Темперамент в профессиональном становлении личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темперамент в профессиональном становлении личности



При выборе профессии необходимо учитывать особенности своего темперамента. ТЕМПЕРАМЕНТ – врожденные индивидуальные особенности личности (степень уравновешенности, эмоциональной подвижности), от которых зависят реакции человека на других людей и различные социальные обстоятельства. Выделяют 4 типа темперамента:

· Холерик. Имеет сильную неуравновешенную нервную систему. инициативен, энергичен, активен. Работе отдает слишком много сил, поэтому быстро выдыхается. Ему подходит цикличная деятельность, периодически требующая большого напряжения, но чередующаяся с более спокойной работой. Холерики не теряются в критических ситуациях (профессия авиадиспетчера, водителя и др.). Холерик не может выполнять монотонную работу.

· Сангвиник. Энергичен, отличается высокой работоспособностью. Быстро усваивает информацию, легко переключается с одной работы на другую. Сангвиники быстро приспосабливаются к новым условиям, легко сходятся с другими людьми, очень общительны, уравновешены, готовы всё время действовать, что-то организовывать, поэтому им больше подходит работа с другими людьми. Они неэффективны там, где надо долго делать однообразную работу.

· Флегматик. Характеризуется упорством и старательностью, малоразговорчив, в работе и общении спокойны. Флегматик с трудом переключается с одной деятельности на другую, долго раскачивается перед работой, не любит разнообразие, хорошо приспособлен к монотонной работе. Флегматик нетороплив, но может достичь хороших результатов благодаря своей настойчивости и хорошей организации труда.

· Меланхолик. Имеет слабую, неуравновешенную и малоподвижную нервную систему. Отличается повышенной чувствительностью, ранимостью, тревожностью, высокой самокритичностью, Меланхолики более осторожны в работе, любят работать индивидуально, не спеша, легко поддаются стрессам, им трудно сосредоточиться на работе при наличии помех, в критических ситуациях теряются. Работа, требующая большого напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями, меланхоликам противопоказана. Меланхолик будет эффективно выполнять работу, связанную с информацией и людьми в ситуации, требующей тонкого и глубокого анализа. Деятельность, требующая постоянного общения с людьми (продажи, лекции, переговоры, публичные выступления), для меланхолика затруднительна в силу его индивидуальных особенностей.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип может иметь свои недостатки и достоинства.

 Рассмотрите на рисунке 8 карикатуры, нарисованные датским художником Х. Бидструпом, и попытайтесь определить типы темперамента изображенных на них героев.

Рисунок 8. Характеристика типов темперамента

 

 Поработайте с картой «Психологическая характеристика типов темпераментов» (таблица 2). Внимательно прочитайте перечень характерологических признаков. Их пятнадцать. Проанализируйте, как эти признаки проявляются у тебя. Чтобы вас не отвлекали «типы темпераментов», закрой полоской бумаги названия: «сангвиник», «флегматик», «холерик», «меланхолик», как будто их нет. После выполнения работы – откройте и посмотрите, какая структура темперамента вырисовывается.

 

Таблица 2 –Психологическая характеристика типов темпераментов

Характероло-гический признак

Типы темпераментов

сангвиник флегматик холерик меланхолик
Уравновешенность поведения хорошо уравновешенное отлично уравновешенное неуравновешенное очень уравновешенное
Эмоциональные переживания поверхностные, кратковременные слабые сильные, кратковременные глубокие и длительные
Настроение устойчивое, жизнерадостное устойчивое, без больших радостей и печалей неустойчивое, с преобладанием бодрого неустойчивое, с преобладанием пессимизма
Речь громкая, живая, плавная монотонная, медленная громкая, резкая, неравномерная тихая, с задыханием
Терпение умеренное очень большое слабое очень слабое
Адаптация отличная медленная хорошая трудная (замкнутость)
Общительность умеренная невысокая высокая низкая (замкнутость)
Агрессивность в деятельности миролюбивое поведение сдержанность в поведении агрессивное истеричность в поведении, возмущение и уход от сложностей
Отношение к критике спокойное безразличное возбужденное обидчивое
Активность в деятельности энергичная (деловая) поведение неутомимого труженика страстная, увлеченная неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других)
Отношение к новому безразличное отрицательное положительное оптимистическое, сменяется пессимистическим и наоборот
Отношение к опасности расчетливое, без особого риска хладнокровное, невозмутимое боевое, рискованное, без особого расчета тревожное, растерянное, подавленное
Стремление к цели быстрое, с избеганием препятствий медленное, упорное сильное с полной отдачей то сильное, то слабое, с избеганием препятствий
Самооценка некоторая переоценка своих способностей реальная оценка своих способностей значительная переоценка своих способностей чаще всего - недооценка своих способностей
Внушаемость и мнительность небольшая стабильная умеренная большая

Определение типа темперамента с помощью опросника Г. Айзенка (подростковый вариант)

Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения, если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция.

Текст опросника:

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Ты веселый человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Многое ли раздражает тебя?

14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверять любую тайну?

17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?

18. Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружиться голова?

30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Ты любишь иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?

35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?

36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?

39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40. Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?

41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

42. Если тебе случиться попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?

43. Ты любишь шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?

45. Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?

48. Ты когда-нибудь был грубым с родителями?

49. Тебя считают веселым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?

52. Тебе обычно трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Ты обычно бываешь, уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?

54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?

Бланк ответов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.025 с.)