Методика формирования у детей представлений о геометрических фигурах и форме предметов в старшей возрастной группе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика формирования у детей представлений о геометрических фигурах и форме предметов в старшей возрастной группе.



В 5-6 лет: 1. Ромб и квадрат (у квадрата все углы равны, у ромба не все углы равны); 2. Трапеция и прямоугольник (равенство углов, противоположных сторон; параллельность противоположных сторон); 3. Пирамида и конус (разные боковые поверхности, основания); 4. Овалоид и шар (овалоид катится в одном направлении, а шар в разные стороны; у шара одинаковая толщина снизу вверх и слева на право, а у овалоида – разная толщина); 5. Призма четырехугольная и куб (у куба равные ребра, у призмы не равные); 6. Треугольная призма и четырехугольная (разная форма оснований; из треугольной призмы не всегда можно построить башенку); 7. Овалоид и цилиндр (овалоид неустойчив в любом положении). 8. Сравнение плоских и объемных фигур. Круг сравниваем с шаром, квадрат с кубом, овал с овалоидом, прямоугольник с призмой, прямоугольник с цилиндром, треугольник с конусом, треугольник с пирамидой, треугольник с треугольной призмой. Задачи: 1. Учить детей обобщению фигур по форме.

Детям даётся несколько моделей одной и той же фигуры, которые отличаются по различным признакам (цвет, размер, пропорции частей, расположение в пространстве). Предлагается обследовать все модели и сказать, что общего (указываются характерные признаки). Затем дети должны назвать фигуры одним словом2. Учить определять форму окружающих предметов. Детям предлагаются самые разные предметы, ставится вопрос: «что общего у этих предметов?» Дети должны абстрагироваться от остальных свойств и воспринимать форму как свойство предмета.

 

 32. Методика формирования простраственных представлений у детей в младшей возрастной группе.

1.2. Методика формирования пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста
Все предметы существуют в пространстве, в пространственных отношениях между собою. Познание пространственных отношений является условием правильного отражения явлений окружающей жизни, условием успешной познавательной и практической деятельности. В своем развитии ребенок проходит несколько этапов освоения пространства. Рассмотрим их.
I этап. Пространственные отношения ещё не выделены ребёнком. Окружающие предметы он воспринимает как «отдельности», не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними. Отражаемое пространство дискретно. Так, многие дети в возрасте трех-пяти лет определяли в экспериментальных заданиях различные пространственные группы предметов как адекватные на основе лишь признака общности входящих в них предметов. Например, на двух карточках изображены три одинаковых предмета, но они различно расположены относительно друг друга. «Карточки одинаковые, - говорит ребёнок, - здесь мишка и здесь тоже мишка, тут зайчик и тут, матрёшка и вот матрёшка…» Пространственное же расположение предметов при этом не учитывается. Сигнальным раздражителем является объект, но не пространственное его расположение среди других предметов [20, 58].
II этап. Пространственные отношения вычленены. Отдельные предметы теперь начинают восприниматься ребёнком в их пространственных взаимосвязях. Но точность восприятия и оценки пространственного их расположения относительно друг друга опосредуется ещё расстоянием. Дальность расположения объектов от исходной точки отсчёта затрудняет вычленение и осознание ребёнком пространственных отношений, существующих между ними.
Следствием этого является переход от дискретного характера восприятия пространства к отражению отдельных его участков в форме своеобразных «непрерывностей».
Располагая игрушки по кругу, ребёнок, например, тесно прижимает их одну к другой, образуя замкнутую кривую; стремление к установлению контактной близости отличалось также при расположении предметов «рядом», «друг за другом», «напротив» и т.п. Ориентируясь в пространственном расположении объектов, он пользуется ещё способом «практического примеривания» или соотнесения объектов с исходной точкой отсчёта [22, 67].
III этап. Развитие зрительной оценки пространственного расположения предметов и изменение способа ориентировки в окружающем пространстве обеспечивают теперь более совершенный характер его отражения независимо от расстояния в расположении отдельных объектов относительно друг друга. Все это приближает ребенка к адекватному отражению пространства как целого в единстве составляющих его «отдельностей», а, следовательно, и к пониманию единства дискретности и непрерывности отражаемого пространства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.237 (0.005 с.)