Глава третья. Триумф языческого культа в Риме в эпоху Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава третья. Триумф языческого культа в Риме в эпоху Возрождения



Первая половина 16 века. Над папским престолом нависла Реформация – «попытки реформирования католического христианства в соответствии с Библией. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике» (Википедия).

 

Получается, что христианская «протестантская» Европа объявила войну христианскому же папскому престолу? И вот тут надо разобраться, а что собственно представлял из себя папский престол и насколько он был «христианским»:


Фото 20. Вилла Джулия (итал. Villa Giulia) – бывшая загородная летняя резиденция римских пап. Вилла была построена в 1550–1555 годах Бартоломео Амманнати в стиле маньеризма для папы Юлия III (отсюда её название).


Фото 21. Дворец Спада в Риме. Построен в середине XVI века архитектором Бартоломео Баронио для кардинала Джакомо Каподиферо. Здание декорировано на фасаде и в лоджиях прекрасными гипсами работы Джулио Маццони (Википедия). Два «прекрасных гипса» – это гербы папы Юлия III (1550–1555) и короля Франции Генриха II (1547–1559). А ниже мы видим сюжеты из древнеримской мифологии с участием козлоногих фавнов.


Фото 22. Вилла папы Пия IV (1559–1565) в Ватиканских садах, построенная антикваром и архитектором Пирро Лигорио в середине XVI в. для римских пап Павла IV и Пия IV как летняя резиденция.


Фото 23. Гробница папы Сикста V (1585–1590) в Санта-Мария-Маджоре. Полное отсутствие христианских сюжетов и символики.


Фото 24. Гробница папы Льва XI (1 апреля – 27 апреля 1605 г.) в соборе Святого Петра. Слева от папы – богиня мудрости и справедливой войны Минерва с обрезанным (видимо правильными историками) копьем. Справа – богиня случая и судьбы Фортуна с рогом изобилия.


Фото 25. Фонтан Тритона (итал. Fontana del Tritone) – фонтан в Риме, созданный Джованни Лоренцо Бернини. Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Фонтан был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо (Википедия).

 

– Папа Урбан VIII увековечил память о себе, разместив свой герб прямо на Тритоне – боге морских глубин. – Как это согласуется с многовековой христианской культурой? – Никак не согласуется…


Фото 26. Гробница папы Григория XIII (1572–1585) в Соборе Святого Петра. Слева от папы муза истории Клио (явный намек на Григорианский календарь, названный так в честь его автора папы Григория 13-го, который изменил историю, но об этом позже). Справа от папы – богиня мудрости и справедливой войны Минерва (щит на месте, но копье Минервы видимо позже убрали, чтобы обыватели не задавали неудобных вопросов).


Фото 27. Арка папы Климента XIV (1769–1774) в Сантарканджело-ди-Романья. Ничего христианского. А это уже вторая половина 18 века!


Фото 28. И только в начале 19(!) века появляется хоть какая-то христианская символика. Но, всё еще остаются герои древнеримской мифологии. Гробница папы Пия VII (1800–1823) в соборе Святого Петра.


Фото 29. Гробница папы Пия VIII (1829–1830) в соборе Святого Петра. Места древнеримских богов и богинь уже занимают Иисус Христос, апостол Петр и апостол Павел.

 

Как видно из этих документов, «отлитых в граните и мраморе», римские папы эпохи Возрождения были равнодушны к христианской символике, но небезразличны к, вроде как, давно ушедшему языческому культу древнеримских богов и божеств:

Политическая и религиозная деятельность Льва X (1513–1521 гг) не мешала ему вести великосветский образ жизни при папском дворе. Самым любимым развлечением Льва X была охота и устройство великолепных празднеств, разнообразившихся театральными представлениями, балетами и танцами. На эти развлечения папа ежегодно расходовал вдвое больше той суммы, что приносили папские имения и рудники. Таким образом, он растранжирил весь золотой запас, который оставил ему в наследство Юлий II. К этому приближались и расходы на курию, которая насчитывала тогда 638 чиновников, на непотов, многочисленных артистов, скульпторов, художников, писателей, комедиантов, папских шутов и т. п. Лев X высоко ценил работы Рафаэля Санти. Напротив, Леонардо да Винчи после двух лет пребывания в Риме покинул «испорченный» город. Многие известные гуманисты приезжали в Рим, чтобы подивиться блеску папского двора. Одни восхваляли великолепие празднеств, других поражала и даже огорчала роскошь духовенства и языческий образ жизни христианской столицы … (Википедия).

* * *

– А был ли Рим «христианской столицей» в эпоху Возрождения?..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.129 (0.008 с.)