Этап 4. Разработка стратегии преодоления невозможности и нежелания респондентов отвечать. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап 4. Разработка стратегии преодоления невозможности и нежелания респондентов отвечать.



Чаше всего причиной нежелания респондентов отвечать на вопросы анкеты является неуверенность респондента в собственной достаточной информированности по исследуемой проблеме.

Для проверки информированности респондентов перед опросом, непосредственно касающемся темы, необходимо задать так называемые «фильтрующие вопросы», чтобы выяснить осведомленность, знание о применении продукта, предшествующий опыт.

Например, перед тем, как задавать респонденту вопрос «Какие сорта красного вина Вы предпочитаете?» необходимо задать ему «фильтрующий вопрос» - «Употребляете ли Вы красное вино?».

При формулировании содержания вопросов анкеты необходимо избегать скрытых альтернатив, которые могут завысить оценки вероятности наступления события.

Например, в вопросе «Стали бы Вы покупать классический йогурт, если бы Вам предложили по той же цене йогурт, обогащенный компонентами, позволяющими позиционировать его как «продукт здорового питания?» имеется скрытая альтернатива. Очевидно, что при такой формулировке вопроса классический йогурт косвенно ущемляется в полезных свойствах, поскольку «продуктом здорового питания» объявлен его антиподом. При этом необоснованно завышена оценка «обогащенного йогурта» без указания конкретного компонента, которым тот обогащается (природного ли он происхождения, или это искусственная добавка).

Важными аргументами для преодоления нежелания респондента участвовать в опросе является сведение к минимуму усилий, требуемых от него при ответе на вопросы анкеты, а также пояснение причин сбора информации. Для этого целесообразно в самом начале анкеты, предусматривающей письменную форму ответов указать, кто ведет сбор информации и с какой целью.

Пример:

Мурманский государственный технический университет (МГТУ) при поддержке Торгово-промышленной палаты Мурманской области проводит исследования, целью которых является выявление спроса на рыбную кулинарную продукцию, традиционно пользовавшуюся в недавнем прошлом спросом у жителей и гостей нашего города. Просим Вас ответить на поставленные в анкете вопросы. Это займет немного времени и поможет улучшить торговое обслуживание жителей нашего города J!

 

При формулировании вопросов необходимо учитывать, что респондентов отпугивают вопросы в контексте, не соответствующем заявленной цели исследования, или затрагивающие чувства респондента.

Например, в анкете, посвященной исследованию потребительского спроса на рыбную кулинарию, следует избегать излишне детальных вопросов об имущественном статусе («Назовите Ваш среднемесячный заработок?», «Какую сумму денег вы тратите на приобретение продуктов питания в неделю?») или возрасте респондента («Укажите, сколько вам полных лет?»). Можно применить нейтральные формулировки, в большей степени соответствующие контексту исследования.

Например, сформулировать вопрос о возрастной категории респондента в закрытой форме, предложив ему выбрать нужную категорию – «Вы относитесь к возрастной группе? - варианты ответов для выбора - «До 20 лет», «От 21 года до 30 лет», «ото 31 года до 40 лет», «Старше 40 лет».

При формулировании вопросов анкеты необходимо многократно и тщательно проверить каждый вопрос с точки зрения того, располагает ли типичный респондент той информацией, которую необходимо получить в ходе исследования. Поэтому нужно задавать респонденту те вопросы, которые для него имеют смысл. Это означает, что респондент должен быть проинформирован в отношении предмета, о котором проводится опрос, и респондент должен помнить эту информацию.

Респондент не только должен что-то знать о предмете исследования, но и помнить эту информацию. Часто невозможность вспомнить ведет к ошибкам пропусков, сокращения времени или придумывания. Необходимо учитывать тот факт, что человеческая способность запоминать отдельные события определяется не только событием самим по себе, но и его важностью для конкретного индивидуума и временем, прошедшим с момента его свершения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.50 (0.006 с.)