Великий человек яснее других сознает необходимость перемен и силою своей воли влечет за собою других 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великий человек яснее других сознает необходимость перемен и силою своей воли влечет за собою других



Христианство и наука указывают нам, что народы живут и развиваются по известным законам, проходят известные возрасты, как отдельные люди, как все живое, все органическое; что все в известные времена они требуют известных движений, перемен, более или менее сильных, иногда отзывающихся болезненно на организме, смотря по ходу развития, по причинам, коренящимся во всей предшествующей истории народа. При таких движениях и переменах, при таком переходе народа от одного порядка жизни своей к другому, из одного возраста в другой люди, одар е нные наибольшими способностями, оказывают народу наибольшую помощь, наибольшую услугу: они яснее других сознают потребность времени, необходимость известных перемен, движения, перехода и силою своей воли, своей неутомимой деятельности побуждают и влекут меньшую братию, тяжелое на подъем большинство, робкое перед новым и трудным делом. Как люди, они должны и ошибаться в своей деятельности, и ошибки эти тем виднее, чем виднее эта деятельность. Иногда по силе природы своей и силе движения, в котором они участвуют на первом плане, они ведут движение за пределы, назначенные народною потребностью и народными средствами. Это производит известную неправильность, остановку в движении, часто заставляет делать шаг назад, что мы называем реакцией; но эта неправильность временная, а заслуга вечная, и признательные народы величают таких людей великими и благодетелями своими.

Таким образом, великий человек является сыном своего времени, своего народа, его деятельность теряет характер случайности, произвола. Он высоко поднимается как представитель своего народа в известное время, носитель и выразитель народной мысли; деятельность его получает великое значение как удовлетворяющая сильной потребности народной, выводящая народ на новую дорогу, необходимую для продолжения его исторической жизни.

[Все эти рассуждения в полной мере относятся и к Богопомазанникам, наследниками Престола Давидова, с одним существеннейшим отличием: сердце любого Богопомазанника в руце Божией (Притч. 21,1). А следствием этого является однозначный факт: Помазанник Божий пасет и народ Божий, Иакова, и наследие Божие, Израиля – земную Церковь, в чистоте сердца своего и руками мудрыми водит их (Пс. 77,71-72). А потому Богопомазанник не только является великим человеком (за Его спиной стоит Сам Господь Бог, и Сам Господь водит Его руками), но и святым.

«Изображение нимба на Царском портрете [Иоанна IV Васильевича Грозного] из Грановитой палаты, как и изображения нимбов на княжеских портретах из Архангельского собора, были именно признаками святости, несмотря на то, что далеко не все из представленных на фресках князей были канонизированы. Изображенные с нимбом князья относились к разряду почитаемых усопших, или святопочивших, местночтимых в столице их княжества.»[370]

Степенная книга нам объясняет, что “идеальный правитель - это тот, кто как государственный муж «благоразумным велемудрием преудобен, во бранех же храбр и мужествен... вся православные догматы по Бозе трудолюбно утверждая... на святость и на украшение Богом дарованные им державы», а в личной жизни «сам тщашеся угодная Богу сотворити», «многие святыя церкви поставляя и честная монастыри устрояя», так что через личный подвиг князя «вера христианская... сугубо распространяшеся». Именно верность Православию является главным основанием для прославления Государя как святого [371], а из русских князей никто никогда «ни смутися... ни соблазнися о истинном законе христианском» поэтому многие из князей «аще и не празднуеми торжественно и не явлены суть, но обаче святы суть » - так Степенная книга объясняет то обстоятельство, что даже не канонизированных официально Церковью князей сочли возможным представить в росписи собора. Степенная книга и образы Архангельского собора формируют представление об идеальном правителе из рода праведных, который и после смерти продолжает оказывать помощь потомкам, ограждая их небесным заступничеством. Центральная идея эпохи - прославление Православия через святость Государей... “[372].

Правда, это понимают и с этим согласны только православные христиане, в этом у них и заключается правая вера, в отличие от католиков, которые мнят, что в чистоте сердца своего и руками мудрыми пасет народ Божий и земную Церковь, Израиля, папа римский, священно служитель. Но Господь Бог через царя-пророка Давида говорит о Царе-Богопомазаннике, а не о священнослужителе с титулом папы или патриарха.]

При таком взгляде на значение великого человека и его деятельности высоко поднимается народ: его жизнь, история является цельною, органическою, не подверженною произволу, капризу одного сильного средствами человека, который может остановить известный ход развития и толкнуть народ на другую дорогу вопреки воле народной. История народа становится достойною изучения, представляет уже не отрывочный ряд биографий, занимательных для воображения людей, остановившихся на детском возрасте, но дает связное и стройное представление народной жизни, питающее мысль зрелого человека, который углубляется в историю как науку народного самопознания. [ История превращается в науку обретения благодати Духа Святаго, ибо благодать обретается только в том случае, если и народ, и отдельно взятая личность наиболее точно выполняют волю Бога в данное время, в данном месте и в сообществе данных людей. ]

14.1.2. Богопомазанник судит о всем, а о Нем судить никто не может

В двести лет, прожитых Россией со дня рождения Петра, русская мысль относилась различно к этому великому человеку и Его деятельности. Различие взглядов происходило, во-первых, от громадности дела, совершенного Петром, и продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние; во-вторых, оттого, что русская жизнь не остановилась после Петра и при каждой новой обстановке мыслящий русский человек должен был обращаться к деятельности Петра, результаты которой оставались присущими при дальнейшем движении, и обсуждать ее, применять к новым условиям, новой обстановке жизни; в-третьих, разность взглядов на деятельность Петра зависела от неустановленности основных начал при изучении жизни народов: то применяли к русской истории неподходящую мерку истории чужих народов [так называемые, ”западники“], отчего происходили странные выводы; то, наоборот, изучали русскую историю совершенно особняком, не подозревая, что при всем различии своем она подчиняется общим основным законам, действующим в жизни каждого исторического народа [это "патриоты" милой их сердцу отсталости и старины, ревнители древних обычаев и суеверий].

[Нельзя забывать и о духовной причине различного отношения к Императору Петру Великому и Его деятельности. О примитивных ворах Царской власти отмечалось в 13.1., но если шире посмотреть, то апостол Павел нам разъясняет: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (что от Помазанника Божьего!), потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1Кор. 2,14). А дух-то рассуждающего должен быть Христов. Но ведь у огромного большинства "историков" именно Духа Христова и нет. А дух сатаны не может не ненавидеть Помазанников Божьих, так же как и все людей Духа Христова. А потому будем понимать и помнить, что осуждать и хулить Богопомазанников может только человек, поврежденный духом сатаны, и понятно, что такое повреждение может быть, и мы это можем сами наблюдать, и у священнослужителей Истинного Бога Иисуса Христа, независимо от их чина и титула.

Будем помнить, что духовный судит о всем, тем более Помазанник Божий, которым руководит Дух Святый, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов (1Кор. 2,15-16). Потому-то настоятельно и советуем остерегаться попасть под анафему[373], когда думаем и рассуждаем о Царях-Богопомазанниках и об Их деяниях. Рассуждение в разуме Христовом необходимо православному христианину всегда, даже если вы общаетесь со священником. Трезвомыслие тем более необходимо, если вас под анафему "благословляет" " Великий Господин " и отец всех еретиков-папистов в Русской православной Церкви. Напомним, титулом ”Великий Государь и Отец Отечества“ на «за великие к Отечеству заслуги назван»[374] Император Петр Великий, Царь-Богопомазанник, а не правящий архиерей города Москвы!]

Нельзя не упомянуть о печальном явлении, о выходках против Петра, происходящих от детской привычки [от детской ли привычки???] увлекаться каким-нибудь движением до такой степени, что, не разбирая, начинают считать враждебным этому движению то, что вовсе ему не враждебно, от детской привычки [от детской ли привычки???] говорить не подумавши, не изучивши, от дурного поползновения бросить в кого-нибудь камнем, грязью, не посмотревши внимательно, можно ли с этим кем-нибудь так обращаться безнаказанно [помните предупреждение: не прикасайтесь к помазанным Моим (Пс. 104,15)?], т.е. без умаления собственного человеческого и народного достоинства.

[Известный русский историк С.М. Соловьев через века призывает всех искренне заблуждающихся о Царе Петре русских патриотов и православных христиан придти в разум Христов и не умалять ни своего человеческого достоинства, ни достоинства народа русского! Достоинство и величие Богопомазанника никакой холоп умалить не может, но, пытаясь это сделать, он погубит свою душу!

Следует понимать, что] народ, живущий долгою и славною историческою жизнью и чувствующий в себе способность к продолжению этой жизни, радуется великою радостью, вспоминая о великом человеке и его деле, наполняется праведным самодовольством, ибо в великом человеке видит «плоть от плоти своей и кость от кости своих»[375]. Народ не отречется от своего великого человека [так же, как и Адам не отрекся от своей помощницы жены!], ибо такое отречение для народа есть самоотречение [так же, как и для Адама!].

Великий человек есть сын своего времени и своего народа. Его деятельность есть результат всей предшествующей истории народа. Эта деятельность дает уразуметь прошедшее – а изучение всего прошедшего необходимо для ее уяснения. То есть великие люди суть светила, поставленные [Богом] в известном расстоянии друг от друга, чтоб освещать народу исторический путь, им пройденный. Удовлетворительное представление характера великого человека и адекватного понимания деятельности этого человека зависят от того, как ясно представляется нам целостный образ народа, возникший перед нами из внимательного рассмотрения всего исторического пути, совершенного народом.

14.1.3. Великий человек своею деятельностью воздвигает памятник своему народу

Из сказанного ясно, что для уяснения значения Петра Великого мы должны обратиться к предшествовавшей Ему истории русского народа, допросить у нее, что это был за переворот, с которым мы привыкли соединять имя Петра, откуда произошел этот переворот, для чего он понадобился. Органическое тело, народное тело растет, значит, проходит известные возрасты, разнящиеся друг от друга, легко отличаемые. При этом движении, которое называется развитием, с приобретением или усилением одного начала, одних способностей утрачиваются или ослабевают другие. Человек возмужал, окреп чрез упражнение мысли, чрез науку и опыт жизни приобрел безспорные преимущества и между тем горько сожалеет о невозвратно минувшей юности, о ее порывах и страстях; мудрец жалеет о заблуждениях: значит, в этом пережитом возрасте было что-то очень хорошее, что утратилось при переходе в другой возраст.

Сильные государства, крепкие народности, твердые конструкции выковываются в период господства чувства. Но этот же период знаменуется явлениями вовсе не привлекательными: чувство не сдерживается мыслию, знание слишком слабо, суеверие и фанатизм ведут к самым печальным явлениям. Неопределенность отношений очищает произволу, силе сильного обширное поле, и что кажется так прекрасно, так поэтично издали, на картине или на театральной сцене, то, приближенное к нашим глазам научными средствами, изученное подробно, является в отталкивающем виде.

Но точно так же односторонне признавать за вторым периодом безусловное превосходство над первым. Период господства мысли, которая красится процветанием науки, просвещением, имеет свои темные стороны. Усиленная умственная деятельность может скоро обнаружить свое разлагающее действие и свою слабость в деле созидания. Старое, как суеверное и ненужное отвергается, а новое, лучшее не созидается. Необходимо, предавшись новому, не забыть, не отречься от тех начал, на которых был народ воспитан, не обратиться к ним с враждой. [Если следовать за Богопомазанником, то всегда будешь идти этим царским путем. Это так по одной простой причине: Богопомазанник доводит до Своих подданных волю Бога и их руками эту волю Его претворяют в жизнь. При этом Господь Бог и Своему Помазаннику и ведомому Им народу всячески содействует в претворении Своей воли в жизнь.]

Наш переход из древней истории в новую, из возраста, в котором господствует чувство, в возраст, когда господствует мысль, совершился в конце XVII и начале XVIII века. Относительно этого перехода мы видим разницу между нами и нашими европейскими собратьями, разницу на два века.

Мы должны уяснить себе причины этого явления, чтоб понять условия, в которых совершился самый переход, или так называемое Преобразование. Общий смысл его теперь совершенно ясен, ясна его необходимость для каждого исторического, развивающегося народа, его характер и независимость от произвола исторического лица, которое может быть видным, главным деятелем, но не творцом явления, истекающего из общих законов народной жизни. В такое отношение наука ставит народ к великому деятелю. Только великий народ способен иметь великого человека;сознавая значение деятельности великого человека, мы сознаем значение народа. Великий человек своею деятельностью воздвигает памятник своему народу; какой же народ откажет в памятнике своему великому человеку?

14.2. Русские оказались способны приступить к великому труду созидания новой России

Петровское преобразование было естественное и необходимое явление в народной жизни, в жизни исторического, развивающегося народа, именно переход из одного возраста в другой, из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль. Я указал на тождественное явление в жизни западных европейских народов, которые совершили этот переход в XV и XVI веках; Россия совершила его двумя веками позже. Быть может, некоторые ждали другого выражения, именно, что мы отстали от западноевропейских народов на два века, но это последнее выражение не может быть употребляемо по своей неточности.

Надобно внимательно отличать отсталость, происходящую от внутренней слабости при равенстве внешних условий, и задержку, происходящую от различия, неблагоприятности внешних условий при равенстве внутренних или даже при превосходстве оных. В данном случае, в случае с русским народом именно это имеет место. Кроме прочего, у русского народа одинаково с европейскими народами и другое могущественное внутреннее условие, определяющее его духовный образ – христианство. [А Православие и принадлежность русского народа к народу Божьему (со времен боголюбивого Царя Иоанна Грозного) намного увеличивает внутренние силы у этого народа!] По этому внутренней отсталости мы предполагать не можем, но когда обратимся к условиям внешним, то видим чрезвычайную разницу, бросающуюся в глаза неблагоприятность условий нашей страны, что вполне объясняет задержку возрастного развития.

Главным препятствием возрастного развития являлось обширность государства, ибо Россия родилась с обширною государственною областью и с ничтожным относительно народонаселением. Будучи громадным континентальным государством, Россия не защищена природными границами, открыта с востока, юга и запада. Русское государство основалось в стране, где господствовали дикие, кочевые орды, в стране, которая служила широкою открытою дорогою для бичей Божиих, для диких народов Средней Азии, стремившихся на опустошение Европы. [Русское государство свой грудью защищало возрастное развитие западной Европы! А затем русским пришлось защищаться и от Европы, "благодарной" за эту защиту!] Москва должна была защищать землю русскую с запада, и с востока, боронить от латинства и бесерменства, по старинному выражению, и должна была принимать беды с двух сторон: горела от татарина, горела от поляка.

Разбросанный на огромных пространствах народ должен был постоянно с неимоверным трудом собирать свои силы, отдавать последнюю тяжело добытую копейку, чтоб избавиться от врагов, грозивших со всех сторон, чтоб сохранить главное благо – народную независимость; бедная средствами сельская земледельческая страна должна была постоянно содержать большое войско.

[В описании очень тяжелого экономического положения древней России С.М. Соловьев делает очень интересное замечание о казаках и о великом русском народе.]

В последнее время, когда русская мысль, недостаточно установленная правильным научным трудом, произвела несколько странных явлений в нашей литературе, в некоторых так называемых исторических сочинениях выказалось стремление выставить этих героев леса и степи, разбойников и казаков, с выгодной стороны, выставить их народными героями, в их деятельности видеть протест во имя народной жизни. Протест! В сущности в самой тесной связи с ним находятся слова: подвиг, пророчество, мученичество, и, конечно, это слово вовсе нейдет к людям, которые покидали своих собратий в их подвиге, в их тяжелом труде и уходили, чтоб гулять и жить на чужой счет, на счет тяжкого труда своих собратий, то есть грабить своих и чужих. Хорош протест во имя народа, во имя народных интересов, протест, состоящий в том, чтобы мешать народному труду, мешать труженикам трудиться и посредством труда улучшать свое положение! Хорош протест против неправды под знаменем лжи, под знаменем самозванства! Казаки выполнили степную работу опустошения, уравнения, т.е. уравняли все с землею получше татар; долго Россия должна была отдыхать, оправляться после посещения этих проводников протеста. Путешественники рассказывали, что когда они останавливались погреться в избах, прежде нужно было очистить эти избы от трупов их прежних обитателей.

Нет, все наше сочувствие принадлежит не тем, которые ушли, но тем, которые остались; все наше сочувствие принадлежит тем земским русским людям, которые разработали нашу землю своим трудом великим, подвигом необычайным, потому что были поставлены в самые неблагоприятные обстоятельства, должны были одолеть страшные трудности, должны были бороться с природою-мачехою. При ничтожных средствах защищать обширную страну от врагов, нападавших на нее со всех сторон, и, несмотря на все препятствия, создали крепкую народность, крепкое государство. Все наше сочувствие принадлежит этим людям, которые в продолжение стольких веков работали самую черную работу. Наше сочувствие принадлежит не тем, которые, как бичи Божии, приходили из степей, чтоб вносить смуту и опустошения в родную землю, которую умели только разрушать и не умели ничего создать. Наше сочувствие принадлежит тем, которые своим честным гражданским трудом созидали, охраняли и спасали; тем, которые в Восточной, московской России, несмотря на разбросанность свою по обширным малопроходимым пространствам, умели собраться и стать как один человек, когда беда начала грозить родной стране, которые совершили не один физический подвиг, но умели очиститься нравственно, избавиться от привычки нравственного обособления, от привычки нравственного колебания, шатания, как они выражались.

Наше сочувствие принадлежит тем, которые в Западной России, почуя ту же беду, нехитрыми средствами приходского складчинного пира умели создать крепкие общества, в короткое время создать школу, науку, литературу, все нравственные средства к борьбе с врагом сильным для спасения своей народности. Наше сочувствие принадлежит тем, которые великим трудом развили свои нравственные силы, окруженные варварами, сохранили свой европейско-христианский образ и стали способныпод предводительством величайшего из тружеников приступить к новому великому труду, труду созидания новой России. Этим людям принадлежит все наше сочувствие, наша память, наша история. Прошедшее, настоящее и будущее принадлежит не тем, которые уходят, но тем, которые остаются, остаются на своей земле, при своих братьях, под своим народным знаменем.

[Какие замечательные слова русского историка середины XIX века, как они современно звучат. Можно добавить к ним только то, что все умершие люди, к которым «наше сочувствие принадлежит», без всяких сомнений, попадут в Царство Небесное, а все ныне здравствующие люди, к которым «наше сочувствие принадлежит» прежде окажутся в воскресшей России под державной последнего земного Царя-Богопомазанника, Царя-победителя антихриста. Правда, последние утверждение необходимо уточнить: если они сумеют донести свой подвиг служения Богу до момента воскресения России и тем сохранить Божие сочувствие к своему подвигу жизни под игом христоборцев.]

14.3. Необходимость преобразования осознана, народ поднялся и собрался в дорогу, но ждали вождя

Из предложенного очерка экономического быта древней России легко догадаться, с чего должно было начаться движение при переходе из одного возраста народной жизни в другой. Прежде всего должно было пробудиться сознание о недостатках этого быта, о их вредных следствиях в деле народной безопасности, народной силы, народной чести.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.019 с.)