Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие творческого и инновационного потенциала сотрудников отдела рекламы и связей с общественностью
Конечно, творческие и инновационные идеи появляются, прежде всего, у творческих людей. Но правда в том, что нетворческих людей не бывает, потому что творческость или креативность свойственна практически всем людям. Уже известный нам Энди Грин говорит об этом следующее: «Креативность подобна росту, весу и физической силе… Мы обладаем ими в разном объеме, но у всех нас они, по крайней мере, имеются»[137]. А Дэвид Буркус – автор знаменитой книги, которая развенчивает многие мифы о творчестве, утверждает, что «… творческие способности не привязаны к определенному типу личности и не определяются генетическим кодом. Когда традиционные организации разделяют предположительно креативных и некреативных сотрудников, они сильно ограничивают свой потенциал»[138]. Если творческое мышление освободилось от оков неуверенности, сомнений в собственном потенциале, то оно уже будет верным помощником навсегда. Научиться творчески мыслить – это как научиться плавать. Тем не менее, ни в студенческих, ни во взрослых аудиториях автору никогда не доводилось встречать людей, которым было бы совсем не интересно, каковы «рост, вес и сила» именно их творческого мышления. Важно отметить, что все измерения творческих способностей относительны, есть люди, которые вырабатывают чрезвычайно творческие идеи, но им для этого нужно время и полное одиночество. Есть те, у кого творчество фонтанирует исключительно в командном состязании. У кого-то творческие идеи рождаются в экстремальной ситуации. Практика показывает, что творческие способности особенно расцветают с появлением мужчин в женском коллективе, а женщин – в мужском. Существуют классические специальные тесты – тест креативности Торренса, тест дивергентного мышления Вильямса, тесты Гилфорда, позволяющие получить данные о беглости, гибкости и оригинальности мышления. Все эти тесты или их модифицированные версии, в том числе электронные легко можно найти в интернете. Однако к полученным результатам вполне оправданно можно относиться так, как здравомыслящий человек с чувством юмора относится к предсказаниям гороскопа – хорошие предсказания засчитываются, а неприятные относятся к области предрассудков. Специалистам всех направлений деятельности отдела рекламы и связей с общественностью приходится вырабатывать нестандартные идеи и решения не только в моменты вдохновения, но и в повседневной рутинной работе. Поэтому развитие креативности, то есть владения технологиями, позволяющими стимулировать разработку таких идей и решений, является важной профессиональной задачей.
Для развития творческого и инновационного потенциала сотрудников отдела рекламы и связей с общественностью необходима реализация как минимум шести ключевых условий. Условие первое – создание творческой атмосферы в самом отделе. Этому способствует и творческое оформление офисов, где работают сотрудники и стимулирование доброжелательных отношений друг к другу. Если никто не боится быть осмеянным и все могут высказывать свои идеи и предложения свободно, если между сотрудниками не ведутся конкурентные войны, а развивается сотрудничество и взаимопомощь, если все замечания и сомнения высказываются доброжелательно, если у сотрудников развито чувство юмора, и, наконец, если сотрудники с удовольствием приходят на работу и увлеченно включаются в рабочие процессы, значит атмосфера, необходимая для раскрытия и развития творческого потенциала, уже создана. Если какие-то из этих показателей отсутствуют, понятно над чем следует еще поработать. Условие второе – формирование в самом отделе творческих традиций, которые одновременно работают как на создание творческой атмосферы, так и на развитие творческих способностей сотрудников. Очевидно, что творческие традиции должны быть уникальными в каждом отделе рекламы и связей с общественностью. Где-то это творческие поздравления сотрудников с днями рождения, календарными и гендерными праздниками, победами в профессиональных конкурсах и т.п. Где-то это совместные туристические или культурные походы, выездные совещания. Где-то творческие конкурсы от кулинарных до художественных или технологических. Где-то еженедельные приглашения творческих людей для общения и т.д. Очевидно, что диалог можно вести не только с теми творческими людьми, с которыми нам посчастливилось быть знакомыми лично. Есть люди, с которыми и правда расцветают самые творческие идеи. Но в нашей суматошной жизни на личные многочасовые беседы остается все меньше времени. Зато открывшееся через интернет-коммуникации богатство творческого опыта других совсем незнакомых нам людей из разных эпох и уголков мира, позволяет нам расширять эти возможности беспредельно.
Поскольку творческий потенциал любого человека развивается в живом или заочном общении с творческими людьми, важно, чтобы творческие традиции были нацелены на расширение круга такого общения. Условие третье – организация непрерывного профессионального образования и повышения квалификации сотрудников отдела. Даже если профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации, стажировки, мастер-классы не будут иметь творческой направленности, повышение профессионального мастерства, освоение новых сфер деятельности объективно содействует развитию творческого потенциала. Особенно большую пользу могут принести сотрудникам отдела образовательные программы, связанные с новыми технологиями, но, как мы знаем из истории великих IT-специалистов, могут пригодиться и курсы по китайской каллиграфии. Условие четвертое – организация между сотрудниками отдела постоянного обмена информацией, нацеленной на творческое и инновационное развитие. Это информация, почерпнутая из книг, новостей, различных профессиональных интернет-ресурсов, общения вне стен организации или собственных размышлений. Сотрудникам отдела необходимо решить, есть необходимость в специальных форматах такого обмена или он будет происходить в повседневном общении и на рабочих встречах. Кстати, создание банка идей, в котором собираются и накапливаются интересные решения на специальном электронном ресурсе, в виде карточек с описаниями и т.п., систематизация творческих находок также может стать одной из творческих традиций отдела. Условие пятое – организация специальных тренингов, направленных на развитие творческого мышления. Практика показывает, что после даже не очень продолжительных тренингов развития креативных способностей все участники выдают отличные показатели по тестам креативности, а главное – все могут предлагать нестандартные практические решения. Такие тренинги как правило также работают на создание творческой атмосферы. Проводить тренинги могут как приглашенные бизнес-тренеры, так и сотрудники, имеющие подобный опыт или желающие приобрести его. Когда-то на основе замечательной книги Евгения Клюева «Между двух стульев»[139] в одной из наших тренинговых групп были выведены следующие правила креативности, которые могут быть отправной точкой для организации тренингов: Правило 1. Плоды воображения могут быть только там, где есть воображение. А значит, для того, чтобы у нас появлялись творческие мысли нужно развивать воображение и заниматься этим не только непосредственно в профессиональной деятельности. Связь между творческим бутербродом и творческой конференцией самая прямая. Правило 2. Если что-то вводит нас в заблуждение, не стоит сердиться или расстраиваться, стоит задуматься. Архитекторы говорят, что самое трудное – это построить интересное здание на ровном месте без ландшафта. Когда есть препятствия, которые нужно обойти или встроить, мозг начинает работать активнее.
Правило 3. На каждый вопрос есть несколько ответов. И первый ответ, который приходит нам в голову, далеко не всегда является тем, который нужен нам для развития. Творческий настрой и уверенность в своих творческих способностях позволяет не цепляться за привычные проверенные решения, которые уж точно никого всерьез не заинтересуют. Правило 4. Существующее существует ценой несуществующего. А то, в свою очередь, всегда находится где-то поблизости. Есть такой миг, когда множество возможностей равноправны и каждая из них начеку – и каждая только и ждет своего часа, чтобы занять свое место и реально существовать. Творческие решения, действительно, очень часто находятся совсем рядом, просто нужно научиться их замечать. Правило 5. Самые обыденные вещи могут стать необычными, если мы не боимся расширения Жизненного Опыта и не боимся отказаться от Банального Здравого Смысла. Работа над развитием воображения во время тренингов не ставит задачу поиска конкретных рекламных и PR- решений. Она ставит другие задачи: освободить мышление от штампов; дать возможность почувствовать собственную способность создавать интересные, красивые, необычные решения; позволить по-новому видеть окружающий мир и находить в привычных предметах и явлениях стимулы для творческого процесса и т.д. Существует множество техник, использование которых в тренинговой работе позволяет научиться отказываться от банального здравого смысла и которые сами по себе имеют неисчерпаемый творческий потенциал. Для тренировки воображения можно воспользоваться одной из техник Дж. Родари. Это «биномы фантазии» – придумывание сказочных сюжетов на основе сочетания случайных слов – существительных и глаголов, или существительных и прилагательных. Так из пары «зима + смеяться» может родиться сказка про самую смешную зиму, когда все становится смешным: смешно падает снег, смешными под снегом кажутся дома и деревья, модной становится самая смешная одежда, днем смеха объявляется 1 февраля, когда и устраиваются самые смешные игры и конкурсы и т.д. Из пары «пирог + летать» может получиться сказка о воздушном корабле-пекарне, который летает по всему миру, чтобы угостить пирожками с морошкой жителей жарких стран, а пирожками со свежей малиной жителей стран вечных льдов и т.д.
Даже если пары случайных слов получаются довольно банальными, наше воображение должно помочь нам справиться с этой проблемой. Так, однажды из пары «собака + бегать» получилась сказка о собаке, которая могла бегать быстрее всех на свете. Став почтовой собакой в компании «Почта России», она спасла ее репутацию. С парами «существительное + прилагательное» работа проходит точно также. Говорят, что новое – это хорошо забытое старое, но новое – это еще и хорошо соединенное старое. Гибридизация является одним из самых замечательных способов добывания нового из интересных и продуктивных «гибридов» самых разных явлений, которые могут представлять сочетания деятельности разных организаций, разных направлений, разноплановых идей. При этом важно, чтобы при соединении возникал синергетический эффект, то есть ситуация, в которой 1 + 1 > 2. Одним из примеров таких "синергетических гибридов" является проект «Звезды на льду», в котором принимают участие актеры и профессиональные фигуристы. Кроме того, что он привлекает внимание большой аудитории, проект положительно влияет на развитие своих участников – актеры становятся почти профессиональными фигуристами, а у фигуристов растет актерское мастерство. Хорошим способом поиска креативных решений является метод синектики,предложенный американцем Уильямом Гордоном в 1952 году. Работая с этим методом, мы «примериваем» разные явления, функции предметов, схемы к решению поставленной нами задачи. Так, группе студентов – разработчиков проекта по улучшению имиджа России среди студентов - иностранцев, было предложено рассмотреть среди прочих схему игры в прятки, и у них родилась идея создания слайд-фильма «Что мы прячем от иностранцев?». В фильме рассказывалось о тех национальных традициях, культурных достижениях, чудесах российской природы и русской кухни, с которыми живущие в общежитиях иностранные студенты просто не имеют возможности познакомиться. Предложенное слово «инструкция» натолкнуло их на разработку шуточной, но очень патриотичной инструкции по общению с иностранными гостями. Интересные идеи может подсказать техника произвольно выбранных слов. Для этого можно использовать заголовки из газет и журналов (правда, «желтой прессы» стоит опасаться), словари и книги, которые мы можем открывать на любой странице. Эта техника, конечно же, не предполагает, что в чужих заголовках мы найдем название своего мероприятия. Это просто один из способов поиска интересных решений, которые позволяют увидеть новые возможности традиционных Дней рождения организации, семинаров, конференций, круглых столов, презентаций и т.д. Если нашей организации предстоит провести какое-либо мероприятие, можно «примерить» к его программе, например, следующие произвольно выбранные заголовки: «Все дело в деталях», «Что делать, если они не хотят участвовать в игре?», «Серия из двух точных ударов», «И это еще не все…».
В креативной технике «список – экспресс» или технике «волшебных слов» предлагается осмыслить, что в нашем проекте можно заменить, скомбинировать, упростить или усложнить, увеличить или уменьшить, исключить и изменить на противоположное. Это может касаться формы или содержания. С помощью этой техники можно работать над названием проекта, содержанием программы, формами приглашений на мероприятия, атрибутами, оформлением, освещением, музыкальным сопровождением, памятными подарками для гостей и т.д. Особенно замечательной является техника «приближения чуда». Для этого нужно просто обнаружить "чудо" и сделать его доступным в нашем PR-проекте. Уникальные люди, исторические места, здания, музейные экспонаты, книги, картины, природные явления, животные, растения и т.д. – это те чудеса, которые с помощью современных технических средств реально приблизить к аудитории, которая находится где угодно. При разработке рекламного и PR-проекта можно также использовать символику цветов или чисел. Например, премия «Слава/Gloria» была вручена супруге Альфреда Шнитке за Девятую симфонию. Здесь культовым выступало число 9 по аналогии со знаменитыми Девятыми симфониями Бетховена, Малера, Брукнера. На символике чисел и цветов строятся проекты «Неделя добрых дел», «Зеленая гостиная» и т.д. Хотя тренинги по креативу не имеют прямой профессиональной направленности, но процесс генерирования творческих идей, как правило, помогает решению сразу двух важных задач – запустить процесс поиска творческого решения конкретной прикладной задачи и стимулировать развитие творческого мышления. Условие шестое – включение сотрудников в творческую и инновационную практику. Каждый раз, когда сотрудникам отдела или его руководителю будет казаться, что решение для активного использования креатива в рекламной и PR-работе преждевременно, можно вспоминать слова Иоганна Вольфганга Гете: «В тот момент, когда человек принимает решение действовать, он приводит в действие законы Провидения. Мне приходили на помощь события, которые в иных обстоятельствах никогда бы не произошли. За одним единственным решением следует настоящий поток событий, призывая человеку на помощь всевозможные непредвиденные происшествия, о которых никто не мог бы и помыслить. Начните делать то, что вы можете, или воображаете, что можете. В дерзости заключены гений, сила и магия. Начните сейчас».
Резюме Профессия специалистов по рекламе и связям с общественностью является одной из самых творческих и инновационных. Однако в этой работе, все-таки, существуют общие ограничения, основанные на правовых и этических нормах, региональные ограничения – этические и нравственные нормы той или иной культуры, той или иной религии, а также ограничения, которые связаны с опасностью потери ценностно-смысловой идентичности организации и «размывания» брендов самой организации и ее продуктов и проектов. Творческие и инновационные решения требуют большой работы. В настоящее время выделяют пять этапов креативного процесса: этап сбора информации, на котором проводится изучение проблемы и потенциальных способов ее решения; этап инкубации, когда происходит временное отстранение от проблемы; этап озарения, на котором проявляются «созревшие» на уровне подсознания идеи; этап интеграции, когда идеи шлифуются и превращаются в готовое креативное решение; этап иллюстрации, на котором производится презентация готового креативного решения. Если творческие идеи «изобретаются» отделом рекламы и связей с общественностью или коммуникационным агентством по его заказу, то инновационная практика чаще связана с внедрением в коммуникативные процессы уже изобретенных инновационных технологий. Большой потенциал для творчества и инноваций содержат как внутрикорпоративные коммуникации каждой организации, так и коммуникации со всеми внешними аудиториями. В свою очередь, для развития творческого и инновационного потенциала сотрудников отдела необходимо, чтобы в нем создавалась творческая атмосфера, происходило формирование творческих традиций, осуществлялось непрерывное профессиональное образование и повышение квалификации сотрудников, обеспечивался постоянный обмен информацией, нацеленной на творческое и инновационное развитие. Кроме того, развитию творческого и инновационного потенциала сотрудников отдела помогает организация специальных тренингов, направленных на развитие творческого мышления и включение сотрудников в творческую и инновационную практику. Вопросы для обсуждения 1.Что такое творчество и какую роль оно играет в профессиональной деятельности отдела рекламы и связей с общественностью? 2. Какую коммуникативную деятельность называют инновационной? 3. Какие ограничения существуют в использовании творческих решений и инновационных технологий в рекламной и PR-деятельности? 4. Каковы этапы креативного процесса? В чем заключается содержание каждого этапа? 5. Что необходимо для творческой и инновационной организации внутрикорпоративных коммуникаций? 6. Что необходимо для творческой и инновационной организации коммуникаций с внешними аудиториями? 7. Назовите примеры использования инновационных технологий в рекламной практике. 8. Как инновационные технологии применяются в организации специальных мероприятий? 9. Какие направления в развитии информационных технологий будут влиять на развитие коммуникаций в ближайшем будущем? 10. Каковы условия развития креативного и инновационного потенциала сотрудников отдела рекламы и связей с общественностью? Практические задания 1. Работая в малых группах, спроектируйте рекламную и/или PR акцию «как в сказке», то есть, игнорируя технические, технологические, кадровые, финансовые и др. ограничения. Представьте свой проект на занятии. 2. Выберите один из методов развития творческого потенциала сотрудников отдела рекламы и связей с общественностью. Примените этот метод для мини-тренинга в группе. 3. Проанализируйте, какие инновации в сфере рекламы и связей с общественностью появились со времени издания данного учебника. Расскажите, какие новые возможности они открывают для работы отдела рекламы и связей с общественностью. Проверочные тесты 1. Какой из приведенных этапов творческого процесса реализуется в «зеленом свете»: А. этап озарения Б. этап интеграции В. этап иллюстрации
2. Какой из приведенных этапов творческого процесса реализуется в «красном свете»: А. этап озарения Б. этап интеграции В. этап сбора информации
3. Автор теста дивергентного мышления: А. Торренс Б. Вильямс В. Гилфорд
4. Гилфорд является автором теста: А. креативности Б. дивергентного мышления В. беглости, гибкости и оригинальности мышления 5. Автором какой креативной техники является Дж. Родари: А. биномы фантазии Б. мозговой штурм В. произвольно выбранных слов
6. В каком году Уильямом Гордоном был предложен метод синектики: А. в 1852 г. Б. в 1952 г. В. В 2002 г.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.204.7 (0.061 с.) |