Задачи, методы, связь в лекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи, методы, связь в лекции



Раздел № 1

1.  Медицинская психология: предмет, задачи, объект и методы исследования, связь с другими клиническими дисциплинами.

Клиническая (медицинская) психология - раздел специальной психологии; наука, содержанием которой является психологический анализ природы блезней.

Предмет: многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы позитивных психологических воздействий с учетом всех обстоятельств, сопутствующих обследованию и лечению больного, в частности в сиотеме взаимоотношений врач-медработник-пациент.

Предмет клинической психологии. Задачи клинической психологии.

По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей либо на особенности конкретного больного) можно выделить общую и частную медицинскую психологию.

Общая клиническая психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

1. Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача.

2. Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния.

3. Индивидуальность (темперамент, характер, личность), аффективно-волевые процессы.

4. Медицинскую деонтологию.

5. Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический).

6. Общую психотерапию.

Частная клиническая психология изучает конкретного больного, а именно:

1) особенности психических процессов у психических больных;

2) психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

4) психику больных алкоголизмом и наркоманией;

5) частную психотерапию.

Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика.

Патопсихология изучает структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает влияние психики на возникновение, развитие соматических (сомато-вегативных) проявлений (расстройств).

Основные  методы исследования

В клинической психологии

Выбор методов исследования, используемых клиническим психологом, обусловлен диагностическими задачами. Всевозможные методы исследования в клинической психологии делятся на три группы: 1) клиническое интервьюирование; 2) экспериментально-психологические методы исследования; 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия.

Клиническое интервью – это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта врача (психолога) и пациента (клиента). Основными принципами клинического интервью являются: однозначность, точность и доступность формулировок-вопросов; адекватность, последовательность, гибкость, беспристрастность опроса; проверяемость полученной информации. Также необходимо учитывать культурно-исторический аспект. В процессе клинического интервью согласно теории Ж. Лакана могут сталкиваться такие составляющие врача и пациента как пол, возраст, религиозные убеждения и вероисповедание, национальность, расовые особенности. Врач должен ориентироваться на текущую ситуацию в области этнокультуральных взаимоотношений и выбирать гибкую тактику общения, избегающую обсуждения острых глобальных и немедицинских проблем, в частности национальных, религиозных, тем более не навязывать своей точки зрения по этим вопросам.

Патопсихологическое исследование (эксперименты) используют в целях моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и «отношений личности» (Б.В. Зейгарник).

Патопсихологические экспериментальные задания подбираются для решения практических задач клиники. В основном исследуются нарушения развития личности и нарушения психических процессов: расстройства восприятия; расстройства внимания и т.д. Основные психометрические методики оценки состояния отдельных психических процессов и их интерпретация. Методики для оценки внимания (корректурная проба, таблицы Шульте, счет по Крепеллину), памяти (запоминание изображения предметов, десяти слов, метод пиктограмм), мышления (методика исключения четвертого лишнего, сравнение, классификация понятий). Методы исследования интеллекта (шкала Векслера, объяснение сюжетных картин, понимание переносного смысла пословиц и метафор).

Методики исследования эмоционального состояния (тест Люшера, шкалы Спилбергера, Гамильтона).

Методики оценки личности (тест ММРI, опросник Леонгарда-Шмишика, личностный опросник Айзенка, проективные методы).

   В результате возможно выявление патопсихологических регистр-синдромов, оказывающих существенную помощь в диагностике психопатологических расстройств, верификации нозологического диагноза, терапии и профилактике.

  Выделяют следующие патопсихологические регистр-синдромы (И.А. Кудрявцев):

- шизофренический;

- личностно-аномальный (психопатический);

- экзогенно- и эндогенно-органический;

- олигофренический;

- психогенно-психотический;

- психогенно-невротический.

+

Медицинская (клиническая) психология изучается особенности психики человека, заболевшего не психиатрией (желудок и пр.). Профилактика заболевания, лечение, диагностика, экспертиза.

 

Вто же время, зарубежом тоже есть понятие «медицинская психология», которое обозначает сферу взаимоотношений врача или терапевта с пациентом.

 

Психология – это философия (Крепелин, Тафил Ребо – заложили основу клинической психологии).

 

Разделяется на общую и частную.

 

Общая клиническая психология – изучается личность пациента и влияние этой личности на болезнь (основные закономерности психики, пациента, психосоматические и соматопсихические заболевания, изучает психологию медработника, изучает психологическую атмосферу учреждения).

 

Частная клиническая психология – изучает особенности психики больных нервными и психическими заболеваниями (особенности психики больных соматическими заболеваниями ССС, психология больных на этапе подготовки и после операции, психология больных с дефектами органов и систем).

 

Итог психического обследования – оценка его состояния.

 

Основные методы исследования в медицинской психологии: наблюдение за поведением

 

пациента, эксперимент: лабораторный и в естественных условиях, анкетирование - анкетный опрос, беседа с пациентом (сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения), интервью, исследование продуктов деятельности пациента (письма, рисунки, дневники, поделки и т.п.), клинические диагностические тесты.

 

Метод Дембо-Рубинштейн. Используется для исследования самооценки. Испытуемый на вертикальных отрезках, символизирующих здоровье, ум, характер, счастье, отмечает, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает на вопросы, раскрывающие его представление о содержании понятий “ум”, ”здоровье” и т.д.

 

Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого метода исследуются характерные для личности реакции в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени социальной адаптации.

 

Метод незаконченных предложений. Тест относится к группе вербальных проективных методов. Один из вариантов этого теста включает 60 незаконченных предложений, которые испытуемый должен закончить. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, в результате исследуются отношения испытуемого к родителям, лицам противоположного пола, начальству, подчиненным и т.д.

 

Тематический аперцептивный тест (ТАТ) состоит из 20 сюжетных картин. Испытуемый должен составить рассказ по каждой картине. Можно получить данные о восприятии, воображении, способности осмысливать содержание, об эмоциональной сфере, способности к вербализации, о психотравме и т.д.

 

Метод Роршаха. Состоит из 10 карт с изображением симметричных одноцветных и полихромных чернильных пятен. Тест используется для диагностики психических свойств личности. Испытуемый

отвечает на вопрос, на что это может быть похоже. Формализация ответов проводится по 4 категориям: расположение или локализация, детерминанты (форма, движение, цвет, полутона, диффузность), содержание, популярность-оригинальность.

 

 

2. Психиатрия: предмет, задачи, объект и методы исследования, связь с другими клиническими дисциплинами.

 

Психиатрия - мед. дисциплина, занимающаяся изуче-м диагностики и лечения, этиологии и патогенеза, распространенности психических заболеваний и оргaнизацией психиатрической помощи населению.

Предмет психиатрии:

психиатрические заболевания,

их распространенность,

нейрофизиология,

морфологическая основа,

диагностика,

лечение,

экспертиза,

общая картина,

психогигиена,

психопрофилактика,

реабилитация б-х с психическими заб-ми.

Задачи психиатрии:

изуч-е происх. и сущности псих. заб-й,

их клинических проявлений,

лечение и профилактика,

проведение экспертиз (суд/психиатр-й, военной, трудоспособности и др.)

 

1. Псих. р-ва психот-го уровня - психозы ® б. психиатрия;

2. непсихот-го уровня - неврозы и равнозначные пограничные состояния (психопатии) ®

  малая психиатрия;

3. заб-я связанные со злоупотр-м алкоголя, наркотиков, токсикоманическими средствами ® наркология.

Псих-ю подразделяют на:

Детскую,

Подростковую,

Геронтопсихиатрию;

Наркологию;

Судебную (экспертиза + предупреждение опасных действий);

Социальную (роль соц. факторов в возникновении псих.заб-й),

Транскультуральную,

Биологическую (из-т биол-е мех-мы разв-я псих. растр-в + генетика, биохимия, нейрофизиология, нейроморфология, психэндокринология),

Военную,

Экологическую,

Суицидологию,

Сексопатологию.

                    Смежные: Мед. психология, Психотерапия, Психофармакология

Психическое заболевание — это болезни, характеризующиеся расстройствами психики, нарушениями сознания, восприятия реальности, мышления. Болезнь личности (по Корсакову).

 

Клинические проявления их характеризуются 2-мя рядами симптомов:

1.   Позитивные (продуктивные), “+” симптомы (иллюзии, глюцинации; псевдогаллюцинации; бредовые, навязчивые, сверхценные идеи; нарушения настроения, сознания; двигательные расстройства; ложные поспоминания).

2.  Негативные (дефицитарные) “-” симптомы, обеднение, огрубение психики, изменение личности (до деградации), нарушение памяти, интеллекта, эмоционально-волевое снижение.

· Отдельные симптомы не являются основанием для диагноза

· Психо - патологические синдромы - первичный диагностический критерий.

Психо-патологический синдром - внешнее выражение глубины и генерализации поражения психической деятельности.

Шкала тяжести психо-патологических синдромов:

Астенический синдром,

Аффективный синдр. (депр/маниак-й),

Неврозоподобный синдр.,

Паранояльный (бредовой),

Галлюцинатрный,

Параноидный,

парафренный,

кататонический, синдр.

 помрачения созн-я,

судорожные с-мы,

психорг-е с-мы.

 

Содержание понятий «эмоциональное выгорание» и «профессиональная деформация», их основные причины, симптомы, профилактика.

Лакосина

Эмоциональное выгорание – это эмоциональное истощение, термин выявлен Гербертом Фрейденбергом. Нарастающее безразличие к обязанностям, людям, неудовлетворение, ухудшение качества жизни. Развитие невротических расстройств и психосоматических заболеваний. Причины: постоянное напряжение, отсутствие должного вознаграждения. Лечение: снятие стресса.

 

Профессиональная деформация – когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности из-за постоянного давления профессиональной деятельности (Сорокин). У руководителя мания величия, работник перенимает принятые в организации модели поведения. Лечение: осваивание техники управления сознанием, умение переключиться с одного вида деятельности на другой, укрепление силы воли, не зацикливаться на стереотипах и шаблонах.

 

+

Словом «выгорание» (по-английски burnout) на настоящий момент в медицине обозначаются состояния, возникающие у человека, когда он на протяжении длительного промежутка времени отдает слишком много энергии, не восполняя истощенные запасы ресурсов. Современные исследователи подчеркивают, что эмоциональное выгорание может быть причиной развития синдрома хронической усталости.
Проявления синдрома эмоционального выгорания
Ученые выделяют три основных группы проявлений этого состояния:
Эмоциональное истощение (под которым имеется в виду чувство эмоциональной опустошенности, усталости, вызванное выполнением профессиональных обязанностей).
Деперсонализация (ощущение отстраненности, холодности, раздражении по отношению к объектам своей деятельности — пациентам, клиентам, ученикам и т.д.). Очевидно, что рано или поздно такое отношение может привести к конфликтам.
Редукция профессиональных достижений (ощущение собственной некомпетентности в профессиональной сфере, занижение своих профессиональных успехов).
Эмоциональное выгорание не наступает вдруг, внезапно. Оно накапливается постепенно, проявляясь теми или иными симптомами.
«Предвестником» эмоционального выгорания обычно служит повышенная активность, трудовой энтузиазм, работа «на износ». Безусловно, для того, чтобы выгореть, человек должен гореть. Без горения нет и выгорания. Но дело не в трудовом энтузиазме самом по себе, а в той энергетической зарядке, которую человек получает. При качественной энергетической подпитке можно проявлять трудовой энтузиазм годами, и при этом не почувствовать эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание наступает не в момент перегрузок, а в тот момент, когда перегрузки приобретают форму хронического стресса, когда появляется разрыв между требованиями на работе или в семье и собственными ресурсами человека. Или же в ситуации хронического конфликта, который истощает ресурсы человека.
Вслед за высокой активностью наступает период утомления и истощения. Происходит снижение активности, первым признаком которого часто является нежелание идти на работу. Особенно после выходных. На работе же такие «выгорающие» сотрудники стараются свести к минимуму свои рабочие обязанности. Медицинская сестра отмахивается от жалоб пациентов, управленец отправляет просителя «по инстанциям», педагог не замечает, что с его учеником что-то происходит. На этом этапе выгорания выполнение обязанностей становится формальным, появляются высказывания «надоели уже», «каждый день одно и то же». И это о людях, помощь которым входит в обязанности специалиста. Если же обстоятельства не позволяют свести работу к минимуму, «выгорающий» сотрудник сводит к минимуму общение с близкими людьми или домашние дела.
При снижении рабочей активности сотруднику, естественно, приходится отказаться от продвижения по служебной лестнице, от профессионального творчества и профессионального роста. Происходит отказ от значимых целей. Учитель отказывается от внедрения новых педагогических технологий, которыми был увлечен ранее, врач оставляет исследовательскую деятельность, управленец перестает добиваться продвижения по карьерной лестнице.

Неудовлетворенность профессиональной деятельностью и жизнью в целом ведут в одних случаях к депрессии, в других – к агрессии. В случае депрессии человек обвиняет в профессиональных и личностных неудачах себя: «Я не смог. У меня как всегда не получилось. Я ни на что не годен». При преобладании агрессивных реакций обвиняются окружающие – начальство, коллеги, близкие.
Психосоматические проявления появляются уже на начальных стадиях эмоционального выгорания. Тревожность и неудовлетворенность приводят к снижению общей сопротивляемости организма. Напряжение ведет к повышению артериального давления и другим соматическим заболеваниям, тесно связанным с психическим состоянием.
На стадиях спада и отчаяния специалист все меньше способен удовлетворить профессиональным требованиям. Деятельность становится стереотипной, профессиональная неудовлетворенность распространяется на другие сферы жизни – семья, дружеские отношения. Исчезают хобби и увлечения, человека перестает трогать искусство и красота природы. На этих стадиях эмоциональное выгорание превращается в хроническое состояние и с большим трудом поддается коррекции.
В результате "сгорания" человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение ("исчерпывание ресурсов"), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.
Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Психическому выгоранию в большей степени подвержены трудоголики - те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс. СЭВ рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, при этом следует отметить, что профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов. Связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания выявлена:

  • Между общим (суммарным) показателем выгорания и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу);
  • Между деперсонализацией и недисциплинированностью, плохими отношениями с семьей и друзьями;
  • Между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями, между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.

++

Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое наступает под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике. Рассматривая параметры профессиональной деформации личности, предварительно можно выделить следующие характеристики. Воздействие профессии на личность можно оценить, прежде всего, по ее модальности (позитивное или негативное влияние). Известно, что сам по себе труд обладает нейтральными свойствами по отношению к результатам воспитания. Он способен оказывать благотворное, облагораживающее влияние на человека, формировать благородное отношение к труду, коллективу, воспитывать духовные потребности, мировоззрение, совершенствовать трудовые навыки, умения, опыт, в целом формировать особенности характера человека. Профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли. Источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и требованиям труда. Известно, что в наибольшей степени профессиональная деформация проявляется у представителей тех специальностей, где работа связана с людьми, особенно с «ненормальными» в какомто отношении. Объективное разделение труда, различия между умственным и физическим трудом, дисгармония в развитии личности создают предпосылки для возникновения профессиональных типов характера личности, превращения субъектов в «узких специалистов». Говоря о профессиональной деформации, можно кратко отметить, что сущность ее заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Впервые в психологии академик Б. Г. Ананьев отметил возможность несовпадающего, противоречивого развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способствующие несовпадению свойств личности и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии. Феномен профессиональной деформации можно определить как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии. Таким образом, термин «профессиональная деформация» — это достаточно удачная метафора, на основе которой можно построить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния профессиональной деятельности. Для этого представим некий производственный процесс изготовления какого-либо изделия с помощью прессования.

Классификация признаков профессиональной деформации. К признакам профессиональной деформации исследователи относят: нарушения в деятельности, причем называют их по-разному: должностные проступки, ошибки, нарушения дисциплины, социальных, морально-этических, правовых норм, преступления, злоупотребления и т. п. профессиональные изменения в личности, которые не соответствуют нормам профессиональной этики и деонтологии и не одобряются общественностью. Классифицировать признаки профессиональной деформации личности можно по разным основаниям. Например, Б. Н. Новиков выделяет и описывает перечень признаков с помощью понятий «социальные отклонения» и «делинквентное поведение». Многие в качестве основания и критерия классификации используют понятие «правовые нормы», и тогда все признаки деформации личности группируются в соответствии со статьями Уголовного кодекса, кодифицированными нормами закона определенной отрасли права (например, «Закона о труде», перечнем должностных преступлений и т. п.). Или признаки сравниваются с подзаконными актами, например должностными инструкциями, текстами профессиональной присяги, клятвы. Предпринимались попытки классифицировать признаки профессиональной деформации не по психологическим основаниям (психические процессы восприятия и оценки, состояния и свойства характера личности и т. п.), а по 27 следующим критериям: глубина деформированности личности; степень широты деформированности личности; степень устойчивости проявлений деформации; скорость наступления профдеформации. Среди параметров профессиональной деформации можно выделить такую количественную характеристику, как степень или уровень деформированности личности — глобальную или парциальную. Если вначале может поражаться только часть психики, что отразится на таких психических процессах, как восприятие, наблюдательность и т. д., то впоследствии деформация может приобрести глобальные размеры, затронуть сферу субъективных отношений личности, ее мировоззрение. Если на первых этапах деформации легко предотвращать негативные глубинные последствия, то позднее это делать становится труднее. В частности, одной из наиболее крайних форм профессиональной деформации можно считать сугубо формальный, функциональный подход к людям. «Профессионал» не относится к человеку как к личности, индивидуальности во всей полноте ее проявлений, а рассматривает его лишь в одной какой-то плоскости: пациент, клиент, штатная единица, правонарушитель и т. п. Например, узкий врач-специалист лечит не больного в целом, а только его болезнь и подходит к людям в неформальной обстановке лишь как к возможным пациентам. И, наконец, профессиональная деформация личности может различаться по степени устойчивости — временная (случайная) или постоянная (закономерная). Например, признаком профессиональной деформации личности можно считать неоправданное эпизодическое использование специфического жаргона или характерной жестикуляции. Некоторые исследователи оценивают и анализируют данный феномен с помощью понятия «норма» и соответствующего отклонения от нее. Они выделяют понятие «социальная норма», в которую входят, прежде всего, правовые и нравственные нормы. Он связывает с этим понятие нормотипа личности, которая строит образ жизни в соответствии с социальными нормами, и понятие психической нормы. Отклонения от той или другой нормы — это всегда поведение личности, не отвечающее обеим нормам — и социальной, и психической. Следует оперировать двумя видами норм: с одной стороны, нормой деятельности, включающей цели, принципы, технологии, методы и т. п., а с другой — нормой профессиональной этики. Причем не только и не столько абстрактные нормы общечеловеческой морали и трудовой этики, а именно профессиональной этики.

Виды ятрогении

Любой неосторожный жест, взгляд, действие или бездействие и, конечно же, слово врача может стать для пациента настоящей психологической травмой, спровоцировать психоз, невроз, нанести иной вред психике и организму.

В последнее время отдельно стали выделяться такие виды ятрогении как:

1. Прогностическая ятрогения – нарушение психики, вызванное чрезмерно пессимистичными прогнозами врача относительно будущего пациента.

2. Сестрогения – нарушение, вызванное неосторожными словами или действиями медсестры.

3. Ятрофармакогения – нарушение, вызванное неверным назначением лекарственных средств.

4. Манипуляционная ятрогения – нарушение, вызванное медицинскими манипуляциями.

5. Диагностическая ятрогения – нарушение, вызванное неверным или небрежно произнесенным диагнозом.

6. Лабораторная ятрогения – нарушение, вызванное нежеланием врача объяснять, отвечать на вопросы или небрежным объяснением результатов диагностики.

7. Немая ятрогения – нарушение, вызванное бездействием и молчанием медработника.

8. Эгротогения – взаимное негативное влияние пациентов друг на друга.

9. Эгогения – негативное влияние пациента на самого себя, отрицательное самовнушение.

10. Информационная ятрогения – расстройство психики, вызванное эмоциональным потрясением после прочтения или прослушивания недостоверной информации, поступившей от неквалифицированного специалиста.

Личность врача и пациента

Конечно, то насколько сильно подействуют слова врача на пациента, зависит и от личности и индивидуально-психологических особенностей каждого из них, от рода и тяжести соматического заболевания пациента и от момента, когда воздействие было оказано.

Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация операции, во время которой пациент находится под наркозом. Слова, сказанные в это время врачом, проникают прямо в бессознательное пациента, минуя сознание.

Если во время взаимодействия в состоянии сознания пациент может хоть как-то противостоять сказанному или каким-либо манипуляциям (воспринять критически сказанное, применить приемы саморегуляции, отказаться от процедуры), то под наркозом – нет. Состояние наркоза близко к гипнотическому сну. В таком случае внушение осуществляется на бессознательном уровне. Врачи и медсестры должны следить не только за тем, что говорят при пациенте, но и тогда, когда думают, что он их не слышит.

Хорошими «гипнотизерами» бывают врачи, отличающиеся:

· завышенной самооценкой,

· привычкой «поумничать»,

· резкостью и бездушностью в словах и действиях,

· безапелляционностью в высказываниях.

Легко поддаются внушению люди:

· боязливые,

· тревожные,

· доверчивые,

· неуверенные в себе,

· ранимые,

· с ригидным или образным мышлением,

· склонные к ипохондрии.

Люди в нашем обществе в большинстве своем не доверяют врачам, но приходя в больницу, любой человек надеется, что именно ему попадется самый лучший врач. Люди доверяют, а порой и слепо верят лечащим их врачам, отсюда и слишком частые случаи ятрогении. Но у медали всегда две стороны!

Если пациент верит доктору, почему бы этому доктору не подарить ему надежду и веру в лучшее? Если эффект плацебо имеют таблетки-“пустышки”, то слова авторитетного врача наверняка могут спровоцировать тот же эффект плацебо, но это будет уже не отрицательное (как при ятрогении), а положительное внушение!

Обманывать пациентов нельзя, но разве можно не оставлять им даже надежды? Слова и действия врача и других медицинских работников должны действовать не как яд, отравляющий человека, а как лекарство!

Зарубежные теории личности

В отличие от отечественной психологии XX века, в которой доминировали материалистические взгляды, в зарубежной психологии личность рассматривалась преимущественно с позиций идеализма, в связи с чем большое значение придавалось духовным потребностям, роли неосознанных мотивов в деятельности человека. Среди наиболее известных направлений в психологии, разрабатывавших собственные концепции личности, следует выделить следующие.

 

Психоанализ. В соответствии с концепцией З.Фрейда, личность включает три структурных компонента: "Ид" (инстинктивное ядро личности, подчиняющееся принципу удовольствия), "Эго" (рациональная часть личности, принцип реальности), "Супер-Эго" (моральная сторона личности - формируется последней). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии индивидуального развития: оральная, анальная, фаллическая (возникают комплексы Эдипа и Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - это личность, которая может и стремится работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого ".

 

Индивидуальная психология А.Адлера. Основной ее постулат: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство, или стремление к власти, присущее каждому человеку. Для достижения своих целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо он проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). Последний конструктивный элемент личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности -показатель психологического здоровья.

 

Аналитическая психология К.Г.Юнга. По Юнгу, личность состоит из трех взаимодействующих структур: "Эго" (все то, что человек осознает), личного бессознательного (все подавленное и комплексы), коллективного бессознательного (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь гармонии лишь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуализации) и интеграции всех скрытых и игнорируемых им сторон собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровне.

 

Неофрейдизм. Наиболее известные его представители - Э.Эрик-сон, Э.Фромм, К.Хорни. Особое значение придается "Эго" и его функциям. Эриксон считал, что "Эго" - автономная структура, которая проходит в своем развитии восемь универсальных стадий. Э.Фромм придавал особое значение влиянию на личность социальных и культурных факторов.

Диспозициональная психология. Наиболее видные представители - Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. В соответствии с их взглядами, люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися в различных ситуациях. Олпорт первым выдвинул теорию, согласно которой личность - это динамическая организация внутренних психических процессов, определяющих характерное для нее поведение и мышление.

Бихевиоризм. По определению Б.Скиннера, личность - это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея, что причинами действий человека являются внутренние автономные факторы, а также объяснение поведения с физиолого-генетических позиций.

Когнитивная психология. Дж.Келли предложена теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное то, как человек объясняет любое событие.

Гуманистическая психология. По А.Маслоу, личность определяется через иерархию потребностей.

Феноменологический подход к теории личности К.Роджерса основан на положении, что поведение нужно понимать с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность - личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает "Я" - концепция.

 

Таким образом, на основании всестороннего изучения высших уровней развития и проявлений психики человека, а также существующих концепций личности можно сделать вывод, что психическая индивидуальность определяется переплетением различных психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств. Наиболее распространенная в последнее столетие систематика уровней индивидуальности включает темперамент, характер, личность.

Таблица 2.6. Преимущества и недостатки методов психологической защиты

Преимущества Недостатки

Рационализация

Подыскивается обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы. Она служит сохранению. Самоуважения и самоутвержде-ния против внешней критики Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей выглядеть лучше

Проекция



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.099 с.)