Технологии СКД общая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии СКД общая характеристика



Технологии СКД общая характеристика

Технология - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий.

Технологии СКД — это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

В СКД существуют следующие технологии:

· Культуроохранные – представляют собой методы и приемы сохранения и изучения культурно-исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы.

- Ремесло

- Этнонаправленные технологии – составляют основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

- Рестоврационные

Основная эл. база данных где зафиксирована электронная база данных “Федеральный регистр”

Формы:

-ярмарки

-фестивали

- мастер-классы

- создание этнодомов

- праздничнообрядная культура

· Культуротворческие - технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия современного общества. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.

Направленны на формирование и удовлетворение творческого потенциала

- технологии художественно-творческой деятельности

- художественно развивающие

Пример: хэндмэйд

 

· Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии – предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию. В процессе социально-культурной деятельности.

Технологии:

- игровые

- рекриация, анимация

- культурно зрелещные

Пример:

- вечера отдыха

- концерты

-корпоративы

 

· Образовательные – выступает как механизм формирования у человека социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, передачи опыта социально-культурного поведения и общения.

 

· Социально-защитные технологии – культурно-досуговая реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью.

Группа базовые

- арт-терапия

- специальные игровые

Ресурсная база СКД. Общая характеристика.

Ресурсы – это вспомогательные средства, методы и формы СКД

Ресурсная база СКД – это совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, благ и услуг.

Понятие ресурсов зависит:

1. с т.зр. хар-ки любого объекта, личности, тер-ии

2. с т.зр. орг-но-технолог обеспечения

3. с т.зр.менеджмента

- Внутр ресурсы – финансы, кадры, материально-тех.база, инф-технолог ресурс

- Внешние ресурсы – рыночная среда – конкуренты, партнеры, потребители

- макроресурсы – соц-эконом ресурс, соц-демогр, природно-климат, соц-культ, соц-психолог ресурсы.

Разновидности:

-нормативный (массив правовых организаторских документов, указаний определенной организации, порядок подготовки и проведение СКД) - закон о культуре

-кадровый/интеллектуальный- качество продукта/условия, люди, которые работают в учреждении культуры

-финансовый ресурс- совокупность источников финансирования(бюджет/внебюджет), использование которых не противоречит действующему законодательству. В Перми на культуру выделяется 6%. Фандрайзинг, гранты

-материально-технический- инвентарь для производства культурного продукта

Материально базу составляет: здание учреждения культуры, инженерные коммуникации, механизмы и оборудование, транспортные средства

Источниками формирования является бюджет, ассигнования от учредителя, доходы от своей деятельности, пожертвования

-социально-демографический- совокупность физических лиц, проживающих на территории определенного региона

-информационно-методический- совокупность средств и способов информационного обеспечения СКД. Включает в себя информационно-творческий ресурс- методические документы, рекомендации, для помощи в организации СКД

-морально-этический- совокупность принципов, норм, определяющих согласованность профессионально нравственных позиций участников СКД (правила в общении)

К нормативному ресурсу относится основы государственной культурной политики от 24 декабря 2014 г.

Типы семей:

- Полная / неполная

- Многодетная / двухдетная / однодетная

- Молодая / с опытом

- Патриархальная – совместное проживание нескольких поколений

- Благополучная / неблагополучная

Особенности:

- Отсутствие стандартов

- Реализация воспитательного потенциала в СКД

- Трансляция норм, принципов взаимодействия поколений

- Нейтрализация конфликтов

 

Формы: семейные праздники, клубы, кафе и рестораны, ролевые объединения, клубы совместного обучения, совместные посещения УК, семейные праздники.

Проблемы:

- Не разработанность системы семейного досуга

- Бюджет семьи, организация финансов

- Недостаточная подготовка организации семейного досуга (психолого-педагогическая подготовка)

- Недостаточная социально культурная подготовка родителей

- Недостаток организации пространства

Принципы СКД

Принципы – это генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного и организационного назначения субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов.

Принципы СКД - наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы.

1 группа Общеметодологические принципы

К числу общеметодологических принципов управления могут быть отнесены:

1. научность;

2. системность и комплексность;

3. единоначалие и коллегиальность;

4. демократический централизм (делегирование полномочий);

5. принцип обратной связи.

Принцип научности. Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития.

Принцип системности и комплексности. Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.

Принцип демократического централизма (делегирования полномочий). Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия — соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом.

Принцип обратной связи. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

У людей с ограниченными возможностями социально-культурная реабилитация означает восстановление, возмещение утраченных ими способностей и возможностей самоутверждения и самореализации в различных видах досуга и творчества.

Массовые формы СКД

Форма социально-культурной деятельности – это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель — донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

Существуют групповые. Индивидуальные и массовые формы. Подробнее рассмотрим массовые.

Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников.

Праздники - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. Главная функция- сплотить социальную общность и функция релаксации. Также праздник имеет функцию рекреации

Семинары - форма учебно-практических занятий, при котором учащиеся обсуждают Сообщения, рефераты и т.д. выполненные ими

Фестивали - массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино и эстрады. Возникли в Великобритании в начале 18 века.

Фестиваль музыки и искусств Коачелла. Проводится в течение 3 дней. Один из крупнейших и прибыльных фестивалей мира. Впервые фестиваль состоялся в 1999 году. В число выступающих включены группы различной жанровой направленности- хип хоп, поп и т.д. В рамках фестиваля проходят также скульптурные и художественные выставки.

 

Индивидуальные формы СКД

Форма социально-культурной деятельности – это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель — донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

Существуют групповые. Индивидуальные и массовые формы. Подробнее рассмотрим индивидуальные.

Методика индивидуальных форм культурно - досуговой деятельности предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на каждого человека с целью раскрытия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и интересов.

Методика индивидуального воздействия на сознание человека приносит наибольшую результативность, когда она опирается на индивидуальный подход. Начальный этап организации индивидуальной работы состоит в том, чтобы глубже узнать человека и, учитывая личные особенности, оказывать на него положительное влияние

Она направлена на работу с «трудными» подростками, неблагополучными семьями, с людьми, нуждающимися в моральной и материальной поддержке, с людьми, потерявшими своих близких, и т.д.

Необходимым условием методики индивидуальной культурно- досуговой деятельности является создание в учреждении культуры возможностей для удовлетворения повседневных интересов и запросов посетителей, формирования потребностей в общении, ознакомления с культурными ценностями. Посетитель всегда может найти в учреждении культуры то, что ему требуется.

Беседа - разговор, обмен мнениями. Вопрос-ответный метод обучения

Консультация - отличается от обычных ответов на вопросы тем, что она содержит советы, предложения, рекомендации, разъяснения.

По степени организации

- Институциональные (проводятся в учреждении культуры, заранее организованные)

- Стихийные (неорганизационные, не имеют сценарий). Например: хождение в гости

По степени стабильности

- Стабильные

- Нестабильные

-Циклические

По объёму аудитории

- Индивидуальные (беседы, консультации)

- Групповые (лекции, встречи, тренинги)

- Массовые (праздники, семинары)

По содержанию

- Религиозные (религиозные обряды)

- Художественно-публицистические (тематические вечера)

- Игровые

- Образовательно-просветительные (диспут, дискуссия)

- Зрелищно-развлекательные (карнавалы, шоу)

Сферы реализации СКД

СКД - исторически сложившийся, педагогически направленный, социально востребованный процесс взаимодействия людей по возрождению, сохранению, использованию и созданию культурных ценностей.

Социокультурная деятельность распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека(досуговую). Она осуществляется в свободное время, имеет добровольный характер, отличается свободой выбора и инициативностью личности. Характеризуется глубокой личностной направленностью, индивидуальностью и обусловлена этническими и региональными особенностями и традициями. Говоря о социокультурной деятельности необходимо знать такие понятия как «социализация» и «инкультурация».

Социализация - процесс включения человека в социум, освоение и производство человека опыта, норм СК отношений

Инкультурация - вовлечение человека в мир культуры, в систему знаний о мировой и отечественной культуре.

Сфера культуры поставила в центр своей деятельности самого человека, как высшую общественную ценность, его интересы, потребности, сделав его участником созидательной культурной деятельности, а государство призвано лишь стимулировать самоорганизацию социокультурной деятельности и саморазвитие культуры посредством правовой, экономической, организационной поддержки культуры, а так же обеспечить создание соответствующей сегодняшнему дню инфраструктуры социокультурной сферы, условий для реализации духовных потребностей человека.

Учреждения культуры всех призваны направлять усилия на создание, развитие, распространение культуры, организацию содержательного общения, отдыха человека и восстановления его сил. Необходимо обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга

Сферы реализации:

1. Досуг и досуговая деятельность;

2. Образование;

3. Художественная культура и искусство;

4. Физическая культура и спорт;

5. Социально-культурная реабилитация и поддержка;

6. Межкультурное сотрудничество и коммуникация.

Социальные функции СКД

Функции в своем содержании отражают определенные направления и стороны деятельности, как отдельных людей, так и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приемы освоения духовных богатств, в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.

Функции

Основные (постоянные):

- Коммуникативная

- Рекреативная

- Развивающая

Дополнительные (временные):

- Могут уходить или меняться со временем, блекнуть.

Классификация:

-Коммуникативная (удовлетворение потребности человека в общении)

-Образовательная (информационная) – просветительная – получение новой информации

- Культуро-творческая – творческое развитие человека. Формирование творчеких  особенностей.

- Рекреативная – восстановление сил человека

- Социализация - общественное развитие, приобщённость к жизни общества

- Гедонистическая – функция наслаждения

- Самореализация – реализация личностного начала

Могут реализовываться разные функции как временные, так и нет.

 

Частные принципы

- служение культурному делу мира, равенство культур стран, народов

-взаимовыгодность культурного сотрудничества

Потенциалы СКД в реализации принципов:

-положительные примеры в историческом плане межкультурного сотрудничества

-формы, методы и средства межкультурного сотрудничества (круглые столы, международный туризм)

-целевые комплексные программы (региональные и национальные)

Групповые формы

Форма социально-культурной деятельности – это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель — донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

Существуют групповые. Индивидуальные и массовые формы. Подробнее рассмотрим групповые.

К групповым формам относятся: клубные объединения, кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера - кафе, дискуссионные формы, литературно - музыкальные и поэтические вечера и т.п.)

- Встречи: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи.

Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Образование как сфера СКД

СКД - исторически сложившийся, педагогически направленный, социально востребованный процесс взаимодействия людей по возрождению, сохранению, использованию и созданию культурных ценностей.

Сферы реализации:

1. Досуг и досуговая деятельность;

2. Образование;

3. Художественная культура и искусство;

4. Физическая культура и спорт;

5. Социально-культурная реабилитация и поддержка;

6. Межкультурное сотрудничество и коммуникация.

Образование - неотъемлемое условие и важнейший инструмент в рыночных отношениях.

Образование - специализированный способ трансляции и освоения культурного опыта и компонента специализации, характеризующийся приобретением культурных компонентов.

Главным гарантом доступности, качества и эффективности образования является государство

Структура образования:

-дошкольное и школьное образование

-дополнительное образование

-среднее специальное образование

-высшее образование

-послевузовское образование

Функции образования:

-образовательно-просветительная

-коммуникативная

-воспитательная

-социализация

Уровни российского образования:

-федеральный - цели обозначены в законе об образовании (1992, 2013). Национальный проект: «Национальная доктрина»

-региональный

-местный/локальный

Технологии СКД общая характеристика

Технология - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий.

Технологии СКД — это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

В СКД существуют следующие технологии:

· Культуроохранные – представляют собой методы и приемы сохранения и изучения культурно-исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы.

- Ремесло

- Этнонаправленные технологии – составляют основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

- Рестоврационные

Основная эл. база данных где зафиксирована электронная база данных “Федеральный регистр”

Формы:

-ярмарки

-фестивали

- мастер-классы

- создание этнодомов

- праздничнообрядная культура

· Культуротворческие - технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия современного общества. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.089 с.)