Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 1. Аргументация и доказательство. Логический и вне-логический элементы аргументации.Стр 1 из 16Следующая ⇒
Билет 9.Разделительное косвенное доказательство. Доказательные рассуждения различаются, прежде всего, по своему отношению к выдвинутому тезису. Они либо подтверждают истинность тезиса, либо опровергают, доказывая его ложность. Отсюда различие между двумя способами доказательств: * подтверждение тезиса - обоснование истинности тезиса; * опровержение тезиса - обоснование ложности тезиса. По способу обоснования истинности тезиса доказательства делятся на прямые и косвенные. Косвенное доказательство - такое доказательство, в котором тезис не выводится прямо из аргументов, а обосновывается с помощью конкурирующих с тезисом допущений. Косвенное доказательство – это способ доказательства, который состоит состоит из обоснования истинности тезиса с помощью антитезиса (дополнительного утверждения, противоречащего тезису). По сути, такое доказательство есть доказательство тезиса «от противного». Косвенное доказательство строится следующим образом: в ходе доказательства мы формулируем антитезис (т.е. противоположность тезису) и обосновываем его ложность. И если удается обосновать ложность антитезиса, то тем самым мы обосновываем истинность тезиса. Косвенное доказательство разбивается на два вида: 1. Апагогическое косвенное доказательство – доказательство через приведение к абсурду. В данном случае мы начинаем выводить следствие из антитезиса и доходим до такого тезиса, который противоречит хорошо известным фактам. Если наблюдаем противоречие фактам, то значит эти следствия необходимо признать ложными. А они, в свою очередь, выведены из антитезиса, следовательно, антитезис надо признать ложным. Тогда в этом случае мы вынуждены признать наш тезис истинным. 2. Разделительное косвенное доказательство – это такое доказательство, которое состоит из разделительного суждения. Оно строится из тезиса и несовместимых с ним утверждений (антитезисов – «допустим что 1, 2, 3»). Затем показывают, что все утверждения, входящие в это разделительное большое суждение, являются ложными. Тогда приходится признать, что утверждения тезиса истинно. В детективах – это любимая схема рассуждения всех сыщиков. Пример разделительного косвенного доказательства:
Совершено преступление. Расследуем его. 1. Очерчиваем круг лиц, которые могли совершить такое преступление. 2. Формулируем разделительное суждение: «Преступление мог совершить либо Джон, либо Джек, либо Смит». 3. Поочередно исключаем каждого отдельного человека из списка подозреваемых, тем самым сужаем круг подозреваемых. 4. В итоге мы приходим к выводу о том, что преступление совершил какой-то один человек. Виды правил аргументации: правила подбора аргументов (1А и 2А). Аргумент — высказывание (группа высказываний), используемое в диалоге для подтверждения, обоснования или, напротив, критики или опровержения точек зрения, высказанных в этом же диалоге по поводу тезиса. Из данного определения вытекают три важных свойства аргумента. Во-первых, аргумент — это не высказывание само по себе, но взятое в отношении к точке зрения (тезису) в диалоге, т.е. занимающее определенную позицию в речевом взаимодействии и выражающее определенное речевое действие участника диалога. Во-вторых, аргумент есть высказывание, отличное от тезиса диалога. В-третьих, высказывание, играющее роль аргумента в пользу некоторой точки зрения, должно быть логически совместимым с высказыванием, выступающим в качестве точки зрения. Последнее означает, что эти два высказывания не должны противоречить друг другу, но быть как минимум совозможными. Для научной дискуссии, как правило, последнее требование недостаточно; необходимо, чтобы тезис логически следовал из аргументов. А1. ПРАВИЛО ОБОСНОВАННОСТИ АРГУМЕНТОВ. Аргумент в диалоге должен быть высказыванием, обоснованным вне данного диалога и независимо от его тезиса.
Во-вторых, обоснованность аргумента должна быть независимой по отношению к данному диалогу. Иными словами, подтверждение положения-аргумента осуществляется до диалога, где оно выступает как аргумент. В-третьих, это подтверждение не должно быть связано с тезисом диалога, где высказывание играет роль аргумента. Иными словами, обоснование высказывания аргумента должно быть проведено без использования высказывания-тезиса. Ошибка «круг в доказательстве» (А1.2), или предвосхищение основания, имеет место, если нарушен принцип независимости от тезиса в обосновании высказываний-аргументов. Это бывает в тех случаях, когда высказывание-тезис служит аргументом в пользу высказывания-аргумента, а затем высказывание-аргумент используется для обоснования тезиса. Такая ошибка нарушает сразу два правила: правило А1, а также правило П2 релевантности тезиса.
Билет 1. Аргументация и доказательство. Логический и вне-логический элементы аргументации. Аргументация – это полное или частное обоснование какого-либо суждения с помощью других суждений, где наряду с логическими методами применяются также лингвистические, эмоционально-психологические и другие внелогические приемы, и методы убеждающего воздействия. Обосновать какое-либо суждение означает найти другие подтверждающие его суждения, которые логически связаны с обосновываемым суждением. В исследовании аргументации выделяют два аспекта: логический и коммуникативный. В логическом плане цель аргументации сводится к обоснованию некоторого положения, точки зрения, формулировки при помощи других положений, называемых аргументами. В случае эффективной аргументации реализуется и коммуникативный аспект аргументации, когда собеседник соглашается с аргументами и способами доказательства или опровержения исходного положения. Ядром аргументации, ее глубинной сутью является доказательство, придающее аргументации характер строгого рассуждения. Доказательство – это логический прием (операция), обосновывающий истинность какого-либо суждения с помощью других логически связанных с ним суждений, истинность которых уже установлена. Аргументация (как и доказательство) имеет трехчленную структуру, включающую в себя тезис, аргументы и демонстрацию, и имеет единые правила построения процесса обоснования, которые рассматриваются ниже. Тезисом называется суждение, истинность которого требуется доказать.
Аргументами (основаниями, доводами) называют истинные суждения, с помощью которых обосновывается тезис. В целом различают два вида аргументов: правильные и неправильные, корректные либо некорректные. 1. Аргументы ad rem (касающиеся дела) являются коррект– ными. Они объективны и касаются сути доказываемого тезиса. Это следующие положения доказательства: а) аксиомы (греч. axioma – без доказательства) – бездоказательные научные положения, принимаемые в качестве аргумента при доказательстве других положений. В понятии "аксиома" заключены два логических смысла: 1) истинное положение, не требующие доказательства, 2) отправной пункт доказательств; б) теоремы – доказанные положения науки. Их доказательство принимает вид логического следствия из аксиом; в) законы – особые положения наук, устанавливающие существенные, т.е. необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи явлений. Каждая наука имеет свои законы, подводящие итог определенному виду научно-исследовательской практики. Аксиомы и теоремы также принимают вид законов (аксиома силлогизма, теорема Пифагора); г) суждения о фактах – раздел научного знания опытно-экспериментального характера (результаты наблюдений, показания приборов, социологические данные, данные экспериментов и т.п.). В качестве аргументов берутся те сведения о фактах, истинность которых подтверждается на практике; д) определения. Данная логическая операция позволяет формировать в каждой научной области класс определений, которые играют двоякую роль: они, с одной стороны, позволяют специфицировать предмет и отличать его от других предметов данной области, а с другой – расшифровать объем научных знаний, вводя новые определения. 2. Аргументы ad hominem (апеллирующие к человеку) в логике считаются некорректными, а доказательство с их использованием – неправильным. Более подробно они анализируются в разделе "Непозволительные способы защиты и опровержения". Их цель – убедить любой ценой – ссылкой на авторитет, игрой на чувствах (жалости, сострадания, верности), обещаниями, заверениями и т.п. Доказательство уделяет "пристальное внимание" качеству и составу аргументов. Форма перехода от аргументов к тезису может быть разной. Она образует третий элемент в структуре доказательства – форму доказательства (демонстрацию). Формой доказательства (демонстрацией) называется способ логической связи между тезисом и аргументами.
К внелогическим приемам, используемым в аргументации, относятся прежде всего разнообразные приемы, составляющие предмет риторики — науки об ораторском искусстве. Они усиливают выразительность речи, придают ей яркость, эмоциональность, воздействуя тем самым на чувства человека. С этой целью используются сравнения, эпитеты, метафоры, повторы, усиливающие образность и эмоциональность процесса доказательства. Применяются также многие другие риторические приемы. Определенное значение имеют интонацияи темп речи оратора, умелое использование им пауз, жеста, мимики и т.п. Важно, однако, подчеркнуть, что риторические приемы должны применяться в союзе с логикой. Увлечение ораторскими приемами, недооценка логических приемов доказательства превращает аргументацию во внешне красивое, эффектное, но малосодержательное рассуждение. Оно может убедить, но не способно доказать. К внелогическим приемам аргументации можно отнести некоторые доводы, отвергаемые логикой. Это довод к личности, к публике, к авторитету: * Довод к личности не является логическим основанием тезиса, но как дополнительное средство, характеризующее, например, правонарушителя, он приемлем в аргументации. * Используя довод к публике, аргументатор стремится вызвать определенные чувства у присутствующих, повлиять на их отношение к обсуждаемому вопросу. Это усиливает аргументацию, но довод к публике не должен подменять доказательства тезиса по существу. * То же относится и к доводу к авторитету, когда логическое обоснование подкрепляется высказыванием известного ученого, философа, политического деятеля. В определенных условиях может быть использован, по лишь как дополнительный прием, довод к состраданию. Доказательство — это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.019 с.) |