Основные этапы развития психиатрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития психиатрии



Среди медицинских специальностей психиатрию считают относительно молодой.

Мы разделяем историю психиатрического дела и эволюцию научных воззрений в этой области на следующие этапы:

1. В начале идет донаучный период, простирающийся с древнейших времен до момента появления эллинской медицины. Его характерными чертами является полное отсутствие какой бы то ни было медицинской помощи при душевных болезнях, которые рассматриваются и истолковываются в духе примитивно- теологического мировоззрения. В это время происходит, однако, хотя и бессистемное, но крайне важное для будущего накопление разрозненных фактов и наблюдений, получивших образное запечатление в мифологии и народной поэзии.

2. Вторая эпоха обнимает древнюю греко-римскую медицину. Началом ее условно можно считать VII или VI век до нашей эры, когда впервые появились попытки оказать медицинскую помощь душевнобольным, заболевание которых стало рассматриваться, как явление естественного порядка, требующее принятия каких-то естественных мер.

На смену отмирающей теологической медицине идет сперва медицина метафизическая, одновременно с которой, однако, все с большей настойчивостью пробивается сильная научно-реалистическая струя. Эта блестящая эпоха, начавшаяся около 800 лет, заканчивается в конце III века нашего летоисчисления.

3. Третий период отмечен регрессом человеческой мысли на стадию донаучного мировоззрения вообще и медицинского в частности. Наступают Средние века с их мистикой и схоластикой. Но вместе с тем, — это эпоха, крайне важная в истории психиатрии в одном определенном отношении: предпринимаются первые попытки общественного призрения душевнобольных. Как мы увидим впоследствии, совершенно неправильно рассматривать указанное время как исключительно наполненное различными процессами ведьм и сплошными казнями душевнобольных. Эти явления свойственны даже не столько Средним векам, сколько переходу к новому времени, — так называемому Ренессансу.

4. Четвертый период —XVIII век, особенно его последнее десятилетие, представляет решительный шаг вперед: повсеместно в Европе и Америке развивается госпитализация душевнобольных, наполовину лечебного, наполовину полицейского характера. Следствием этого явилась, наконец, возможность хоть сколько-нибудь организованной научной работы над психопатологическим материалом. Огромный социально-политический сдвиг — Великая французская революция, коренные изменения всей структуры Средней Европы и одновременно с этим прогресс целого ряда наук, в том числе и медицинских, а также значительное прояснение общефилософской идеологии (особенно во Франции) - все это наносит мощный удар остаткам вековых суеверий. И тогда душевно больной человек выступает на фоне новой гражданственности, предъявляя молчаливое требование медицинской помощи и ограждения всех своих интересов, как члена общества. Это - эпоха Пинеля во Франции, постепенно распространившаяся на весь цивилизованный мир.

Резко порвавши с прошлым, железные цепи которого (в буквальном смысле) были разбиты, эта эпоха, однако, еще принципиально допускала (в интересах больного) физическое насилие, хотя и в смягченном виде смирительной рубахи и кожаного ремня. В это время закладываются основы истинно научной теоретической психиатрии. Эпоха Пинеля простирается до шестидесятых годов XIX столетия.

5. Вслед за нею вступает в свои права эпоха Конолли, по имени того врача, который решительно высказался за полную отмену механических способов стеснения и сам воплотил эти принципы - насколько позволяли материальные условия его времени - в своей жизни и деятельности. Идеи этого английского врача, высказанные им значительно раньше, потребовали для своего распространения нескольких десятков лет. Возникшие в Англии в эпоху быстрого развития промышленного капитала, они могли быть воплощены на европейском континенте лишь тогда, когда здесь окончательно обозначалась та же социально-экономическая эволюция. Это выразилось между прочим в численном росте и качественном (материальном) усовершенствовании психиатрических учреждений. Соответственно этому подлежавший материал увеличивался с каждым годом. Ставятся и частично разрешаются некоторые основные проблемы науки о душевных болезнях, составляются многочисленные классификации психических расстройств, развиваются экспериментальная психология и невропатология и научное преподавание психиатрии постепенно поднимается на значительную высоту. Это время господства так называемой симптоматологической психиатрии, период симптомокомплексов на психологической основе, при одновременном, однако, напряженном искании других критериев для создания истинно научных нозологических единиц.

6. Шестой период, совпадающий с последним десятилетием XIX века, характеризуется колоссальным расширением и совершенствованием психиатрической помощи, организацией колоний, патронажей и огромных усовершенствованных больниц, которые видят в своих стенах все более многочисленные кадры врачей-психиатров и хорошо обученного среднего и младшего персонала. В уходе за душевнобольными наступает новая эра - постельный режим. И одновременно с этим происходит постепенное и вполне естественное отмирание одного пережитка седой старины, еще допускавшегося в эпоху Конолли : уничтожаются изоляторы.

Теоретическая психиатрия этого периода переживает глубокий и бурный кризис: рушатся симптомокомплексы и на их место становятся многосторонне-очерченные, новые, «естественные» нозологические единицы, «настоящие болезни», прослеженные на огромном, клинически и статистически обработанном материале. Это - эпоха Крепелина. Она характеризуется еще одной существенно важной чертой: психиатрия в связи с огромным усилением так называемой нервности в широких слоях населения все более выходит за пределы специальных больниц и быстрыми шагами приближается к повседневной жизни. Изучение пограничных состояний — неврозов и психоневрозов—подает повод к созданию нового, скоро получившего права гражданства термина - «малая психиатрия». Одновременно с этим в науке о душевных болезнях все более обозначается социологический уклон.

 

Согласно П.В.Морозову, С.А.Овсянникову (2009), основные западные школы психиатрии таковы. 1. Немецкая школа психиатрии основана на нозологической концепции Э.Крепелина, фундаментальных трудах по общей психопатологии и тщательном клинико-психопатологическом исследовании различных психических расстройств в динамическом их измерении. 2. Французская школа психиатрии, в противовес немецкой, базируется на статическом, синдромальном подходе, блестящих исследованиях в области психопатологии и вместе с тем недооценкой динамических аспектов психиатрической патологии. 3. Английская школа психиатрии характеризуется традиционно скептическим отношением к психопатологии и общей психопатологии, к нозологической концепции, конструированию сложных систем классификации психических расстройств. Британские психиатры предпочитают небольшое число простых диагностических терминов, различные тесты и шкалы, используемые для клинических, психофармакологических и эпидемиологических исследований, а также очень сдержанно относятся к принятию международных классификаций психических расстройств. 4. Скандинавская школа психиатрии отличается индивидуальным подходом к каждому пациенту, признанием особой роли внешних факторов в развитии психического расстройства, расширением рубрик реактивных психозов и промежуточной группы функциональных психозов за счет сужения рамок эндогенных психозов, высоким уровнем развития внебольничной и социальной помощи психиатрическим пациентам, разработкой многоосевых принципов классификации психиатрических расстройств. 5. Американская психиатрическая психиатрия отличается эклектичностью, отсутствием определенной теоретической концепции, относительно поверхностным отношением к проблемам психопатологии и динамическим аспектам психиатрической патологии. Что касается русской школы психиатрия, то стоит более близко к немецкой, нежели какой-то другой школе, в ней сочетаются стремление к высокому клиническому мастерству, тенденция к разработке глубоких теоретических проблем психопатологии, системный подход к пониманию психиатрической патологии и традиционно гуманное отношение к психиатрическим пациентам. Советский период русской психиатрической школы оказался достаточно драматическим и тем не менее поразительно плодотворным, так как за 70 лет существования СССР страна находилась в состоянии непрерывной войны и/или в условиях экономической блокады восстанавливала свою жизнь, и тем не менее, именно советские исследователи подняли психиатрию на мировой уровень. В постсоветский период русская психиатрия, по мнению некоторых исследователей, неуклонно деградирует, она занята, в основном, переписыванием и перетолковыванием иностранных текстов, ей во все растушей степени свойственен отказ от традиционных ценностей научной психиатрической мысли, тенденция к преобладанию клинико-статистических исследований. В целом упомянутый перечень известных школ психиатрии имеет явный отпечаток евроцентризма. В литературе, например, отсутствуют или редко встречаются сколько–нибудь систематизированные сведения о школах психиатрии в Индии, Китае, Японии, в странах мусульманского мира, как если бы научной психиатрии в таких странах вовсе не было или ее нет до сих пор, либо там механически используют какие-то европейские ее версии

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.008 с.)