Синдром профессионального выгорания у медсестры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синдром профессионального выгорания у медсестры



У медсестры в результате длительно воздействующих стрессов может развиться профессиональное выгорание. Термин «выгорание» (burnout) был введен американским психологом H.J. Freudenberger в 1974 г. для характеристики психологического состояния людей, находящихся в интенсивном профессиональном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально насыщенной атмосфере. Выгорание «приобретают профессионалы, изначально обладающие большим творческим потенциалом,... фанатично преданные своему делу».

По наблюдениям С. Maslach, профессора Калифорнийского университета, у многих из профессионалов, работающих в сфере оказания помощи, постепенно снижается проявление заботы о людях, с которыми они работают. Через какое-то время они начинают понимать, что просто не могут выдержать тех обязательств, которых требует сущность их работы. Тогда они начинают говорить об

эмоциональном истощении: «У меня не осталось никаких чувств... мне нечего отдавать... я истощен... я выгорел».

Исследования С. Maslach показывают, что выгорание является эмоциональным истощением, следующим из стресса межличностного взаимодействия. С. Maslach считает, что выгорание проявляется как специфический вид эмоционального истощения: утрата профессионалами позитивных чувств, сочувствия и уважения к клиентам. Она полагает, что источник этой проблемы находится больше в ситуации, чем в людях. Распространенность выгорания и количество профессионалов, подверженных этому синдрому, предполагают, что анализ «плохих» ситуаций, в которых работают многие хорошие люди, более эффективен, чем попытки найти «плохих» людей, работающих в учреждении.

В качестве выхода предлагается:

• методика рационализации; в качестве примера может быть психологическое отстранение от оскорбляющего клиента и создание умозаключения, что человек подвержен бреду и его слова не направлены непосредственно на профессионала;

• создание физической дистанции - профессионалы могут находиться немного дальше от клиентов, чем обычно; они реже смотрят им в глаза; они придерживают дверь за ручку, неявно сигнализируя о быстротечности беседы;

• беседы на общие темы; с точки зрения клиента, это общение может иметь глубокий межличностный характер, но для профессионала это стандартная деятельность, которая требует гораздо меньше личностных ресурсов;

• использование коротких перерывов, когда ситуация заходит в тупик: уход из кабинета под предлогом получения карточки клиента; счет до 10 в момент спада в разговоре для того, чтобы собраться с мыслями и направить беседу в нужное русло; просьба: «Хорошо, позвольте мне

подумать...»;

• более четкое разделение рабочего и нерабочего времени; возвращение на работу, сверхурочная работа, работа дома, рабочие вечера и выходные, срочные вызовы - все это повод для беспокойства; для снижения семейных конфликтов рекомендуется научиться думать о работе только на работе; иногда это могут быть физические упражнения, уединение в парке или в горячей ванне, чтобы поразмышлять;

• внедрение программ обучения коммуникационным навыкам. Maslach С. (1978, Spring). Job burnout: How people cope. Public Welfare, 36, 56-58. V. Moss определяет профессиональное выгорание как синдром умственного, физического и духовного истощения с усиливающейся потерей энергии, утратой идеалов, целей.

Профессиональное выгорание наступает не внезапно. Оно подобно слабокипящему горшку, оставленному закрытым и в конечном итоге выкипающему или тлеющему угольку, который, если не

обращать на него внимания, приведет к пожару. A. Cullen так характеризует 3 стадии профессионального выгорания медсестры:

— стадия 1-я — тревога. Человек больше не способен функционировать на требуемом уровне. Для поддержания репутации он использует механизмы защиты, например: «Что хорошего дома? Мне больше нравится на работе». Использование этих механизмов иногда помогает, но ежедневное их применение — признак того, что человек делает что-то не так;

— стадия 2-я — сопротивление. Основные характеристики этой стадии — цинизм, непреклонность, строгость. Человек фиксируется на правилах и инструкциях и непреклонен в отстаивании своих

позиций. Он становится замкнутым и изолированным от других (это поведение может оставаться незамеченным, потому что подобные взаимоотношения могут отталкивать других сотрудников). Если медсестра, с которой вы обычно проводили много внерабочего времени вместе, неожиданно прекращает общаться с вами вне работы, это может быть сигналом профессионального выгорания;

— стадия 3-я — истощение. A. Cullen описывает эту стадию как конечную. Человек может быть, с одной стороны, сонным, вялым и апатичным, а с другой — очень злым и жестоким. На этой стадии

человеку требуются внимание и забота, но в действительности и в основном уже в экстремальных случаях используются меры дисциплинарного воздействия. Наилучший выход — консультация спе-

циалиста.

На выгорание медсестер влияет много факторов. L. Phipps к группе наибольшего риска относит работающих в отделениях неотложной терапии и выделяет следующие факторы: дефицит времени; работа в атмосфере, перегруженной сенсорными стимулами; необходимость принимать решения, касающиеся очередности оказания помощи; проблемы во взаимоотношениях с врачами.

Существуют факторы, влияющие на развитие выгорания вне зависимости от того, где работает медсестра. J. Meissner считает, что наихудший враг медсестры — другая медсестра. Медсестры совершают своего рода геноцид в отношении новых и/или молодых медсестер. Этот процесс можно рассматривать как своего рода «коварное людоедство», которое может уничтожить профессию до конца скорее, чем внешние силы. Как только в штате появляется новая медсестра, другие сотрудники забывают, как когда-то они тоже были «новенькими». Они предъявляют к новым сотрудникам нереалистичные требования. К сожалению, вновь поступившие на работу медсестры не осознают, что сотрудники их «сжигают».

L. Schwab считает ведущим фактором предотвращения выгорания индивидуальную выносливость (hardiness). Он замечает, что выносливость включает в себя 3 составляющие:

• умение держать ситуацию под контролем;

• умение сдерживаться;

• умение воспринимать происходящие изменения как требующую решения сложную задачу и возможность приобретения нового опыта.

Выносливость защищает от напряжения путем изменения восприятия стрессовой ситуации и путем использования эффективных копинг-механизмов (англ. соре — справиться, совладать).

Копинг-механизмы можно разделить на адаптивные и неадаптивные в зависимости от их способности уменьшать эмоциональные и физические эффекты стресса.

Адаптивные копинг-механизмы:

• обсуждение своих чувств с такими же медсестрами, а также со старшими медсестрами и консультантами;

• контроль чувств и эмоций;

• чувство ответственности за все ваши действия;

• самоуважение и уважение других, чувство собственного достоинства.

Неадаптивные копинг-механизмы: увеличение потребления кофеина, курение, переедание, прогулы, употребление алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов; а также любое другое действие,

которое либо будет гасить отрицательные эмоции, либо будет направлено на уход от проблемы.

Неадаптивные (неэкологичные) методы могут помочь снять напряжение на какое-то время, но могут обернуться новыми проблемами — болезнями, избыточной массой тела, выработкой зависимости и т.д.

Стрессовое состояние человека можно разложить на следующие временные отрезки: «предстартовая лихорадка», во время которой мы думаем о предстоящем событии; сам стресс; постстресс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.50 (0.008 с.)