу, в товар.

Постмодернизм.

Кроме хронологии постмодернизма, ведущейся с 1939 г., в которой провозглашается его статус как самостоятельной философской теории (Ж.Ф.Лиотар «Состояние постмодерна») существует вневременная интерпретация постмодернизма как феномена, являющегося проявлением любой радикальной смены культурных эпох, и в этом случае постмодернизм рассматривается как своего рода этап в эволюции культуры:. Соответственно.у каждой эпохи есть свой постмодернизм (У.Эко).

Основная характеристика постмодерна – утрата метанарративов (великих повествований): главных идей человечества (прогресса, эмансипации личности, важности знания, свободы, развития разума).

Постмодернизм создает т.н. «нерепрезентативную эстетику», в которой то или иное отражаемое событие, образ «ускользают» от репрезентации – не поддаются однозначному схватыванию в понятиях и образах, оставаясь принципиально неопределенными.

Поэтому современному искусству надлежит не поставлять реальность,а изобретать намеки на то мыслимое, которое не может быть представлено (Лиотар).

Характерно, что идеологи этого философского и культурного течения объявили, что постмодерн начался с «Освенцима» - преступления, которое открывает «постсовременность». Последняя состоит в отказе от тоталитарных идеологий и авторитарности во всех сферах общественной жизни и наличие творческой и индивидуальной свободы каждого члена общества.

История теперь это - «радикальная прерывность» (Фуко). В качестве одного из ключевых теперь предлагается понятие «эпистема». Это - «фундаментальные коды культуры», исторически изменяющиеся структуры, определяющие конкретные формы мышления, знания и наук.(Фуко).

Своеобразие эпистем обусловлено, прежде всего, теми отношениями, которые устанавливаются между языком, мышлением, знанием и вещами.

Постмодернистами также было предложено понятие «дискурс» для анализа социальной обусловленности речевых высказываний. В соответствии с ним любая речь не только что-то высказывает, но и объясняет то, что высказывает, т.е. проясняя собственные основания или причины. Такая субстантивация производится не только и не столько лингвистичекими или логическими средствами, сколько социальными средствами внутри более широкого социокультурного пространства.

Важное место в постмодернизме занимают т.н. «симулякры» - образы, поглощающие, вытесняющие реальность. Симулякры воспроизводят и транслируют смыслы, неадекватные происходящим событиям, факты, не поддающиеся однозначной оценке. Выделяются три уровня симулякров (Ж.Бодрийяр):

1.Симулякры-подделки в эпоху Возрождения –сложные, полные иллюзий, с двойниками, зеркалами, театром, играми масок.

2.Симулякры второго уровня – серийность в индустриальную эпоху.

3. Модели.

Симулякр формирует среду прозрачности, где ничего не может быть утаено или скрыто.

Постмодернизм в искусстве на примере музыкальной культуры.

Воплощение идей и концептуальных установок постмодернизма можно проследить на примере музыкальной культуры.

В ХХ веке художники вплотную подошли к «границам» творчества: с одной стороны, создается реальность, в которой не присутствует сам субъект (объектное искусство, «смерть субъекта»); с другой стороны – художник творит сам себя, изменяясь на всех уровнях – от физиологического (виртуальное искусство, интерактивные композиции) до мировоззренческого (концептуальное искусство). Самодостаточную спонтанную креативность субъективности назвали «машиной желания», реализуемой на индивидуальном и социальном уровнях.

ХХ век открыл миру возможность сосуществования в едином отрезке времени и пространства разнонаправленных художественных течений, век мятущийся, пронизанный диссонантным взаимодействием антитез, полифоничным единением несовместимостей, рождающий «кентавров» в области стиля и жанра, поставил музыканта-исследователя перед необходимостью поиска новых подходов, позволяющих осмыслить музыкальное пространство новейшего времени.

Ситуация в современном искусстве может быть обозначена как «исчезновение»: исчезает Автор, исчезает текст, художественное произведение, все основные составляющие музыкального феномена превращаются в «симулякры», видимости, виртуальные фантомы – от замены музыки «звучностями» (например, стуком ложек по краям наполненных водкой стаканов в музыкальном перфомансе Дм.Смирнова «Trio Sacrum» до исчезновения музыки в произведениях Д.Кейджа («Лекции»), В.Екимовского («Лебединая песня»).

В классическом искусстве художник – это мастер, создающий высокие произведения. Талант измеряется такими критериями как мастерство (степень овладения ремеслом) оригинальность (авторский стиль, манера, почерк), глубина замысла (художественная идея, выраженная в материале). Постмодернизм называют искусством дилетантов. Упрощенные формы, отсутствие глубины позволяет каждому стать художником.

Художник-постмодернист работает на минимуме художественно-выразительных средств. Художественная форма сведена до минимума вплоть до полного ее исчезновения, вместо уникальности и неповторимости авторского стиля – «смерть субъекта».

Объектное искусство представлено такими «шедеврами» как «Сушилка для посуды» М.Дюшана, «След постепенного» (Step Piece) Вито Аккончи, концептуальными скульптурами Ричарда Фляйшнера, например, «Сидячая работа» (Sited Werks). Это «искусство молчания», которое не предполагает слушателей, не предполагает временности случайного ассоциативного контакта между дающим и воспринимающим. Это искусство, разрушившее художественную условность, а потому называемое «банальным», «вульгарным» и даже «пошлым» (термины, вошедшие в современную эстетическую терминологию). Искусство молчания также не предполагает некую искусственность, созданную из материала: фраз, слов, звуков.

У объектного искусства есть еще одно название – «вещи с улицы», redy-made. Появившись в начале ХХ века в искусстве Марселя Дюшана, это искусство получило второе рождение в эпоху постмодернизма. Бедность художественной выразительности компенсировалась за счет философских идей, которыми пронизаны произведения объектного искусства. В них сохранилось главное: новое понимание искусства, данное М.Дюшаном. Авторское начало перенесено из сферы создания художественных произведений в сферу концептуального творчества. Художник Вадим Сидур, один из создателей скульптурного направления «гроб-арт», говорил: «Когда я понял, что необходимы мне детали скульптур уже созданы природой [имея в виду «вторую природу», которую человек сотворил вокруг себя] и я напрасно трачу время, изготовляя их… мне оставалось только полюбить канализационную трубу, как самого себя, чтобы создать из нее произведение искусства» [цит. по: 14, с. 48].

Примером музыкального объектного искусства может быть использование звуков окружающего пространства без какой-либо обработки (шум моря, дождя, шелест ветра, треск костра и т.д.).

В современных композициях музыка событий заменяется музыкой состояний: «ничего постоянного, опорного, устойчивого, неизменно движущаяся многослойная, многосмысловая ткань» [19, с. 146]. Примером является сочинение Аллы Загайкевич «Пагода» – произведение для блок-флейты и электронной обработки в реальном времени. В качестве основного инструмента используется флейта сякухати (дзен-буддистской традиции), позволяющая извлекать мельчайшие нюансы высоты звука и его окраски (при извлечении одного и того же по высоте звука в разных аппликатруных позициях). Эта музыка принципиально нетональна, ее основу составляют микротоновые интервалы с приемами портаменто, глиссандо, фруллато и т.д. Устройство флейты позволяет передавать звуковые эффекты шороха, шелеста. Противостояние чистого, легкого, прозрачного звучания флейты противостоит агрессивному, жесткому экспрессивному звучанию компьютера. Их сосуществование, взаимопроникновение, взаимовлияние составляет основное содержание произведения Аллы Загайкевч [19, с. 150].

В сфере слушателя происходит потеря самоидентификации, с одной стороны, в интертекстуальном игровом пространстве, с другой – в ритуальной медитации.

Человек, попадая в виртуальный мир (порожденный музыкой) включаясь в музыкальную коммуникацию, теряет границы между искусственностью и реальностью. С одной стороны, этот механизм аналогичен включению первобытного человека в окружающую среду, с другой стороны, в информационную эпоху возможна так называемая «отрицательная адаптация», когда люди, не в силах изменить внешнюю обстановку, уходят от объективной реальности в иррациональный мир (алкоголизм, наркомания, в том числе компьютерная). Оценивая сегодняшнюю ситуацию, философы говорят о возникновении нового типа личности с «исчезнувшим сознанием собственной идентичности» [1, c. 13].

М.Кастельс вводит термин «массово-личностная коммуникация», поскольку современная интернет-коммуникация сочетает в себе свойства как личностной, так и массовой коммуникации. Пользователи интернета не «смотрят» его как телевизор, не «используют» его как компьютер, а живут в нем. М.Кастельс назвал интернет «коммуникативной фабрикой нашей жизни» [30].

Автор создает не произведение искусства, а концепт или проект. В качестве материала может быть использован любой феномен (зрительный, акустический и даже тактильный); этот материал не обязан быть авторским, поскольку автор создает идею.

Пример такого сочинения – Симфония Сергея Загния: «Музыканты – сначала один, затем к нему постепенно присоединяются другие – играют долгие звуки ЛЯ, каждый в удобном для себя регистре. Играя, музыканты все более погружаются в звук, обретая способность различать обертоны и малейшие градации звучания. Каждый ведет свою линию, осознавая себя в то же время причастным к общему – продолжающемуся и вновь осуществляющемуся здесь и сейчас Акту Творения. Обращая взор внутрь себя, душа встречается с собою и обнаруживает, что она и звук – одно» [21, с. 160-161]. Аналогичная идея содержится в произведении К. Штокхаузена. Композитор в партитуре цикла «Из семи дней» дает указания исполнителям: «Играй колебания в ритме частей твоего тела. Играй колебания в ритме твоего атома. Играй колебания в ритме мельчайшей частицы твоего сознания. Пусть между отдельными моментами будет достаточное молчание. Когда почувствуешь себя более свободным, смешивай ритмы в любой последовательности» [цит. по: 8, с. 167].

В концептуализме стирается грань между искусством и реальностью. Концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства – в передаче идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видео- материалов. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест. Согласно Дж.Кейджу, искусство «становится процессом, приводимым в движение группой людей», оно дает возможность каждому «пережить опыт, который иначе был бы ему недоступен»; важен не результат, а само действие: «искусство в процессе появления из самого себя: это – жизнь» [цит. по: 6, с. 81]

К «музыке идей» можно отнести произведение В.Екимовского «Лебединая песня № 1, № 2 и № 3». Исполнение сводится к тому, что исполнители разбрасывают по сцене листы с партитурой, вырезанные в форме лебединых крыльев, а последняя пьеса вообще не звучит, только мыслится как воображаемый фон к голосу актера, который читает новеллу о лебединой стае [7, с. 311-318]. Это продолжение знаменитых «Лекций» Джона Кейджа.

В современном искусстве происходит соединение несоединимого, оно представляет собой сверхмножество любых явлений мира «как они есть» (феноменов), среди которых нет центра и периферии. Человек воспринимает транслируемую ему информацию не последовательно, а эклектично и мозаично, совмещая в системе опыта несовместимые вещи.

Идея мозаичности и разрушения линейного дискурса созвучна идее «ризомы» Ж.Делеза и Ф.Гваттари [31]. «Ризома» (от франц. «корневище») – корень-луковица, способный прорастать стеблем в любом направлении – структура мышления и бытия, противостоящая линейному (древовидному) мышлению европейской классической культуры. В отличие от гипертекстуальной (предполагающей логичекую связанность элементов), эта модель поверхностна (построена на ассоциативных связях множества элементов).

Ритуальность – важнейшая черта постмодернистской культуры.

Произведения современного композитора Л.Янга – «многочасовая медитация, уводящая за пределы мира в космическую бесконечность. Для этого используется комплекс средств, цель которых – создание тотальной аудио-визуальной среды, сотворенной из особых соотношений звука и света. В композициях используются музыка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.063 с.)