Технологическая карта урока русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологическая карта урока русского языка



Тип урока: урок изучения нового материала

Класс: 9 «Б»

Тема урока: Интонация сложного предложения

Форма урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

· получить знания об интонации сложных предложений, формировать умения определять интонацию предложения;

· употреблять правильную интонацию в зависимости от цели высказывания и смысла сложного предложения;

· совершенствовать орфографические и грамматические умения и навыки;

· обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

· развивать умения правильного употребления интонации сложных предложений в устной речи;

· развивать коммуникативные умения учащихся;

· развивать внимание и логическое мышление.

Воспитательные:

· формировать мотивацию к обучению;

· воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к русскому языку, взаимоуважение и взаимопомощь.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

· готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

· формирование ответственного отношения к учению;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Регулятивные УУД:

· умение работать по образцу, планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;

· удерживать цель деятельности до получения результата;

· планировать решение учебной задачи;

· контролировать, корректировать и оценивать собственную деятельность.

Познавательные УУД:

· использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм;

· извлекатьинформацию из схем, иллюстраций, текстов.

· выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, представлять информацию в виде схемы.

· группировать понятия по выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД:

· вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;

· планировать сотрудничество, соблюдатьправила речевого поведения;

· уметь обосновывать свою точку зрения, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· высказывать свои мысли посредством устной и письменной речи;

Оборудование урока: учебник «Русский язык. 9 класс. Часть 1» под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход урока и время Деятельность учителя Деятельность уч-ся Формируемые УУД
  1. Организационный этап (1-2 мин)     Проверка готовности учащихся к работе, приветствие.   Проверяют готовность рабочих мест. Приветствие, подготовка класса к работе. Личностные УУД: - уметь соблюдать дисциплину на уроке; - формировать позитивную самооценку; - формировать учебную мотивацию. Регулятивные УУД: - уметь организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и понимать; - определять цели, функции, способы взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин)   – Говоря о сложных предложениях, мы неоднократно упоминали о важной роли интонации. Что же такое интонация? Фронтальный опрос-беседа. – Обратимся к определению на слайде (слайд 2). Соответствует ли оно вашему представлению об интонации? Запишите это определение.   – Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?   – Верно. Сегодня мы с вами рассмотрим интонацию и её роль в сложном предложении. Запишите тему урока.   Отвечают на вопрос учителя.   Читают определение, делают запись в тетрадях.   Отвечают на вопрос учителя.     Записывают тему урока.   Личностные УУД: - формировать учебную мотивацию и самоопределение учащихся;   Регулятивные УУД: - осуществлять целеполагание и планирование деятельности; - прогнозировать предполагаемый результат учебной деятельности; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку учебной деятельности. Познавательные УУД: - осуществлять поиск информации; - формулировать познавательную цель; - структурировать полученные ранее знания; - анализировать информацию; - опознавать местоимения как часть речи, знать их морфологические признаки, разряды по значению. Коммуникативные УУД: - планировать учебное сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом; - уметь выражать свою позицию в устной форме посредством цельного связного высказывания; - уметь слышать и принимать различные точки зрения.
3. Актуализация знаний   Проводит устный опрос:   – Назовите структурные типы предложений.   – Чем сложное предложение отличается от простого?   – Назовите виды связи в словосочетании и предложении.     – На какие группы делятся все сложные предложения?   – В чем заключается отличие между ССП и СПП?     – Как связаны между собой части БСП?   – Когда между частями ССП не ставится запятая?   – Какая часть СПП содержит союзы или союзные слова?   Фронтальный опрос. Отвечают на вопросы:  Простое предложение, сложное предложение. – Количеством грамматических основ: простое предложение – одна грамматическая основа, сложное – две и более   – Сочинительная связь, подчинительная связь   – Сложносочиненные (ССП), сложноподчиненные (СПП), бессоюзные (БСП).   – Части ССП равноправны по отношению друг к другу, части СПП находятся в отношениях зависимости.   – Интонационно, без участия союзов.   – Если есть второстепенный член предложения, относящийся к обеим частям ССП, либо если обе части ССП являются вопросительными или побудительными. – Придаточная часть. Личностные УУД: - уметь соблюдать дисциплину на уроке; - формировать позитивную самооценку; - формировать учебную мотивацию; - формировать ценностное отношение к слову. Регулятивные УУД: - уметь контролировать, корректировать и оценивать учебную деятельность Предметные УУД: - структурировать полученные ранее знания; - анализировать информацию; - опознавать местоимения как часть речи, знать их морфологические признаки, разряды по значению; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение. Коммуникативные УУД: - развивать умение воспринимать информацию на слух; - уметь высказывать собственное предположение, аргументировать свою точку зрения; - уметь слушать и слышать собеседника.  
4. Изучение нового материала (10 мин) Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса. К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания. То есть интонация проявляется в живой устной речи, в говорении. На письме, при передаче разговорной речи или в художественном тексте на интонацию могут указывать ремарки, пояснения автора (слайд 3).   – Какую роль в предложении играет интонация?   – Интонация организует ритмомелодику предложений и выражает их конкретный смысл. Одно и то же предложение может иметь больше одного смысла в зависимости от интонации. Примеры: «Молодец!», «Я очень рад» — в устной речи подобные предложения могут выражать прямой смысл (похвалу, радость) и прямо противоположный ему (неодобрение, недовольство), если интонация ироническая) (слайд 4).   – Каковы особенности интонации различных типов предложений?   – Повествовательные предложения имеют восходяще-нисходящую интонацию. В вопросительном предложении в зависимости от места логического ударения интонация бывает нисходящей, восходящей, восходяще-нисходящей. Побудительные предложения произносятся с повышением тона, особенно если они выражают приказ, а не просьбу (слайд 5). Слушают учителя, делают записи в тетрадях.     Отвечают на вопрос учителя.   Слушают учителя, делают записи в тетрадях.     Отвечают на вопрос учителя.   Слушают учителя, делают записи в тетрадях.   Личностные УУД: - формировать позитивную самооценку; - формировать учебную мотивацию; - формировать ценностное отношение к слову; - формировать уважительное отношение к окружающим людям. Регулятивные УУД: - соотносить уже имеющиеся знания с новой информацией; - формировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и что ещё не известно; - определять последовательность действий; - уметь контролировать, корректировать и оценивать учебную деятельность. Предметные УУД: - структурировать полученные ранее знания; - анализировать информацию, выделять необходимое - синтезировать информацию, восполнять пробелы в уже имеющихся знаниях; - опознавать местоимения как часть речи, знать их морфологические признаки, разряды по значению; - выводить следствия; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение. Коммуникативные УУД: - уметь работать в группе, сотрудничать в поиске необходимой информации; - распределять обязанности между всеми участниками коммуникации; - уметь выражать свои мысли и строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - уметь высказывать собственное предположение, аргументировать свою точку зрения; - уметь слушать и слышать собеседника.    
5. Закрепление изученного материала (18 мин) – А теперь давайте потренируемся! Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на выбор правильной интонации.   1. Снег пошёл. · Вопрос, удивление (?!) · Восхищение, радость (!) · Констатация факта (.) · Огорчение смене погоды (…) (слайд 6) 2. Мы пойдём в зоопарк? · Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы. · Уточняете, кто пойдет в зоопарк. · Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк(слайд 7).   – Отлично! Теперь давайте представим себя актерами и прочитаем реплики литературных героев, интонацией передавая их характер и душевное состояние. Надменное негодование: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?» Лесть и подобострастие: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!» Высокомерие: «Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться?» Сожаление, укоризна: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» (слайд 8). – Ну, а теперь докажем на практике, как логическое ударение моет изменять смысл предложения. Перед вами на слайде предложение. Прочитайте его столько раз, сколько в нём слов, каждый раз смещая логическое ударение на следующее слово, и ответьте на вопрос в соответствии с логическим ударением (слайд 9). Вы мне утром звонили?   – Какие выводы вы можете сделать на основе выполненных нами упражнений? Фронтальный опрос. Выразительно читают предложения.   Выразительно читают предложения.   Выразительно читают предложение, ставят логическое ударение, отвечают на вопрос: – Вы мне утром звонили?(Я)Вы мне утром звонили?(Вам)Вы мне утром звонили?(Нет, вечером)Вы мне утром звонили?(Нет, писал сообщение) Отвечают на вопрос учителя. Личностные УУД: - формировать позитивную самооценку учащихся; - формировать ценностное отношение к слову; Регулятивные УУД: - определять последовательность действий; - уметь контролировать, корректировать и оценивать учебную деятельность. Предметные УУД: - опознавать местоимения как часть речи, знать их морфологические признаки, разряды по значению; Коммуникативные УУД: - развивать умение воспринимать информацию на слух; - уметь высказывать собственное предположение; - уметь слушать и слышать собеседника.  
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. – Для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему сегодняшнего урока, проведём небольшой объяснительный диктант на основе упражнения 57 на странице 34. Ваша задача – прочитать предложения в соответствии с интонационной схемой сложного предложения, записать их в тетрадь, составить схему каждого предложения и графически обозначить особенности интонации. Один учащийся выполняет задание у доски, остальные – в тетрадях. Комментируют ошибки, исправляют. Личностные УУД: - формировать учебную мотивацию учащихся; - формировать положительную самооценку учащихся; Регулятивные УУД: - уметь контролировать, корректировать и оценивать учебную деятельность; - владеть навыком самопроверки и взаимопроверки. Предметные УУД: - опознавать местоимения как часть речи, знать их морфологические признаки; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение. Коммуникативные УУД: - развивать умение воспринимать информацию на слух; - уметь высказывать собственное предположение; - уметь аргументировать свою точку зрения;  
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. – Дома вам нужно будет повторить параграф 10 «Интонация сложного предложения» и выполнить упражнение 59 (слайд 10). Слушают учителя, записывают домашнее задание в дневники. Регулятивные УУД: - уметь контролировать, корректировать и оценивать учебную деятельность  
8. Рефлексия (подведение итогов занятия). – А теперь подведём итог нашего урока: – что нового вы узнали? – что было для вас особенно интересным и запоминающимся? – какие трудности возникали у вас в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Дайте оценку вашей работе на уроке, поставьте её на полях в тетради. Делятся своими мыслями и впечатлениями от урока, дают оценку собственной деятельности. Личностные УУД: - формировать адекватную самооценку учащихся на основании ситуации успеха; - формировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД: - уметь контролировать, корректировать и оценивать учебную деятельность. Коммуникативные УУД: - уметь выражать собственные мысли, аргументировать свою точку зрения; - уметь слушать и слышать собеседника  

Оценка:

Проверили:

__________________________                                                       Пирманова Н.И.

 

__________________________                                                      Горностаева Л.М.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.008 с.)