Групповой транс «Безопасное место». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповой транс «Безопасное место».



Вечерняя сказка. Можно все отложить, устроиться удобно, или как хотите. Многие привыкли закрывать глаза, когда они в трансе. Это косвенное внушение по типу «Трюизм». Но нет никакой необходимости держать глаза… закрытыми. А это контекстуальное внушение. Но это неважно, потому, что вы можете не закрывать глаза, если не… хотите, вы можете делать все, что хотите.
Есть техника, которая существует под разными названиями, у многих англоязычных авторов она называется «Сейв плейс». Безопасное место. У Хосе Сильвы эта техника называется «Убежище». Это очень полезная техника, и очень полезно для себя это наработать, потому что это как якорь, как спасательный круг. У наших клиентов тоже полезно наработать это. Обычно мы это делаем в самом начале работы.
И сейчас каждый из вас может выбрать для себя хорошее, комфортное, безопасное место. Сильва недаром называет его убежище. Такое место, где никто вас не побеспокоит, если вы этого не хотите. Такое место, где вы чувствуете себя защищенным, где можно расслабиться, где можно чувствовать себя спокойно и комфортно.
Для кого-то это реальное место, это воспоминание. А кто-то не может найти реальное место, но это не важно, потому, что его можно создать. Это может быть воображаемое место, и оно может находиться где угодно: в доме, в квартире, в лесу, в горах, на берегу моря, на другой планете. Неважно. Вы находите для себя это безопасное место, убежище.
И те, для кого это реальное место могут просто вспомнить, позволить прийти зрительным образам. А те, у кого это место воображаемое, могут создать эти образы. И представить себе, это место таким, каким бы вы хотели его видеть: окружение, природу, может быть погоду, температуру, влажность. А это уже телесные ощущения, которые вы там испытываете. Кто-то любит сухое тепло, кто-то наоборот, любит прохладу. И вы можете сейчас создать для себя свое безопасное место. А иногда, на нашем жаргоне мы называем это «хорошее место». Очень полезно иметь для себя хорошее место и иметь протоптанную тропинку, по которой ты можешь легко и быстро туда попасть в трансе.
И можно позволить прийти звукам, или населить это место звуками, даже такими, которых там нет в реальности, но которые вам хотелось слышать, или которые нравятся. Для кого-то важны запахи. Для кого-то может быть вкус. И сейчас есть время и возможность позволить себе воспользоваться всеми ресурсами этого места. Потому что это место, которое питает, которое восстанавливает, которое насыщае т энергией, которое исцеляет телесно и духовно. И для этого ни чего не надо делать, надо просто побыть, просто побыть в этом месте.
И по мере того, как проходит время, вы можете почувствовать, как изменяется телесное состояние, может быть, где-то отпускает напряжение, где-то внутри глубоко распускаются, или даже развязываются какие-то узелки. Вы можете почувствовать, как изменяется душевное состояние. Как становится легко, спокойно. И приятно знать, что в любой момент ты можешь вернуться в это место, мысленно обратиться к нему, отдохнуть, восстановиться, улучшить настроение, состояние.
И сейчас я замолкаю, я вас не ограничиваю во времени, тело само подскажет, или бессознательное подскажет, когда на этот раз достаточно.
И когда будет достаточно, тело само сделает глубокий вдох, глаза откроются, и можно будет выйти из транса, сохраняя на какое-то время приятное и комфортное внутреннее состояние, состояние гармонии и сбалансированности. Может быть, на весь сегодняшний вечер, может быть, на вечер и ночь, а может быть, на несколько дней или на неделю или на месяц, я не знаю. Во всяком случае, в любой момент, когда это понадобится, вы сможете вернуться, сами, настолько, насколько нужно. Как бы зачерпнуть из этого источника. Я замолкаю, у вас есть все необходимое время, у каждого свое.

Сопровождение в приятном воспоминании
с использованием неопределенных слов
.

Вы можете сесть в это кресло рядом со мной.
Выберите самое удобное для Вас положение: в любой момент Вы можете его изменить.

Что есть сейчас? Чего бы Вы хотели?

У человека есть сознание, и есть бессознательное.
У нас с вами два полушария головного мозга – левое и правое,
левое - отвечает за работу сознания, правое за работу бессознательного.
Наши упражнения (техники) позволяют немножко понизить активность левого
и немножко повысить активность правого полушария.
Сейчас мы с Вами разговариваем – это работа сознания,
а бессознательное в это же самое время регулирует
очень тонкие и очень сложные процессы дыхания, пищеварения, кровообращения.
Транс – это естественное, оздоравливающее состояние,
это возможность взять под контроль свои чувственные процессы.
Вы здесь для того, чтобы учиться вместе со мной.
Во время наших занятий мы с вами будем делать ряд упражнений (на воображение),
в которых Вы научитесь чему-то полезному для себя.
У нас общая цель: благодаря выполнению упражнения, которое я Вам предлагаю, мы добьемся начала изменения, позволяющего Вам найти решение вашей проблемы.
Во время наших упражнений Вы все время будете осознавать, все что происходит, в любой момент, если Вам что-то не понравится, Вы можете это прекратить.
Для этого достаточно просто сделать глубокий вдох и открыть глаза.

Вы можете сеть так…? (психолог показывает: обе ноги стоят на полу, кисти рук лежат на коленях, спина опирается на спинку стула).
Иногда я буду задавать Вам вопросы,
ответами на которые будут «да» или «нет».
Вы можете ответить «да», приподняв указательный палец правой руки.
Вы можешь ответить «нет», приподняв указательный палец левой руки.
Давайте попробуем, как будет «да»?…, как будет «нет»?…

Некоторое время я порошу Вас ничего не делать:
нет необходимости говорить,
нет необходимости двигаться,
нет необходимости думать о чем-то конкретном.
Вы можете думать, о чем хотите.

И вместе с тем ни чего не делать означает делать нечто,
например, слышать звуки, которые тебя окружают, обычные, повседневные звуки:
ты можешь слышать шорохи,
ты можешь слышать голоса людей,
ты можешь слышать скрип,
ты можешь слышать звонок телефона или звонок на урок.
Есть в русском языке разница между глаголами «слушать» и «слышать».
Ты можешь именно слышать, т.е. не пытаться анализировать и сопоставлять,
а просто позволить себе слышать то, что ты слышишь.
И продолжая слышать те звуки, которые нас окружают,

(Когда глаза захотят закрыться, они могут закрыться.
Возможно, в какой-то момент глаза захотят закрыться и оставаться закрытыми.
Нет ни какой необходимости держать глаза не закрытыми.
В какой то момент глаза могут закрыться и оставаться закрытыми.)

ты можешь ощутить положение своего тела на этом стуле.
Ты можешь почувствовать контакт с сиденьем стула, которое поддерживает,
Ты можешь ощутить контакт со спинкой стула.
Ты можешь ощутить, как ступни ног давят на пол.
Ты можешь ощутить, как кисти рук лежат на ногах.
Ты можешь почувствовать, как прилегает к телу одежда:
где-то это ощущение – более отчетливое,
где-то это ощущение – менее отчетливое.
И ты можешь ощутить свое дыхание:
ты можешь почувствовать, как воздух входит …, (на вдохе клиента)
ты можешь почувствовать, как воздух выходит…, (на выдохе клиента)
грудная клетка расширяется, и немножко сжимается.

И через несколько мгновений, я попрошу тебя,
отправиться на поиски приятного воспоминания,
т.е. воспоминания, о каком-то моменте твоей жизни,
когда ты чувствовал себя хорошо, спокойно, комфортно.
А хорошо, для разных людей может быть по-разному:
для одних людей хорошо – одно, а для других – другое.
И ты можешь найти то, что хорошо именно для тебя.
И когда это приятное воспоминание придет,
ты можешь (кивнуть мне головой) дать мне об этом знать
позволив приподняться указательному пальцу правой руки.
У тебя есть все необходимое время, чтобы этому сигналу прийти.

Я прошу тебя, некоторое время сохранять контакт с этим приятным воспоминанием,
потому что я не знаю, где это было,
я не знаю, когда это было,
я не знаю, какое это время года,
я не знаю, какое это время суток,
я не знаю, какая стоит погода,
я не знаю, есть ли кто-нибудь рядом с тобой, в этот приятный момент твоей жизни.

И своим внутренним взором, ты можешь видеть то, что тебя окружает,
в этот приятный момент твоей жизни:
ты можешь видеть, как падает свет,
ты можешь видеть, как ложатся тени,
своим внутренним взором ты можешь видеть, как соотносятся формы и объемы,
ты можешь видеть краски,
ты можешь видеть то, что близко, на переднем плане, (голос громче),
ты можешь видеть то, что далеко, то, что на дальнем плане (голос тише),
ты можешь видеть то, что справа, (поворот головы вправо),
и то, что слева, (поворот головы влево)
ты можешь видеть то, что наверху, (голову поднимаем вверх)
и то, что внизу (голову опускаем вниз).
И постепенно, по мере того, как проходит время,
могут вспоминаться детали, полузабытые или почти позабытые,
может быть, что-то, о чем ты не вспоминал очень давно.

И среди всего того, что тебя окружает в приятный момент твоей жизни,
я прошу тебя найти какой-нибудь приятный цвет:
природный цвет или цвет предмета и дать мне знать, когда ты его найдешь.

И по мере того, как проходит время, может быть,
твой внутренний слух уже начинает слышать то, что можно назвать музыкой воспоминаний,
твой внутренний слух может слышать звуки:
разные звуки, которые могут сливаться воедино:
звуки природы и звуки города или человеческой речи, или другие.

И любые звуки, которые до тебя доносятся, и мой голос
ты можешь менять, трансформировать и
вплетать их в музыку своего приятного воспоминания.
Ты можешь слышать то, что хочешь.

И в этот приятный момент твоей жизни
твое тело занимает определенное положение в пространстве:
оно или движется или находиться в состоянии покоя.
И постепенно к телу могут приходить соответствующие ощущения.

А некоторые люди в своем приятном воспоминании могут почувствовать запах.
Запахи обладают почти волшебной силой пробуждать воспоминания.
Случайно появляется запах, и воспоминание встает во всей полноте.
А может возникнуть какой-то вкус.

И по мере того, как проходит время, может прийти чувство, эмоция, то приятное чувство,
которое ты испытываешь в этот приятный момент своей жизни.
Это может быть такое же чувство, или похожее, такой же силы, или другой,
или воспоминание об этом чувстве.
И по мере того как это чувство приходит,
ты можешь кивнуть мне головой дать мне об этом знать
позволив приподняться указательному пальцу правой руки,
если только к твоему удивлению, палец не захочет приподняться сам по себе.

И я прошу тебя некоторое время сохранять контакт с этой приятной эмоцией,
потому, что это ресурс…,
который поможет преодолевать…
жизненные препятствия,
разрешать…
жизненные задачи …,
приближаться…
к достижению цели
(добиваться поставленных целей).
в нынешних и будущих ситуациях твоей жизни.

И сейчас, ты можешь остаться в этом приятном воспоминании,
или отправиться в другое приятное воспоминание,
или скользить от одного приятного воспоминания к другому, от одного образа к другому.
И вообще нет необходимости слушать то, что я говорю,
потому, что меня слышит глубинная, высшая часть тебя самого,
твой внутренний разум, твое бессознательное…

которое из всего того, что я говорю, или не говорю,
может отобрать … то, что важно …,
то, что нужно и то, что необходимо …, и использовать это
и, отбросить… и забыть,
все лишнее…

Если я случайно скажу, что-то что не подходит, этого можно просто не слышать.


И сейчас не важно чем занимается твой сознательный разум,
он может заниматься чем угодно.
Потому, что есть глубинная часть тебя самого, твой внутренний разум, твое бессознательное,
которое может искать и находить оптимальные … для тебя
пути и способы использования… этого ресурса,
такие, которые соответствуют … целостной структуре твоей личности,
и активизировать этот ресурс, привести его в действие,
чтобы ты мог им пользоваться в нынешних и будущих ситуациях своей жизни.

И если это важно, эта внутренняя работа будет продолжаться…
за пределами этого сеанса (транса):
ночью: когда ты спишь,
днем: когда ты бодрствуешь, в то время как ты занят своими повседневными делами,
в других подобных состояниях (трансах), в которые ты будешь входить самостоятельно,
часы, дни, может быть больше, если это важно,
столько, сколько нужно, столько, сколько необходимо,
чтобы ты мог полностью воспользоваться… результатами … этой работы.

А какая-то часть этой работы может быть завершена именно здесь и сейчас, именно в этом сеансе (трансе).
И когда эта часть работы будет завершена,
в своем темпе, ты можешь начать выходить из транса.
тело сделает глубокий вдох,
который позволяет зарядиться энергией,
можно немножко потянуться,
открыть глаза и вернуться в обычное состояние, и мы сможем поговорить..
И я надеюсь, что Вы будете чувствовать себя хорошо.

Вам будет очень легко и просто
самостоятельно войти в это приятное и комфортное состояние.
Для этого вам достаточно будет
вспомнить, как вы сидели рядом со мной,
вспомнить слова, с которыми я к вам обращалась,
вспомнить образы, которые к вам приходили
и вы легко и быстро вновь окажетесь в этом приятном состоянии.

Ты располагаешь всем необходимым временем для того, чтобы
гармонизировать мышечный тонус тела,
и, сохраняя приятные ощущения отдыха и хорошего самочувствия,
сделать глубокий вдох, открыть глаза, потянуться,
полностью вернуться сюда
и вместе со мной проанализировать это упражнение.

 

Как сидеть рядом с клиентом. Не напротив, а боком и немножко под углом. Это удобное положение.
1. Во-первых, нужно все время наблюдать за своим клиентом, видеть, что с ним происходит: мимику, слезы, смех. Если сидеть напротив, это выглядит несколько навязчиво, а так, боковым зрением все видно.
2. Иногда человек достаточно долго сидит с открытыми глазами и ему приятнее созерцать пространство, чем физиономию терапевта. Не перекрывать зрительное поле.
3. Это положение удобно при каталепсии, когда нужно брать клиента за руку.
Просим человека
некоторое время ни чего не делать. Эриксон и Росси считают это оптимальной установкой для начала сеанса гипноза, они ее называют «Установка не знать, не делать». Тебе ни чего не нужно знать, тебе ни чего не нужно делать, от тебя ни чего вообще не требуется. Это такая своеобразная страховка от неудач. В сеансе эриксоновского гипноза не может быть неудач, во всяком случае, у клиента. У терапевта может быть, но клиенту об этом знать не надо. У него все должно получаться. Всегда все хорошо. Человек приходит к терапевту, у него проблемы, у него что-то в жизни не получается, может быть, вообще ты не первый к кому он пришел, может быть вообще гипноз последняя надежда. А тут еще гипноз не получится. Поэтому мы ему сразу сообщаем в первых строках: «От тебя ни чего не требуется, тебе ни чего не нужно делать».
И за тем, объясняем, что такое «ни чего не делать».
нет необходимости говорить, нет необходимости двигаться, нет необходимости думать о чем-то конкретном. Это косвенное внушение. Нет необходимости, но можно. Но вместе с тем, это мягкое указание на ограничение активности. Не надо говорить, не надо двигаться, надо просто сидеть спокойно.
Вместе с тем, ничего не делать - означает делать нечто. Это маленькое замешательство. Замешательство – углубляет транс.
Например – слышать, слышать звуки, которые нас окружают. Перечисляем клиенту все те звуки, которые есть реально в нашем окружении: голос психолога, голоса за дверью, шаги за дверью. А так же те, которые могут возникнуть: шум за окном, звонок мобильного телефона. Если один из этих звуков возникнет по ходу сеанса, он не будет мешать, клиент предупрежден. Предложение слышать звуки – это фиксация внимания. Транс отличается от так называемого обычного состояния сознания тем, куда направлено внимание. Внимание, развернутое наружу – это обычное состояние сознания. Внимание, развернутое внутрь самого себя – это транс, гипноз, гипнотическое состояние. Мы не случайно в воспоминании сопровождаем. Чтобы что-то вспомнить, человек вынужден погрузиться во внутренний поиск, уйти внутрь себя, т.е. войти в транс. Поэтому, наведение транса – это переключение внимания внутрь. А для этого нужно сначала на чем-нибудь внимание зафиксировать. Любой гипноз всегда начинается с одного и того же с фиксации внимания. Неважно на чем фиксировать, можно фиксировать на звуках – это удобно.
Потом идет игра на глаголах слушать, слышать.
Есть разница между глаголами слушать и слышать. И я прошу тебя именно слышать, т.е. не пытаться сопоставлять, не пытаться анализировать, а просто позволить себе слышать то, что ты слышишь. Слушать – это активно, слышать – это пассивно. Это запрос пассивности. Позволять происходить тому, что происходит.
И продолжая слышать те звуки, которые нас окружают, Вы можете ощутить положение своего тела на этом стуле. Сконцентрированное внимание мы перемещаем ближе к клиенту. Вы смотрите, как он сидит, и описываете те ощущения, которые у него обязательно реально есть.
Вы можете почувствовать контакт с сиденьем стула, которое поддерживает, со спинкой стула, Вы можете почувствовать, как ступни ног давят на пол, Вы можете почувствовать, как соприкасаются кисти рук.
Дальше сообщаете, что
он может почувствовать, как одежда прилегает к телу, и где-то, это ощущение более отчетливое, а где-то менее (это правда, это так действительно). Он отслеживает. Внимание уже на границе кожи. И дальше говорите, что
он может почувствовать свое дыхание, как воздух входит (на его вдохе), и как воздух выходит (на его выдохе). Потому, что если я скажу - входит, а он в это время выдыхает, то мои слова расходятся с его опытом субъективным, я окажусь инконгруэнтным. Все время стараешься оставаться конгруэнтным, т.е. совпадать с ощущениями.
Грудная клетка расширяется, и немножко сжимается. А это уже внутри. Т.е., мы зафиксировали внимание на чем-то внешнем, на звуках, и постепенно, поэтапно перевели вовнутрь. Наведение транса сделано.

 

Дальше мы приступаем к собственно сопровождению. Техника называется сопровождение в приятном воспоминании с помощью методики неопределенные слова. Просите клиента
найти приятное воспоминание, т.е. воспоминание о каком то моменте его жизни, когда он чувствовал себя хорошо, спокойно, комфортно. И поскольку нет необходимости говорить, запрашиваете жест, сигнал. Даете время, потому что это важно давать человеку время, чтобы он не суетился, не торопился, чтобы не было такого ощущения: «От меня чего-то хотят, а я не делаю».
Есть все необходимое время. И прошу сигнал
И когда это приятное воспоминание придет, просто кивни головой.
Дальше я прошу некоторое время сохранять контакт с этим приятным воспоминанием. Потому, что мы его сейчас будем прорабатывать[ /i].
[i] Прошу сохранять контакт, потому, что я не знаю, где это было.

Мы начинаем детализировать воспоминание.
Я не знаю, где это было. Он знает и вспоминает место.
Я не знаю, когда это было. И дальше мы сужаем это «когда».
Я не знаю, какое это время года. Он вспоминает время года.
Я не знаю, какое это время суток. Он вспоминает время суток.
Я не знаю, какая стоит погода. Погода.
И я даже не знаю, есть ли кто-нибудь рядом с вами в этот приятный момент вашей жизни. Окружение.
Эриксоновский терапевт часто многого не знает, особенно в начале сеанса. Этого не знаю, этого не знаю, этого не знаю, ты знаешь. Ты знаешь, и ты заполняешь эту рамку. Это не шаблон, которого обязательно нужно придерживаться. Это просто пример, как это можно делать. Это можно делать тысячью разных способов. Можно было бы сказать, пожалуйста, вспомните, где это было и когда это было. Можно было бы сказать - Локализуйте ваше воспоминание во времени и пространстве. Мы сотрудничаем.
Дальше мы начинаем прорабатывать это воспоминание, идем по органам чувств, по репрезентативным системам. Если умеете определять ведущую, можете начинать с нее. Зрение для всех важно. Мы начинаем со зрительного анализатора[ /b].
И своим внутренним взором вы можете видеть то, что вас окружает в этот приятный момент вашей жизни.
В трансе можно [b]переходить на «ты»
. Сначала «ты» и «Вы» чередовать, а потом оставить «ты», обычно никто не возражает.
И дальше идут неопределенные слова. Что он может видеть своим внутренним взором:
то, как падает свет, как ложатся тени, как соотносятся формы и объемы. Везде, где можно видеть хоть что-нибудь, можно это увидеть. Максимально неопределенные слова.
Направление и громкость голоса меняется. Мы клиенту помогаем создавать глубину внутреннего пространства.
И могут вспоминаться детали, полузабытые или почти позабытые, может быть, что-то, о чем ты не вспоминала очень давно. Когда вспоминаешь с помощью другого человека, воспоминание обычно намного более детальное, чем когда вы сами вспоминаете.
И среди всего того, что тебя окружает, в приятный момент твоей жизни я прошу тебя найти какой-нибудь приятный цвет: природный цвет или цвет предмета и дать мне знать, когда ты его найдешь. Это закладка на будущее, если у клиента абреакция, негативные эмоции, просим его вспомнить этот цвет.
Переходим на слуховой анализатор.
И по мере того, как проходит время, может быть, вы уже начинаете слышать то, что можно назвать музыкой воспоминаний…. Может быть, звуки еще не пришли, а у некоторых вообще нет звуков в воображении. Вводим относительность: «Может быть».
И опять неопределенные слова:
…разные звуки, которые могут сливаться воедино: звуки природы и звуки города или человеческой речи, или другие. Не обязательно, что у клиента звуки возникали. Проходимся по всем органам чувств, по всем репрезентативным системам.
Кинестетика – телесные ощущения. Неопределенные слова.
И в этот приятный момент твоей жизни тело занимает какое-то положение в пространстве (естественно, занимает), оно или движется или находится в покое (конечно).
И постепенно, к телу могут приходить соответствующие ощущения.
Есть слова, которые позволяют быть конкретно-неопределенным: соответствующие, конкретные, специфические.
Альфакторный анализатор – запах. Тоже, очень косвенно.
А некоторые люди могут почувствовать в своем воспоминании запах. Я не знаю, может он почувствовать или не может. Обычно видно, ноздри немножко раздуваются.
Запахи обладают почти волшебной властью пробуждать воспоминания. Это - правда, потому, что ощущение запаха идет прямиком в подкорковые структуры, минуя кору. Поэтому, если человек может почувствовать запах воображаемый, можно считать, что повезло. Это мгновенный транс.
И на всякий случай вкус.
А может быть какой-нибудь вкус, я не знаю.
Поиск ресурсов. В качестве ресурса выступает эмоциональное состояние. Приятное воспоминание, приятная ситуация можно надеяться, что человек там испытывает приятное состояние.
И по мере того, как проходит время, может прийти чувство, эмоция, то приятное чувство, которое испытываешь в этот приятный момент своей жизни. Запрос сигнала. Если просто предложить человеку испытать какую-то эмоцию, даже в трансе, это очень трудно. Если заходить на эмоцию через ситуацию, это практически наверняка. Приятная ситуация – приятная эмоция, неприятная ситуация – неприятная эмоция. Его нужно просто немного подождать, и оно приходит практически само собой, автоматически. Очень часто люди не дают сигнал, потому, что они думают, что вам нужна в точности такая эмоция, как была тогда. Она может отличаться. Тональность может отличаться интенсивность может отличаться. Поэтому вы сообщаете:
Она может быть такой же силы или другой, это не важно. И я прошу подтверждения, сигнал, что эмоция пришла.
Я прошу тебя некоторое время сохранять контакт с этой эмоцией, потому, что это ресурс, который поможет тебе преодолевать жизненные препятствия, разрешать поставленные задачи, добиваться поставленных целей.
(Клиент смеется, плачет). Подход утилизационный, поддерживаем и используем то, что происходит: Да, и это может быть забавно, это может быть смешно, и это тоже может быть ресурсом, ресурсы бывают разные, иногда ты сама не подозреваешь, что это может быть ресурс и это может быть неожиданно.
«Отпускаем» клиента:
Нет необходимости держать именно это воспоминание, можно переходить к другому воспоминанию, можно скользить от одного воспоминания к другому, от одного образа к другому.
И вообще нет необходимости слушать то, что я говорю.
Потому, что меня слышит часть тебя самой, твой внутренний разум твое бессознательное…

И здесь вставляется такой «предохранитель»:
которое из всего того, что я говорю, может отобрать то, что нужно и то, что необходимо и использовать это и отбросить и забыть все остальное. Можно пошутить и сказать:
которое из всего того, что я говорю или не говорю, может отобрать то, что нужно и необходимо. И тогда в распоряжении бессознательного вообще весь словарный запас русского языка и оно может черпать то, что нужно.
И еще один «предохранитель» вставляется.
Если я случайно скажу что-то, что не подходит (человека не знаешь) этого можно просто не слышать.
И сейчас неважно чем занимается сознание, оно может заниматься чем угодно. Это правда. Клиент может слушать, может не слушать, может думать о своем, это не имеет ровным счетом никакого значения. Потому, что я обращаюсь уже к другой инстанции, к другой части. Сначала я обращался к сознанию, к сознательному разуму, теперь к бессознательному. И прошу эту внутреннюю часть:
Потому, что есть глубинная часть тебя самого, твой внутренний разум, твое бессознательное, которое может искать и находить пути и способы использования этого ресурса, такие, которые соответствуют ему, как целостной личности (целостной структуре твоей личности) и активизировать этот ресурс, привести его в действие, чтобы ты мог им пользоваться в нынешних и будущих ситуациях своей жизни.
И завершается сеанс о ткрытым постгипнотическим внушением:
И эта внутренняя работа будет продолжаться за пределами этого сеанса: ночью – во сне, днем – в то время как ты занят своими делами, в других подобных состояниях (трансах), в которые ты будешь входить самостоятельно, часы, дни, может быть больше, столько, сколько нужно, столько, сколько необходимо. Не надо говорить: «месяцы, годы». Потому, что тогда вы программируете человека на то, что проблемы будут долго решаться.
А какая-то часть этой работы должна быть завершена именно здесь и сейчас, именно в этом трансе.
И здесь я запрашиваю тоже сигнал[ /b], но другой, не кивок головой, а сигнал, который связан с [b] выходом из транса:
Когда эта часть работы будет завершена, тело сделает глубокий вдох, который позволяет зарядиться энергией, можно немножко потянуться, открыть глаза и вернуться в обычное состояние. И я надеюсь, что Вы будете чувствовать себя хорошо.

РАППОРТ

Вербальная подстройка и ведение.

Вы лежите на кровати (в кресле) и смотрите на меня, дышите свободно. Вы слышите звуки музыки, пение птиц за окном, шум ветра и т.д. - это пристройка. Врач констатирует реально происходящие события.

И я говорю с вами, вы слышите мой голос, и по мере того, как я с вами беседую, ваше тело начинает расслабляться - это ведение. Врач сообщает, что по мере того, как он с ними беседует, у них начинается процесс релаксации - предвестник транса.

Можно говорить по-другому, более неопределенно.

Пристройка:

  • Я не знаю, хочется ли вам смотреть на потолок, на пол, на стену, в окно...
  • Или вам хочется взглянуть на меня, и вам, наверное, интересно узнать, что же я вам сообщу в первую очередь..
  • А может быть, вы просто хотите принять более удобную позу, а что будет, то будет...

Ведение

Но я знаю, что ваше бессознательное может погрузиться в транс таким способом, каким он будет для вас, как личности, самым подходящим...

Комментарии:

Первые три высказывания - это лишь описание окружающей обстановки с предположением того, что есть, чтобы вызвать реакцию,- обратить и заострить внимание. Это пристройка. Затем используются слова в четвертом пункте - это ведение. Структура предложений для более эффективного воздействия может быть другой.

Например, ведение в транс:

  • Если уж вы сидите на этом удобном месте (стуле, кресле, кровати), то можете начать расслабляться... И пока вы устраиваетесь поудобнее, можете подумать о том, что ваше бессознательное может уже начать погружаться в транс - при ведении предложения связываются между собой посредством вспомогательных слов: пока, по мере того, можете...
  • Когда вы слышите мой голос, видите меня или чувствуете меня рядом, к вам приходит ощущение комфорта и безопасности, как в салоне комфортабельного рейсового теплохода...
  • После того, как вы удобно располо: ложитесь или удобно сядете, ваше бессознательное сможет начать проявлять свои трансовые способности. - Во втором предложении используются ассоциативные образы, в третьем - применяется прием предварительного предположения о том, что транс как функция бессознательного будет проявлять свои способности после того, как он, пациент, расположится удобно...

Чтобы такие высказывания имели успех, во-первых, психотерапевт не должен быть ни скованным, ни чересчур властным, но убедительным. Сопротивление возникает, когда психотерапевт вызывает чувство недоверия. И, во-вторых, пациенту не следует чего-то опасаться и быть пассивным. Он должен добровольно участвовать в процессе изменения его сознания.

Приводим другой вариант подстройки и ведения, при котором подстройка и ведение являются как бы продолжением беседы, предыдущего разговора врача с пациентом.

Например:

А теперь, когда мы с вами поговорили, и вы помните все то, о чем я говорил (но бывает, что из того, что вы слышали не все было важным для вас), и я хотел бы кое-что дополнить по поводу того, что вы слышали. Я подумал, что это будет для вас интересным.

Комментарии к тексту и ведению.

Первая фраза - это подстраивание психотерапевта к реальности пациента посредством ссылки на прошлый разговор. А затем, заинтересовав, тем, что он хочет кое-что дополнить, и заинтриговав их, что он, подумал о чем-то интересном, врач начинает вести пациента за собой. И в последующем для развития процесса подстройки и ведения врач продолжает разговор с помощью следующих фраз:

Сегодня, когда вы зашли в мой кабинет и сели около меня на стул и начат по моей просьбе рассказывать о своей проблеме и делиться со мной подробностями вашей личной жизни, я подумал о том, что у ваших рассказов есть много пробелов, отсутствие логических связей между тем, что было и вашей реакциец. Однако из того, что вы мне говорили, можно иметь определенное представление, что с вами происходило что-то неладное, и сейчас вы продолжаете терять что-то очень дорогое в эмоциональном плане. У вас возникли трудности на работе, во взаимоотношениях в семье, перелом в личной жизни и конфликт с самим собой.

В этом абзаце психотерапевт продолжает подстройку, пересказывая и комментируя жалобы, высказанные только что пациентом. Этот простой прием приносит неоценимую пользу для расположения к себе пациента. Все слова в предложении относятся к разряду неопределенных высказываний, но для больного они имеют конкретный смысл. Во-первых, привлекают и концентрируют его внимание на том, что говорит врач. Во-вторых, пациент чувствует, что находит у врача понимание его проблем и его состояния, поэтому у него появляется доверие, положительная мотивация на сотрудничество. В- третьих, при ярком изложении врачом проблем пациента у того возникает соответствующее переживание, необходимое для ослабления состояния напряженности, неприятного эмоционального возбуждения и желание снять контроль сознания, и вследствие этого пациент окажется весьма восприимчивым к трансовым командам врача.

Продолжение беседы:

Вы согласны со мной? Я правильно говорю, как вы считаете? Я думаю, вы понимаете, о чем я хочу у вас спросить?

На первый взгляд, цель этого вопроса - убедиться в правильности подстройки к больному, но это не так. В этом вопросе есть скрытая просьба к пациенту, намек на признание того, что он что-то не так в жизни делает, и в его жизни происходит что-то неладное не по чьей-то вине, а по его. И ему необходимо призадуматься и найти пути выхода, изменения своих взглядов, концепции, модели отношения, точки зрения и т.д.

А в дальнейшем разговор может идти по такому руслу: "Я хочу задать очень важный вопрос, вопрос очень серьезный, и на него не так просто ответить, не подумав. Правильным ответом может быть «Да», а может быть и «Нет». Но, прежде чем я задай этот вопрос, вы знайте, что у вас есть на что надеяться, по моему мнению, и вы можете добиться изменений, но это будет вам нелегко, будет просто трудно. Вам нужно менять кое-где стереотип мышления, привычки. Время от времени вы, может быть, будете чувствовать рецидивы и думать, что у вас ничего не получается в конечном счете, вы будете двигаться по пути страданий, неприятностей. И я хочу, чтобы вы как следует задумались, прежде чем ответить на мой вопрос: «Хотите ли вы и готовы ли вы участвовать в работе со мной и добиваться у себя нужных изменений?"

Комментарии к этим высказываниям.

У некоторых субъектов, больных, обращающихся к психотерапевту, существует тенденция ожидать мгновенного улучшения только за счет компетенции врача, и, если улучшение не наступает, как он ожидает, через 2-3 сеанса, появляются в отношении лечебного процесса негативные настроения, и исход терапии в целом может быть отрицательным. Поэтому с первых дней пациентов нужно предупреждать, что они должны включаться в процесс изменения. Им нужно переориентироваться, настроиться на будущее с избыточным потенциалом оптимизма, тогда положительные изменения с ними произойдут. Предварительно предполагается, что надо делать только то-то и то- то.

Процесс наведения в дальнейшем строится следующим образом. Примерные тексты наведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.042 с.)