Конспект урока литературы в 9 классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект урока литературы в 9 классе



Тема: Романтизм как литературное направление.

Цель: познакомить учащихся с романтизмом как литературным направлением, показать его особенности, выделить основные черты.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания учащихся о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях;

- выявить особенности романтизма как литературного направления

- систематизировать знания учащихся о родах литературы;

Предметные результаты:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

· умение анализировать явления историко-литературного процесса;

· владение литературоведческой терминологией.

В ценностно-ориентационной сфере:

· формирование собственного отношения к изображаемой автором картине мира;

· развитие умения выражать свои мысли;

· воспитание любви к литературе.

В коммуникативной сфере:

· умение чётко излагать свои мысли в устной и письменной форме коммуникации;

· умение вести диалог, слушать и слышать собеседника.

В эстетической сфере:

· понимание литературы как словесного искусства,

· формирование у учащихся эстетического вкуса.

Развивающие:

- развивать умение слушать и связывать новые знания с уже имеющейся информацией;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

- развивать умение выделять основные средства создания художественного образа

Метапредметные результаты:

· воспитание думающего, неравнодушного человека и читателя;

· формирование умения критически мыслить, анализировать, сопоставлять и оценивать прочитанное.

Воспитательные:

- воспитать интерес к родной литературе;

- формировать у учащихся ценностное отношение к человеческой жизни;

- совершенствовать навыки коммуникации.

Личностные результаты:

· развитие познавательной активности учащихся;

· формирование нравственно-этического оценивания;

· формирование собственного отношения к эпохе и её отражению в литературе;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

· мультимедийная презентация

· учебник по литературе под ред. Г.С. Меркина для 9 класса.

· Словарь литературоведческих терминов

План урока:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Актуализация и мотивация знаний (3 мин)

III. Изучение нового материала (28 минут)

IV. Итог урока (2 мин)

V. Рефлексия (2 мин)

VI. Дифференцированное домашнее задание (2 мин)

VII. Выставление и комментирование оценок (2 мин)

 

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин)

Писатель, если только он
Волна, а океан – Россия,
Не может быть не возмущён,
Когда возмущена стихия.

Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода.

Я.П. Полонский

 

II. Актуализация и мотивация знаний (3 мин)

– Сегодня мы продолжим изучение направлений русской литературы XVIII-XIX вв. Но перед этим давайте вспомним то, что мы уже знаем.

Вопросы:

· С какими литературными направлениями мы познакомились на прошлых уроках? (Классицизм, сентиментализм)

· Кратко расскажите об особенностях каждого направления.

Фронтальный опрос.

III. Изучение нового материала (28 мин)

– Сегодня мы познакомимся с таким направлением в искусстве как романтизм. Все мы в большей или меньшей степени живем в мире фантазии. Каждому из нас хочется от житейской прозы уйти в мир мечты, тем самым становясь романтиком. Мы называем романтическими величественные и яркие картины природы, прекрасные и значительные события человеческой жизни, чистую, поэтическую любовь.

Романтика, по словам К. Г. Паустовского, «не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни».

Обратимся к «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и выясним лексическое значение слов «романтизм», «романтик», «романтика», «романтический», «романтичный»

Лексическая работа.

Романтизм. 1. Направление в искусстве конца XVIII – первой четверти XIX в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. 2. Направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. 3. Умонастроение, мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательности.

Романтик. 1. Последователь романтизма (в 1 и 2 знач.). 2. Человек, склонный к романтизму (в 3 знач.). 3. Человек, проникнутый романтикой, высокими чувствами.

Романтика. То, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально возвышенному мироощущению.

Романтический. 1. см. Романтизм и Романтика. 2. То же, что Романтичный.

Романтичный. Проникнутый романтизмом (в 3 знач.), мечтательно-созерцательный.

– Романтические настроения и переживания издавна влекли к себе поэтов, прозаиков, художников, композиторов, находили воплощение в разных видах искусства и в разные периоды времени. Особенно значительную, даже решающую роль сыграли они в судьбе одного из крупнейших художественных направлений, которое и получило название романтизма.

Романтизм возникает в странах Западной Европы на рубеже XVIII–XIX веков как реакция на последствия Великой французской революции (1789–1794г.г.). Разочарование вызвал новый буржуазный общественный строй. Власть золота, перед которым не имели силы духовные человеческие ценности, породила сомнение в возможности преобразовать мир на разумных началах. Идеал справедливого мира стал казаться неосуществимым. На этом настроении и складывается романтизм - выражение неудовлетворенности действительностью, которое определило новый характер искусства во всех его видах и жанрах.

В целом западноевропейский романтизм существует как литературное направление до 30-х годов XIX века, когда на смену ему приходит критический реализм.

Характерной чертой романтизма является крайняя неудовлетворенность действительностью, противопоставление ей прекрасной мечты. Внутренний мир человека, его чувства, творческую фантазию романтики провозгласили подлинными ценностями, в противоположность ценностям материальным.

Отличительной особенностью романтического творчества является ярко выраженное отношение автора ко всему, что изображается в произведении.

Романтиков властно влекли к себе фантастика, народные предания, фольклор. Их манили дальние страны и минувшие исторические эпохи, прекрасный и величественный мир природы.

Излюбленные жанры романтической литературы – фантастические повести и драмы, волшебные сказки, где действуют чудесные силы, добрые и злые волшебники.

Романтические герои всегда в конфликте с обществом. Они – изгнанники, странники. Одинокие, разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются в бунтарей, мятежников.

Романтики видоизменили и обновили старые жанры, создали новые – такие, как исторический роман, лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка. Они открыли бесценные сокровища народного искусства, сблизили литературу с фольклором.

Первые романтические произведения появились в России в самом начале XIX в. В 1820-е годы романтизм стал главным событием литературной жизни, литературной борьбы, центром оживленной и шумной журнально-критической полемики.

Русский романтизм возник в иных условиях, чем западноевропейский. В России он сформировался в эпоху, когда стране ещё только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нем сказалось разочарование передовых русских людей в существующих крепостнических порядках, неясность их представления о путях исторического развития страны. С другой же стороны, в русском романтизме выразилось начавшееся пробуждение общенациональных сил, стремительный рост общественного и личного самосознания.

Вполне естественно, что русский романтизм отличался от западноевропейского.

Во-первых, романтические настроения и художественные формы представлены как бы в смягченном варианте.

Во-вторых, для русского романтизма характерна связь с другими литературными направлениями.

С романтизмом в русской литературе связаны имена величайших ее представителей – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя, выдающихся лириков Е.А. Баратынского, В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева.

В русской литературе романтизм возник в первые десятилетия XIX века. Его возникновение связано и с Отечественной войной 1812 года, и с ростом освободительного движения в России.

Разновидности романтизма в России:

1. Созерцательный (В.А. Жуковский, Е. Баратынский, раннее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)

2. Революционный, гражданский (К. Рылеев, В. Кюхельбекер)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.014 с.)