Знакомство с миром профессий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знакомство с миром профессий



Рабочая тетрадь

По профориентации

ученицы(ка)______класса школы № ______

Ф.И.О. ____________________________________________

 

 

 

 

г. Киров, 2021

УДК 159.99

ББК 74.200.536

Р 13

 

 

Печатается по решению экспертного совета муниципального казённого

образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» города Кирова.

 

Коллектив авторов:

Быкова Елена Леонидовна, учитель технологии МБОУ «СОШ с УИОП №58» города Кирова, руководитель;

Весновский Сергей Викторович, педагог-психолог МБОУ «СОШ с УИОП №58» города Кирова;

Дорофеева Галина Ивановна, методист МКОУ ДПО «ЦПКРО» города Кирова;

Зубарева Елена Леонидовна, учитель технологии МБОУ «СОШ с УИОП №47» города Кирова;

Лузянина Татьяна Юрьевна, учитель технологии МБОУ СОШ №59 города Кирова;

Чигарских Ирина Александровна, учитель технологии МБОУ СОШ №70 города Кирова.

 

 

Рабочая тетрадь по профориентации предназначена учителям технологии для проведения теоретических и практических занятий, обучающимся для выполнения заданий по программе учебного предмета Технология за 8 класс, а также всем учителям, ведущим внеурочную деятельность, направленную на профориентацию и профессиональное самоопределение.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..………….5

Раздел 1. Знакомство с миром профессий………………………………………7

1.1 Профессиональное образование в России…………………………………. 7

1.2 Классификация профессий………………………………………………….. 9

1.3 Перспективы в профессиональной деятельности…………………………12

1.4 Типичные ошибки при выборе профессии……………………………….. 14

1.5 Профессиограмма профессии………………………………………………19

Раздел 2. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение………………………………………………………………...21

2.1 Самооценка и уровень притязаний…………………………………………21

2.2 Профессиональные интересы……………………………………………… 25

2.3 Склонности и способности в профессиональной деятельности………….38

2.4 Темперамент в профессиональном становлении личности……………… 49

Раздел 3. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения………………………………………………………………...64

3.1 Ощущение, восприятие и представление………………………………….64

3.2 Воображение, память, внимание…………………………………………...69

3.3 Мышление, интеллект……………………………………………………....72

Раздел 4. Профессиональная пригодность…………………………………….80

4.1 Уровни профессиональной пригодности………………………………….80

4.2 Здоровье и выбор профессии……………………………………………….81

Заключение……………………………………………………………………....84

Библиографический список…………………………………………………….85

Приложения……………………………………………………………………...87

 


ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Перед вами – рабочая тетрадь по курсу профориентации. Она отличается от учебников тем, что многое вам придётся «дописать» самим, предварительно изучив теоретический материал и выполнив определенные упражнения. Также тетрадь дополнена различными диагностиками, опросниками, тестами для самопознания и дальнейшего осознанного выбора профессии.

Надеемся, что все полученные вами знания и умения вы сумеете применить в своей дальнейшей жизни, в том числе и в своем профессиональном выборе.

Желаем творческих успехов!

 

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Методическое пособие носит рекомендательный характер, адресовано учителям Технологии, педагогам, ведущим внеурочную деятельность, направленную на профориентацию и профессиональное самоопределение, а также для организации самостоятельной работы учащихся.

В рабочей тетради вы встретитесь с различными видами заданий и информации. Они обозначены следующими условными знаками:

    Краткие теоретические сведения
      Задание выполняется в тетради  
  Задания для проверки усвоения материала
    Методические рекомендации для учителя   Данный материал рекомендован для изучения во внеурочной деятельности

ВВЕДЕНИЕ

 

Тот, кто не знает в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра.

Сенека

Работа играет очень важную роль в жизни человека. Она оказывает влияние на все сферы его личности. Правильно выбранная профессия вызывает чувство удовлетворения, повышает позитивное представление человека о самом себе и тем самым положительно влияет на самооценку и самоуважение. Человек, отдающийся любимой работе, реализующий себя в ней и ощущающий свой успех, меньше болеет, обладает большей сопротивляемостью к стрессовым ситуациям и физическим недугам.

Поэтому человеку, вступающему в жизнь, так важно самоопределиться и сделать правильный выбор. Между тем эта задача не из легких. Мир профессий необъятен и безбрежен, кроме того, он очень динамичен и изменчив. Как ты думаешь, сколько всего профессий насчитывается в мире? Более 40 тысяч! Ежегодно появляется множество новых профессий. Некоторые профессии живут лишь 5-15 лет, а затем исчезают или меняются до неузнаваемости.

Особенностью современной действительности является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Эта реальность сегодняшнего дня. И она указывает на то, что человеку надо стремиться овладевать не одной профессией, а несколькими смежными. Это уже делают сегодня некоторые студенты ВУЗов.

В этом смысле знакомство с широким профилем открывает тебе перспективы ориентации в обширном круге смежных профессий.

Знания в современном мире быстро устаревают, и человек должен быть готов к тому, что в течение жизни ему придется переучиваться и постоянно повышать квалификацию. Именно поэтому уже сейчас на школьной скамье необходимо развивать в себе умения и навыки самообразования и саморазвития.

Определить раз и навсегда, годен или не годен человек к какой-то узкой профессии, очень проблематично и даже рискованно. Жизнь преподносит порой неожиданные сюрпризы. Известно, например, что великая русская актриса В.Ф.Комиссаржевская впервые пришла на подмостки сцены в 29 лет, а до этого никто и не подозревал, что в ней скрыт яркий артистический талант. Значит, многое зависит от активности, целеустремленности, направленности личности [13].

Итак, профессий много, однако не только познакомиться с каждой, но даже и перечислить их трудно. Что делать?

Для начала надо определить не профессию, а сферу человеческой деятельности, наиболее привлекательную для тебя, и задуматься – есть ли у тебя необходимые задатки и способности для этой сферы.

 

 

Классификация профессий

В мире насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации – свыше 50 тыс. Это целое море возможностей и вариантов. В современном обществе человек может найти применение всем своим силам, реализовать себя. Самовыражение личности не что иное, как проявление своего «Я», своей индивидуальности.

Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация или, другими словами, классификация. Классификация профессий представлена в виде схемы на рисунке 3.

 Тестовое задание для проверки пройденного материала по данной теме, а также ответы на вопросы теста представлены в Приложении 2.

 

 


КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ


                                                                                                                    

 

 


                                                                                                                                                        

                     
   
   
   
   

 


Распределите данные профессии по группам: агроном, судья, крановщик, каскадер, водитель, киоскер, врач, менеджер, почтальон, егерь, учитель, спасатель,, геолог, космонавт, водолаз, воздушный акробат.
Распределите данные профессии по отделам: работник типографии, хирург, швея, актер, хирург, лаборант, столяр, парфюмер, оператор записи звука, водитель, певец, дегустатор, оператор станков, ювелир, токарь.
Распределите данные профессии по типам: продавец, зоотехник, дизайнер, экономист, кинолог, скульптор, машинист локомотива, ювелир, агроном, бухгалтер, флорист, учитель, медсестра.
Распределите данные профессии по классам: строитель, программист, лаборант, искусствовед, повар, учитель, дизайнер, художник, токарь, судмедэксперт, ученый, водитель, модельер-конструктор.
                                                                                                                                                                                          

 

Рисунок 3. Классификация профессий


 Кроссворд по теме «Профессии»

По горизонтали. 3. Специалист по отделке зданий или помещений. 7. Специалист по изготовлению изделий из металла. 8. Специалист по воспитанию и обучению детей. 11. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. 12. Специалист по обработке металлов давлением. 13. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. 14. Мастер по ручной ковке металла. 15. Специалист с высшим техническим образованием. 17. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. 18. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. 19 Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. 20. Специалист по уходу за лошадьми. 21. Специалист по духовым и клавишным инструментам. 22. Специалист, владеющий ножницами и расческой. 23. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере.

По вертикали. 1. Специалист по обработке дерева. 2. Специалист, наносящий рисунок на ткань. 4. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. 5. Специалист по передаче информации с помощью волн. 6. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. 9. Работник торговли. 10. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. 14. Рабочий на стройке. 16. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала. Ответы на кроссворд - в Приложении 1.

1.3Перспективыв профессиональной деятельности

Устройство индивидуальной и общественной жизни стремительно меняется, и это влечет за собой не только появление новых профессий, но и устаревание ряда старых. Почему это происходит? Этот процесс отнюдь не нов и активно происходит уже более трехсот лет с начала промышленной революции. В связи с ускорением технологического прогресса профессии начинают появляться и исчезать все быстрее. Например, по разным оценкам в течение ближайших двадцати лет от трети до половины рабочих мест в промышленно-развитых странах будут заменены роботами, компьютерными программами и другими автоматическими решениями.

 

 


Рисунок 4. Разнообразие профессиональной деятельности.

 Изучите схему на рисунке 4. Распределите предложенные профессии в соответствии с данной классификацией, выпишите профессии, которые, на ваш взгляд, относятся к перспективным:


- океанолог,

- прачка,

- бухгалтер,

- художник,

- кучер,

- космогеолог,

- композитор,

- программист,

- эмбриолог,

- биоинженер,

- игропрактик,

- телефонистка,

- балерина,

- юрист,

- нанокриминалист,

- трубочист,

- специалист по рециклингу одежды,

- гончар,

- водитель,

- эколог,

- фотограф,

- механик,

- специалист по робототехнике,

- белошвейка,

- скульптор,

- стряпчий,

- востоковед,

- нейропсихолог,

- дизайнер,

- художник,

- техностилист,

-специалист по кибербезопасности,

- пряха,

- специалист по альтернативной энергетике,

- дегустатор,

- биофармаколог,

- сити-фермер,

- технолог,

- архитектор,

- IT-врач.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используя дополнительные источники информации, дайте краткую характеристику выписанным в тетрадь перспективным профессиям.

1.4Типичные ошибки при выборе профессии

Вам предстоит сделать очень сложный и ответственный шаг – выбор жизненного пути. На пороге вступления во взрослую жизнь необходимо понять, – в чем ваше призвание.

Призванием называют единство склонностей и способностей к той или иной деятельности. У человека могут быть задатки многих способностей и дарований, но сами способности и таланты проявляются и развиваются в деятельности. Нет смысла говорить о художественных способностях, если человек не занимался рисованием, лепкой и др. Поэтому очень важно пробовать себя в разных видах деятельности, но особенно интенсивно в той, которой тебе, может быть, предстоит заниматься всю жизнь.

Иногда та или иная профессия, выбранная по внешним признакам, на деле оказывается совершенно не подходящей для человека. Например, девушка выбирает профессию экономиста, но, окунувшись в мир цифр, колебаний валюты и ценных бумаг, чувствует, что ей это не интересно, скучно. Она начинает тяготиться этим, на работу идет с неохотой и при удобном случае меняет профессию.

Ученые-специалисты подсчитали, что примерно 40% молодежи выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям и внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарование и даже психические расстройства [6].

Выбирая профессию, мы вынуждены учитывать множество самых различных факторов (рисунок 5).

         
 


     
 


Рисунок 5. Факторы, влияющие на выбор профессии

 Изучите рисунок 5, определите, какие факторы являются для вас приоритетными.

Типичные ошибки при выборе своего профессионального пути

1. Недостаточный объем знаний о существующих профессиях. Круг профессий, известный учащимся, ограничен и составляет всего 10-15. Не учитывается потребность в данной профессии в своем регионе.

2. «Гипноз агитации» – попадание под влияние мнения знакомых, друзей или подруг, кумира или яркой личности, общественного мнения или моды.

3. «Дорога вместо цели» – концентрация усилий исключительно на выборе вуза, а не специальности, то есть институт стал самоцелью, а не средством (иногда аргументом в пользу избранной деятельности является местоположение учебного заведения).

4. «Инерция движения» – поступление в вуз для того, чтобы отложить принятие решения по выбору специальности или избежать призыва в армию.

5. «Звездная болезнь» – автоматический перенос престижа специальности непосредственно на себя и подсознательно расчет на широкую известность.

6. «Близорукость» – уверенность в неизменной востребованности выбранной специальности (в настоящее время циклы появления, развития и смены профессий заметно сократились).

7. «Парадный вход» – оценка престижной работы только с внешней стороны (романтический ореол), недооценка трудностей и тонкостей выбранной специальности; происходит обычно от недостаточного знания об основном содержании работы. Например, человек хочет быть геологом, потому что ему нравится ходить в походы, или желает стать юристом, потому что с увлечением смотрит и читает детективы.

8. Неуважение к одним и преклонение перед другими видами труда. Некоторые профессии считаются важными, другие – недостойными и даже «неприличными». Так, по мнению некоторых людей, «непрестижно» работать в механическом цехе, на стройке, и напротив, считается вполне нормальным, «приличным» после окончания школы работать курьером.

9. «Вуз – локомотив» – данная позиция заключается в том, что главное – поступить, а там пойдет само собой (но вуз не столько учит, сколько предоставляет возможность для самообучения: гранит науки надо грызть самому, так как в виде манной каши он не усваивается).

10. «Школьный успех» – часто встречающееся мнение о том, что лидирование по школьному предмету является единственным и достаточным условием выбора специальности; при этом обычно упускается из виду два важных момента:

–нельзя отождествлять школьный учебный предмет с изучаемой в ВУЗе дисциплиной: отличие не только в объеме получаемых знаний, но и в их качестве, поскольку требуется иной подход к процессу обучения. Если ты интересуешься, например, литературой, то тебе следует знать, какие реальные профессии, занятия за этим предметом стоят. Нет литературы вообще, а есть преподаватель литературы, литературный сотрудник газеты, обрабатывающий материалы, поступающие в газету, редактор в издательстве, исследователь-литературовед, работник книжного фонда библиотеки, библиограф и др. Например, знание истории и географии необходимо людям таких профессий, как геодезист, топограф, геолог, экскурсовод, штурман, реставратор, костюмер, археолог, букинист, метеоролог, журналист и др. Как видно, за каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий, поэтому, выбирая вид трудовой деятельности, нужно помнить, что мир профессий значительно шире, чем это можно представить себе, основываясь на школьных предметах;

- наличие обязательного минимума способностей не является гарантией успеха по выбранной специальности: музыканту нужен слух, художнику – цветоощущение, но и этого недостаточно, потому что для развития необходим комплекс различных качеств.

11. Перенос своего отношения к человеку на профессию, которую он представляет. Например, ученик 11-го класса решил стать летчиком, потому что старший брат его друга, очень интересный, остроумный человек, работает летчиком. Но ведь остроумие и веселость отнюдь не самые важные качества в профессии летчика.

12. Неумение разбираться в себе, в своих действительных склонностях,способностях. Например, девушка, имея прекрасные навыки шитья и конструирования одежды, поступает на юридический факультет университета.

13. Выбор профессии без учета своих физических возможностей и реальногосостояния здоровья. Например, юноша, страдающий хроническим заболеванием почек, учится на водителя. Девушка, имеющая хронический тонзиллит, мечтает о профессии повара-кондитера.

14. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации (ученый, дипломат, летчик-испытатель и т.п.).

15. Отношение к профессии как к неизменной. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 8 или 9 классе, фатальным образом определит всю вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях.

16. Неумение извлекать информацию о профессиях и путях их получения (например, из книг и кинофильмов берутся только привлекательные стороны профессии, часто носящие рекламный характер).

Таким образом, знание вами типичных ошибок будет способствовать более осознанному подходу к выбору трудового, профессионального пути.

       Рассмотрите типичные ошибки при выборе профессий, на основе анализа жизненных ситуаций (жизненные ситуации друзей, знакомых, родственников, известных личностей), приведите примеры в виде сообщений (задание может быть задано на дом).

 

 

Профессиограмма профессии

ПРОФЕССИОГРАММА (от лат. Professio –специальность+ Gramma –запись) – система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых к работнику[7]. Профессиограмма создает целостное представление об особенностях данного вида труда.

План составления профессиограммы:

1. Общая характеристика профессии: история профессии, востребованность рынка труда в данной профессии.

2. Содержание труда: должностные обязанности специалиста, предмет, средства и результаты труда.

3. Условия труда.

4. Необходимые профессиональные качества.

5. Медицинские противопоказания к данному виду профессиональной деятельности (при наличии).

6. Плюсы и минусы данной профессии.

7. Пути получения профессии: образовательные организации, источники информации о профессиях.

НАПРИМЕР: профессиограмма журналиста.

1. Журналист – специалист, обязанности которого заключаются в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. Журналистика является довольно молодым и активно развивающимся видом профессиональной деятельности, влияющим на все сферы общества.

2. Журналист должен оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. Предмет труда – человек. Средства труда –литературный талант и творческое мышление, а также выразительные движения, мимика, голос. Результат труда – воздействие на социальную ситуацию, изменение общественного мнения, сознания общества.

3. Условия труда – активный интеллектуальный труд и подвижный образ деятельности. Возможна удаленная работа или фриланс.

4. Необходимые профессиональные качества:

· грамотность, эрудиция, широкий кругозор, стиль;

· настойчивость, умение «достать материал», оперативность;

· готовность обучаться, расти профессионально;

· ораторский, литературный талант;

· коммуникабельность;

· профессиональная этика, порядочность;

· интуиция;

· правовая «подкованность».

5. Медицинские противопоказания – заболевания:

· сердечно-сосудистые;

· зрительного и слухового анализаторов;

· речеголосового аппарата.

6. Плюсы:

· активный образ жизни;

· встречи и общение со многими известными, талантливыми, интересными людьми;

· возможность путешествовать по разным городам и странам;

· возможность работать удаленно.

        Минусы:

· ненормированный рабочий день;

· невозможность «отключиться от работы», так как все происходящее вокруг воспринимается как информационный повод для очередной статьи или репортажа;

· журналистика входит в список опасных профессий.

7. Пути получения профессии: ВятГУ – Институт гуманитарных и социальных наук ВятГУ, профиль «Мультимедийная журналистика». Составьте по предложенному плану профессиограмму интересующей вас профессии.

Бланк ответов

п\п

Суждения

очень часто часто иногда редко никогда
4 3 2 1 0
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня          
2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе          
3. Я беспокоюсь о своем будущем          
4. Многие меня ненавидят          
5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие          
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние          
7. Я боюсь выглядеть глупцом          
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой          
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми          
10. Я часто допускаю ошибки          
11. Как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми          
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе          
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще          
14. Я слишком скромен (скромна)          
15. Моя жизнь бесполезна          
16. У многих неправильное мнение обо мне          
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями          
18. Люди ждут от меня слишком многого          
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями          
20. Я слегка смущаюсь          
21. Я чувствую, что многие не понимают меня          
22. Я не чувствую себя в безопасности          
23. Я часто волнуюсь, и напрасно          
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже есть люди          
25. Я чувствую себя скованным          
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной          
27. Я уверен(а), что люди почти все воспринимают легче, чем я          
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность          
29. Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди          
30. Как жаль, что я не так общителен(а)          
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен (а) в своей правоте          
32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность          
             

 

Профессиональные интересы

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС – это эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности. 

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия.

Интересы могут переходить в склонности– стремление заниматься определённой деятельностью, жажду этой деятельности.

Методика для выявления интересов (Карта интересов)

Инструкция. В основе опросника «Карта интересов» (авторы А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, О.П. Мешковская и др.) лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся.

Вам предстоит оценить свои интересы в пределах 29 направлений. Если то или иное занятие вам очень нравится, то в бланк ответов ставьте +2. Если оно вам просто нравится, то поставьте +1. Если оно вам безразлично, то поставьте 0. Если вы не любите этим заниматься, то напишите –1, ну а если вам совсем не нравится это занятие, то поставьте – 2. После ответа на все вопросы подсчитайте сумму цифр ответов по каждому направлению с учетом знаков.

Виды деятельности, которые набрали наибольшее количество знаков «+» – это ярко выраженные интересы, далее средне выраженные интересы (суммы баллов на втором месте), и минимальные баллы – невыраженные интересы. Также обратите внимание на те сферы, к которым у вас «отрицательный интерес» (со знаком «–»).

В тетради представлены две методики: сокращенный (78 вопросов) и полный вариант (145 вопросов). Вы можете использовать сокращенный вариант для учащихся основного общего образования, полный – для учащихся среднего общего образования.

Текст опросника (78 вопросов)

1.Читать книги по занимательной физике, занимательной математике.

2.Читать об открытиях в химии.

3.Выяснять устройство электроприборов.

4.Читать технические журналы.

5.Узнавать о жизни людей в разных странах.

6.Знакомиться с жизнью растений и животных.

7.Читать произведения мировой литературы.

8.Обсуждать политические события в стране и за рубежом.

9.Читать книги о жизни школы.

10.Знакомиться с работой врача.

11.Создавать уют в доме, классе, школе.

12.Посещать театры, музеи, выставки.

13.Читать книги о войнах и сражениях.

14.Читать об открытиях в физике и математике.

15.Выполнять домашние задания по химии.

16.Исправлять бытовые электроприборы.

17.Посещать технические выставки, знакомиться с новинками техники.

18.Ходить в походы, изучать родной край.

19.Изучать зоологию, ботанику, биологию.

20.Читать критические статьи по литературе.

21.Участвовать в школьных делах.

22.Объяснять товарищам домашнее задание.

23.Читать о том, как люди борются с болезнями.

24.Шить, вышивать, готовить.

25.Читать об искусстве.

26.Принимать активное участие в жизни школы.

27.Проводить опыты по физике.

28.Проводить опыты по химии.

29.Читать статьи по радиотехнике.

30.Собирать и ремонтировать механизмы (часы, велосипед)

31.Собирать коллекцию минералов.

32.Работать в саду, на огороде.

33. Письменно излагать свои мысли.

34.Читать книги про истории.

35.Рассказывать детям сказки, играть с ними.

36.Ухаживать за больными.

37.Помогать дома по хозяйству.

38.Принимать активное участие в концертах, выставках.

39.Участвовать в военно-спортивных играх.

40.Посещать дополнительные занятия по физике и математике.

41.Готовить химические растворы, проводить опыты.

42.Ремонтировать компьютеры.

43.Изготавливать модели кораблей, самолетов.

44.Участвовать в географических и геологических экспедициях.

45.Наблюдать за живой природой.

46.Изучать иностранный язык.

47.Выступать с докладами на исторические темы.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.215 с.)