Эмоциональные процессы и состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональные процессы и состояния



ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

(ЩЗНАКОМЬТЕСЬ С МАТЕРИАЛОМ,- ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ и ВЫВОДЫ ЗАПИШИТЕ В ТЕТРЯДЯХ )

Понятие об эмоциях. Эмоции — особый класс психических явлений, отражающих отношение человека к миру, к другим людям, самому себе и к результатам собственной деятельности.

Эмоция всегда содержит в себе 3 составляющие:

• внутреннее, субъективное переживание;

• внешнее выражение в виде вербальных, паравербальных, мимических и пантомимических компонентов;

• физиологические изменения: изменение дыхания, кровообращения и т.д.

Человек далеко не всегда способен дать ясный отчет о переживаемых эмоциях, четко дифференцировать и назвать свои эмоциональные состояния. Вместе с тем мы достаточно точно можем определить эмоциональное состояние человека на основе наблюдений за внешними

проявлениями эмоций. Однако точное определение эмоций другого человека опирается не только на эти наблюдения, но и на знание ситуации, в которой он находится, и причин эмоциональной реакции.

По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласованность между тем, что необходимо знать для удовлетворения потребности, и тем, что на самом деле известно.

На этой основе создана своеобразная формула эмоций: Э = — [П х (Н - С)], где П — потребность; Н — необходимая для удовлетворения потребности информация; С — информация, которую можно использовать, то, что известно.

Из этой формулы следует, что эмоция достигает максимальной силы, если С = 0, т.е. когда совершенно нет нужной информации. Недаром говорят, что больше всего человек боится неизвестности.

Ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» узаконивает право граждан на информацию о состоянии здоровья, а ст. 32 и 33 — право соглашаться или отказываться от медицинского вмешательства. Право может быть обеспечено только при наличии информации о вмешательстве. Учитывая, что функция информирования пациента по преимуществу принадлежит врачу, сестринский персонал обязан выяснить наличие информированного согласия на процедуру. Перед выполнением сестринских манипуляций медсестра должна объяснить пациенту цель и ход предстоящей манипуляции. Как следует из сказанного выше, чувство неизвестности — одно из наиболее вредных для здоровья человека переживаний.

Расстройства эмоций

Апатия — расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим, событиям, отсутствие желаний и побуждений. Апатия, эмоциональная тупость и абулия (безволие) — основные симптомы шизофрении.

Эйфория патологически повышенное радостное настроение с недостаточной критической оценкой своего состояния, идеомоторное возбуждение. Окружающее воспринимается в радужных тонах.

Дисфория угрюмо-злобное настроение с повышенной раздражительностью и недовольством окружающими, иногда с наклонностью к агрессивным действиям.

Депрессия состояние с угнетенным или тоскливым настроением. Депрессивная триада: снижение настроения, замедление мышления и речи, снижение моторного тонуса.

Мания повышенное настроение с чувством удовольствия и переоценки собственной личности. Маниакальная триада: повышение настроения, ускорение мышления и речи, повышение двигательной активности.

Понятие об эмпатии

Американский психолог К. Роджерс определял эмпатию как «способ сосуществования с другим человеком... Это значит быть сенситивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, без суждения о том, что другой едва ли осознает...».

На таком понимании эмпатии базируется клиент-центрированный подход в психотерапии. К. Роджерс подчеркивал, что понимание клиента должно быть лишено предвзятости, стереотипности. Понимание очень важно для психологического благополучия человека. В общем случае само по себе переживание состояния, когда ты понят другим, значительно способствует росту личности.

Иногда даже намерение понять может «вылечить». Особенно это верно, по мнению Роджерса, для психотических личностей. Осознание того, что кто-то пытается понять причудливые, спутанные,

неясные высказывания, поощряет пациента больше выражать себя, помогает понять, что он важен для другого. «Эмпатия — это наиболее сильный аспект деятельности психотерапевта, так как она освобождает, она подтверждает, она возвращает даже наиболее испуганного клиента в человеческий род».

Эмпатия наряду с конгруэнтностью терапевта и безусловно положительной оценкой клиента образуют триаду Роджерса — необходимые условия успешного психотерапевтического процесса, «которые в целом достаточны независимо от частных характеристик самого пациента».

В условиях дефицита времени необходимо развивать профессиональную эмпатию, позволяющую на основе «чтения» экспрессивных элементов поведения проникать в эмоциональное состояниепациента. Затем медицинский работник всем своим видом и высказываниями показывает понимание чувств пациента.

Мы будем понимать под эмпатией (греч. empatheia — сопереживание, вчувствование) постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека.

Исследования J. Olson (197) обнаружили положительную зависимость между уровнем эмпатии, проявляемой медсестрой при взаимодействии с пациентом, и уровнем ее оценки пациентом; отрицательную зависимость между уровнем проявляемой медсестрой эмпатией и уровнем дистресса, в котором находится пациент. Положительное влияние проявляемой медсестрой эмпатией на состояние пациента очевидно.

Эмпатия позволяет преодолеть культурные барьеры и обеспечить терапевтический союз.

Группа исследователей College of Nursing, The University of Tennessee, Knoxville разработала сестринскую теорию эмпатии. В соответствии с этой теорией эмпатия определяет качество взаимодействия, организует восприятие, создает понимание, обеспечивает уважение других и признание их ценности, способствует осмыслению роли медсестры. Fakouri и др. считают эмпатию социальным навыком, необходимым каждому для личностной и профессиональной компетентности.

Многие авторы считают эмпатию генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Существуют различные тренинговые методы, повышающие способность к эмпатии и умение эффективно применять ее в общении с пациентом.

Все сказанное позволяет считать эмпатию одним из в профессионально важных качеств сестринского персонала.

Понятие о стрессе

Стресс (англ. stress — давление, нажим, напряжение) занимает особое место среди состояний человека, так как устойчив, длительно сохраняется и имеет разнообразные причины.

Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье. Он определил стресс как

неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. В ответ на различные требования (голод, боль, лекарства, радость, печаль и т.д.) в организме возникают специфические и неспецифические каждому стрессору эффекты. Г. Селье назвал эту модель реагирования на стресс общим адаптационным синдромом.

С точки зрения стресса не имеет значения, приятна или неприятна ситуация для человека. Сущность стресса состоит в интенсивной потребности в перестройке или адаптации. В этом проявляется неспецифичность реагирования. Стрессы имеют плюсы и минусы, поэтому говорят о двуликости стресса: это одновременно и жизненно необходимая приспособительная реакция, которая открывает возможность адаптации к новым условиям жизнедеятельности, и причина страданий, болезней и переживаний.

Итак, под действием стрессора возникает общий адаптационный синдром, в котором Г. Селье выделяет 3 фазы:

• фазу тревоги, во время которой организм готовится к быстрым ответным действиям;

• фазу сопротивления, когда организм использует свои ресурсы

для преодоления стрессовой ситуации;

• фазу истощения, когда резервы организма катастрофически

уменьшаются.

Один и тот же стресс может вызвать у людей различные реакции. Тормозить или усиливать стрессовое состояние могут наследственность, пол, возраст, иммунитет, воспитание, актуальное состояние и др. Избегать стресса бессмысленно. Нужно относиться к нему с уважением и пониманием. Говоря о стрессе, люди обычно имеют в виду чрезмерный стресс — дистресс (англ. distress — горе, страдание, несчастье), когда человек переживает горе, страдание, утрату. Мы забываем о том, что стресс может и положительно воздействовать на организм. В таком случае говорят об эустрессе.

Выводы

1. Эмоции человека выражаются одновременно в субъективных переживаниях; поведении; физиологических изменениях в организме.

2. Чувство неизвестности, связанное с недостатком информации — одно из наиболее вредных для здоровья человека переживаний.

3. Существует классификация эмоций, основанная на их длительности и выраженности: аффект, собственно эмоции, чувства, настроения, страсть.

4. Существует классификация эмоций по их качеству: положительные (благодарность, радость, злорадство и т.д.), отрицательные (страдание, гнев, страх, стыд и т.д.), нейтральные (удивление, безразличие и т.д.).

5. К расстройствам эмоций можно отнести апатию, эйфорию, дисфорию, депрессию, манию.

6. Карл Роджерс считал, что даже попытка понять другого человека может способствовать его выздоровлению.

7. Эмпатия, конгруэнтность терапевта и безусловно положительное отношение к клиенту — необходимые условия успешного психотерапевтического процесса.

8. Эмпатия — профессионально важное качество сестринского персонала.

9. Сущность стресса состоит в том, что возникает интенсивная потребность в перестройке или адаптации организма.

10. Общий адаптационный синдром включает 3 фазы: тревогу, сопротивление, истощение.

11. Стрессовые реакции зависят от наследственности, пола, возраста, иммунитета, воспитания, актуального состояния и т.д.

12. Сестринский персонал может быть подвержен профессиональному выгоранию.

13. Профессиональное выгорание является эмоциональным истощением вследствие стресса межличностного взаимодействия.

14. Наибольший риск развития профессионального выгорания имеет сестринский персонал отделений неотложной терапии.

15. Один из ведущих факторов профилактики профессионального сгорания — индивидуальная выносливость, которая защищает от напряжения путем изменения восприятия стрессовой ситуации

и путем использования эффективных копинг-механизмов.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: эмоции, аффект, собственно эмоции, чувства, настроения, страсть, «основные» эмоции, расстройства эмоций, эмпатия, стресс, стрессор, адаптационный синдром,

дистресс, эустресс, фрустрация, ригидность, когнитивный диссонанс, профессиональное выгорание, копинг-механизмы.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

(ЩЗНАКОМЬТЕСЬ С МАТЕРИАЛОМ,- ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ и ВЫВОДЫ ЗАПИШИТЕ В ТЕТРЯДЯХ )

Понятие об эмоциях. Эмоции — особый класс психических явлений, отражающих отношение человека к миру, к другим людям, самому себе и к результатам собственной деятельности.

Эмоция всегда содержит в себе 3 составляющие:

• внутреннее, субъективное переживание;

• внешнее выражение в виде вербальных, паравербальных, мимических и пантомимических компонентов;

• физиологические изменения: изменение дыхания, кровообращения и т.д.

Человек далеко не всегда способен дать ясный отчет о переживаемых эмоциях, четко дифференцировать и назвать свои эмоциональные состояния. Вместе с тем мы достаточно точно можем определить эмоциональное состояние человека на основе наблюдений за внешними

проявлениями эмоций. Однако точное определение эмоций другого человека опирается не только на эти наблюдения, но и на знание ситуации, в которой он находится, и причин эмоциональной реакции.

По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласованность между тем, что необходимо знать для удовлетворения потребности, и тем, что на самом деле известно.

На этой основе создана своеобразная формула эмоций: Э = — [П х (Н - С)], где П — потребность; Н — необходимая для удовлетворения потребности информация; С — информация, которую можно использовать, то, что известно.

Из этой формулы следует, что эмоция достигает максимальной силы, если С = 0, т.е. когда совершенно нет нужной информации. Недаром говорят, что больше всего человек боится неизвестности.

Ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» узаконивает право граждан на информацию о состоянии здоровья, а ст. 32 и 33 — право соглашаться или отказываться от медицинского вмешательства. Право может быть обеспечено только при наличии информации о вмешательстве. Учитывая, что функция информирования пациента по преимуществу принадлежит врачу, сестринский персонал обязан выяснить наличие информированного согласия на процедуру. Перед выполнением сестринских манипуляций медсестра должна объяснить пациенту цель и ход предстоящей манипуляции. Как следует из сказанного выше, чувство неизвестности — одно из наиболее вредных для здоровья человека переживаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.029 с.)