Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Абсолютная и относительная новизна
А.И. Пригожин выделял два основных критерия новизны – абсолютную и относительную новизну. Абсолютная новизна присуща вещам, не имеющим аналогов. В условиях современной культуры
Но идеал недостижимый. Вещное и концептуальное окружение человека избыточно, включает в себя не только нужные вещи и идеи, но и бесполезные, но актуализированные рынком и конъектурой как предметы потребления, имеющие устойчивый спрос, так и словесный мусор, создаваемый для зарабатывания денег и удовлетворения собственного тщеславия. Следует отметить, что первые устройства, не имеющие аналоговых прототипов, крайне немобильны и имеют множество недостатков. Первый сотовый телефон, созданный Л.И. Куприяновичем в 1957 году, весил 3 кг. Но вес следующей версии был снижен до 0.5 кг. Вместе с тем, создание прототипа и означает прорыв к новому, потому что именно первое устройство, не имеющее аналогов, дает точку отсчета другим исследователям. Революционные идеи воспринимаются научным сообществом еще сложнее, поскольку это означает изменение устоявшихся научных ориентиров. Как достигается прорыв к новому на уровне концептуального мышления? Для исследователя это такой же сложный шаг, над ним тяготеют «призраки», мешающие его автономной познавательной деятельности (так это явление называл Ф. Бэкон). Ключевую роль в этом процессе видения нового играет воображение и интуиция субъекта познавательной деятельности, а так же стремление к научной истине. Субъект познания – наблюдатель, человек, к которому нельзя относиться, как к физическим измерительным инструментам (Пол Фейерабенд). Веками знание человека о мире считалось достоверным, хотя и было основано на ощущениях и абстрактных идеях. Оно и было основанием всякого утверждения о мире. Кроме того, значения, которые мы получаем вследствие научного поиска, эксперимента, инвариантны. Лишь человек может пройти через лингвистический парадокс и распознать ошибку. Человек способен распознать переход именования в рамках существующей когнитивной системы и действительно новый смысл.
Факт, действительно, самая упрямая вещь в мире, как говорил М.А. Булгаков. Концепция объясняет факты, то есть события, происходящие в реальности. Но иногда событие оказывается необъяснимым, ни одна из существующих концепций не подходит. Эта ситуация потенциально чревата переворотом в науке. Если, конечно, найдется гений, который объяснит эту несовместимость факта с господствующей теорией. Так рождается абсолютная новизна.
Абсолютная новизна крайне редкое явление. Чаще всего наука и прикладные сферы знания, технологии работают с относительной новизной.
Описание новизны Применительно к написанию магистерской диссертации мало создать что-то новое, важно и правильно это описать. Л.Н. Москвичев указывает на проблему, которая часто возникает в диссертационных исследованиях. Она заключается в том, что в работе зачастую не хватает содержательного описания новизны. В текстах присутствуют фразы, типа: «выявлены закономерности», «обоснована система», «подтверждена гипотеза» и т.д., но при всем при этом отсутствует объяснение, какие именно закономерности выявлены, какая именно система обоснована, какая и каким образом подтверждена гипотеза. Некоторые соискатели используют уловку: переписывают в новой терминологии уже известные в науке факты, не добавляя никакой новой интерпретации. Достаточно применить бритву У. Оккама, и от новизны ничего не останется в такой работе. Чтобы определить присутствует в вашей диссертационной работе новизна или нет, можно воспользоваться алгоритмом, который предложил В.М. Полонский. · Определение типа полученного результата. Новизна в данном случае может быть теоретической (гипотеза, концепт, метод, модель, понятие, система и т.д.) и практической (технологическая схема, рекомендация, средство, условия и др.). · Соотнесение авторской новизны в общем контексте науки. Полученные результаты в данном случае могут выполнять некоторые функции: конкретизировать уже известные достижения, дополнять их, преобразовывать.
· Содержательное описание научных результатов представляет собой детальную конкретизацию. Формулировки «уточнение», «новый метод», «новая область применения» должны быть насыщены конкретикой, а не оставаться общими фразами. Специфика новизны в социально-гуманитарных науках выражается в том, что часто новым там становится создание новой интерпретации, которая может не противоречить уже существующим. Тогда как в естественно-технических дисциплинах новизна представляет собой выявление закономерностей мира (модели) или создание способов практического применения (изобретения и инновации). Научная новизна диссертационного исследования может определяться методом экспертной оценки, либо через информационный критерий. Метод экспертной оценки заключается в том, что работу рассматривает группа экспертов данной области (рецензент – в магистерской диссертации, оппоненты – в кандидатской и докторской). По сути, их задача относительно новизны заключается не столько в выявлении новых аспектов анализируемой работы, сколько в поиске уже известного. Диссертация, обладающая научной новизной, не будет полностью состоять из уже известных достижений. Информационный критерий применяется, когда работу проверяют с помощью информационно-поисковых систем. Самой известной системой, которая используется практически во всех вузах России, является Аннтиплагиат. Данный метод нельзя назвать исчерпывающим и достаточным, поскольку работа проверяется лишь на наличие дословных заимствований. Диссертация может быть написана самостоятельно, но не содержать ни единого элемента новизны. В таких диссертациях фактически переписываются уже известные науки положения другими словами, либо апробированная модель применяется в аналогичных условиях, но с иными показателями. Данная система оказывается совершенно неэффективной, если автор работы использует в качестве основы тексты на иностранных языках, не привнося ничего нового в них. Некоторые вузы руководствуются следующими критериями оценки уровня новизны в работе: · Высокий уровень научной новизны, когда в работе: · получена новая информация, уменьшающая неопределенность существующего в науке знания; · впервые объяснен какой-то феномен; · выявлена структура и содержание исследуемого явления; · создан новый алгоритм решения какой-либо проблемы. · Недостаточно высокий уровень новизны: · расширены представления и дополнены известные знания без изменения их сути; · известные результаты распространены на новый класс объектов; · подтверждены или поставлены под сомнение научные представления, не обладающие строгими научными доказательствами; · разработаны более простые способы достижения известных результатов. · Низкий уровень новизны: · изложены описания новых концепций, наблюдений, моделей, однако, достаточное обоснование отсутствует. Вывод! Итак, научная новизна исследования определяется следующими параметрами: типом полученного знания (результат, процесс, понятие); уровнем новизны (абсолютная или относительная) – через конкретизацию, дополнение или преобразование; отличием от аналоговых исследований; теоретическим или практическим уровнем.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.53.254 (0.01 с.) |