Различия в подходах к изучению культуры (Д. Мэрдок, дж. Рокич, Г. Оллпорт). Глазкина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различия в подходах к изучению культуры (Д. Мэрдок, дж. Рокич, Г. Оллпорт). Глазкина.



  Кросс-культурный анализ и более глубокое изучение культуры страны партнера имеет хорошую научную базу, основу которой составляют культурологические теории. Наиболее известными являются культурологические теории Дж. П. Мэрдока, Дж. Рокича, Г. Олпорта и соавторов.

Джорж Питер Мэрдок является автором одной из наиболее известных теорий.

 Для углубленного изучения анализа феномена национальной культуры он ввел понятие культурные универсалии.

-Это своего рода характеристики культуры нации, которые по отдельности показывают определенную сторону образа жизни, все вместе дают достаточно полное представление о культуре и менталитете нации.

 Всего Мэрдок выделил около 70 культурных универсалий (аспектов жизни, которые проявляются во всех обществах) от отношения к спорту до системы управления государством.

  Основным преимуществом данной теории является то, что она дает обстоятельные ответы на самые неожиданные стороны жизни народа и его менталитета.

 Недостатком теории является ее сложность и громоздкость. Поэтому она редко применяется на практике.

Культурологическая теория ценностей основана на системе ценностей, сложившейся у каждой нации, и определяющей поведение ее представителей. Она очень практична с точки зрения деловых коммуникаций и управления местным персоналом. Ведь поведение людей в той или иной ситуации зависит от системы их ценностей, идеалов, принципов. Представители западной, восточной, исламской и мусульманской культур в сходных ситуациях могут повести себя противоположным образом

Дж. Рокич на основании теории ценностей предложил практичную культурологическую оценочную модель.

 Он сформировал две группы ценностей:

базовые (конечные) и инструментальные (средства достижения).

В каждой группе автор выделил по 18 элементов. Это оказалось очень удобно для практики международного менеджмента. Именно тем, в какую группу отнесены те или иные ценности, можно понять мотивы поведения представителей той или иной культуры.

Модель Рокича может успешно работать как в рамках отдельной национальной культуры, так и на глобальном уровне. При этом конкретные ценности могут перемещаться как из базовой в инструментальную группу, так и наоборот.

Трое соавторов Г. Олпорт, Ф. Вернон, Г. Линдзи создали свою модель с целью ее практического использования.

 Она также базируется на теории ценностей.

В основе данной модели – разделение людей на шесть групп в зависимости от характера основной ценности, исповедуемой человеком в жизни и на работе:

- Теоретический человек – тот, для кого главным являются истина, знания, порядок, поиск;

- Экономический человек, который в основе всего видит дело, полезность, эффективность, практическую значимость;

 - Социальный человек – тот, для кого главное – общественная польза, взаимопомощь;

 - Эстетический человек – для него определяющим являются красота и гармония;

 - Политический человек – для него главным является лидерство, власть, политическая карьера;

- Религиозный человек – главным для него служит вера, духовное совершенствование.

 Практичность данной модели не вызывает сомнений: отмеченные группы встречаются в любой культуре. Но даже те, кто не может точно отнести себя к какой-либо группе, довольно точно указывают на ту, которая превалирует в их сознании и поведении. Международному менеджеру с представителями каждой группы по-своему надо строить деловые отношения и управление.

Названные культурологические теории должны рассматриваться как взаимодополняющие инструменты изучения национально-культурных особенностей страны-партнера и отдельных ее представителей.

Кросс-культурный шок, этапы и способы его преодоления. Гражевская



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.006 с.)