Особенности высшей нервной деятельности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности высшей нервной деятельности человека



       Основные вопросы: Понятие о психике и сознании. Аналитическая и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип. Понятие о первой и второй сигнальных системах. Роль второй сигнальной системы в формировании личности. Речь как условный рефлекс высшего порядка. Формы и функции речи. Функциональная асимметрия мозга. Типы ВНД человека и животных. Память: понятие, виды и основные механизмы.

       В основе приспособительного поведения человека лежат психические процессы.

Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и осуществляющая регуляторную функцию в их поведении.

Сознание - это специфически человеческая форма субъективного отражения действительности, представленная таким знанием, которое с помощью слов, математических символов, образов или художественных произведений может быть передано другим людям и поколениям.

В процессе достижения человеком социальных полезных приспособительных результатов поступающая в мозг информация подвергается анализу и синтезу.

Анализ состоит в различении и разделении поступающих в мозг сигналов с учетом их сенсорной модальности, а также биологической и социальной значимости.

Синтез сводится к связыванию, обобщению и объединению возбуждений, возникающих в различных участках мозга, благодаря взаимодействию между различными группами нейронов.

Проявлением синтетической деятельности коры больших полушарий является динамический стереотип.

       Динамический стереотип – это комплекс условных и безусловных рефлексов, развертывающихся в определенной временной последовательности, зафиксированной в коре больших полушарий, в которой окончание каждого предыдущего рефлекса является пусковым фактором для последующего.

При наличии определенной системы временных связей в коре больших полушарий организм может по одному элементу системы воспроизвести всю последовательность выработанных условных рефлексов.

Динамический стереотип включает в себя два компонента: динамический и консервативный.

Консервативный компонент позволяет совершать поведенческие акты в определенной временной последовательности автоматически, что позволяет организму экономить энергию в процессе целенаправленной деятельности.

Динамический компонент позволяет перестраивать систему временных связей в коре больших полушарий в случае изменения условий внешней среды.

Анализ и синтез поступающей в мозг информации обеспечивает формирование временных связей, которые объединяют нервные процессы в сигнальную систему.

Различают первую и вторую сигнальную систему.

Первая сигнальная система – это совокупность нервных процессов (возбуждения и торможения), которые происходят в высших отделах ЦНС в результате действия на органы чувств конкретных предметов и явлений природного мира.

Благодаря первой сигнальной системе достигается конкретно-чувственное отражение окружающего мира.

Вторая сигнальная система – это совокупность нервных процессов (возбуждения и торможения), которые происходят в высших отделах ЦНС в результате сигнализации речевыми обозначениями природных предметов и явлений.

Первая сигнальная система имеется у животных и человека. Вторая сигнальная система имеется только у человека и является необходимым фактором для обучения и формирования личности. Вторая сигнальная система формируется на базе первой сигнальной системы и вне ее существовать не может. ВНД человека основана на согласованной деятельности обеих сигнальных систем.

Благодаря наличию второй сигнальной системы обеспечивается сложное абстрактное и обобщенное отражение окружающего мира, которое проявляется в виде логического мышления.

Вторая сигнальная система тесно связана с социально-трудовой деятельностью человека и является результатом его сложных социальных взаимоотношений с окружающей общественной средой. Для формирования второй сигнальной системы необходимо сочетание речевого обозначения предметов и явлений с конкретными образами.

Речь – это способ символической передачи информации, базирующийся на комплексе условных рефлексов высшего порядка, с помощью которых человек может передать представления об окружающем мире другим субъектам в абстрактно-обобщенной форме.

Передача информации от одного человека к другому осуществляется посредством специальных кодирующих знаковых систем, которые называются языковыми.

В зависимости от используемых знаковых систем различают вербальную и невербальную формы речи.

Вербальная речь в качестве кодовой системы использует слова. Она может быть устной и письменной.

Невербальная речь базируется на трех кодирующих системах:

1) кинестетической,

2) паралингвистической,

3) экстралингвистической.

Кинестетическая система использует для кодирования информации: жесты, мимику и пантомимику.

Паралингвистическая система использует вокализацию звуков: модуляцию тембра, диапазона и тональности.

Экстралингвистическая система использует изменения темпа речи и включение в нее пауз, смеха или плача.

Ведущей и наиболее значимой формой передачи информации между людьми является вербальная речь.

Выделяют шесть основных функций вербальной речи:

1) коммуникативная,

2) понятийная,

3) сигнальная,

4) обобщающая,

5) абстрагирующая,

6) регуляторная.

Коммуникативная функция речи связана с использованием слова как средства передачи информации при общении людей.

Понятийная функция заключается в том, что слово всегда характеризует определенное понятие и обладает смыслом.

Сигнальная функция связана с тем, что слово обозначает конкретные предметы и феномены, то есть является «сигналом сигналов».

Обобщающая функция связана с тем, что слово связывает и объединяет отдельные конкретные свойства предмета или явления.

Абстрагирующая функция обеспечивает возможность абстрактного мышления, отвлеченного от конкретных свойств предмета или явления.

Регуляторная функция обусловлена способностью слова быть высшим регулятором поведения человека.

Развитие речи связано с наличием функциональной межполушарной асимметрии головного мозга.

Функциональная межполушарная асимметрия заключается в неоднозначности функций левого и правого полушарий головного мозга.

После открытия в левом полушарии человека моторного центра речи Брока и сенсорного центра речи Вернике это полушарие стали рассматривать как доминирующее в отношении речевой функции и мышления.

В настоящее время считают, что каждое полушарие мозга выполняет специфичные для него функции.

Функции левого полушария:

1) организует вербальные формы мышления,

2) регулирует абстрактное мышление и логические функции,

3) обеспечивает осознаваемую произвольную регуляцию психических функций,

4) формирует вторую сигнальную систему,

5) функционирует по принципу индукции – сначала осуществляется анализ, а затем синтез информации.

Функции правого полушария:

1) организует невербальные формы мышления,

2) регулирует эмоционально-личностные процессы,

3) обеспечивает психическую деятельность на досознательном уровне,

4) формирует первую сигнальную систему,

5) функционирует по принципу дедукции – сначала осуществляется синтез, а затем анализ информации.

В реализации любой функции участвуют оба полушария. При этом доминирование полушария проявляется лишь относительным преобладанием активности одного из полушарий над деятельностью другого.

К биологически обусловленным особенностям психики относится темперамет.

Темперамент – это совокупность индивидуальных свойств психики и особенностей поведения, которые однотипно проявляются в разнообразных видах деятельности независимо от ее содержания.

Темперамент отражает врожденные аспекты поведения. Поэтому особенности темпераметра наиболее постоянны и устойчивы по сравнению с другими психическими характеристиками личности.

В основе классификации типов темпераментов по Гиппократу-Галену лежат психологические особенности поведения человека. В соответствии с этой классификацией выделяют четыре типа темпераметра:

1) сангвиник,

2) флегматик,

3) холерик,

4) меланхолик.

Изучая условия выработки условных рефлексов, Павлов установил, что типы темпераметра зависят от особенностей ВНД.

Выделено три критерия, лежащих в основе классификации типов ВНД, общих для человека и животных:

1) сила нервных процессов (возбуждения и торможения) в коре больших полушарий,

2) уравновешенность нервных процессов,

3) подвижность нервных процессов.

Исходя из этих принципов и.П. Павлов выделил три сильных типа ВНД и один слабый.

                                   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.018 с.)