Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П р о и с Х о ж д е н и е и и с т о р и я у м н о г о д е л а н и я .⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
"Господи помилуй" — в таком сокращении виде, всего из двух слов, вошла Иисусова молитва в богослужении, в общий молитвенный обиход и сохранилась в литургии Игнатия Богоносца (Patr. M., t.5). Полная молитва, из семи слов, была долгое время тайной Церкви, тайной апостолов, монахов и отшельников. Она была частью «апостольского предания» и потому не вошла в книги Нового завета. Иисус обличает своих современников словами пророка Исайи: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком. Сердце же их далеко от Меня» (Matv. 15,7-8). Молитва «устами» и «языком» может стать механической, автоматической, и потому неэффективной. Она может стать показной, фарисейской: «И когда молишься, не будь как лицемеры... чтобы показаться перед людьми» (Матв. 6,5). Иисус так уточнил молитву: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им» (там же) — и дал немногословную, монотонную и уединенную молитву, с участием сердца. Новая вера принесла новые молитвы. Их в Новом завете две: 1) Молитва мытаря и 2) Молитва Господня, и обе обращены к Богу Отцу. Третья молитва обращена к Иисусу, молитва незаписанная, молитва Предания, для подвижников. Медитативная, созерцательная Иисусова молитва включает в себя все элементы молитвы и все виды ее. Она охватывает все существо человека, все самые затаенные движения ума и сердца, все чувства, внешние и внутренние. Нет ни одного уголка человеческого существа, который не был бы вовлечен в эту молитву. Она — самая универсальная, всеобъемлющая, интегральная и интегрируюая из всех видов молитв. В ней — весь человек, со всей тримерией и эннеадой (девяткой). Таким хочет иметь Господь человека, цельным, всеобъемлющим, объединенным без остатка. В умном Иисусовом делании осуществляется беспримерная в истории человечества культура ума и культура сердца, и пробуждается латентная (скрытая) богочеловеческая сила сердца. Таковы исторические, евангельские предпосылки Иисусовой молитвы-медитации. Она сохранилась вплоть до нашего времени в православной Церкви, совершается на Афоне, в монастыре Св. Екатерины на Синае, совершалась старцами Оптиной пустыни и других русских монастырей. Расцвет и распространение медитативной молитвы, умного делания в восточной Церкви относится к XIV веку, когда она стала достоянием монахов Афона и других восточных монастырей. Издатели греческой «Филокалии» (Добротолюбия), первое издание которой вышло в 1782 году в Венеции, считают, что первым, изложником «метода» был афонский аскет Никифор Монах, в книге «О трезвении и хранении сердца» (Patrologiac Cursus Completes Megine P. gr., Tomus 147), что подтверждают современники Никифора, монахи, братья Кал-лист и Игнатий Ксантопулы. Сами братья Ксантопулы дали позднее наиболее полное и систематическое изложение метода, назвав его «естественным и научным вхождением ума в сердце». В Европе метод становится известным по книге другого современника Никифора Монаха, Симеона Нового Богослова, которую в 1790 году издает Николай Глика из Яннины. Книга Симеона под названием «Метод священной молитвы» издается и Ватиканом. Но ни Симеон, ни Никифор не являются изобретателями метода, так как до прихода на Афон Григория Синайского никто там не знал о методе. Религиозно-историческая наука в лице Иринея Гаусгера склоняется к синайскому происхождению метода.
Григорий Синайский переносит метод медитативной Иисусовой молитвы1 на Афон из Синайского монастыря Св. Екатерины, где школа умного делания имела уже таких двух древних представителей и учителей, как Нил Синайский (V век) и Иоанн Лествичник (V—VI век). Григория с его трактатом — «Точное сведение о психике и молитве» (Patr. М. Т. 15О). нужно считать первым систематически изложившим метод, и благодаря Григорию, метод получает широкое распространение на Афоне и Салониках и с тех пор перестает быть тайной церковной, монашеской аскетики. Умная Иисусова молитва получила новое название «исихастической молитвы» от слова «исихия» (покой) по названию трактата. В своем трактате Григорий цитирует древних авторов, Анну Исайя и Иоанна Лествичника, пишущих о «направлении ума в сердце», о призывании имени Иисуса и других особенностях умной молитвы. Учитель Симеона Нового Богослова, Феодор Студит, дает своему ученику читать сочинения Иоанна Лествичника, Марка Подвижника и Диадоха, писателей, прибавляя к ним имена Исихия, Филофея Синайского, Вариософия и других.
Никифор, Симеон, Григорий Палама (Салоникский), Каллист и Игнатий, были учениками великого Григория Синайского и сами практиковали метод и создали свои школы умного делания. Ученики Григория предложили модификацию метода концентрации ума в сердце в комбинации с дыханием, но они указывают, что дыхание не имеет существенного значения, а является лишь вспомогательным средством для концентрации. Метод становится достоянием монахов Афона и Сало-ник и стихийно возникает новая модификация его с фиксированием взгляда на пупке. Но случилось то, что случается со всяким духовным движением, когда оно становится популярным и возникает опасность непонимания, предубеждения, несправедливой критики, вплоть до прямого осуждения. Метод вызвал нападки со стороны монахов Варлаама, Акиндина и других. Особенную критику вызвал исихастический метод концентрации на пупке, ставший мишенью для нападок и насмешек, и метод дыхательный. Противники метода выступали впоследствии, в ходе борьбы и полемики, против древнего, классического метода умного делания вообще. Высказывалось мнение, что вводить ум внутрь тела недостойно, а лучше и полезнее простирать его во вне. Практиковавшим концентрацию взгляда на пупке была дана презрительная кличка «омфалопсихов» (пупочных душ). Если в случае фиксации взгляда и дыхания противники метода преувеличили значение этих вспомогательных средств, то в критике метода вообще они обнаружили грубое непонимание значения «внутрь-пребывания» ума и его деятельности в сердце. Епископ Салоникский Григорий Палама выдержал лично всю тяжесть борьбы и полемики с противниками метода умного делания и разоблачил психологию их, как неудачников на аскетическом пути. Он говорит: «Отец прелести (прельщения) и обмана и заблуждения, желающий всегда отводить человека от сего пути и вводить в тот, который совмещает и его прелести, никогда доныне, насколько нам известно, не находил споспешников себе. Ныне же, как кажется, нашел он себе союзников, склоняющихся к тому, чтобы убедить всех, что во время молитвы гораздо лучше держать ум вне тела, даже тем, кто избрал себе безмолвную жизнь. Если не включать ум внутрь тела, то как сосредоточить его в себе самом?» (Pair. М. Т. 150, в «До-бротол.»). Тело есть храм Божий и обитель Христа и Духа Св., по ап. Павлу, продолжает Григорий П., и нет ничего предосудительного в том, что аскет переводит ум в тело, в сердце. В завязавшуюся борьбу и полемику вмешалась и папская власть. Григорий П. в устной и письменной полемике вновь излагает метод. О значении пунктов тела для концентрации внимания и направления ума он говорит: «Нужно обратить ум к себе, к своей груди или пупку, как области греха, чтобы он (ум) совершал круговые движения, а не прямолинейные» (там же, 1142). Григорий П. имеет в виду учение Дионисия Ареопагита о различных движениях ума, из коих круговые движения считались наиболее духовными. Став во главе мистико-аксетического движения умного делания, Григорий П. одержал на специально созванном церковном соборе полную победу над противниками метода, а Варлаам перешел в католичество и получил сан епископа. Противники метода не останавливались и перед клеветой.
Созерцание видимого глазу пункта тела облегчает концентрацию ума, пупок был всего лишь легко созерцаемым пунктом. В Йоге таким пунктом является кончик носа. От созерцания пункта не менялся самый характер метода и не происходило снижения духовного уровня делания. Иное значение имеет созерцание пупка в буддийской медитации. В упорной борьбе с варлаамовцами Григорий П. защитил старинный метод «трезвения, хранения и собирания ума». Борьба против умного делания и победа Григория П. составила эпоху жизни восточной церкви, и умное делание заняло навсегда прочное место в аскетической практике церковного Востока. К плеяде аскетов умного делания и других писателей «Филокалии»: Каллиста Тили-куда, Каллиста Капсокалипита, Симеона Благоговейного, Анну Талассия, Феогноста, Дорофея и других Ники-фор Монах и Григорий П. существенно дополняют список практиковавших умное делание современными им и древними именами. Никифор говорит: «Этот метод применяли Анатолий, Арсений, Павел Латрский передал его и другим. Св. Савва учил о хранении ума, также и Св. Агафон, Иоанн Лествичник, Исайя, Макарий Великий, Диадох и Исаак Сирин» (Patr. M. Т. 147,951 -952). Григорий С. говорит, что Сименон Новый Богослов, Феолипт, Нил (Синайский) и другие творили умную молитву и — «многие из них передавали желающим это предание... Мы же лично беседовали с теми святыми и пользовались их учением» (там же, 150,1117). В этих ссылках писателей XIV века на писателей IV, V, VI вв. подтверждается традиционный, устный способ передачи метода умной молитвы и живая связь традиций обеих эпох. Григорий Синайский и Григорий П. называют метод «умной молитвой». Григорий П. особо отметил еще то мистическое состояние, которое испытывает аскет умной молитвы, состояние мистического, блаженного покоя, «исихии». Поэтому и молитве дают некоторые в настоящее время название «исихастической». Никифор указывает на тождественность различных наименований умного делания: «Одни называют ее хранением ума, другие — трез-вением ума, третьи сердечной молитвой, а еще — умной исихией и т. д. Но это — одно и то же» (Patr. M. Т. 147,962). Иоанн Лествичник говорит о «монотонной Иисусовой молитве», с произнесением слов «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», говорит о трезвении сердца, об «истинной сердечной молитве» (Patr. M. Т. 88, 889), и это все — знакомые нам названия умного делания, и вся мистика Иоанна Л. есть плод умно-сердечной молитвы Иисусовой. Ученик Иоанна Л., Филофей Синайский, знаком с методом и учит о внимании, исихии, трезвения и хранения ума.
От Григория Синайского, то есть от XII века назад в V век, к Нилу Синайскому и Иоанну Лествичнику, тоже синайцу, идет прямая линия традиции на Синае, а через Диадоха, Марка, Исаака, Исихия идет и по другим направлениям, и свидетельствует о том, что происхождение метода умного делания коренится в древней Церкви. Синаец Иоанн Л. (Климакс) — ученик Иоанна Златоуста и получил метод непосредственно от своего великого учителя. Другой ученик Иоанна Златоуста, также синаец, Нил, говорит о молитве, как о деле ума и сердца, о молитвенном экстазе, о внимании, хранении и трезвении ума и сердца (Patr. M. t. 79,1004,1169,1411). Но и вне Синая, и еще в VI веке, у Исаака Сирина, епископа Ниневийско-го, мы находим в его «Подвижнических словах», все черты умной Иисусовой молитвы, хотя у него и нет систематического изложения метода и практических указаний, как у Григоря С. и его последователей на Афоне. Исаак говорит: «Дьявол усиливается сначала сделать, чтобы оставлена была непрестанная сердечная молитва» (Творения Аввы Исаака Сирина, Слова подвижнические, изд. 2-е, Москва, 1893 г.. Слово 75, стр. 372). Исаак говорит о непрерывном сердечном делании, упоминает об «ином способе молитвы и пребывания в ней», предпочитая не называть ее (Сл. 59,318). Онимеетввиду, повидимому, медитативную Иисусову молитву. В VI веке и Филимон, писатель «Филокалии», говорит о сокровенной сердечной молитве. Третий ученик Иоанна Златоуста, Марк Подвижник говорит: «Призывай Господа (Иисуса), чтобы открыл очи сердца твоего, чтобы видеть пользу чтения и молитвы» (Патр. М. Т. 65,0 духовном законе, 9 05). «Ум имеет власть внимать сердцу и вести там всякую стражу, входя во внутреннейшие и нетронутые его склады» (там же). Марк говорит о хранении ума и сердца, об умном чувстве, об умной молитве и трезвении ума. Второй не синайский источник умного делания представлен в лице Диадоха из Фотики, епископа Епирского, аскетического писателя века, основателя аскетической литературы «в главах» (Caprtelliteratur). Он говорит: «Когда ум замкнут в памяти Божьей, нужно дать ему «Господи Иисусе». Кто, будучи свободен от фантазии, говорит это непрерывно в глубине сердца, тот может зреть свет ума. Это и есть драгоценный перл» (жемчужина, упоминаемая в Евангелии от Матвея, 13, 45). Здесь все элементы умной молитвы: концентрация ума в сердце, непрерывное прризнесение Иисусовой молитвы в сердце, мистическое созерцание ума и путь к внутреннему сокровищу в сердце. Аскетические фигуры Исаака, Диадоха, Марка, Иси-хия, Максима Исповедника говорят сами за себя и свидетельствуют о древности метода. Некоторые из них принадлежат к поколению, непосредственно следовавшему за Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом. Нил С., Иоанн Лествичник и Марк были учениками последнего. Исихий Пресвитер (V век) представляет другую ветвь древней апостольской традиции, он ученик другого великого Отца Церкви, Григория Богослова (Назианзина).
Исихий говорит о трезвении, как о духовном методе достижения божественных тайн, о бесфантастическом хранении ума в Иисусовой молитве, о «непрерывном внимании и призывании Иисуса, о «сердечном внимании» и «сердечной исихии». При внимании, по Исихию, ум просветляется, а при невнимании помрачается. Призыванием имени Иисуса изгоняется из сердца сердечный змей. «Нужно смотреть вглубь сердца... Нужно направлять имя Иисуса в сердце. Имя Иисуса орошает землю сердца и восхищает его (сердце) и душа восходит к небесам вместе с Иисусом... Хранение ума есть практическая философия» (Patr. М. греч., т. 93/1, 1481, 1488,1493,1512,1525,1539). В этих немногих и отрывочных выражениях — вся древ-нецерковная Иисусова «наука», как в своей теории, так и в практике. Исихий называет Иисусову молитву «непрерывной», и «сокровенной» молитвой, непрерывным созерцанием в сердце Христа (там же, 1484, 1586), а также и монологичной молитвой. Одиноко стоит аскетическая фигура Иоанна Карпатского (век), который говорит о «медитациях Слова Божия», и о «сердечном небе», где обитает Христос (Patr. М. Т. 85,792.8О1). Между синайцами и не синайцами века и великим синайцем Григорием, то есть на протяжении восьми веков, Никита Давид Пафлагонский (в 890 г.) говорит о «беспрерывной памяти Иисуса», что означает непрерывную умную молитву, и об «умной молитве» (Patr. М. Т. 105/1,56). Илья Экдик (в 1121 г.) говорит о «монологичной молитве», о «непростой молитве» (Patr. М. Т. 127/1, 1157, § 109,1146) i о «molrtve v duhe»: «Если душа не созвучиттебе в молитве таинственно и в духе произносимой, то она не будет взволнована святыней» (т. ж. §109,1148). Он ссылается на слова ап. Павла: «молюсь в духе». По этим немногим и неполным чертам можно воспроизвести метод умной Иисусовой молитвы, который был изложен полностью почти полторы тысячи лет спустя. Таким образом ретроспективная история метода восходит к временам великих Отцов Церкви, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, к IV веку, который был в то же время веком расцвета христианской теологии. Иоанн Златоуст учил, по свидетельству Каллиста и Игнатия, творить умную молитву при всех делах, во время работы, даже во время еды и питья — «чтобы именем Иисуса, проходя вглубь сердца, смирить тамошнего дракона, держащего пажити сердца, и тем спасти и оживить душу, чтобы Господь Иисус Христос и сердце стали одно, чтобы вырос в нас Христос» (Patr. M. Т. 14,881). Здесь Иоанн Златоуст открывает тайну древней Иисусовой аскезы и Иисусовой Науки: учение о сердечном змее, который изгоняется из сердца практикой умной молитвы. Этот аналог поясничного змея Куидалини, играющего такую важную роль в современной тантрической Йоге, известен и другим древнецерковным писателям и упоминается ими. Иоанн Златоуст касается и другой тайны науки: умная молитва дает выроста в нашем сердце Христу, дает Ему «изобразиться в нас», как говорит ап. Павел (Галат. 4, 19). Третий из столпов древней Церкви, Василий Великий — знаток и практик умного делания. Его учение о возвращении ума к самому себе и возношении его к Богу в молитве легло в основу учения о внутрь-обращении и внутрь-пребывании ума. Василий говорит: «Имей тайные молитвы, которые видит Бог тайно, но воздает за них явно» (Patr. M. гр. 36,545)). Брат Василия Великого, Григорий Нисский, один из величайших древне церковных мистиков, дал систему древ-нецерковной антропологии, которая по существу и по содержанию есть антропология науки умного делания. Его учение об экстазе, катарсисе, просветлении, обожествлении, о «памяти Божьей», об отражении Божественного образа в зеркале чистой души — это страницы мистики умного делания, хотя он и не говорит об умном делании (Patr.M.rp. 44/1,113). От Отцов Церкви века до времен, ближайших к апостольским, мы встречаем аскетические фигуры Оригена и его учителя, Климента Александрийского, величайшего представителя христианского гнозиса. В Логос-Аскезе преобладают черты Эрос-Мистики, в символах брачных отношений между человеческой душой и Богом. У Оригена есть экстаз, опьянение блаженством. WValker говорит, что Ориген и Климент знают молчаливую, бессловесную молитву, умом произносимую. Фолкер присоединяется к мнению, что именно Климент и Ориген внесли эту молитву в христианское благочестие. Вся десятая глава книги Оригена «О молитве» свидетельствует о том, что Ориген знал умную молитву, свидетельствует о его огромном мистическом опыте. Такие его выражения, как «закрытые двери» чувств и фантазии, помыслов и размышлений, хорошо знакомы теоретику и практику умного делания. И известны из предшествовавшего изложения. Климент Ал. говорит: «Можно произносить молитву без голоса, напрягая все духовное в умственном голосе, пребывая в непрерывном созерцании. Через нее (молитву) аскет соединяет себя с Божественным местом, созерцает Божественное, восходит духом в умственную сущность» (Patr. M. Т. 8/1,454,467). Он называет эту молитву совершенной, постоянной. Из апольстольских мужей, ни у Игнатия Богоносца, ни у Поликарпа Смирнского, в их писаниях нельзя найти следов умного делания, но и Игнатий обладал древнецерков-ной наукой в полной мере, как ученик Иоанна Богослова, о чем свидетельствует Климент. Об отношении Дионисия Ареопагита к умной молитве можно привести следующее: Максим Исповедник в комментариях к Дионисию говорит об «умной..., умной и молчаливой евхаристии, в уме совершаемой». После слова «умной» стоит многоточие, слово «молитва» пропущено. Георгий Пахимер в своих парафразах этого места говорит, что речь идет в этом случае о сокровенной молитве (там же, 212/. Несмотря на многообразие наименований, речь идет во всех случаях об одной и той же молитве Иисуса, называемой так не только потому, что она обращена к Иисусу. Это — в полном смысле слова апостольская медитативная молитва. Такова живая писательская непрерывная линия от XIV века назад, вплоть до апостольских времен. Естественно возникает основной важности вопрос, есть ли в апостольских посланиях и вообще в Новом Завете какие-нибудь указания или намеки на умную молитву. Апостол Петр касается общей стороны дела, когда говорит о центральном положении и значении сердца в Христовой духовности: «Да будет украшением нашим...сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчали Апостол Павел приоткрыл завесу тайны, тайный путь Христов. Два пути указал Христос, путь первый, явный, общий для всех, путь веры и молитвы. Путь второй — аскетический, мистический, путь молитвенной медитации: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший»(1 Кор.12,13). Почему этот путь превосходнейший? Это путь даров необычных, он ведет к метаморфозу, просветлению, восхождению к Богу вместе с Христом еще в этой жизни. И сам великий апостол был аскетом и учителем этого «превосходного пути». Что означает у апостола: «непрестанно молитесь»?(1 Фессал. 5,17). Это означает духовную, умную, молчаливую и бессловесную молитву, потому что непрестанно молиться можно только умом, а не устной, словесной молитвой. Апостол поясняет: он сам молится двоякой молитвой, умом и духом, при чем молитва духом есть тайная внутренняя молитва(1 Кор.14,15). «Молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем со всяким постоянством» (Ефес.1,18). Позднейшая религиозно-аскетическая практика внесла изменение в обозначении обеих молитв. Первая стала называться «молитвой вслух», просфонической молитвой, а вторая, тайная, стала называться умной или духовной молитвой. Когда апостол говорит: «Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом»(1 Кор.14,19), он имеет в виду сокращенную Иисусову молитву, в которой обычно не пять, а семь слов. Апостольское «внемли себе» есть внимание, обращенное к сердцу, как к духовному центру человека, в коем обитает и «изображается» Дух Христов и находится «залог»(2 Тим. 1,17), «начаток» или «плод» Духа Св. (Рим. 8,23). «Превосходный путь» ведет непосредственно к внутреннему сокровищу, к Духу Христову и Духу Св. На этом пути осуществляется соединение ума с Божественным Логосом, медитирующий человеческий ум становиться «умом Христовым»(1 Кор. 2,16), а чувства человеческие становятся «чувствами Иисуса Христа» (Филип.2,5). Ре-литивный падший человеческий дух «преображается в тот же образ»(Рим.12,18), как от «Господня Духа», ум и дух обновляются (Рим.12,2; Рим.7,6 и Ефес.4,23), возрождаются Духом Св.(Тит.3,5). Человек возводится в «высшее звание во Христе Иисусе»(Филим.З,12), в.звание Богочеловека. Высказывания ап. Павла о «твердой пище», подаваемой только укрепившимся в вере, о превосходном пути для избранных и совершенных, для пришедших «в возраст Христа» (Ефес. 3,13), становятся понятными в свете мистико-аскетических откровений апостола. С апостольских времен медитативная молитва занимает свое место в религиозной жизни христиан. В «Деяниях апостолов» говорится о массовом «принятии Духа» обращенными в новую религию. Апостол Павел подтверждает этот факт в основанных им Церквах, говорит о массовом пророчестве, о даре языков и других проявлениях мистической жизни в Церквах. Он поощряет эти мистические устремления своей паствы. Мистика ап. Павла, как и Петра и Иоанна, — это мистика умного делания, Иисусовой молитвы, живого общения со Христом внутри, с призыванием Его имени. Новообращенные с рвением («ревнуйте») шли по «пути» к своему внутреннему Учителю, Которого они не застали в Его земной жизни." Апостолы Петр, Иоанн и Павел были не только основателями апостольской, древнецерковной мистики, но и первыми инструкторами мистико-аскетического метода, апостольской мистагогии. Христианскаях аскетическая литература на протяжении полутора тысячелетий отмечена цельностью и единообразием, до Каллиста и Игнатия и Иосифа Бриенского (ХУ век), говорит одними И теми же словами и понятиями, имеет единую антропологическую и психологическую систему, дышит одним духом, и эти цельность и единство говорят о единстве и древности аскетического метода просоха-просевхе (внимание-молитва). Древнецерковная умная аскеза восходит к апостольским временам и можно говорит об апостольском методе, апостольской мистике и апостольской науке. В аскетической литературе существуют прямые указания. Каллист и Игнатий говорят: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» и сокращеннейше «Господи, помилуй!» от апостольских времен даровано, и определено, чтобы они непрестанно возглашали сие, как и возглашают. Впрочем, делая так, весьма немногие знают, что значит: Господи, помилуй! Потому и милости Господней не получают» (Добр.5,484). Те же писатели говорят в другом месте: «Не только у сказанных св. Отцов(Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др.) и подобных им найдешь ты словеса священной молитвы, но еще и прежде, у самых первых и верховных апостолов Петра, Павла и Иоанна»(Добр.5,402). Через девять столетий после Иоанна Лествичника, Каллист и Игнатий говорят о происхождении умной молитвы: «Этой молитве тайно обучил Сам Богочеловек» (Патр.М.гр.т.147,781). В сказании о Св. Филимоне говорится: «Непрестанно и нерассеянно печатлелась в сердце моем молитва, которую передал Он ученикам своим»(там же, 5,401). Исаак Сирин говорит: «Делание сердца (сердечная Иисусова молитва) служит узами внешних чувств. И если кто с рассудительностью занимается оным, по примеру живших до нас Отцов, то сие бывает явно»(Сл.90,419-420). «Истинному созерцанию научил и его указал человекам Хри-стос»(Сл.55,269). Григорий П. видит пример применения умной молитвы в Ветхом Завете у пророка Илии, сидевшего, склонив голову, и направлявшего ум свой к себе и к Богу(там же,1113). Последним классическим практиком умного делания нужно считать писателя ХУ века Иосифа Бриенс-кого, который говорит: «Молитва ума, Гспода призывание...монологичная молитва...»(Та Эврефента, 1768, стр.333).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.066 с.) |